Как ламаизм проник в сердце кочевника?

24 октября 2018, 19:37 154 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

на фото Потала - царский дворец и буддийский храмовый комплекс, расположенный в Лхасе, в Тибетском автономном районе КНР

Буддизм зародился в Древней Индии примерно в VI веке до нашей эры в эпоху образования крупных государств в долине Ганга. Его основателем считается принц Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда (Просветленный). Принца также называли Шакьямуни, что значит мудрец из рода Шакьев. Приверженцы буддизма полагают, что он открыл путь к выходу из колеса сансары в результате самосовершенствования (методы понимания и созерцания) и накопления добродетелей в течение перерождений.

Со временем буддизм получил широкое распространение в странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

На Тибете, в восточных районах Центральной Азии в VII–XIV вв. сложился ламаизм. Ламаизм (тибетский буддизм) – направление в буддизме, распространившееся среди монголов, бурят, тувинцев, калмыков.

Это учение подарило данным кочевым народам надежду на счастье, равенство, справедливость, которые были нередко недостижимы в их трудной реальной жизни.

Ламаизм во многом определил социокультурное развитие этих кочевых народов. Ламаизм быстро снискал среди аратов немало приверженцев благодаря тому, что ламаизм быстро ассимилировал древние культы природы. Они вошли в культовую систему ламаизма без изменения сущности и назначения, и только внешнее оформление обрядов было дополнено отдельными новшествами.

Также ламаизм включил в свою систему многовековые традиции этих народов. Почитаемые шаманистами культовые места и их «хозяева» по-прежнему оставались объектами культа, но уже под именами ламаистских сахюсанов — «гениев-хранителей». Именно этим объясняется то, что ламаизм сумел довольно быстро стать неотъемлемой частью народной культуры и повседневной жизни.

Например, древний культ огня вошел в обрядовую систему ламаизма и стал одним из распространенных культовых действий в сфере семейно-бытовой обрядности ламаистов. Включение культа огня в систему ламаистской практики сопровождалось письменной фиксацией обрядов и текстов - созданием сутр огня. Возникновение письменных ламских текстов молений огню датируется XVII в.

В 1930-е годы в Сибири ламаизм был распространён на территории Бурятии, в большей степени в восточной её части и немного меньше – в западной. Он глубоко вошёл в быт бурят-монгольского населения региона, в силу чего ламы через духовные наставления имели возможность влиять на значительные слои верующих. Тем более, что ламские сановники на местах находились в одной связке с родовой аристократией и нойонами, авторитет которых среди кочевых аратов традиционно был непоколебим.

В первые годы после установления советской власти представители ламского духовенства начали активно принимать участие в общественно-политической жизни Бурят-Монгольской республики, они участвовали в работе различных национальных съездов. Однако новая власть раскусила их замысел и повела с ней беспощадную борьбу, опираясь на высказывание И. Сталина:

«Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков… Партия не вычёркивала из своей программы пункт о борьбе с религией».

Активные действия советской власти против ламаизма начались в середине 1920-х гг., параллельно с первыми попытками коллективизации. Для нажима на лам большевики использовали методы, уже проверенные в борьбе с православной церковью: обвинение в контрреволюции и как следствие – массовые репрессии среди духовенства и мирян, затем постоянно усиливающаяся антирелигиозная пропаганда и непосильные налоги на культовые здания и имущество самих лам.

За последние несколько десятилетий религиозная ситуация в России претерпела радикальные изменения, люди перестали бояться публично заявлять о своей вере в Бога и своей религиозной принадлежности.

Основные столпы ламаизма

С объединения Тибета в XVII веке до 1959 года, когда он был полностью захвачен китайцами, теократическими правителями Тибета являлись далай-ламы (великие учителя). В настоящее время их считают духовными лидерами ламаистов.

Далай-ламы для сторонников ламаизма – перевоплощения бодхисаттвы Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания. Согласно тибетскому буддизму бодхисаттвы – божества, которые обеспечивают выход из колеса сансары всем, кто живет в соответствии с требованиями ламаизма. Приверженцы ламаизма полагают, что Авалокитешвара помогает смертным преодолеть круговорот бытия.

Главным сборником канонических текстов в ламаизме является «Ганджур». По-тибетски «Ганджур» означает «Перевод откровений Будды». Изречения Будды составляют 108 томов канонических текстов ламаизма. «Ганджур» состоит из семи разделов:

  1. Дул-ва – правила, установленные для монахов;
  2. Шэрчин – условия и требования для прохождения пути религиозного спасения; 
  3. Пал-чэн – пантеон, т.е. иерархия буддистских богов, и сферы их влияния;
  4. Кон-цзэг – высказывания Будды по онтологическим (о бытии) и этическим (о морали) вопросам); 
  5. До-дэ – рассказы о перерождениях Будды; 
  6. Ньигдай – описание перехода в нирвану, освобождение от горестей; 
  7. Джюд – описание порядка проведения заклинаний, магических способов воздействия на сверхъестественный мир.

Кроме «Ганджура» в ламаизме существует комментаторская литература из 225 томов под названием «Данджур». По-тибетски «Данджур» означает «Перевод толкований (учений)».

«Данджур» состоит из двух разделов (Джюд и До-дэ). В нем содержатся произведения шести буддийских авторов Нагарджуны, Арьядевы, Асанги, Васубандху, Дигнаги, Джармакирти, а также дополнения и разъяснения к их сочинениям.

В целом тибетская теология (богословие) включает в себя труды основателя ламаизма Цзонхавы (1357-1419), далай-лам (великих учителей), хроники монастырей, трактаты по религии, астрологии, астрономии, географии, медицине и т. д.

Верующие обязаны проявлять уважение к ламам. Отказ принять поучение от ламы, неуважение к духовенству входят в список 10 «черных» грехов в ламаизме. Кроме того, грехами считаются убийство, кража, ложь, жадность, зависть, клевета, злоба, ложные воззрения.

В следующей статье попробуем разобрать, почему Тибет - колыбель ламаизма, по-прежнему остается одним из самых бедных районов Китая, с исторически очень низким уровнем здоровья и образования.


Тибетская женщина кормит ребенка грудью / AFP / Getty Images

Заметки русских исследователей XIX в. о религиозных верованиях монголов того времени читайте здесь.

Источники:

  1. Галданова Г.Р. «Культ огня у монголоязычных народов и его отражение в ламаизме»/ Советская этнография. 1980. № 3. С. 94-100.
  2. Занданова Л.В., Паламарчук А.В. «Борьба с ламаизмом в Восточной Сибири в 1930-е годы: документы свидетельствуют»/ Гуманитарный вектор. 2016. Т. 11. № 4. С. 93-98.
  3. Куликова Е.А. «Буддизм и ламаизм: предпосылки возникновения и сущность вероучения»/ Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 19. С. 45-49.

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
61
Даши Намдаков наполнил жизнью Русский музей фантастическими тварями

Персонажи Намдакова образуют эдакий языческо-монголо-бурятский бестиарий, но совсем не отталкивают. Человеку христианской культуры эти божества кажутся уродливыми демонами, но их внешность оправдана функцией - отпугивать злые силы.

4 часа назад
119
Подводные камни дальневосточного гектара

Жителям Бурятии и Забайкалья следует запомнить: «бесплатный гектар» вовсе не означает, что всё, что на нем есть, тоже бесплатно.

6 часов назад
23
Китайцы плодятся, а дальневосточники сокращаются

Население ДФО продолжает таять на глазах начиная с 1992 года.

6 часов назад
86
Министр иностранных дел Монголии совершит исторический визит в Казахстан

24-25 января состоится первый в истории казахстанско-монгольских отношений официальный визит главы МИД Монголии Дамдина Цогтбаатара в Казахстан.

21 января 2019, 23:48
Даши Намдаков наполнил жизнью Русский музей фантастическими тварями 61
Даши Намдаков наполнил жизнью Русский музей фантастическими тварями

Персонажи Намдакова образуют эдакий языческо-монголо-бурятский бестиарий, но совсем не отталкивают. Человеку христианской культуры эти божества кажутся уродливыми демонами, но их внешность оправдана функцией - отпугивать злые силы.

4 часа назад
Подводные камни дальневосточного гектара 119
Подводные камни дальневосточного гектара

Жителям Бурятии и Забайкалья следует запомнить: «бесплатный гектар» вовсе не означает, что всё, что на нем есть, тоже бесплатно.

6 часов назад
Китайцы плодятся, а дальневосточники сокращаются 23
Китайцы плодятся, а дальневосточники сокращаются

Население ДФО продолжает таять на глазах начиная с 1992 года.

6 часов назад
86
Министр иностранных дел Монголии совершит исторический визит в Казахстан

24-25 января состоится первый в истории казахстанско-монгольских отношений официальный визит главы МИД Монголии Дамдина Цогтбаатара в Казахстан.

21 января 2019, 23:48
17
Айсен Николаев - самый популярный в ДФО глава в соцсетях

Были проанализированы аккаунты глав всех 11 субъектов ДФО в пяти популярных социальных сетях Instagram, Facebook, «Вконтакте», Twitter и «Одноклассники».

21 января 2019, 22:05
341
Как живут русские буддисты на горе Качканар?

Буддистский монастырь Шедруб Линг на вершине горы Качканар в Свердловской области по-прежнему стоит, несмотря на решения судов о выселении буддистов (фото, видео).

21 января 2019, 19:09
92
Учительницы из Казахстана бросили школу, чтобы проводить торжества по национальным обрядам на заказ

Их совместное хобби – собирание казахских обрядов, проведение праздников по обычаям и традициям, - настолько захватило, что было решено бросить работу.

21 января 2019, 14:43
71
Бурятия отстает от Иркутской области во внимании иностранцев

Иркутская область продолжает оставаться на 3 месте за счет туризма на Байкале, а Бурятия переместилась на 7-е.

20 января 2019, 14:55
396
Рослесхоз России хочет полностью запретить скупку китайцами сибирского леса

Чиновник пояснил, что интерес предпринимателей из КНР способствует росту объемов незаконной вырубки леса.

20 января 2019, 10:48
336
Киргизы требуют не выдавать киргизских девушек замуж за иностранцев

По словам одного из митингующих, женщины – это будущее нации.

19 января 2019, 00:13
Популярные статьи
96
Братья по крови

Центр народных традиций «Байкал» изучает традиции, историю, этнофилософию бурятского народа.

20 января 2019, 23:29
200
Раскрыта причина детских жертвоприношений в Перу

До сегодняшнего дня жертвенник Темпло Майор был окутан зловещим ореолом тайны.

17 января 2019, 18:25
149
Речь - определяет жизнь человека

Внешний вид и успех человека зависят от речи.

12 января 2019, 02:31
257
Как индейцы экстерном прошли путь военного искусства

В XVII–XVIII веках североамериканские индейцы познакомились с лошадьми и огнестрельным оружием. Как менялись их вооружение и тактика, какие правила военного искусства им пришлось выучить - об этом в нашем материале.

28 декабря 2018, 23:42