Забайкалье - родина монгольского суперэтноса в XIII веке

17 декабря 2018, 00:56 484 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

река Онон, юг Забайкальского края, фото из открытых источников

Монголы Трехречья - ядро племенных объединений XIII в.

В 1206 г. Чингисханом было создано первое в истории монголов государство. Его основой явилось вождество монголов Трехречья (долины рек Керулена, Онона и Толы), ставших элитой огромного населения. Район Трехречья расположен на территории современного юга Забайкальского края и северо-востока Монголии. Государство оформило население в территориально-политическом отношении, создало определенную общность экономических, социальных и других интересов, что обеспечило высокий уровень его сплоченности.

Существует мнение, что в рамках государства Yeke Mongyol Ulus образовалась единая монгольская народность. Но тут не берется во внимание то, что накануне образования государства на территории Монголии проживало весьма пестрое в этническом плане население, в котором выделялось несколько крупных племенных объединений (монголов Трехречья, татар, найманов, кереитов, меркитов), каждое из которых в дальнейшем при благоприятном стечении обстоятельств могло стать народностью.

Всего историки насчитывают около 20 монголоязычных племён. Самые крупные из них проживали:

- борджигины, джалаиры, нируны – в междуречье Керулена и Онона;
- тайджиуты – в слиянии Онона и Ингоды;
- меркиты – в низовьях Селенги;
- ойраты и хори-туматы – в верховьях Енисея и Селенги.

Если учесть, что при сложении народностей чаще преобладали компоненты, близкие в языково-культурном отношении, то правомерно возникает сомнение, что одна монгольская народность могла вобрать в себя такое большое разнородное и разноязыкое население. Речь идет о более обширном этническом образовании, которое по выявленным признакам определяется как высший таксон этнической иерархии - суперэтнос.

природа Забайкалья

Единое этническое самосознание монгольского суперэтноса XIII в.

Монгольский суперэтнос, как и любая подобная общность, характеризовался наличием общей ментальности, консолидировавшей разнообразные этносы и оказавшей громадное влияние на формирование идейно-нравственной и культурной целостности внутри его границ.

В XIII в. центральную зону монгольской ментальности составили имя монгол и традиционная шаманская религия. С приходом к власти Чингисхана, сначала как главы вождества, а потом государства, интенсивное развитие получил процесс монголизации страны. Это привело к тому, что не только государство, но и вся его территория по названию безраздельно господствовавших монголов стала именоваться Монголией, а населявшие его этносы, независимо от происхождения - монголами. Имя монгол стало высшим проявлением «монгольскости» жителей государства, поскольку всеми ощущалось, что его надо носить как высокую честь.

Принятие населением большого полиэтнического государства имени монгол было следствием сформировавшегося у него единого с монголами этнического самосознания. В итоге к концу XIII в. все этнические и территориальные группы населения Монголии называли себя не иначе как монголы. Это говорит о том, что к тому времени сложение суперэтноса было давно завершившимся процессом. В противном случае монголы не стали бы известны в мире под этим именем уже в период завоеваний.

Единое этническое самосознание стало цементирующим началом, приведшим всех людей к осознанию своей принадлежности к жителям всего монгольского государства. На основе такого самоопределения, в котором ключевое место заняло представление об общности происхождения и исторических судеб, опирающееся на общую генеалогию, совместное участие в исторических событиях, на связь с родным языком и родной землей, у монголов сложился образ своего народа, не похожий ни на какой другой и обладающий наилучшими, с их точки зрения, этническими характеристиками.

Монголы считали себя одаренным и талантливым народом, который создал уникальную кочевую культуру, богатый язык, обладает насыщенной яркими событиями историей и т.д. На основе подобного комплекса чувств сложился соответствующий тип поведения и состояния психики, выражавшийся в готовности беззаветно защищать и отстаивать интересы своего народа.

природа Забайкалья

Великая Яса как фактор сплочения монгольского суперэтноса XIII в.

Другим мощным средством сплочения населения был письменный свод монгольских законов и установлений - «Великая Яса» Чингисхана. Став одной из высших форм проявления монгольской ментальности, «Яса» сыграла огромную роль в закреплении идейно-нравственной и культурной целостности, сложившейся внутри монгольского суперэтноса.

Ее выдающееся этнокультурное значение состояло в том, что она не знала этнических границ и утверждала на огромной территории не только единые законы, но и единые духовнокультурные ценности. В результате многие собственно монгольские и заимствованные у покоренных народов лучшие культурные достижения стали общемонгольскими, в равной степени доступными для всех жителей государства.

Сплачивая население и выступая в качестве хранителя и пропагандиста идей этнополитического единства монголов, «Яса» культивировала в народе взгляд о незыблемости их основных этнических доминантов: преданность Великому хану, веру в происхождение от Вечного Синего Неба, Бортэ-Чино и Бодончара. Этот кодекс без сомнения стал выражением национального сознания и самосознания монголов и в полной мере отразил их личностные черты, вызывавшие восхищение иностранцев.

гора Бурхан Халдун Монголия

Психический склад и идейно-нравственные устои монгольского общества XIII в.

Поскольку эти черты (честность, естественность, готовность к оказанию помощи, верность, сдержанность) представляли собой не простую сумму характеров отдельных индивидов, а фиксацию типических черт, составлявших важную и неотъемлемую часть психического склада большинства монголов, то все они в той или иной степени были присущи Чингисхану.

Однако надо заметить, что на протяжении длительного времени в отечественной научной литературе, как и в литературах других покоренных монголами народов, по отношению к нему тщательно создавался образ кровавого завоевателя, сеявшего со своими ордами, где бы он ни был, смерть и разрушения.

Разумеется, при реконструкции образа Чингисхана нельзя закрывать глаза на темную сторону монгольских завоеваний. Но, с другой стороны, не стоит огульно обвинять его в злодеяниях, которые он не совершал. Поэтому прав Ж.-П. Ру, который пишет, что Чингисхан не обладал бесполезной и бездумной жестокостью. Исходя из этого, следует сказать, что в каждом конкретном случае оценка событий той эпохи требует объективного и взвешенного подхода.

В целом, касаясь тезиса о безграничной жестокости монголов к мирному населению в ходе завоеваний, необходимо отметить, что зверств и злодейств было предостаточно в давней и не столь давней истории Европы и Азии, причем совершали их люди, воспитанные в цивилизованном мире, а не выросшие, по выражению европейских авторов, в диких степях. Кроме того, надо согласиться с неоднократно высказывавшимся в научной литературе мнением, что монголы, в глазах всего мира выставленные безжалостными грабителями и варварами, стали козлами отпущения для других народов в деле оправдания их собственных неудач и недостатков.

природа Забайкалья

Тезис о неоправданной и необъяснимой жестокости монголов вызывает определенные сомнения еще и потому, что им как кочевникам, привыкшим жить в гармонии с собой, друг с другом и окружающим миром, с самого рождения прививались совсем другие идейнонравственные приоритеты. К этим приоритетам, составлявшим неповторимую особенность монгольской ментальности, относились: почитание Вечного Синего Неба, предков и родного кочевья, соблюдение законов родства и дружбы, забота о чистоте и сохранности окружающей природы, поддержание домашнего очага и добрых человеческих отношений.

Формирование единых идейно-нравственных устоев монгольского общества не могло происходить вне рамок единого культурного пространства. В складывании культурной целостности мощным интенсифицирующим фактором послужил общий культурный прогресс: появление и распространение письменности, формирование общегосударственного литературного языка, развитие науки, искусства, литературы. Большое развитие получили различные знания: медицинские, юридические, астрономические, исторические и др. На фоне роста общей культуры заметные изменения в сторону развития и распространения интернациональных форм претерпевали этнические культуры.

Ононский район Забайкальского края


Источник: Б.Р. Зориктуев «Монгольский суперэтнос в XIII в.» в Сборнике «Мир Центральной Азии-3», Правительство Республики Бурятия, ФГБУН ИМБИТ, СО РАН. Улан-Удэ, 2012. С.28

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
169
Российский поисковик рассказал, как выжил в плену у «Талибана»

Александр Лаврентьев, занимавшийся поиском солдат пропавших и погибших в Афганистане, сам едва не умер в плену у боевиков.

Вчера 01:53
346
Обезумевший пенсионер расстрелял дачников в Нерюнгри

«Похороните меня в костюме».

15 июня 2019, 16:53
578
Станислав Дробышевский: «Лженаука проще ложится в голову»

Антрополог Станислав Дробышевский о псевдонаучных представлениях, атеизме, наследственности и том, бессмертна ли медуза.

15 июня 2019, 15:29
889
Симптом кризиса: китайцы покидают перевалочные точки Москвы

Быстро пустеют основные перевалочные точки: рынок «Москва» в Люблино и «Садовод».

15 июня 2019, 01:41
Российский поисковик рассказал, как выжил в плену у «Талибана» 169
Российский поисковик рассказал, как выжил в плену у «Талибана»

Александр Лаврентьев, занимавшийся поиском солдат пропавших и погибших в Афганистане, сам едва не умер в плену у боевиков.

Вчера 01:53
Обезумевший пенсионер расстрелял дачников в Нерюнгри 346
Обезумевший пенсионер расстрелял дачников в Нерюнгри

«Похороните меня в костюме».

15 июня 2019, 16:53
Станислав Дробышевский: «Лженаука проще ложится в голову» 578
Станислав Дробышевский: «Лженаука проще ложится в голову»

Антрополог Станислав Дробышевский о псевдонаучных представлениях, атеизме, наследственности и том, бессмертна ли медуза.

15 июня 2019, 15:29
889
Симптом кризиса: китайцы покидают перевалочные точки Москвы

Быстро пустеют основные перевалочные точки: рынок «Москва» в Люблино и «Садовод».

15 июня 2019, 01:41
169
Президент Туркменистана в полночь внезапно провел военные учения и пострелял по мишени

Гурбангулы Бердымухамедов пострелял по мишени и «в очередной раз продемонстрировал меткость профессионального стрелка» ВИДЕО.

15 июня 2019, 00:09
307
В Казахстане предложили штрафовать за унижение учителей

Проект закона о статусе педагога внесут в парламент РК в августе этого года.

14 июня 2019, 23:29
131
Правительство Забайкалья сорвало сроки строительства сгоревших чабанских стоянок

До сих пор не выплачены компенсации пострадавшим сельхозтоваропроизводителям.

14 июня 2019, 22:21
56
Сардана Авксентьева взялась за муниципальную «земельную мафию»

По словам главы города, в общей сложности речь идет не о десятках или сотнях, а о тысячах незаконно распределенных участков.

14 июня 2019, 21:43
84
238
Коалиция объединилась против Бату Хасикова

Элиты региона недовольны деятельностью врио главы Калмыкии Бату Хасикова.

13 июня 2019, 23:33
Популярные статьи
158
Как в Казахстане хотели создать немецкую автономию

Сегодня, 16 июня, исполнилось 40 лет со дня проведения в Целинограде первого митинга, направленного против создания немецкой автономии.

Вчера 20:10
157
История становления Ёрдынских игр

Усилиями общественности Фестиваль был возрожден в 2000 году после долгих лет забытья.

04 июня 2019, 16:08
127
Как нацисты планировали создать «расу господ»

Гитлер был всерьез озадачен демографическим вопросом. Был разработан проект, который получил название «Lebensborn» (Источник жизни).

01 июня 2019, 21:39
365
Почему монголы напали на Русь

31 мая 1223 года, 796 лет назад, состоялось первое сражение русских дружин с монгольским войском на реке Калка.

31 мая 2019, 15:36