Бурятия как форпост евразийства

14 февраля 2019, 13:45 396 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

фото: Олег Жук

Евразийская концепция этнополитики - это не ассимиляционная модель построения государства по типу или наподобие «плавильного котла» [1], но и не «мультикультурализма» [2], принятого в некоторых европейских странах. Евразийский дискурс предусматривает дисперсию и конвергенцию культурного пространства западной цивилизации с восточными этнокультурами и цивилизациями.

Именно дисперсия позволяет сохранить паритет в этно-национальных отношениях без уничтожения культур и в тоже время позволяет интегрировать их в государственно-правовое пространство Евразии.

На сегодняшний день это особенно важно, так как перед нашим многонациональным государством встаёт проблема достижения социальной гармонии путем правового регулирования в поликонфессиональном обществе и построения адекватной государственно-правовой межнациональной политики на территории постсоветского пространства.

Евразийская цивилизация на окраинах и границах Российской Федерации в течение многих веков и тысячелетий не только аккумулировала в себе огромную синергетическую мощь великого многообразия различных народов и этносов, духовно-культурных и религиозных общностей, что обогатило культурную составляющую, но и положительно сказалась на технологическом развитии России.

Евразийская модель этнической политики также более устойчива к кризисам, поскольку она повторяет советскую модель советской общности как единого народа [3], но ослабляя при этом ассимиляционные процессы.

Евразиец - это не поборник чистоты или же противоположной концепции ксенофилии и даже не тотальный ассимилятор. Это средний и взвешенный путь построения государства и политики без каких-либо перегибов.

Евразийство должно заменить наднациональную идентичность - такую, например, как советский народ - на евразийскую наднациональную идентичность.

В отсутствие адекватной государственно-правовой этнополитики, в России образовались силы, которые могут деструктивно сказаться на здоровье государственной монады. Для выживания молодому демократическому государству следует принять концепцию евразийской этнополитики и геополитики.

В евразийской и центрально-азиатской геополитике Россия играет основную роль по нескольким причинам.

Во-первых, Россия - правопреемник СССР; во-вторых, Россия - континентальная держава и Евразийство может стать противовесом Евроатлантизму, который активно продвигается США.

Сегодня уже прослеживаются тенденции «холодной войны» при всей её негативности для судеб России и стран Центральной Азии, и это наводит на некоторые соображения, способные подвигнуть на перестройку стратегических целей и задач, порождаемых наступающей эпохой, перестройкой мировой политики, которая, как нам кажется, до настоящего времени является проекцией или моделью западноевропейской цивилизации.

Наступает время, когда мировая политика вбирает в себя не только все достижения Запада, но и региональных цивилизаций вообще, в том числе Евразийской цивилизации в особенности [4].

«Евразийский проект» - один из мощных социальных аттракторов, один из основных механизмов организации и самоорганизации российского общества и стран ЦА на современной стадии цивилизационного существования и развития.

Выраженная проективность евразийства, как геополитического учения, воплощается, в частности, в стремлении к экономической интеграции со всеми странами Центральной Азии, в создании разного рода международных союзов и сообществ, призванных консолидировать единое евразийское цивилизационное и этнокультурное пространство [5].

Целостная система представлений о евразийской общности и особой исторической роли «России-Евразии» были сформулированы в трудах эмигрантов – П.Н. Савицкого, Н.С. Трубецкого, Н.Н. Алексеева, Л.П. Карсавина и др.

Как особое течение русской историософской мысли, евразийство прекратило свое существование (не без помощи НКВД) к концу 30-х годов. Однако впоследствии оно сильно повлияло на взгляды Л.Н. Гумилева и выдающегося казахского поэта Олжаса Сулейменова, в его нашумевшей книге «Аз и Я», выступившего с идеями близкими ранним «евразийцам». После же распада СССР появилось много интерпретаторов евразийства (например, Н.В. Абаев, А.Г. Дугин, Е.Г. Хилтухина, Л.В. Федорова, Ю.И. Скуратов и др.) [5].

Наш бурятский профессор Ю.И. Скуратов условно выделяет в истории развития «евразийства» в XX веке три этапа:

  1. разработка основных положений концепции (1920-1930);
  2. период угасания идей (1930-1980);
  3. возрождение и актуализация идей (1990 - по настоящее время).

В целом эта периодизация представляется нам верной и достаточно точной, но следует оговориться, что 3-й этап начался немного раньше - в конце 80-х годов, когда группа бурятских ученых и общественных деятелей (Б.М. Балданов, Н.В. Абаев, С.В. Калмыков, Е.Г. Хилтухина и др.) стала разрабатывать концепцию этнокультурного и общественно-экономического развития Бурятии на основе историософского, социально-политического, культурологического, этнополитического и геостратегического учения ранних евразийцев и Л.Н. Гумилева, в частности на основе евразийской цивилизационной геополитики [6].

Бурятия является евразийским форпостом внутри российской цивилизации, у которой был особый путь развития. Поэтому она один из основных элементов этнокультурной традиции евразийства. И именно она - один из ключевых элементов евразийской цивилизации.

Именно в Бурятии происходит смешение европейской, буддийской и номадной цивилизаций. Нам не стоит забывать, что Бурятия находится на пересечении всех культурных путей внутренней Азии. В нашей республике имеется огромный внутренний синергетический потенциал для развития.

Можно отметить, что евразийская цивилизационная платформа в Бурятии сформировалась еще до её присоединения к России, так как именно здесь происходили процессы формирования кочевых империй, монгольского мира. Именно отсюда на запад ушли первые идеи евразийства с ордами монгольских завоевателей.

Именно Бурятия в 20-е годы прошлого столетия рождала смыслы и тренды для всего дальневосточного региона и соседней Монголии.

Все эти факторы затронули современные процессы в республике: «это выразилось в стремлениях и чаяньях нашего народа к созданию единой духовной мегацивилизации, основанной на традиционных евразийских ценностях, как мы их понимаем: взаимной толерантности и комплиментарности различных этнокультурных конфессий» [7].

Современное геополитическое положение Бурятии может позволить ей стать посредником с Китаем через Монгольский мир. Территория этнической Монголии включает в себя территорию внутренней Монголии, которая принадлежит Китаю. А низкие пошлины на ввозимые китайские товары могут увеличить благосостояние республики, если создать беспошлинный торговый коридор с Монголией через территорию Бурятии.

Однако в качестве партнера Китай с нами никогда не будет работать на паритетных условиях, то есть вообще не пойдет на значительное сотрудничество, если его выгода не будет на несколько порядков выше нашей [8]. Поэтому лучше контактировать через страну буфер, которая в политическом отношении придерживается концепции третьего соседа. Именно торговля с Китаем через Монгольский буфер обеспечит Бурятии межэтническую безопасность, а также торговые риски, связанные с вытеснением бурятских и российских компаний китайскими торговыми партнерами.

Бурятия должна понять свою особую роль в масштабах страны и это поможет ей превратиться из дотационного региона в самодостаточный регион, в новые ворота в Азию наподобие Приморского края.

Улан-Удэ может стать новым политическим, культурным и экономическим центром наподобие Владивостока. Именно поэтому следует разработать новые экономические решения для развития нашего региона и развивать этот тренд.

 

Авторы:

- профессор Николай Абаев, зав. Лабораторией цивилизационной политики БГУ,
- научный консультант Буянто Дугаров,
- научный консультант Олег Жук

 

Сноски

  1. Kennedy R. Single or Triple Melting Pot // Intermarriage trends in New Heaven 1870-1940. – Ardent Media, 1944. – C. 332.
  2. Мульти-культурализм и трансформация постсоветских обществ. / Под редакцией В.С. Малахова и В.А. Тишкова. – М., 2002.
  3. Советский народ / С.Т. Калтахчян // Собаки – Струна. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969-1978, т. 24, кн. I).
  4. Гарлик А.И. Евразийство и Россия / А.И. Гарлик // Проблемы комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья. Материалы 1-й Региональной научнопрактической конференции. – Чита, 1995. – С. 68-71.
  5. Абаев Н.В., Фельдман В.Р. Проективность Евразийства и будущее России / Н.В. Абаев, В.Р. Фельдман // Вестник Бурятского государственного университета – 2015. – №6. – Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2015. С11.
  6. Там же. С. 11.
  7. Абаев Н.В. Этнокультурная стратегия Бурятии в контексте цивилизационногеополитических традиций «евразийства» и социальной синергетики // Экспертный Клуб [Электронный ресурс] – URL :http://expertclub.info/Buryatia-ethnocultural-strategy-Eurasiansynergy (дата обращения: 24.06.2018).
  8. Абаев Н.В. Образы, традиции и культура межнационального мира и согласия: монография / Н.В. Абаев, А.Д. Карнышев и др. / науч. ред. А.Д. Карнышев. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014 – С.113.

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
264
Якутские ученые: предки якутов происходят с региона оз. Байкал

Ученые Якутского научного центра комплексных медицинских проблем уточнили происхождение якутов.

Вчера 15:25
82
Осипов создал в Забайкальском крае атмосферу честной и добросовестной работы

Говорить о том, что «Прямой разговор» был срежиссирован, нельзя. Были неожиданные и неловкие вопросы. А заплакать по сценарию, слава богу, Осипов вряд ли способен.

21 марта 2019, 22:07
92
Казахстан: как народный гнев перенаправлен в пустоту

Этот трюк называется инфошум.

21 марта 2019, 19:58
47
Калининградский миллиардер о ситуации в бизнесе и не только

«Сейчас безвременье, когда лучше не светиться».

21 марта 2019, 14:38
Якутские ученые: предки якутов происходят с региона оз. Байкал 264
Якутские ученые: предки якутов происходят с региона оз. Байкал

Ученые Якутского научного центра комплексных медицинских проблем уточнили происхождение якутов.

Вчера 15:25
Осипов создал в Забайкальском крае атмосферу честной и добросовестной работы 82
Осипов создал в Забайкальском крае атмосферу честной и добросовестной работы

Говорить о том, что «Прямой разговор» был срежиссирован, нельзя. Были неожиданные и неловкие вопросы. А заплакать по сценарию, слава богу, Осипов вряд ли способен.

21 марта 2019, 22:07
Казахстан: как народный гнев перенаправлен в пустоту 92
Казахстан: как народный гнев перенаправлен в пустоту

Этот трюк называется инфошум.

21 марта 2019, 19:58
47
Калининградский миллиардер о ситуации в бизнесе и не только

«Сейчас безвременье, когда лучше не светиться».

21 марта 2019, 14:38
200
Сардана Авксентьева назвала экономическую ситуацию в стране одной из причин митингов в городе

"Возникший в Якутске протест имеет, главным образом, экономические, а не националистические предпосылки".

21 марта 2019, 02:22
63
Ученые: именно после 40 спорт продлевает жизнь

Ученые анализировали данные о 300 тыс. пациентов в возрасте от 50 до 70 лет.

20 марта 2019, 23:37
207
Проект укрупнения регионов снова в повестке

Слабые регионы вынуждают к укрупнению.

20 марта 2019, 22:27
313
Нурсултан Назарбаев ушел в отставку

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сложил полномочия главы государства (видео).

19 марта 2019, 22:23
74
Летающий мотоцикл поступит в продажу уже в октябре

Мотоцикл может быть использован как на дороге, так и в воздухе.

19 марта 2019, 19:50
89
Далай-лама заявил, что никогда не переродится в Китае

«Китай рассматривает перерождение Далай-ламы как что-то очень важное...»

19 марта 2019, 19:24
Популярные статьи
3
Уральская раса: происхождение, народы, фенотип

Типичный представитель уральской расы невысок, его рост ниже среднего. Обычно это худощавый человек.

2 часа назад
132
Что дает историку генетика?

Любой россиянин может найти свои корни если не до времени Ивана Грозного, то хотя бы до времен Петра Первого.

24 февраля 2019, 14:00
682
Чингисхан был грамотным правителем, который умел читать и писать

Академик и профессор университета Внутренней Монголии Тэнгуз Баярын заявляет, что он обнаружил эдикт, написанный в 1219 году рукой самого Чингисхана.

24 января 2019, 21:18