Почему чиновники боятся цифровизации?

07 июня 79 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

картинка: uitp.org

Государство всегда являлось эпицентром общественной жизни населения. Именно с сильным государством и политической волей Президента большинство россиян связывает свои надежды на решение наиболее волнующих их проблем (остановка роста цен, бедность, защита от преступности, здравоохранение, образование).

Сильное государство в глазах большинства россиян - это прежде всего государство с эффективно работающим аппаратом, который в первую очередь способен обеспечить интересы граждан, стабильность, порядок и социальную справедливость.

В настоящее время работа аппарата оценивается низко из-за того, что административная система не способна на должном уровне оказывать услуги обществу.

Истоки недоверия:

  1. Аппарат работает, прежде всего, на себя, а интересы граждан находятся на последнем месте. 
  2. Аппарат работает не эффективно в силу плохой организации труда и ориентированностью на первоочередное исполнение аппаратных поручений, а не интересов граждан. 
  3. Не видны конечные результаты работы государственных структур, так как нет ориентированности чиновника на результат. В итоге, такие показатели, как борьба с бедностью, здравоохранение, образование, поддержка предпринимательства, борьба с преступностью, граждане оценивают низко.
  4. Граждане плохо информированы о деятельности институтов власти, так как не налажена система, позволяющая вести диалог власти с населением. Функции общественных советов диктуются требованиями госорганов, а не потребностями общества. Общественные советы целиком зависят от госслужащих. 
  5. Отсутствует четкий и быстрый механизм дачи ответов на обращения граждан, при одновременном отсутствии прозрачности работы госорганов.

Чтобы повысить производительность труда госслужащих, в недрах правительства РФ разрабатываются мероприятия по скорейшей цифровизации органов государственного управления. По словам экономиста Алексея Кудрина, 80% госслужащих не готовы к этому, при этом он заявил страшную для чиновников фразу о том, что в результате цифровизации количество чиновников будет сокращено на треть.

07 июня под знаком цифровизации состоится прямая линия с президентом В. Путиным. Президент в прямом эфире будет переадресовывать вопросы из регионов напрямую их главам, которым рекомендовано во время прямой линии находиться на рабочих местах, пить валидол и переживать.

Таким образом, цифровизация государственного управления продвигается не для того, чтобы быть в тренде, а для того чтобы чиновники мгновенно реагировали на запросы населения. А единственным выходом, чтобы избежать волны недовольств, является максимальная открытость в работе и ведение равноправного диалога.

Именно в этом ключе я понимаю основной посыл цифровизации органов государственного управления. Если чиновники хотят «выжить», они должны будут быстро перестроить свою работу на результативность, открытость и взаимодействие с обществом и гражданами.

С развитием всемирных информационных технологий и развитием интернета, когда подавляющее число управляющих систем в мире носит транзакционный или учетный характер, государство не может не считаться с этими изменениями. Ведь цифровая трансформация нацелена на решение все тех же задач, которые стояли перед экономикой и органами государственной власти всегда - это оптимизация процессов, сокращение затрат, повышение качества ради интересов населения.

По прогнозам The Boston Consulting Group доля цифровой экономики к 2035 году возрастет с 6 до 33% и достигнет 16 трлн $, а существующая экономика потеряет 6%. Ожидается, что в ближайшие годы традиционные устои и существующие системы претерпят большие изменения. При этом цифровые технологии трансформируют не только бизнес-процессы, но и органы государственного управления.

Новые цифровые технологии сделали возможным создание принципиально новой модели отношений между органами государственной власти и населением. Цифровизация государственных услуг подразумевает организацию процессов в государственных органах по совершенно новым принципам, потому что они позволяют понимать процессы глубже и управлять ими на принципиально новом качественном уровне.

Если несколько лет назад цифровизация бизнеса и государственных услуг была чем-то условным, то сегодня - это данность. Бизнесмены проводят цифровую трансформацию своих предприятий с тем, чтобы не отстать от конкурентов и не потерять клиентов, а органы государственной власти, чтобы не потерять доверие населения.

Большинство госслужащих не только осознает ненормальность положения с открытостью и прозрачностью деятельности властных структур для граждан, но и имеет достаточно четкое представление о системе мер, которые могут способствовать решению проблемы. Эти меры касаются как общей перестройки работы властных структур (в первую очередь более четкое регулирование процедур принятия управленческих решений с нацеленностью на конечный результат), так и непосредственно информационной составляющей (прежде всего ответы на обращения граждан по существу; диалог с населением; регулярные встречи руководителя с общественностью; электронное взаимодействие с населением).

Поэтому, на мой взгляд, цифровизация органов управления повлечет:

  1. Внедрение электронных общественных мониторингов по таким вопросам, как ремонт дорог, благоустройство, мониторинг цен на товары первой необходимости, работа общественного транспорта, строительство жилья, деятельность ТСЖ и УК и т.д. 
  2. Сотрудничество между властью и населением с помощью социальных сетей и технологий (Facebook, мобильные приложения, блоги).
  3. Проведение регулярных общественных слушаний.
  4. Налаживание новых каналов взаимодействия с бизнесом и потенциальными инвесторами. 
  5. Активизацию работы общественных советов (необходимо выводить их из под доминирующего влияния госорганов).
  6. Цифровизацию госуслуг (клиентоориентированный подход к оказанию госуслуг).
  7. Внедрение новых форм контроля за деятельностью властных структур со стороны граждан и их объединений.

Работа государственного аппарата должна стать прозрачной для общества при процедуре принятия решений. Если нет ясности, кто и на каких основаниях принимает решения, то нет и того лица, которое несет ответственность за последствия.

Источник :

Похожие материалы
35
Дуньхуан - город «Шелкового пути»

В III в. с востока пришел чаньский монах Фалян, который выкопал себе пещеру в склоне горы (фото).

03 августа
37
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве

Глава Бурятии рассказал о сохранении бурятского языка, сложностях водоохранной зоны, Тункинском нацпарке, очередях в детские сады и многом другом.

03 августа
38
Почему Центральная Азия отказалась от сближения с исламским миром

Как страны Центральной Азии пришли к пониманию, что исламские страны мало чем могут помочь им в модернизации.

02 августа
30
В Бурятии отмечены спад в розничной торговле и увеличение миграционного оттока

По сообщению Бурятстата, оборот розничной торговли в СФО положительный, кроме Бурятии.

02 августа
Дуньхуан - город «Шелкового пути» 35
Дуньхуан - город «Шелкового пути»

В III в. с востока пришел чаньский монах Фалян, который выкопал себе пещеру в склоне горы (фото).

03 августа
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве 37
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве

Глава Бурятии рассказал о сохранении бурятского языка, сложностях водоохранной зоны, Тункинском нацпарке, очередях в детские сады и многом другом.

03 августа
Почему Центральная Азия отказалась от сближения с исламским миром 38
Почему Центральная Азия отказалась от сближения с исламским миром

Как страны Центральной Азии пришли к пониманию, что исламские страны мало чем могут помочь им в модернизации.

02 августа
30
В Бурятии отмечены спад в розничной торговле и увеличение миграционного оттока

По сообщению Бурятстата, оборот розничной торговли в СФО положительный, кроме Бурятии.

02 августа
31
Жара в Китае приведет к борьбе за водные ресурсы

Последствия водного кризиса в Китае могут коснуться и России, которая является одним из мировых лидеров по запасам пресной воды.

02 августа
51
Асасёрю Дагвадорж отберет в сумо тувинских мальчишек

4 августа в Кызыле стартует Международный фестиваль национальной борьбы среди ребят 2001-2006 г.р.

01 августа
24
Российские экологи обеспокоены участием КНР в проекте монгольских ГЭС

Проекты создания каскада монгольских ГЭС в бассейне Селенги вовсе не сданы в архив. И похоже, они дорабатываются.

01 августа
282
Как устроена пенсионная система в современном Китае

Нередко о Китае повторяют заблуждение, будто бы в Поднебесной не платят пенсий. Это миф.

01 августа
27
В Казахстане большинство кыргызстанских мигрантов попадает в рабство

Ежегодно из трудового рабства в стране спасают более 100 человек (видео).

01 августа
35
"Ненавидели и боялись": как алтайские женщины победили алкоголизм

Почти три десятилетия назад женщины двух сел на Алтае объявили войну алкоголизму, чтобы спасти мужчин и свои деревни. Сейчас эта мода распространилась и на другие регионы.

01 августа
Популярные статьи
36
Как жилось в Золотой Орде

Феномен Золотой Орды до сих пор вызывает серьезные споры среди историков.

24 июля
23
Сарт-калмаки в современном Кыргызстане

Сарт-калмаки являются небольшой группой ойратского происхождения, проживающей ныне в Республике Кыргызстан, сохраняющей свою ойратскую, и больше – монгольскую идентичность.

23 июля
23
Конкуренция и взаимодействие ЕС и ЕАЭС в странах Центральной Азии

Что необходимо сделать России, чтобы укрепить свои позиции в регионе?

21 июля
40
Панмонгольское движение 1919 г. и деятельность бурятских националистов

С 26 февраля по 7 марта 1919 г. в Чите в гостинице «Даурия» прошел съезд, посвященный созданию Всемонгольского правительства, в котором приняли участие 14 представителей Бурятии, Хулунбуира, Внутренней Монголии. Внешняя Монголия не делегировала своего представителя на этот съезд.

17 июля