Как дзэн-буддизм проник в США

22 января 2019, 14:06 436 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

фото: zencenterathens.com

Буддисты иммигрировали в США в разные исторические моменты и по целому ряду причин. Иммигранты из Китая и Японии начали прибывать в Калифорнию и на Гавайи в середине 1800-х гг., в основном в качестве рабочих-мигрантов для строительства железных дорог, работы в шахтах, на фермах и сахарных плантациях. В настоящее время в США насчитывается от трех до четырех миллионов буддистов [4], большинство из которых составляют американцы азиатского происхождения и азиатские иммигранты.

Для буддизма в США характерна его значительная «американизация», выражающаяся в стиле жизни американских буддийских монастырей и центров, их лидеров и последователей. Американская практика буддизма претендует на более «интеллектуальной», «рациональной» уровень по сравнению с азиатской практикой, делающей акцент на его религиозный аспект.

Философский и научный аспекты буддизма представляют огромный интерес для образованных американцев, вовлеченных в буддийскую практику через размышление и медитативные техники. Американские последователи буддийского учения приняли буддизм не как религиозную веру, а как мудрое руководство, ведущее к обретению духовной свободы и осмыслению новых граней смысла человеческого существования.

По словам А.С. Агаджаняна, «постепенно буддизм превращался в глобальный интеллектуально-духовный ресурс, открытый для всеобщего пользования» [1].

Во второй половине XX в. тысячи американцев были увлечены дзен-буддизмом, прежде всего, благодаря японским учителям, которые прибыли в Америку для службы в общинах японских иммигрантов и познакомились с американской культурой. Дзен-буддизм рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии, имеющая свою национальную специфику и пришедшая из Китая в конце XII в.

Значение японского дзен происходит от китайского чань, возникший в результате соединения буддизма махаяны с традиционными учениями Китая (кит. «чань» восходит к санскритскому слову дхьяна - «сосредоточение», «созерцание», «медитация»).

Важное отличие дзен-буддизма от других буддийских школ заключается в том, что учение дзен передается не через тексты, а от наставника к ученику, что называется, «от сердца, к сердцу» [2]. Данная передача означает, что наставник может «передать» ученику при помощи определенных методов собственное состояние сознания, наложив тем самым на ученика «печать сердца». В дальнейшем ученик закрепляет передачу просветления медитативной практикой. Данный процесс обеспечивает непрерывность линии непосредственной передачи учения.

В 1893 г. в Чикаго состоялся Всемирный парламент религий – международная конференция религиозных лидеров, где впервые выступили азиатские буддисты, в основном из Японии. После завершения конференции они совершили поездку по городам США с лекциями, в которой молодой японец Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (Daisetsu Teitaro Suzuki, 1870-1966 гг.), в будущем один из ведущих популяризаторов дзен-буддизма в США, сопровождал своего учителя и мастера дзен-буддизма Саку Сойэн. В это время в США насчитывалось около 2000 японского населения [5]. 

Тэйтаро Судзуки и Саку Сойэн

Спустя 10 лет Саку Сойэн вернулся в США и открыл школу риндзай, создав тем самым почву для установления дзен-буддизма в японской традиции. Сойэн отбирает трех своих учеников для развития линии риндзай в США, однако из них только Дайсэцу Судзуки удалось продолжить дело своего учителя и оказать огромное влияние на распространение дзен-буддизма в Америке.

Особенностью философии школы риндзай является учение о возможности немедленного просветления и использование практикующими, совместно с практикой медитации дзадзен (основным путем достижения просветления в философии школы сото), коанов – иррациональных коротких повествований – загадок или притч-вопросов, разрешение которых может не лежать в логической плоскости, но, с помощью «интеллектуального потрясения» способно помочь достижению сатори т.е. просветления.

«Ум, природа, Будда ‒ все это различные способы выражения одной и той же идеи, которая является великим утверждающим принципом. Дзэн предлагает нам взять его на вооружение» [3].

В 1950-е гг. профессор Д. Судзуки начал преподавать основы дзен-буддизма в Колумбийском университете в Нью-Йорке, где в числе его слушателей были теолог Томас Мертон (Thomas Merton), романист Джером Д. Сэлинджер (Jerome David Salinger), композитор Джон Кейдж (John Milton Cage), а также психоаналитики Эрик Фромм (Erich Fromm) и Карен Хорни (Karen Horney).

Такие ведущие исследователи буддизма, как Эдвард Конзе (Edward Conze), Кристмас Хамфриз (Christmas Humphreys) и Алан Уоттс (Alan Watts) в своем творчестве испытали сильное влияние Д. Судзуки.

Основная волна распространения дзен-буддизма в США связана с выходом книг Д. Судзуки, которые значительно повлияли на возрастание популярности дзен, особенно среди интеллигенции и культурной элиты. Ряд его работ посвящены общим проблемам буддизма махаяны, формированию религиозной практики и учения буддизма в Китае.

Успех Судзуки был связан с тем, что он смог интерпретировать буддийское учение в понятных американским читателям терминах, дающих общее представление о теоретической и практической стороне учения.

На фоне интереса к дзен-буддизму многих американских и европейских писателей, философов, художников, музыкантов, а также вследствие развития антропологизма и иррационализма в идеалистической и религиозной философии, возникает такое явление, как «религиозность без религии» или «религиозный синкретизм». Причиной этого стало то, что интеллигенция искала компромисс между потребностью в религии и нежеланием следовать ее традициям.

Таким образом, «интеллектуальный» дзен, несвязанный с монашеством и трансформировавший учение в «философию жизни», подвергся значительным изменениям. Судзуки исследовал, популяризировал и пропагандировал немонастырский дзэн-буддизм и стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. В его работах отмечалось место школы дзен в буддизме махаяны и в других восточных культурах в целом.

Важный этап в истории дзен-буддизма в США связан с битническим поколением (The Beat Generation), нонконформистским молодежным движением, оказавшим влияние на культурное сознание своих современников. Битническое направление дзен 1960-х гг., получившее название «бит-дзен», стало особым направлением американской молодежи, провозгласившей «дзенскую революцию».

Данное направление отличалось упрощенным характером и не было связано с настоящей практикой дзен, но использовало терминологию учения. Одними из главных представителей битнического поколения были поэты и писатели Гэри Снайдер (Gary Snyder) и Джек Керуак (Jack Kerouac), популяризировавшие в своем творчестве буддийские концепции, такие как дхарма, карма, сатори.

В американском буддийском Университете Наропы (Naropa University) создана Школа поэзии имени Джека Керуака, в которой до сих пор горячо обсуждаются его культовые романы Бродяги Дхармы и Сатори в Париже.

В творчестве битников часто выражались добровольная бедность, бродяжничество, эротическая свобода, анархический гедонизм и отрешенность от социальных проблем.

Одним из первых, кто пришел к пониманию о необходимости обратиться к непосредственным истокам аутентичного дзен был американский судебный репортер Филип Капло (Philip Kapleau). Во время работы на послевоенных трибуналах в Токио в качестве репортера, он впервые познакомился с дзен-буддизмом.

После более десяти лет обучения по теории и практике дзен, он получил от японских учителей титул роси и, вернувшись в США, организовал дзен-центр в Рочестере, штат Нью-Йорк. Его книга «Три столпа дзен. Учение, практика и просветление» позволяет судить о том, что Капло дорожил религиозной основой традиционного дзен, его ритуалами и обрядами, его восточными истоками, традициями дзенских храмов и монастырей.

«В этой книге я попытался передать религиозный характер и дух дзен ‒ его ритуалы и обряды, его обращение к сердцу в не меньшей степени, чем к рассудку ‒ ибо в качестве буддийского пути к освобождению дзен, несомненно, является религией» [6].

Он подчеркивал практический характер традиционного монастырского дзена, и именно его стремился привить на Западе.

«Попытки, делавшиеся на Западе, свести дзен к безжизненному интеллекту, оторванному от самого практического обучения, которое является его raison d'etre, вызвали к жизни в ряде мест псевдо-дзен, который есть не что иное, как щекочущая разум забава» [6].

Монастырский дзен, также получивший в Америке название «квадратный» (Square Zen) из-за своей традиционности выверенности, принес на Запад ряд японских дзенских учителей, основавших свои дзен-центры при поддержке американских последователей.

Важное значение в дальнейшем распространении традиционной формы учения дзен сыграл центр «Общество изучения Дзен» (Zen Studies Society), образованный в 1956 г. в Нью-Йорке американскими последователями Т. Судзуки. Центр строго придерживался традиционной системы постижения учения школы pиндзай, которая включала в себя знание и понимание истории школы, терминов буддизма и принципов дзен, а также строгую дисциплину, отсутствие теоретических рассуждений и четкое следование указаниям наставников.

Однако большинству буддийских общин в традиции дзен в США, придерживаться традиционной системы без изменений стало практически невозможным, и, несмотря на сохранение медитативной практики характерных черт традиции, претерпели организационные и другие изменения.

Внешними изменениями стало необязательным бритье головы и ношение монашеской одежды, последователи начали носить обычную европейскую одежду. В традиционных восточных монастырях женщины медитировали отдельно от мужчин. В Америке женщины медитируют совместно с мужчинами, могут становиться монахинями и занимать определенную должность в иерархии.

Дзен-центры трансформировались в открытые дзен буддийские общины и кампусы университетов, теперь позволяющие последователям ходить на работу, иметь семью и заниматься прочей деятельностью, не связанной с буддизмом.

Дзен-буддизм не перестает привлекать американских последователей своим культом внутренней свободы и интеллектуально-интуитивного мироощущения. «Дзеновскому» восприятию они учатся в университетах и объединяются в группы для практики медитации. Отголоски и влияние дзен-буддизма обнаруживают себя в современной американской литера туре, искусстве и философии.

Сегодня в США дзен-буддизм стал приобретать характер общечеловеческого и межкультурного учения. Проникая в современную американскую культуру «плавильного котла», он постепенно утрачивает свой религиозный характер, зачастую превращаясь в модный стиль жизни.

 

Источник: Аякова Ж.А. «О социальных аспектах дзен-буддизма в США», Вестник ВСГУТУ. 2015. № 6 (57). С. 152-155.

Библиография

  1. Агаджанян А.С. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://www.theravada.ru/ (дата обращения 27.11.2014). 
  2. Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др. Буддизм: словарь / под общ. ред. Н.Л. Жуковской, А.Н. Игнатовича, В.И. Корнева. ‒ М.: Республика, 1992. 
  3. Судзуки Д. Основы дзен-буддизма [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://www.e-reading.link/ (дата обращения: 9.08.2015). 
  4. Prebish Ch.S., Keown D. Buddhism. ‒ N.Y.: Routledge, 2010. ‒ P. 22. 
  5. Ibit. ‒ P. 210. 
  6. Kapleau Ph. The Three Pillars of Zen: Teaching, Practice and Enlightenment. ‒ N.Y.: Anchor Books, 2000. ‒ P. 15.

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
133
Китайцы испугали чувашей

Китайские инвесторы положили глаз на чувашские земли, но местные жители отстояли свои земли.

9 часов назад
93
Сергей Шойгу поздравил и похвалил Шолбан Кара-оола

"Вы искренне болеете за малую родину, умеете объединять людей и брать ответственность на себя".

Вчера 17:50
161
Главный лесничий Бурятии ждет своей участи в больнице

Мартынова увезла скорая. (Фото причиненного ущерба).

17 июля 2019, 16:20
307
История Луизы Хайруллиной оказалась бессмысленной, дикой и донельзя банальной

Пользователи соцсетей считали, что Луиза Хайруллина давно живет за границей в домике у моря с мужем и детьми, но реальность оказалась пугающе банальной.

17 июля 2019, 15:24
Китайцы испугали чувашей 133
Китайцы испугали чувашей

Китайские инвесторы положили глаз на чувашские земли, но местные жители отстояли свои земли.

9 часов назад
Сергей Шойгу поздравил и похвалил Шолбан Кара-оола 93
Сергей Шойгу поздравил и похвалил Шолбан Кара-оола

"Вы искренне болеете за малую родину, умеете объединять людей и брать ответственность на себя".

Вчера 17:50
Главный лесничий Бурятии ждет своей участи в больнице 161
Главный лесничий Бурятии ждет своей участи в больнице

Мартынова увезла скорая. (Фото причиненного ущерба).

17 июля 2019, 16:20
307
История Луизы Хайруллиной оказалась бессмысленной, дикой и донельзя банальной

Пользователи соцсетей считали, что Луиза Хайруллина давно живет за границей в домике у моря с мужем и детьми, но реальность оказалась пугающе банальной.

17 июля 2019, 15:24
246
Трутнев поручил Осипову уволить главу Ононского района

«Просто уехал в отпуск».

17 июля 2019, 13:08
549
Маты в русском языке не являются наследием Золотой Орды

«Откуда всё-таки он к нам пришёл?», - вопрошают русские.

17 июля 2019, 01:41
157
Аягме Ванчиковой поручили наказать виновных

Забайкалье попало в пятёрку худших регионов по реализации нацпроектов.

16 июля 2019, 21:52
312
Хасиков не смог показать себя управленцем

Бату Хасиков стал худшим главой региона по оценке политологов.

16 июля 2019, 19:55
297
Ученые о скромности в жизни человека

Какие бонусы получают люди с таким качеством.

16 июля 2019, 18:55
Популярные статьи
271
О Калачакра Тантре среди монгольских народов

При распространении тибетской формы буддизма среди монгольских народов (XIII-XVIII вв.) учение Калачакры также было воспринято ими, но в большинстве своем лишь на уровне веры, почтимого слушания и лицезрения.

17 июля 2019, 23:24
495
Почему Китай победил кочевников хунну

Почему Китай в течение 3,5 тысяч лет расширял свою территорию за счет соседних народов и к XXI веку пришел как ведущая держава мира.

13 июля 2019, 21:18
328
Почему в Монголии небольшое население

При благоприятном исходе к 2040 году население Монголии достигнет свыше 4 млн человек.

11 июля 2019, 15:07
318
Японским ученым восстановлено реальное Бусидо

Касая Кадзухико: Путь воина как моральная основа японского духа.

10 июля 2019, 00:17