Бурятские имена - это традиции нашего народа

08 апреля 2019, 22:40 695 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

фото: Олег Жук

На протяжении веков у бурятского народа формировались определенные традиции. Их богатство свидетельствует о духовном здоровье народа.

Рождается в степи новый человек и первое, что он получает от родителей – это улгы (люлька) и нэрэ (имя). Сколько бы ни было раньше детей в бурятской семье, но колыбель одна. Делали ее к рождению первенца, и служила она до тех пор, пока в юрте слышался детский крик и смех.

У бурят есть даже такое благопожелание «ходол олон боложол байгты!» (пусть в вашей семье рождается больше детей!). В семье, где улгы не пустует, нет места тоске и унынию.

Старики говорили: нельзя малышу долго без имени, его душа беспокоится, он будет мучиться, плакать. И родители старались не затягивать с выбором имени.

Сегодня у бурят немало родных, прекрасных имен. В них история рода, семьи, в них отражение Тоонто нютаг (родимого края).

Рождение ребенка, как и у всех других народов, является самой большой радостью у бурят. Однако выбор имени для новорожденных у наших предков имел свои традиционные особенности, к этому относились очень серьезно.

Имя по бурятским традициям, как правило, давал наиболее опытный и мудрый член семьи - дед или бабушка по матери либо отцу, чтобы имя, в первую очередь, малышу подошло и в будущем ему сопутствовала удача и счастье. С давних времен, называя ребенка тем или иным именем, наши предки верили, что оно закладывает основу для будущего характера и судьбы.

Ареал распространения бурятского народа очень широк и поэтому буряты очень богаты различными традициями. Исторически Бурятия оказалась местом встречи и взаимодействия разных культур – буддийской культуры Востока и христианской культуры Запада. И следы этих культур обнаруживаются в наших именах.

Так, составители словаря «Тайна вашего имени» пишут:

Современный состав личных имен обнаруживает значительные различия в именах забайкальских и прибайкальских бурят. Прежде всего здесь сказалось влияние разных культур и различие в вероисповедании.

 

Забайкальские буряты, территориально граничившие с Монголией, находились под влиянием восточной культуры и исповедовали буддизм.

 

Прибайкальские буряты, живущие в пределах Иркутской области несколько оторванно от монголоязычного мира, исповедовали в основном шаманизм и христианскую религию. Влияние разных культур и различие в вероисповедании нашли определенное отражение в личных именах бурят.

 

Основная часть личных имен забайкальских бурят - это исконно бурятские, а также тибетские и санскритские, которые не воспринимаются сейчас носителями как иноязычные. С распространением буддизма в Забайкалье в ХVII-ХVIII вв. тибетские и санскритские имена прочно вошли в лексику бурят.

Совсем недавно среди бурят широко бытовали двойные имена: Цырен-Дулма, Бадма-Ханда, Цырен-Еши и т.п., в которых один из элементов, а иногда и оба выражали определенные смысловые понятия, такие как разум, вера, алмаз и т.д., или второй элемент имени усиливал значение первого. Буддийские астрологи убеждены, что в имени заложена судьба человека. По их мнению, чем длинее имя (двойные имена), тем дольше и счастливее живет человек.

Например, я встречал человека вот с таким ФИО: Жамбалдагбаев Санжай-Жамсо Батомункуевич.

У прибайкальских бурят после присоединения Бурятии к русскому государству получили большое распространение личные имена из христианского календаря, например: Николай, Василий, Михаил, Кирилл и т.д.

Среди бурятских имен большое место занимают имена, которые давались по характерному признаку человека (Ардай, Балдак, Номгон, Сэсэн), т.е. слова с нарицательным значением нередко использовались в качестве личных имен. Присваивались также имена, взятые из скотоводческой и другой терминологии. Например: Баян (богатый), Сагадай, Саган, Буха, Тыхэ.

Большой пласт бурятских личных имен был связан с традиционными верованиями и нес в себе охранительную, оберегательную функцию. Имена типа Шоно, Онгон давались для устрашения злых духов. Сейчас все эти имена вошли в лексику фамилий. Среди фамилий Ардаев, Балдаков, Сагадаев, Саганов, Бороев, Шоноев и др.

Мужские и женские имена в бурятском языке в принципе не имеют грамматических различий, но в некоторых именах женские имена отличаются по формальным показателям, заимствованным из тибетского ( - ма, - су) и русского ( - а) языков.

Современные русские имена воспринимаются как истинно русские и многие не осознают древнегреческого происхождения имен Василий, Алексей, Федор и т.п., так же как и древнееврейского и латинского происхождений, связанных с христианизацией Руси (Х в.).

У бурят существовали самые разные варианты наречения детей. Например, связанные с хозяйственным укладом, топонимикой края, особенностями телосложения и здоровья, со временем года, многочисленными приметами или знаменательными событиями и т.д.

Часто в качестве имени давались названия нежных растений: Сарнай, Сэсэг (цветок); драгоценных металлов и камней: Алтан (золото), Болор (хрусталь), Номин (изумруд), Тумэр (железо), Субад (жэмчуг).

Чтобы девочки росли несказанной красоты, их называли именами небесных божеств: Бальжима, Дарима, Наран, Гоёхон. Когда рождалась долгожданная дочь, ее называли Балма (мед), Хонгор (милая, обаятельная).

Если в семье рождались только дочери, самой младшей давали мужское имя в надежде на то, что следующим родится сын.

К именам мальчиков отношение было другим, так как на плечи мужчин ложились основные трудности жизни. В первую очередь желали, чтобы они в лихолетье были защитниками родного очага и рода - Батар (воин), Алдар (слава), Бата (крепкий), Балта (молот), Тамир (сила, энергия), Тумэн (тысячник), Аян (путь, путешествие).

Как известно, в прошлые века смертность детей была очень высокой, что породило массу специфичных имен. Если ребенок заболевал, то ему давали другое имя и он шел на поправку. В семьях, где младенцы умирали часто, новорожденных называли особыми именами: Элбэг (обильный), Мунхэ (вечный), Амгалан (спокойный), Ардай (щуплый), Арюун (чистый), Ашата (благодарный), Бадархан (процветающий). Эти имена оберегали ребенка, являлись словно защитой от сглаза, порчи.

Когда рождался долгожданный ребенок, то его называли Толон (сияние), Жаргал (счастье), Санал (соскучились), Айдар (милый), Сарюун (прекрасный).

Известны случаи, когда после смерти нескольких младенцев, очередного мальчика назвали Улэмжэ (пусть остановится, останется).

Часто выбор имени сопровождался особенностями кочевого быта: Дархан (кузнец), Дэлгэр (обширный), Булаг (родник), Хулэг (скакун), Мэргэн (меткий), Тунгалаг (прозрачный), Тунгалан (чистый), Тургэн (быстрый).

При этом немалую роль играли и места нашего обитания. Например, Саян, Байгал, Далай, Шынгыс.

Из далекого прошлого, когда животные были тотемами, дошли имена Аюхан (хан медведь), Арсалан (лев), Барас (рысь), Боро (волк), Булган (соболь), Боржон (утка), Бургэд (орел) и др.

По традиции имена отражали черты характера и особенности человека, например, Амарсана (благонамеренный), Буянта (добродетельный), Балхан (пухлый), Балдак (приземистый), Бардам (чванливый), Баярта (радостный), Гоохон (красавица), Сэсэн (мудрый), Бичихан (маленький) и т.д.

Таким образом, у нашего народа сформировались свои национальные имена, отражающие особенности языка и культуры.

В наше время родители стараются дать своим детям распространенные либо, напротив, необычные имена, чтобы еще с рождения как-то выделить их.

Сегодня бурятское имя услышишь нечасто. «Наши имена устарели», – говорят молодые родители. Может быть и не все старые имена привычны слуху современного человека, но многие очень красивы. Какое звучное имя Баян-Далай! По-русски – богатый океан.

Нашему народу нужен новый большой словарь бурятских имен (в том числе новых, современных), чтобы молодежи было легче в выборе родного имени. Это запрос нашим ученым, этнографам, литературным деятелям.

В древние времена было так: сколько жителей в степи, столько и разных имен. Их звучание нужно сохранить.

Согласно официальной статистике органов ЗАГС за 2018 год, самыми популярными именами в Бурятии стали: Артем, Александр, Софья, Виктория.

Руководитель «Координационного центра по изучению региональной ономастики Северного Кавказа» Роза Намитокова отмечает:

«Традиция давать национальные имена уже возрождается повсеместно, ведь в них заложена история народа. Имя накладывает отпечаток на жизнь. Думаю, если родители называют дочь Пелагея, значит, предполагают, что она будет хранительницей русских традиций».

Роза Намитокова считает, что имя должно быть благозвучным, соответствовать национальности, времени и менталитету. Детям обязательно необходимо объяснить происхождение и значение имени.

 


При написании статьи использовался словарь «Тайна вашего имени», составители: Ц.А. Дариева, Ю.Ж. Жабон, Б.Ж. Жабон / Улан-Удэ, БНЦ, 1991


Дугаров Буянто

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
154
Алтайскую активистку оштрафовали за текст о буддистах

Горный Алтай сейчас является тем местом, где в умах проживающих происходят своего рода кипение, брожение в вопросах выбора веры.

Вчера 17:51
44
Врачей проверят на приписки в медкартах

Начнутся проверки записей в медкартах.

Вчера 11:51
420
Первые плоды борьбы Сарданы Авксентьевой с муниципальной «земельной мафией»

Лица, обвиняемые в земельных махинациях, стали возмещать бюджету г. Якутска причиненный ущерб.

18 июня 2019, 18:18
203
Министерство культуры Забайкалья объявило конкурс магтаалов, посвящённый Айралжан Хатан Эжы

Забайкальцев приглашают принять участие в конкурсе поэзии на бурятском языке.

18 июня 2019, 16:43
Алтайскую активистку оштрафовали за текст о буддистах 154
Алтайскую активистку оштрафовали за текст о буддистах

Горный Алтай сейчас является тем местом, где в умах проживающих происходят своего рода кипение, брожение в вопросах выбора веры.

Вчера 17:51
Врачей проверят на приписки в медкартах 44
Врачей проверят на приписки в медкартах

Начнутся проверки записей в медкартах.

Вчера 11:51
Первые плоды борьбы Сарданы Авксентьевой с муниципальной «земельной мафией» 420
Первые плоды борьбы Сарданы Авксентьевой с муниципальной «земельной мафией»

Лица, обвиняемые в земельных махинациях, стали возмещать бюджету г. Якутска причиненный ущерб.

18 июня 2019, 18:18
203
Министерство культуры Забайкалья объявило конкурс магтаалов, посвящённый Айралжан Хатан Эжы

Забайкальцев приглашают принять участие в конкурсе поэзии на бурятском языке.

18 июня 2019, 16:43
261
Президент Казахстана Токаев свободно говорит на китайском и дал совет Трампу

Известно, что глава Казахстана в совершенстве владеет несколькими иностранными языками.

18 июня 2019, 14:51
205
Итоги спортивных состязаний Ёрдынских игр-2019

В многоборье «Игры Баторов» победителем вновь стал Балдан Цыжипов из Бурятии.

18 июня 2019, 03:19
126
Ульяновская область не может озолотиться на китайских туристах

Ульяновцы недоумевают: китайских туристов много, а прибыли мало.

18 июня 2019, 00:33
707
В глухих уральских деревнях нашли ВИЧ у бабушек и дедушек

Зараженность - выше, чем в Екатеринбурге.

17 июня 2019, 22:37
88
Рамзан Кадыров назначил своего представителя в Якутии

Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров назначил своего представителя в Якутии.

17 июня 2019, 21:35
194
Российский поисковик рассказал, как выжил в плену у «Талибана»

Александр Лаврентьев, занимавшийся поиском солдат пропавших и погибших в Афганистане, сам едва не умер в плену у боевиков.

16 июня 2019, 01:53
Популярные статьи
220
Как в Казахстане хотели создать немецкую автономию

Сегодня, 16 июня, исполнилось 40 лет со дня проведения в Целинограде первого митинга, направленного против создания немецкой автономии.

16 июня 2019, 20:10
174
История становления Ёрдынских игр

Усилиями общественности Фестиваль был возрожден в 2000 году после долгих лет забытья.

04 июня 2019, 16:08
145
Как нацисты планировали создать «расу господ»

Гитлер был всерьез озадачен демографическим вопросом. Был разработан проект, который получил название «Lebensborn» (Источник жизни).

01 июня 2019, 21:39
376
Почему монголы напали на Русь

31 мая 1223 года, 796 лет назад, состоялось первое сражение русских дружин с монгольским войском на реке Калка.

31 мая 2019, 15:36