Религиозный фактор в завоевательных походах Чингисхана

21 июня 2019, 02:32 457 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

Mongolian traditional art (zlrd.com)

С 1206 г., когда общемонгольский хурал на берегу реки Онон провозгласил Тэмуджина Чингисханом, повелителем мира, и началась эпоха монгольских завоеваний, охвативших большую часть известных тогда стран и народов.

Монгольская империя, которую начал создавать Чингисхан, видела себя инструментом Вечного Синего Неба (Мунхэ Хухэ Тэнгэри) для установления порядка на земле (1). И свою основную функцию великий хан формулировал так:

«Я, Хан, сын Вечного Синего Неба, которому он дал над землей (власть) возвышать покоряющихся мне и подавлять противящихся» (2).

Чингисхан (ок. 1155 или 1162 - 25 августа 1227)


Таким образом, официальной идеологией империи являлось ее расширение на земли всего мира без исключения: «Силой Вечного Синего Неба все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где заходит, пожалованы нам» (3), а также: «Он (Чингисхан) сказал, чтобы (монголы) покорили все земли мира…» (4).

Русский митрополит Петр говорил о целях монголов:

«Намерены они подчинить себе весь мир, и было им божественное откровение, что должны они разорить весь мир за тридцать девять лет. И утверждают они, что как некогда божественная кара потопом очистила мир, так и теперь всеобщим избиением людей, которое они произведут, мир будет очищен… Если они победят, то утверждают, что воистину будут властвовать над всем миром» (5).

При этом сами монголы, в отличие от своих настоящих и будущих оппонентов, искренне верили, что все народы уже подчинены Ехэ Монгол Улус («Великой Монгольской империи») и им необходимо только сообщить об этом.

Так, в отношении западных земель в хрониках прямо говорится об этом:

«Страна аланов, русов, булгар, черкесов, Крым и Ардак, которые были под властью его отца (Джучи), вследствие смерти его вышли из повиновения; при помощи своего дяди, Угэдэй-хана он (Бату) овладел ими» (6).

Под властью Джучи они находятся потому, что сам великий Чингисхан своей властью отдал своему сыну все земли на Западе в улус. Эту миссию, миссию «мирного подчинения», и выполняли монгольские посольства в страны Азии и Европы (известны посольства на Русь, в Венгрию, Никейскую империю, Иконийский султанат, Хорезм, Иран, Грузию, Армению, Францию, Священную Римскую империю, к папе Римскому).

Посольства традиционно сообщали о появлении великого хаана монголов и требовали подчинения его власти - если кто-то хотел сохранить мир и добрососедские отношения с монголами, он должен был подчиниться хану (7).

Монгольские послы осознавали, что реакция на это сообщение может быть не самая лестная для хаана и монголов, но стоящие за хааном мандат Вечного Синего Неба и самая боеспособная на тот момент армия внушали им уверенность в успехе.

В обращении Бату-хана к венгерскому королю Беле IV это прозвучало достаточно конкретно:

«Если вы добровольно сдадитесь, то вы найдете хорошее обращение и покой, но если вы сопротивляетесь - что с нашей стороны можем мы сказать? Вечное Небо знает, что случится с вами» (8).

Каждая нация, отказывающаяся признать высший авторитет (а значит, и верховную власть над собой) великого хана, автоматически считалась восставшей против божественных установлений и воли Неба. Получалось, что она восстает против мирового порядка и ради его восстановления необходимо покарать таких отступников путем уничтожения их государства и разорения их земель.

река Онон Забайкалье

Монголы через свою веру в Вечное Синее Небо, у которой по сути не было сдерживающих установок как в других мировых религиях, всё население мира рассматривали как подданные хана, ибо «государь их - родственник Неба, взявшего себе в удел небо и отдавшего землю кагану» (9).

По мысли ханов Монголии, они ходили не в завоевательные походы в полном смысле этого слова, но в карательные, направленные против восставших против воли Неба подданных.

Монгольское государство, по мысли его создателей, не было государством среди других государств мира, а представляло себя как Мировую империю в процессе становления (10). Конечной целью (во многом идеальной, что осознавалось и самими монголами) являлось подчинение всего мира «до последнего моря» одному единому правителю, прежде всего, военным путем.

Война для монгольской аристократии наиболее обыденная и желанная форма взаимоотношений во внешней политике (11).

Само устройство, вера и организация Монгольской империи были направлены на войну как способ подчинения.

природа Забайкалья

Всего за несколько десятков лет монголам оказались подчинены земли от Тихого океана до Черного моря, воздвиглась величайшая на тот момент империя, охватившая Северный Китай, Корею, Сибирь, территорию Тангутского государство Си-Ся, Центральную и Среднюю Азию, Закавказье, Иран, Афганистан, значительную часть русских земель и Восточной Европы.

Империя Чингисхана была организованной военно-государственной машиной, целиком ориентированной на завоевание и контроль огромных пространств, организацию ее дорожной службы, обеспечивающей почтовое и любое сообщение на невиданных в Европе пространствах (12).

Изменения в политике, международных отношениях, вызванные этими походами, были колоссальными и всесторонними. На глазах у одного поколения складывалась новая мировая система, которую невозможно было игнорировать. Такое почти мгновенное изменение геополитической картины мира представлялось современникам чем-то невозможным и фантастичным.

Не только Запад, но и Восток видел в этом продвижении предвестие еще более страшных перемен, начало конца света.

Монголы достаточно быстро выпали из эсхатологического сценария, но от этого реальность их угрозы теперь уже как одного из самых активных факторов во внешней политике не уменьшалась. И весь Западный и Восточный мир стремился всеми возможными путями если не устранить, то хотя бы ослабить угрозу нового, как всем казалось, неизбежного нашествия.

Монгольская империя просуществовала очень недолго - с 1206 г. и до фактически 1260-х гг., то есть чуть более полувека прошло со времени признания Тэмуджина Чингисханом и до начала распада его империи на отдельные улусы. Но за это время она стала центром притяжения всех сил.

Завоеванные и подчиненные страны, в том числе и Русские земли, включались в империю и вынуждены были жить в рамках новой системы, приобретая новый статус, права и обязанности по отношению к «народу неведомому», у которого «неведомая вера в силу Неба».

Данная новая система закрепляла незыблемость власти Чингисхана и Чингисидов над ойкуменой и руководящую роль монголов над всеми прочими народами (13).

Монголы считали, что по воле Вечного Синего Неба вся территория империи была коллективной собственностью Золотого рода Борджигин - потомков Чингисхана.

река Онон Забайкалье

Великий хаан мог распоряжаться жизнью и смертью любого из своих подданных в любом уголке огромной империи. Сам великий хаан вел свое происхождение от Великого Неба, заключавшего договор с каждым новым избранным правителем мира (14).

Хан - сакральная фигура, обладающая небесной поддержкой и имеющая божественное (небесное) происхождение. Ханское достоинство рассматривалось как приобретенное в результате благоволения божественных сил (15).

Он один, как наместник Неба и его полномочный представитель, мог решать все дела мировой империи. На местах он мог передавать часть своей власти представителям того же рода, отмеченного «синей печатью Неба», и более никому.

«Синяя печать Неба» - это так называемое «монгольское пятно» - синеватая окраска кожи в области крестца, реже ягодиц или бедёр, связанная с залеганием пигмента меланина в соединительнотканном слое кожи. Оно в основном распространено у бурят, монголов, калмыков и у некоторых других народов.

Нагляднее всего статус хаана проявился в фигуре основателя империи - Чингисхана. Он - государь божьей милостью, а поэтому сам источник права на власть (16).

Таким образом, фактически получалось, что на ментальном уровне монголы прежде всего верили в себя и в свои силы (как посланники Неба), а не в бога.

Современники характеризовали религиозность монголов чаще всего так:

«У них (татар) не было обрядов или богослужения, а при всех случаях часто упоминали имя Неба» (17).

В XIII в. монгольская аристократия Улуса Джучи была тэнгэрианской (небесной), довольно терпимо относящейся и к христианству, и к исламу. Сын хана Бату Сартак и его окружение были христианами несторианского толка. Берке принял ислам еще юношей (18).

Религиоведы считают, что принятие монголами впоследствии монотеистической религии усмирило их некогда свободные сердца и поступки.

природа Забайкалья

Отношение монголов к другим религиям

Вообще же отношение монголов к религии радикально отличалось от западного и восточного. Монголы проявили себя как на удивление веротерпимый народ. Даже в их городах уживались представители различных религиозных конфессий:

«Город Сарай. В нем живут разные народы - как то монголы - это настоящие жители страны и владыки ее, некоторые из них мусульмане; кипчаки; черкесы; русские и византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно» (19).

Плюрализм властей, к примеру, в Золотой Орде доходил до такой невозможной для Запада и Востока степени, что сама религиозная рознь преследовалась государством (20).

Монголы стремились поддерживать мир и между основными религиями в пределах своего государства, не желая до определенного момента влезать в религиозные распри. Это диктовалось и насущной стратегической необходимостью. Но при этом монголы, претендуя на мировое владычество, стремились избавиться от основных, в том числе и религиозных, соперников в пределах известного мира:

они уничтожили халифат, поскольку халиф был той фигурой, которая была способна, хотя бы теоретически, претендовать на верховную духовную и светскую власть.

Папство так старалось встать выше светских правителей, что папу скорее всего постигла бы судьба халифа, окажись монголы в Риме (21).

природа Забайкалья

Монголы в рамках мировой империи стремились создать новую общность, основанную на имперском факторе. Понимание «я – христианин», «я – мусульманин» или «я – иудей» должно было отойти на второй план перед пониманием «я - подданный мировой империи по воле Вечного Синего Неба». Поэтому монголы могли себе позволить поддержку проповеди любой религии в своих границах, освобождали священнослужителей от налогов, «относились к церкви даже с большим почетом, чем сами русские» (22).

Монголы готовы были даже покровительствовать религиям своих подданных - во времена монголо-татарского ига верховные правители государства создали для Русской православной церкви режим наибольшего благоприятствования в экономике, политике, идеологии (23). Тем более, что противостояние православных и католиков было до определенного момента выгодно Орде, так как позволяло надеяться, что русские княжества не попытаются в случае военных конфликтов переметнуться на сторону религиозных антагонистов. Монголами была разрешена проповедь русского православия в своих пределах (24).

Традиционная российская дореволюционная и советская историография говорит о том, что «русские князья оказались лично зависимыми от Орды, как крепостные, они привыкли к рабскому, унизительному положению, они культивировали приспособленческую психологию «двух моралей» и переносили, передавали все это уродливое и рабское в свои государства, практикуя затем на боярах, на дворянстве и особенно на своем народе те же самые приемы, которые применялись по отношению к ним в Орде» (25).

Монголы эволюционировали из «бича Божия» до мировой языческой империи. Ехэ Монгол улус был выше какой-то определенной веры, кроме монгольской. И никакой бог не мог сравниться с силой Вечного Синего Неба.*


Сноски

  1. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, 2000. С. 102.
  2. Письмо Юлиана о монгольской войне // Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. Т. III. М., 1940. С. 88.
  3. Письмо Гуюка Папе Римскому, 1246 г. // Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Государства и народы евразийских степей. Древность и Средневековье. СПб., 2000. С. 178.
  4. Бенедикт Поляк. История татар // Христианский мир и "Великая монгольская империя". СПб., 2002. С. 117.
  5. Матфей Парижский. Хроника // Матузова В.И. Английские средневековые источники. М., 1979. С. 152.
  6. Родословие тюрков // Тиссенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М., 1941. Т. 2. С. 205.
  7. Dvornik F. Op. cit. P. 14.
  8. Вернадский Г.В. Указ. соч. С. 108-109.
  9. Киракос Гандзакеци. История // Султанов Т.И. Чингисхан и Чингисиды. Судьба и власть. М., 2006. С. 59.
  10. Вернадский Г.В. Указ. соч. С. 109.
  11. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII - XIV вв. М., 1985. С. 177.
  12. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М., 2003. С. 108.
  13. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Государства и народы евразийских степей. Древность и Средневековье. СПб., 2000. С. 178.
  14. Скрынникова Т.Д. Сакральность правителя в представлениях монголов XIII в. // Народы Азии и Африки. 1989. № 1. С. 69.
  15. Трепавлов В.В. Улусный субстрат и имперский суперстрат: поиск "ядра" кочевой государственности // Монгольская империя и кочевой мир. Кн. 2. Улан-Удэ, 2005. С. 72.
  16. Султанов Т.И. Чингисхан и Чингисиды. Судьба и власть. М., 2006. С.58
  17. Киракос Гандзакеци.Указ. соч. С. 137
  18. Федоров-Давыдов Г.А. Религия и верования в городах Золотой Орды // Историческая археология. Традиции и перспективы. М., 1998. С. 28.
  19. Ибн Батутта. Подарок наблюдателям по части диковин стран и чудес путешествий [Текст] / Ибн Батутта // Тиссенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. - Т. 1. - СПб. : [б. и.], 1884. С. 306.
  20. Кульпин Э.С. Цивилизация Золотой Орды // Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 18.
  21. Мэй Т. Монголы и мировые религии в XIII в. // Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 430.
  22. Широкорад А.Б. Русь и Орда. М., 2004. С. 80.
  23. Кульпин Э.С. Русь между Западом и Востоком. М., 2001. С. 186.
  24. Малышев А.Б. Христианство в истории Золотой Орды: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2000. С. 14-15.
  25. Похлебкин В.В. Татары и Русь. М., 2000. С. 43.
  26. * Фогель А.С. Древняя Русь в представлениях зарубежных средневековых авторов (IX - конец XIII в.). Самара, 2015.

Любое копирование текста запрещено, размещение на другом сайте только с согласия zolord.ru ©

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
19
Сергей Шойгу поздравил и похвалил Шолбан Кара-оола

"Вы искренне болеете за малую родину, умеете объединять людей и брать ответственность на себя".

1 час назад
142
Главный лесничий Бурятии ждет своей участи в больнице

Мартынова увезла скорая. (Фото причиненного ущерба).

Вчера 16:20
273
История Луизы Хайруллиной оказалась бессмысленной, дикой и донельзя банальной

Пользователи соцсетей считали, что Луиза Хайруллина давно живет за границей в домике у моря с мужем и детьми, но реальность оказалась пугающе банальной.

Вчера 15:24
229
Сергей Шойгу поздравил и похвалил Шолбан Кара-оола 19
Сергей Шойгу поздравил и похвалил Шолбан Кара-оола

"Вы искренне болеете за малую родину, умеете объединять людей и брать ответственность на себя".

1 час назад
Главный лесничий Бурятии ждет своей участи в больнице 142
Главный лесничий Бурятии ждет своей участи в больнице

Мартынова увезла скорая. (Фото причиненного ущерба).

Вчера 16:20
История Луизы Хайруллиной оказалась бессмысленной, дикой и донельзя банальной 273
История Луизы Хайруллиной оказалась бессмысленной, дикой и донельзя банальной

Пользователи соцсетей считали, что Луиза Хайруллина давно живет за границей в домике у моря с мужем и детьми, но реальность оказалась пугающе банальной.

Вчера 15:24
229
520
Маты в русском языке не являются наследием Золотой Орды

«Откуда всё-таки он к нам пришёл?», - вопрошают русские.

Вчера 01:41
149
Аягме Ванчиковой поручили наказать виновных

Забайкалье попало в пятёрку худших регионов по реализации нацпроектов.

16 июля 2019, 21:52
294
Хасиков не смог показать себя управленцем

Бату Хасиков стал худшим главой региона по оценке политологов.

16 июля 2019, 19:55
287
Ученые о скромности в жизни человека

Какие бонусы получают люди с таким качеством.

16 июля 2019, 18:55
60
Копипаст превратил Японию в мировую державу

Они копировали немецкие законы, французское устройство армии, английскую систему управления флотом.

15 июля 2019, 15:24
Популярные статьи
211
О Калачакра Тантре среди монгольских народов

При распространении тибетской формы буддизма среди монгольских народов (XIII-XVIII вв.) учение Калачакры также было воспринято ими, но в большинстве своем лишь на уровне веры, почтимого слушания и лицезрения.

Вчера 23:24
492
Почему Китай победил кочевников хунну

Почему Китай в течение 3,5 тысяч лет расширял свою территорию за счет соседних народов и к XXI веку пришел как ведущая держава мира.

13 июля 2019, 21:18
321
Почему в Монголии небольшое население

При благоприятном исходе к 2040 году население Монголии достигнет свыше 4 млн человек.

11 июля 2019, 15:07
314
Японским ученым восстановлено реальное Бусидо

Касая Кадзухико: Путь воина как моральная основа японского духа.

10 июля 2019, 00:17