Ламаизм глазами русских исследователей XIX в.

26 октября 2018, 14:43 627 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

Яков Павлович Дуброва (годы жизни не известны, предположительно вторая половина XIX - до второго десятилетия XX века) - учёный-этнограф, работавший в конце XIX века в течение 5 лет среди калмыков и написавший этнографические заметки о хозяйственном быте калмыцкого народа.

В 1883 году Яков Дуброва побывал в Монголии, где жил среди калмыков, ушедших из России в 1771 году. К сожалению, фотографии Якова Павловича не сохранились до наших дней.

Яков Дуброва был действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 20 ноября и 20 декабря 1897 года он представил свои наблюдения и дневниковые заметки на общем совете Общества археологии, истории и этнографии, после чего научным советом было принято решение опубликовать его записи.

Другой же автор Михаил Дмитриевич Бутин с бурятскими корнями (23.10.1835, Нерчинск, Забайкальской области – 07.04.1907, Нерчинск, Забайкальской области) - купец 1-й гильдии, золотопромышленник, меценат, коммерции советник, потомственный почётный гражданин, гласный Иркутской городской думы (1881 - 1884, 1894, 1898).

Окончил Нерчинское уездное училище. Торговую деятельность начал приказчиком состоятельных нерчинско-заводских купцов Кандинских. Занимался самообразованием. Совершил поездки по России, в Европу и Америку. Заботясь о развитии Сибири Михаил Бутин написал ряд статей о торговых путях и экономике края. В его «Письмах из Америки» (СПБ. 1872) выдвигалась идея скорейшего проведения Сибирской железной дороги.

В 1866 вместе с братом Николаем создал фирму «Торговый дом братьев Бутиных». Фирме принадлежали железоделательный, солеваренный и 3 винокуренных завода, ок. 50 золотых приисков в Забайкальской, Амурской и Приморской обл. Бутины проводили выгодные операции, торгуя хлебом и мануфактурой. Организовывали поиски новых месторождений, обустраивали прииски, внедряли новейшие методы поиска и добычи золота.

В 1870 на собственные средства вместе с братом снарядил Нерчинско-Тяньцзинскую экспедицию в Китай и Монголию.

Третий автор Яков Парфеньевич Шишмарёв (14 сентября 1833, Троицкосавск - 18 января 1915, Санкт-Петербург) - переводчик, дипломат, генеральный консул Российской империи в Урге, монголовед, способствовавший успешному проведению многих научных экспедиций. Дед Шишмарёва по национальности был бурятом, который был женат на русской казачке.

В 1855 определён на службу в канцелярию кяхтинского градоначальника, одновременно продолжал обучение в училище китайскому и маньчжурскому языкам под руководством К. Г. Крымского. В том же 1855 приступил к службе у генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва-Амурского, участвовал в Амурских экспедициях, организованных Муравьёвым. В 1858 году участвовал в переговорах при заключении Айгунского договора. Состоял переводчиком в пограничной комиссии при полковнике К. Ф. Будогосском, участвовал в составлении карты от верховьев Уссури до моря. В июле - августе 1859 года находился в Пекине на предварительных переговорах с китайцами. В 1860 отправлен в Пекин для участия в заключении Пекинского договора. С 1861 служил секретарём и переводчиком у консула К. Н. Боборыкина в Урге. С 1861 был управляющим консульством в связи с длительным отсутствием консула, с 1864 исполняющим обязанности консула. В 1865 назначен консулом, а в 1882 - 1904 генеральным консулом в Урге, в 1907 - 1911 годах переведён на должность управляющего консульством.

Шишмарёв был прекрасным знатоком Монголии. По выражению Д. А. Клеменца он знал Монголию «как улицы своего города». Он тонко понимал её народ, умело ладил и с маньчжурскими чиновниками, и с монгольскими ханами. В конце жизни он написал книгу о Монголии, рукопись которой была уничтожена родственниками в 1938 году в ожидании арестов.

Предлагаю Вашему вниманию заметки этих трех исследователей о религиозных верованиях Монголии того времени. Просим учесть, что авторы делали заметки в пути, то есть вели дневники, что отражает их культуру настоящих исследователей, отражает их видение совершенно нового для них мира, с другим менталитетом, обычаями и жизненным укладом.

Большое внимание авторы уделили ламаизму и его влиянию на жизнь монголов. Признавая учение Будды высоконравственным, они, однако, в целом отрицательно воспринимали его северную ветвь. Приведу обширную цитату из Дубровы.

«Не будь лам... монголы были бы уже культурным народом, были бы земледельцами. По крайней мере, настолько умелыми, что в этом умении - обрабатывать землю и пользоваться ее производительной силой - не уступали бы сибирякам. И то, что есть Монголия сегодня, было бы преданием старины глубокой. Но благодаря высшему духовенству, этому слуге китайского правительства, этим иудам своего народа, именем религии властвующим над умами номадов, именем религии за подачку преследующим цели чуждого народу правительства ...номады Монголии по складу жизни, по социально-экономическому своему состоянию едва, едва разнятся от первобытных народов» (1).

Не менее резок и отзыв Бутиных:

«Ламаизм - это католицизм Востока, выделивший себя из среды своего народа и эксплуатирующий невежество монголов» (2).

Заметили наши путешественники и то, что ламство было внутренне неоднородным. Дуброва писал:

«Осматривая курень, я везде встречал лам или с толстыми, лоснящимися от жира щеками, исполняющими правила аскетизма только на словах, или же, в противоположность разжиревшей братии, встречались истощенные, ободранные, в лохмотьях, питающиеся чуть ли не отбросами, пролетарии» (3).

Неоднородность выражалась еще и в том, что пути в буддийские монастыри были разными. Некоторые становились ламами по внутреннему призванию. Но больше было тех, за кого решение приняли родители.

Ламы жили весьма неплохо в материальном отношении; неудивительно, что каждая семья стремилась отдать одного, а то и нескольких сыновей в дацан. Потому-то любому путешественнику сразу бросалось в глаза, что лам в Монголии «существует громадное количество сравнительно с населением» (4).

По мнению Шишмарева, наличие в составе населения большой группы людей, связанных обетом безбрачия, была одной из главных причин его сокращения. Впрочем, ламы, посвященные не по призванию, не хотели отказываться от семейной жизни. Одни из них открыто жили в улусах, где у них были жены, дети и полное хозяйство. Другие прибегали к разного рода уловкам. Например, ближайший родственник ламы заводил себе сразу двух жен для того, чтобы одна из них сожительствовала с ламой (5).

Широко был распространен обычай, по которому ламе-гостю хозяин юрты обязательно выделял на ночь женщину из своей семьи. Все это подверглось осуждению со стороны наших авторов, писавших о связанном с ламаизмом извращении нравов в Монголии.

Бутины даже вспомнили о нравах французской аристократии XVIII века (6). Не добавляло симпатии ламаизму и то, что в стране его полного господства нередко не выполнялась одна из высших заповедей буддизма — любви к ближнему.

В своих публикациях путешественники приводят многочисленные примеры того, как семья в случае болезни ее членов оставалась без элементарной помощи соседей и родственников (7).

Как ламаизм проник в сердце кочевника читайте здесь.


Сноски

  1. Дуброва Я. П. Поездка в Монголию // Известия ВСОРГО. Иркутск, 1886. Т. 16. № 1–3. С.86. 
  2. Братья Бутины. Исторический очерк сношений русских с Китаем и описание пути с границ Нерчинского округа в Тяньцзинь // Известия СОРГО. Иркутск, 1871. Т. 1. № 4–5. С. 85. 
  3. Дуброва Я. П. Указ. соч. С. 34. 
  4. Братья Бутины. Исторический очерк... С. 85. 
  5. Дуброва Я. П. Указ. соч. С. 34. 
  6. Братья Бутины. Описание пути с границы Нерчинского округа в Тяньцзинь // Известия СОРГО. Иркутск, 1871. Т. 2. № 1–2. С. 20. 
  7. Там же.

Источник : zolord.ru

Похожие материалы
124
Монголия - лидер в «рейтинге демократии» среди стран Центральной Азии

Современная Монголия выступает как исторический преемник Великого монгольского государства времён Чингисхана, а сам Чингисхан выступает как основатель монгольской демократии.

9 часов назад
114
​Конор Макгрегор дал совет Тони Фергюсону на бой с Хабибом Нурмагомедовым

«Тони сильный боец, настоящий безумец в клетке, демонстрирующий дикий стиль ведения боя».

Вчера 20:10
71
Бурятия в аутсайдерах по эффективности регионального управления

Бурятия вошла в 10-ку худших регионов страны по эффективности регионального управления.

Вчера 19:08
142
Глава Тувы взял курс на обновление власти молодёжью

Большинство молодых назначенцев уже успели поработать на новом месте и показать себя на деле.

Вчера 14:29
Монголия - лидер в «рейтинге демократии» среди стран Центральной Азии 124
Монголия - лидер в «рейтинге демократии» среди стран Центральной Азии

Современная Монголия выступает как исторический преемник Великого монгольского государства времён Чингисхана, а сам Чингисхан выступает как основатель монгольской демократии.

9 часов назад
​Конор Макгрегор дал совет Тони Фергюсону на бой с Хабибом Нурмагомедовым 114
​Конор Макгрегор дал совет Тони Фергюсону на бой с Хабибом Нурмагомедовым

«Тони сильный боец, настоящий безумец в клетке, демонстрирующий дикий стиль ведения боя».

Вчера 20:10
Бурятия в аутсайдерах по эффективности регионального управления 71
Бурятия в аутсайдерах по эффективности регионального управления

Бурятия вошла в 10-ку худших регионов страны по эффективности регионального управления.

Вчера 19:08
142
Глава Тувы взял курс на обновление власти молодёжью

Большинство молодых назначенцев уже успели поработать на новом месте и показать себя на деле.

Вчера 14:29
334
Л​укашенко: Россия не даёт согласия на поставки нефти для Беларуси из Казахстана​

Между тем, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил, что его государство не вступит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). ​

Вчера 00:27
393
Учёный: Россия пока не может поднять со дна Байкала найденное золото Колчака

​​Бурятский учёный, историк и археолог Алексей Тиваненко утверждает, что знаменитое золото Колчака давно найдено на дне Байкала. Однако достать драгоценности из-под завалов страна пока не в состоянии.

21 января 2020, 21:54
149
Правительство Забайкалья ведёт работу с «Газпромом» по газификации региона

Это позволит перевести котельные на природный газ, что сократит количество вредных выбросов в окружающую среду.

21 января 2020, 19:26
136
Супруги из Тувы подали заявки для участия в программе «Земский учитель» в Забайкалье

За 3 года действия программы в районы Забайкалья должны переехать 60 учителей.

21 января 2020, 12:25
126
​Российские инженеры подарили кошке новые лапки (ВИДЕО)

Прошлой зимой в Новосибирске кошка по кличке Дымка ​после обморожения лишилась всех четырёх лапок и хвоста.

20 января 2020, 15:59
220
Многообещающий японский политик Синдзиро Коидзуми впервые берёт отпуск по уходу за ребёнком

Напомним, Коидзуми-младший в августе прошлого года объявил о женитьбе на «ненастоящей» японке.

19 января 2020, 13:39
Популярные статьи
217
Экономика Золотой Орды (1240-1480)

Юрий Кофнер, заведующий Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ. Москва.

20 января 2020, 19:11
673
История бойцов и командиров РККА, прошедших через японский плен

1939 г. Свидетельства военнопленных Халхин-Гола.

25 декабря 2019, 22:01
688
​Взаимодействие монгольских и тунгусо-маньчжурских ареалов: исторические аспекты (Г.Н. Чимитдоржиева, 2015)

Оказавшись к северу и северо-востоку от чжурчжэней и подчинив себе местные племена, мэнгу создали в первой половине XII в. древнемонгольское государство Хамаг Монгол Улс.

21 декабря 2019, 23:10
404
​Средневековые археологические культуры Прибайкалья и Забайкалья VI - XIV вв.

В эпоху средневековья вокруг Байкала шел интенсивный процесс взаимодействия различных этнических групп тюркского, монгольского, тунгусского и, возможно, самодийского происхождения.

19 декабря 2019, 16:27