Как ламаизм проник в сердце кочевника?

24 октября 2018, 19:37 603 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

на фото Потала - царский дворец и буддийский храмовый комплекс, расположенный в Лхасе, в Тибетском автономном районе КНР

Буддизм зародился в Древней Индии примерно в VI веке до нашей эры в эпоху образования крупных государств в долине Ганга. Его основателем считается принц Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда (Просветленный). Принца также называли Шакьямуни, что значит мудрец из рода Шакьев. Приверженцы буддизма полагают, что он открыл путь к выходу из колеса сансары в результате самосовершенствования (методы понимания и созерцания) и накопления добродетелей в течение перерождений.

Со временем буддизм получил широкое распространение в странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

На Тибете, в восточных районах Центральной Азии в VII–XIV вв. сложился ламаизм. Ламаизм (тибетский буддизм) – направление в буддизме, распространившееся среди монголов, бурят, тувинцев, калмыков.

Это учение подарило данным кочевым народам надежду на счастье, равенство, справедливость, которые были нередко недостижимы в их трудной реальной жизни.

Ламаизм во многом определил социокультурное развитие этих кочевых народов. Ламаизм быстро снискал среди аратов немало приверженцев благодаря тому, что ламаизм быстро ассимилировал древние культы природы. Они вошли в культовую систему ламаизма без изменения сущности и назначения, и только внешнее оформление обрядов было дополнено отдельными новшествами.

Также ламаизм включил в свою систему многовековые традиции этих народов. Почитаемые шаманистами культовые места и их «хозяева» по-прежнему оставались объектами культа, но уже под именами ламаистских сахюсанов — «гениев-хранителей». Именно этим объясняется то, что ламаизм сумел довольно быстро стать неотъемлемой частью народной культуры и повседневной жизни.

Например, древний культ огня вошел в обрядовую систему ламаизма и стал одним из распространенных культовых действий в сфере семейно-бытовой обрядности ламаистов. Включение культа огня в систему ламаистской практики сопровождалось письменной фиксацией обрядов и текстов - созданием сутр огня. Возникновение письменных ламских текстов молений огню датируется XVII в.

В 1930-е годы в Сибири ламаизм был распространён на территории Бурятии, в большей степени в восточной её части и немного меньше – в западной. Он глубоко вошёл в быт бурят-монгольского населения региона, в силу чего ламы через духовные наставления имели возможность влиять на значительные слои верующих. Тем более, что ламские сановники на местах находились в одной связке с родовой аристократией и нойонами, авторитет которых среди кочевых аратов традиционно был непоколебим.

В первые годы после установления советской власти представители ламского духовенства начали активно принимать участие в общественно-политической жизни Бурят-Монгольской республики, они участвовали в работе различных национальных съездов. Однако новая власть раскусила их замысел и повела с ней беспощадную борьбу, опираясь на высказывание И. Сталина:

«Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков… Партия не вычёркивала из своей программы пункт о борьбе с религией».

Активные действия советской власти против ламаизма начались в середине 1920-х гг., параллельно с первыми попытками коллективизации. Для нажима на лам большевики использовали методы, уже проверенные в борьбе с православной церковью: обвинение в контрреволюции и как следствие – массовые репрессии среди духовенства и мирян, затем постоянно усиливающаяся антирелигиозная пропаганда и непосильные налоги на культовые здания и имущество самих лам.

За последние несколько десятилетий религиозная ситуация в России претерпела радикальные изменения, люди перестали бояться публично заявлять о своей вере в Бога и своей религиозной принадлежности.

Основные столпы ламаизма

С объединения Тибета в XVII веке до 1959 года, когда он был полностью захвачен китайцами, теократическими правителями Тибета являлись далай-ламы (великие учителя). В настоящее время их считают духовными лидерами ламаистов.

Далай-ламы для сторонников ламаизма – перевоплощения бодхисаттвы Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания. Согласно тибетскому буддизму бодхисаттвы – божества, которые обеспечивают выход из колеса сансары всем, кто живет в соответствии с требованиями ламаизма. Приверженцы ламаизма полагают, что Авалокитешвара помогает смертным преодолеть круговорот бытия.

Главным сборником канонических текстов в ламаизме является «Ганджур». По-тибетски «Ганджур» означает «Перевод откровений Будды». Изречения Будды составляют 108 томов канонических текстов ламаизма. «Ганджур» состоит из семи разделов:

  1. Дул-ва – правила, установленные для монахов;
  2. Шэрчин – условия и требования для прохождения пути религиозного спасения; 
  3. Пал-чэн – пантеон, т.е. иерархия буддистских богов, и сферы их влияния;
  4. Кон-цзэг – высказывания Будды по онтологическим (о бытии) и этическим (о морали) вопросам); 
  5. До-дэ – рассказы о перерождениях Будды; 
  6. Ньигдай – описание перехода в нирвану, освобождение от горестей; 
  7. Джюд – описание порядка проведения заклинаний, магических способов воздействия на сверхъестественный мир.

Кроме «Ганджура» в ламаизме существует комментаторская литература из 225 томов под названием «Данджур». По-тибетски «Данджур» означает «Перевод толкований (учений)».

«Данджур» состоит из двух разделов (Джюд и До-дэ). В нем содержатся произведения шести буддийских авторов Нагарджуны, Арьядевы, Асанги, Васубандху, Дигнаги, Джармакирти, а также дополнения и разъяснения к их сочинениям.

В целом тибетская теология (богословие) включает в себя труды основателя ламаизма Цзонхавы (1357-1419), далай-лам (великих учителей), хроники монастырей, трактаты по религии, астрологии, астрономии, географии, медицине и т. д.

Верующие обязаны проявлять уважение к ламам. Отказ принять поучение от ламы, неуважение к духовенству входят в список 10 «черных» грехов в ламаизме. Кроме того, грехами считаются убийство, кража, ложь, жадность, зависть, клевета, злоба, ложные воззрения.

В следующей статье попробуем разобрать, почему Тибет - колыбель ламаизма, по-прежнему остается одним из самых бедных районов Китая, с исторически очень низким уровнем здоровья и образования.

Современная тибетская женщина кормит ребёнка грудью / AFP / Getty Images

Заметки русских исследователей XIX в. о религиозных верованиях монголов того времени читайте здесь.

 

Источники:

  1. Галданова Г.Р. «Культ огня у монголоязычных народов и его отражение в ламаизме»/ Советская этнография. 1980. № 3. С. 94-100.
  2. Занданова Л.В., Паламарчук А.В. «Борьба с ламаизмом в Восточной Сибири в 1930-е годы: документы свидетельствуют»/ Гуманитарный вектор. 2016. Т. 11. № 4. С. 93-98.
  3. Куликова Е.А. «Буддизм и ламаизм: предпосылки возникновения и сущность вероучения»/ Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 19. С. 45-49.

Источник : zolord.ru

Похожие материалы
422
Разногласия в ЕАЭС: Казахстан хочет разбирательства против России

Казахстан не устраивает решение Москвы ввести запрет на продажу смартфонов, компьютеров или смарт-телевизоров без российского софта.

8 часов назад
1306
​СМИ: Китайские медики из пекла сообщили о 100 тысячах инфицированных в одной лишь Ухани​​

Несмотря на всю закрытость китайского интернета информация о ситуации в стране в связи со вспышкой смертельно опасного вируса продолжает распространятся. Китайцы пытаются обойти цензуру в соцсетях.

9 часов назад
885
Китайским туристам закрыли въезд в Россию

Все списки аннулированы, все групповые поездки китайцев в Россию остановлены.

Вчера 16:21
573
В Красноярске завершился Ярыгинский турнир по вольной борьбе. Больше всех удивила команда из Бурятии​

Очень убедительно в Красноярске выступила сборная Дагестана, но больше всех удивила команда из Бурятии.

Вчера 14:09
Разногласия в ЕАЭС: Казахстан хочет разбирательства против России 422
Разногласия в ЕАЭС: Казахстан хочет разбирательства против России

Казахстан не устраивает решение Москвы ввести запрет на продажу смартфонов, компьютеров или смарт-телевизоров без российского софта.

8 часов назад
​СМИ: Китайские медики из пекла сообщили о 100 тысячах инфицированных в одной лишь Ухани​​ 1306
​СМИ: Китайские медики из пекла сообщили о 100 тысячах инфицированных в одной лишь Ухани​​

Несмотря на всю закрытость китайского интернета информация о ситуации в стране в связи со вспышкой смертельно опасного вируса продолжает распространятся. Китайцы пытаются обойти цензуру в соцсетях.

9 часов назад
Китайским туристам закрыли въезд в Россию 885
Китайским туристам закрыли въезд в Россию

Все списки аннулированы, все групповые поездки китайцев в Россию остановлены.

Вчера 16:21
573
В Красноярске завершился Ярыгинский турнир по вольной борьбе. Больше всех удивила команда из Бурятии​

Очень убедительно в Красноярске выступила сборная Дагестана, но больше всех удивила команда из Бурятии.

Вчера 14:09
2149
Актриса Наталья Андрейченко нашлась в Мексике

Она рассказала почему хранила молчание.

Вчера 11:35
2217
​Казахстанские учёные выступают против закупки у России «морально устаревших» БТР-82А ​

"Чем будет воевать Казахстан, если придётся Родину защищать", - задаются казахстанцы вопросом.

Вчера 01:59
105
Трутнев поручил рассчитать коэффициент эффективности для каждого губернатора

В ДФО сейчас много проблем и для их решения как раз и нужны кардинальные перемены, а именно в системе управления.

27 января 2020, 23:27
628
Мишустин вводит персональную ответственность за нацпроекты

Ответственность чиновников возрастает многократно. ​

27 января 2020, 22:38
3343
Актриса Наталья Андрейченко пропала в Мексике

Она уже больше суток не выходит на связь.

27 января 2020, 18:55
815
​В Японии хозяин магазина запретил вход для китайцев из-за коронавируса

Новость вызвала негодование у китайских пользователей интернета.

27 января 2020, 17:44
Популярные статьи
756
Экономика Золотой Орды (1240-1480)

Юрий Кофнер, заведующий Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ. Москва.

20 января 2020, 19:11
763
История бойцов и командиров РККА, прошедших через японский плен

1939 г. Свидетельства военнопленных Халхин-Гола.

25 декабря 2019, 22:01
757
​Взаимодействие монгольских и тунгусо-маньчжурских ареалов: исторические аспекты (Г.Н. Чимитдоржиева, 2015)

Оказавшись к северу и северо-востоку от чжурчжэней и подчинив себе местные племена, мэнгу создали в первой половине XII в. древнемонгольское государство Хамаг Монгол Улс.

21 декабря 2019, 23:10
452
​Средневековые археологические культуры Прибайкалья и Забайкалья VI - XIV вв.

В эпоху средневековья вокруг Байкала шел интенсивный процесс взаимодействия различных этнических групп тюркского, монгольского, тунгусского и, возможно, самодийского происхождения.

19 декабря 2019, 16:27