Ламаизм глазами русских исследователей XIX в.

26 октября 2018, 14:43 109 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

Яков Павлович Дуброва (годы жизни не известны, предположительно вторая половина XIX - до второго десятилетия XX века) - учёный-этнограф, работавший в конце XIX века в течение 5 лет среди калмыков и написавший этнографические заметки о хозяйственном быте калмыцкого народа.

В 1883 году Яков Дуброва побывал в Монголии, где жил среди калмыков, ушедших из России в 1771 году. К сожалению, фотографии Якова Павловича не сохранились до наших дней.

Яков Дуброва был действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 20 ноября и 20 декабря 1897 года он представил свои наблюдения и дневниковые заметки на общем совете Общества археологии, истории и этнографии, после чего научным советом было принято решение опубликовать его записи.

Другой же автор Михаил Дмитриевич Бутин с бурятскими корнями (23.10.1835, Нерчинск, Забайкальской области – 07.04.1907, Нерчинск, Забайкальской области) - купец 1-й гильдии, золотопромышленник, меценат, коммерции советник, потомственный почётный гражданин, гласный Иркутской городской думы (1881 - 1884, 1894, 1898).

Окончил Нерчинское уездное училище. Торговую деятельность начал приказчиком состоятельных нерчинско-заводских купцов Кандинских. Занимался самообразованием. Совершил поездки по России, в Европу и Америку. Заботясь о развитии Сибири Михаил Бутин написал ряд статей о торговых путях и экономике края. В его «Письмах из Америки» (СПБ. 1872) выдвигалась идея скорейшего проведения Сибирской железной дороги.

В 1866 вместе с братом Николаем создал фирму «Торговый дом братьев Бутиных». Фирме принадлежали железоделательный, солеваренный и 3 винокуренных завода, ок. 50 золотых приисков в Забайкальской, Амурской и Приморской обл. Бутины проводили выгодные операции, торгуя хлебом и мануфактурой. Организовывали поиски новых месторождений, обустраивали прииски, внедряли новейшие методы поиска и добычи золота.

В 1870 на собственные средства вместе с братом снарядил Нерчинско-Тяньцзинскую экспедицию в Китай и Монголию.

Третий автор Яков Парфеньевич Шишмарёв (14 сентября 1833, Троицкосавск - 18 января 1915, Санкт-Петербург) - переводчик, дипломат, генеральный консул Российской империи в Урге, монголовед, способствовавший успешному проведению многих научных экспедиций. Дед Шишмарёва по национальности был бурятом, который был женат на русской казачке.

В 1855 определён на службу в канцелярию кяхтинского градоначальника, одновременно продолжал обучение в училище китайскому и маньчжурскому языкам под руководством К. Г. Крымского. В том же 1855 приступил к службе у генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва-Амурского, участвовал в Амурских экспедициях, организованных Муравьёвым. В 1858 году участвовал в переговорах при заключении Айгунского договора. Состоял переводчиком в пограничной комиссии при полковнике К. Ф. Будогосском, участвовал в составлении карты от верховьев Уссури до моря. В июле - августе 1859 года находился в Пекине на предварительных переговорах с китайцами. В 1860 отправлен в Пекин для участия в заключении Пекинского договора. С 1861 служил секретарём и переводчиком у консула К. Н. Боборыкина в Урге. С 1861 был управляющим консульством в связи с длительным отсутствием консула, с 1864 исполняющим обязанности консула. В 1865 назначен консулом, а в 1882 - 1904 генеральным консулом в Урге, в 1907 - 1911 годах переведён на должность управляющего консульством.

Шишмарёв был прекрасным знатоком Монголии. По выражению Д. А. Клеменца он знал Монголию «как улицы своего города». Он тонко понимал её народ, умело ладил и с маньчжурскими чиновниками, и с монгольскими ханами. В конце жизни он написал книгу о Монголии, рукопись которой была уничтожена родственниками в 1938 году в ожидании арестов.

Предлагаю Вашему вниманию заметки этих трех исследователей о религиозных верованиях Монголии того времени. Просим учесть, что авторы делали заметки в пути, то есть вели дневники, что отражает их культуру настоящих исследователей, отражает их видение совершенно нового для них мира, с другим менталитетом, обычаями и жизненным укладом.

Большое внимание авторы уделили ламаизму и его влиянию на жизнь монголов. Признавая учение Будды высоконравственным, они, однако, в целом отрицательно воспринимали его северную ветвь. Приведу обширную цитату из Дубровы.

«Не будь лам... монголы были бы уже культурным народом, были бы земледельцами. По крайней мере, настолько умелыми, что в этом умении - обрабатывать землю и пользоваться ее производительной силой - не уступали бы сибирякам. И то, что есть Монголия сегодня, было бы преданием старины глубокой. Но благодаря высшему духовенству, этому слуге китайского правительства, этим иудам своего народа, именем религии властвующим над умами номадов, именем религии за подачку преследующим цели чуждого народу правительства ...номады Монголии по складу жизни, по социально-экономическому своему состоянию едва, едва разнятся от первобытных народов» (1).

Не менее резок и отзыв Бутиных:

«Ламаизм - это католицизм Востока, выделивший себя из среды своего народа и эксплуатирующий невежество монголов» (2).

Заметили наши путешественники и то, что ламство было внутренне неоднородным. Дуброва писал:

«Осматривая курень, я везде встречал лам или с толстыми, лоснящимися от жира щеками, исполняющими правила аскетизма только на словах, или же, в противоположность разжиревшей братии, встречались истощенные, ободранные, в лохмотьях, питающиеся чуть ли не отбросами, пролетарии» (3).

Неоднородность выражалась еще и в том, что пути в буддийские монастыри были разными. Некоторые становились ламами по внутреннему призванию. Но больше было тех, за кого решение приняли родители.

Ламы жили весьма неплохо в материальном отношении; неудивительно, что каждая семья стремилась отдать одного, а то и нескольких сыновей в дацан. Потому-то любому путешественнику сразу бросалось в глаза, что лам в Монголии «существует громадное количество сравнительно с населением» (4).

По мнению Шишмарева, наличие в составе населения большой группы людей, связанных обетом безбрачия, была одной из главных причин его сокращения. Впрочем, ламы, посвященные не по призванию, не хотели отказываться от семейной жизни. Одни из них открыто жили в улусах, где у них были жены, дети и полное хозяйство. Другие прибегали к разного рода уловкам. Например, ближайший родственник ламы заводил себе сразу двух жен для того, чтобы одна из них сожительствовала с ламой (5).

Широко был распространен обычай, по которому ламе-гостю хозяин юрты обязательно выделял на ночь женщину из своей семьи. Все это подверглось осуждению со стороны наших авторов, писавших о связанном с ламаизмом извращении нравов в Монголии.

Бутины даже вспомнили о нравах французской аристократии XVIII века (6). Не добавляло симпатии ламаизму и то, что в стране его полного господства нередко не выполнялась одна из высших заповедей буддизма — любви к ближнему.

В своих публикациях путешественники приводят многочисленные примеры того, как семья в случае болезни ее членов оставалась без элементарной помощи соседей и родственников (7).

Как ламаизм проник в сердце кочевника читайте здесь.


Сноски

  1. Дуброва Я. П. Поездка в Монголию // Известия ВСОРГО. Иркутск, 1886. Т. 16. № 1–3. С.86. 
  2. Братья Бутины. Исторический очерк сношений русских с Китаем и описание пути с границ Нерчинского округа в Тяньцзинь // Известия СОРГО. Иркутск, 1871. Т. 1. № 4–5. С. 85. 
  3. Дуброва Я. П. Указ. соч. С. 34. 
  4. Братья Бутины. Исторический очерк... С. 85. 
  5. Дуброва Я. П. Указ. соч. С. 34. 
  6. Братья Бутины. Описание пути с границы Нерчинского округа в Тяньцзинь // Известия СОРГО. Иркутск, 1871. Т. 2. № 1–2. С. 20. 
  7. Там же.

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
134
История Чингисхана помутила рассудок троих казахстанцев

Друзья не испытали даже тени сомнения в реальности по-настоящему сказочной истории о сокровищах Чингисхана в казахских степях.

4 часа назад
38
В японских школах нашли экспонаты из «Отряда-731»

10 января 2019 года газета The Japan News сообщила о новой находке странных костей.

6 часов назад
25
Иркутские ученые защищают Байкал

"Рядом с Байкалом не должно быть никаких промышленных производств".

Сегодня 04:20
109
Даши Намдаков наполнил жизнью Русский музей фантастическими тварями

Персонажи Намдакова образуют эдакий языческо-монголо-бурятский бестиарий, но совсем не отталкивают. Человеку христианской культуры эти божества кажутся уродливыми демонами, но их внешность оправдана функцией - отпугивать злые силы.

22 января 2019, 22:06
История Чингисхана помутила рассудок троих казахстанцев 134
История Чингисхана помутила рассудок троих казахстанцев

Друзья не испытали даже тени сомнения в реальности по-настоящему сказочной истории о сокровищах Чингисхана в казахских степях.

4 часа назад
В японских школах нашли экспонаты из «Отряда-731» 38
В японских школах нашли экспонаты из «Отряда-731»

10 января 2019 года газета The Japan News сообщила о новой находке странных костей.

6 часов назад
Иркутские ученые защищают Байкал 25
Иркутские ученые защищают Байкал

"Рядом с Байкалом не должно быть никаких промышленных производств".

Сегодня 04:20
109
Даши Намдаков наполнил жизнью Русский музей фантастическими тварями

Персонажи Намдакова образуют эдакий языческо-монголо-бурятский бестиарий, но совсем не отталкивают. Человеку христианской культуры эти божества кажутся уродливыми демонами, но их внешность оправдана функцией - отпугивать злые силы.

22 января 2019, 22:06
308
Подводные камни дальневосточного гектара

Жителям Бурятии и Забайкалья следует запомнить: «бесплатный гектар» вовсе не означает, что всё, что на нем есть, тоже бесплатно.

22 января 2019, 21:05
54
Китайцы плодятся, а дальневосточники сокращаются

Население ДФО продолжает таять на глазах начиная с 1992 года.

22 января 2019, 20:25
119
Министр иностранных дел Монголии совершит исторический визит в Казахстан

24-25 января состоится первый в истории казахстанско-монгольских отношений официальный визит главы МИД Монголии Дамдина Цогтбаатара в Казахстан.

21 января 2019, 23:48
32
Айсен Николаев - самый популярный в ДФО глава в соцсетях

Были проанализированы аккаунты глав всех 11 субъектов ДФО в пяти популярных социальных сетях Instagram, Facebook, «Вконтакте», Twitter и «Одноклассники».

21 января 2019, 22:05
429
Как живут русские буддисты на горе Качканар?

Буддистский монастырь Шедруб Линг на вершине горы Качканар в Свердловской области по-прежнему стоит, несмотря на решения судов о выселении буддистов (фото, видео).

21 января 2019, 19:09
109
Учительницы из Казахстана бросили школу, чтобы проводить торжества по национальным обрядам на заказ

Их совместное хобби – собирание казахских обрядов, проведение праздников по обычаям и традициям, - настолько захватило, что было решено бросить работу.

21 января 2019, 14:43
Популярные статьи
113
Братья по крови

Центр народных традиций «Байкал» изучает традиции, историю, этнофилософию бурятского народа.

20 января 2019, 23:29
205
Раскрыта причина детских жертвоприношений в Перу

До сегодняшнего дня жертвенник Темпло Майор был окутан зловещим ореолом тайны.

17 января 2019, 18:25
151
Речь - определяет жизнь человека

Внешний вид и успех человека зависят от речи.

12 января 2019, 02:31
259
Как индейцы экстерном прошли путь военного искусства

В XVII–XVIII веках североамериканские индейцы познакомились с лошадьми и огнестрельным оружием. Как менялись их вооружение и тактика, какие правила военного искусства им пришлось выучить - об этом в нашем материале.

28 декабря 2018, 23:42