Обряды жертвоприношения у бурят

18 января 2019, 00:08 1137 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

фото из открытых источников, а также из личного архива Н.В. Абаева

Обычай жертвоприношения восходит к глубокой древности. В политеистических религиях жертвоприношение часто сводилось к попыткам умилостивить богов с помощью подношения им даров и предложения им пищи.

Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.

В Бурятии в настоящее время религиозное возрождение – в частности, возрождение исконной веры бурят – тэнгрианства и шаманизма – рассматриваются как один из путей возрождения национальной культуры. Сейчас шаманизм наряду с буддизмом становится важнейшим фактором интеграции бурят.

Возвращение свободы отправления обрядов в постсоветский период вернуло ритуальной шаманской практике ее былое значение. Происходит, с одной стороны, реставрация традиционных ритуальных механизмов, с другой стороны, их модификация. Как видим, заметно модифицировалось социокультурное пространство ритуала: к шаманам, как и к ламам, для исполнения треб ходят все жители Бурятии, невзирая на этническую или расовую принадлежность.

Религиозная ситуация в этнической Бурятии сегодня характеризуется реконструкцией коллективных, семейно-родовых и индивидуальных обрядов, воссозданием практики посвящения в шаманы, восстановлением древних святилищ и т.д.

Как считает профессор Н.В. Абаев, по поверьям тунгусо-маньчжурских «шаманов», их главной решающей магической силой считается их «сверхъестественная» способность воздействовать на исход болезни людей. По сравнению с этим магическим даром, якобы полученным от духов-предков, другие качества «шамана» считаются второстепенными.

Тунгусо-маньчжурский «шаманизм», частично инкорпорированный в низший, «популярный» пласт тэнгрианской религии бурят-монголов «бөө-мургэл» включает в себя и жертвоприношение как один из методов воздействия на людей и другие живые существа, а также на стихийные силы природы и весь окружающий мир.

В отличие тунгусо-маньчжурского «шаманизма», тэнгрианство – традиционная национальная религия тувинцев, алтайцев, хакасов, бурят-монголов и других тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая, Южной Сибири и всей Внутренней Азии.

Религия «Тэнгри», «тэнгрианство» является синкретическим вероучением и культовой системой, вобравшей в себя различные духовно-культурные и этноконфессиональныетрадиции народов Центральной, Внутренней и Северо-Восточной Азии (скифо-ариев, уйгур-урянхов, бурят-монголов, ойратов и др.).

В религиозном, философском и идеологическом аспектах представляет собой открытое мировоззрение, вступающее в активное диалогическое взаимодействие с другими евразийскими учениями (даосизм, буддизм, зороастризм, митраизм и др.).

Вместе с тем, тэнгрианство одновременно стало выполнять роль и функции народной и официальной национально-государственной религии «кочевнических» (номадических) этносов и этнических групп различных государственных образований имперского типа (Империя Хунну, тюркские и уйгурские каганаты, сяньбийская империя, Великая Монгольская Империя «Ехэ Монгол Улус», Кыргызский каганат и др.).

Особое место в культовой и обрядовой системе тэнгрианства занимают культы Неба и Земли, культ Воды и священных источников, культ деревьев, а также культ Священных Гор, горных перевалов, камней и скал, культ Огня, почитание домашнего очага, культ предков и т. д.

на фото профессор Н.В. Абаев

Обряды жертвоприношения у бурят

Усадьбы стационарных поселений западных бурят обязательно имели духов-хозяев, которые главным образом «оберегали» скот от напастей. У разных этнических групп образы духов-хозяев усадьбы различались. В усадьбах осинских бурят защита людей от посягательств нечистой силы возлагается на духов, обитающих в столбах изгороди. Этим духам ежегодно весной приносят жертвоприношения, капая вино и возлагая жертвенную пищу на верхушки столбов.

Ольхонские буряты почитают монгол-бурханов как духов-хозяев местности. Местами обитания монгол-бурханов в Ольхонском районе являются вершины гор, мысы и многие другие приметные элементы ландшафта. Подобная локализация монгол-бурханов указывает на общность образа этих духов с духами-хозяевами местности эжинами в мировоззрении других родоплеменных групп бурят.

Культ монгол-бурханов содержит несколько любопытных моментов. Так, в частности, интерес представляет связь духа с занимаемой им территорией. Исследования показывают, что монгол-бурхан жестко привязан к занимаемой им территории.

Оставшись без хозяев, дух может причинять вред живущим по соседству людям и требовать жертвоприношений. Жертвоприношения духам-хозяевам усадьбы в прошлом делали дважды в год – весной и осенью. Иногда обращались к духу в случае особой необходимости по указанию шамана – в ситуации пропажи скота, например, или болезней.

Сыновья обязаны были почитать монгол-бурхана своего отца, которого кормили прежде всех других духов. Обряд кормления духа осуществлялся на старой отцовской усадьбе.

Жертвоприношение монгол-бурхану совершаются ежегодно, преимущественно весной, когда земля становится черной, т.е. в период, когда тает снег.

В начале обряда на землю кладут три камня, символизирующих жертвенник, разводят огонь. Рядом располагают жертвенную пищу: тарасун, молочную пищу, саламат, мясо.

Многие буряты утверждают, что в жертву духам усадьбы следует подносить мясо овцы: «жир коровий, свиной не годится, так как монголам жертвоприношение делают бараном». По другим данным монгол-бурханы не принимают иной жертвы, кроме мяса крупного скота.

По правилам приношения живому коню  рассекают брюшину и рукой обрывают аорту, фото из газеты «Восточно-Сибирская правда» (vsp.ru)

Согласно преданию в прошлом, еще до появления бурят на северной стороне Байкала, в этой местности жили монголы во главе с Гэгэном. В результате конфликта между Гэгэном и другим божеством – Жамсараном, претендовавшим на Ойхонский престол, обманутый в споре и потерпевший поражение Гэгэн вместе со своими подданными был вынужден покинуть эти земли и уйти на южную сторону Байкала. Оставшиеся покойные монголы стали выходить и всячески вредить бурятам, что и вынудило бурят совершать им жертвоприношения.

«С каждым годом шаманы открывают все новых и новых монголов. Теперь на каждой горе, мысе, бугре – монгол», – отмечает Ц. Жамцарано, совершая свою поездку по Ольхонскому ведомству.

Местные старики сокрушались, что в прошлом буряты почитали великих богов, сошедших с неба, – Буумал бурхад, а теперь сделали богов из каких-то монголов.

«Вместо того чтобы уничтожить всю нечисть, поклоняются им, а те и радуются. Великие же бурханы отворачиваются от бурят».

Исследования современных этнографических реалий подтверждают рост популярности этого культа в среде некоторых этнических групп западных бурят, к которым преимущественно относятся эхириты и булагаты. Любопытно, что в то же время культ монгол-бурханов практически неизвестен бурятам, населяющим западные районы Предбайкалья, а также Забайкалья.

Тайлаганы

Главное богатство скотоводов - это скот (лошади, овцы, коровы), умножение которого, согласно традиционным представлениям бурят, зависит от расположения божества, ему покровительствующего.

Тайлаганы (коллективные молебствия), посвященные божествам, проводят в начале лета, они призваны обеспечить в меру дождливое, теплое лето, приносящее хорошие травы и, соответственно, дающее корм скоту. В разных районах проживания бурят это могут быть Солбон (Утренняя Венера), Гужир-тэнгэри (Божество солончаков), Буха-нойон (бык-первопредок), Заябари-тэнгэри (Божество судьбы) и др.

Жертвоприношение божествам, покровительствующим животным, совершаются или специально выбранным, или состарившимся животным, причем такие животные были посвящены божествам загодя.

Животное приносится в жертву чаще всего на горе с сохранением частей тела (с целыми костями и непролитой кровью), чтобы оно могло возродиться, причем благодаря молитве божествам - в умноженном количестве.

Практика кровавых жертвоприношений для бурят-шаманистов не является чем-то экзотическим. Люди с детства привыкли, что на тайлаган забивают барана, а если большой тайлаган – коня. Потом определенные части барана сжигаются, что-то съедается, женщины чистят “дотор” (т.е. кишки барана), заливают в них кровь и получается вкуснейшая колбаса. Дети подбегают к разделанной туше, вынимают из нее дымящуюся, сырую печень, тут же ее режут и поедают, закусывая луком и черным хлебом. Вся эта картина, обыденная для любого бурята, для “белого человека” может обернуться культурным шоком.

Тайлаган – старинный бурятский обряд почитания духов предков, фото из газеты «Восточно-Сибирская правда» (vsp.ru)

Человеские жертвоприношения у древних монголов

Древние монголы совершали человеческие жертвоприношения в период между поздней империи Ляо (916 - 1125) и ранней династией Цзинь (1115 - 1234).

В конце прошлого года археологи нашли кости детей и взрослых на месте раскопок руин, обнаруженных в автономном районе Внутренняя Монголия на севере Китая, сообщало агентство Синьхуа.

По мнению ученых, кости находились в яме для человеческих жертвоприношений. На дне ямы округлой формы было найдено пять целых скелетов и несколько черепов. Длина ямы составила три метра, сообщили в местном институте культурных реликвий и археологии.

Выяснилось, что скелеты принадлежат 14 жертвам, из которых несколько детей. Взрослые жертвы все были женщинами, в то время, как пол детей не установлен. На некоторых костях были обнаружены рубленые повреждения, что говорит о насильственном характере смерти.

Яма была обнаружена под руинами огромного дворцового комплекса в Шанцзине, который (хошун Байрин-Цзоци), который являлся первой столицей империи Ляо (916 - 1125). Комплекс построек и жертвенная яма относятся к периоду между поздней империи Ляо и ранней династией Цзинь (1115 - 1234).

При этом, археологи исключили возможность того, что жертвенная яма являлась обычной гробницей. Рядом с ямой для человеческих жертвоприношений была найдена также обнаружена прямоугольная яма, где находили три скелета лошадей, кости верблюда, черепа собак и кошек, а также несколько нецелых человеческих черепов.

По словам археологам, им никогда прежде не приходилось находить жертвенные ямы под дворцовыми сооружениями, относящихся к указанному периоду, впрочем, как и жертвенные ямы в принципе. По мнению руководителя археологической команды Дун Синьлиня, люди и животные могли быть принесены в жертву во имя строительства комплекса задний, чье предназначение до сих пор не известно.

Напомним, что империя Ляо была основана кочевниками кидань-монголами на северо-востоке Китая племенным вождем Абаоцзи (Амбагай). Сейчас на этой территории расположен хошун Байрин Цзоци во Внутренней Монголии Китая.

Хотя буддизм по своей природе весьма миролюбив, однако и в его среде отмечены случаи человеческих жертвоприношений.

В начале XX века Джа-Лама (Дамбижанцан), возглавлявший борьбу монголов против китайского владычества, называл убийства врагов великим жертвоприношением буддийским богам. Историк А. В. Бурдуков, лично знавший Джа-Ламу, пишет об одном из эпизодов его военной деятельности, относящемся к 1912 году:

"Указывая на блестящее парчовое полотнище, красиво переливающееся на солнце, приближенные Дамбижанцана рассказывали о только что прошедшем празднике освящения знамени, о том, как в жертву знамени был принесен пленный китаец, которому палач отрубил голову". 

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
284
Невзоров: Минобороны выиграло битву с Шамсутдиновым в информационном поле

Между тем, по мнению адвоката Шамсутдинова —​ Руслана Нагиева, Минобороны проще сделать срочника «психом», чем признать наличие проблем с неуставными отношениями.

16 ноября 2019, 18:52
193
Эвенки Забайкалья предрекли скорую гибель своей культуры

Татьяна Цымпилова: «Спасти ситуацию может введённый на федеральном уровне школьный предмет «Родной язык и родная литература».

16 ноября 2019, 15:22
360
Учёные доказали, что объективной реальности не существует

Для квантового мира «одной правды» не существует. Квантовый эксперимент учёных показал отсутствие объективной реальности.

16 ноября 2019, 14:52
351
Российский феномен мэра Якутска обсудили на НТВ и в британском «The Еconomist»

"Это не популизм, это сигнал о том, что я слышу людей, помню о наказах избирателей".

15 ноября 2019, 17:42
Невзоров: Минобороны выиграло битву с Шамсутдиновым в информационном поле 284
Невзоров: Минобороны выиграло битву с Шамсутдиновым в информационном поле

Между тем, по мнению адвоката Шамсутдинова —​ Руслана Нагиева, Минобороны проще сделать срочника «психом», чем признать наличие проблем с неуставными отношениями.

16 ноября 2019, 18:52
Эвенки Забайкалья предрекли скорую гибель своей культуры 193
Эвенки Забайкалья предрекли скорую гибель своей культуры

Татьяна Цымпилова: «Спасти ситуацию может введённый на федеральном уровне школьный предмет «Родной язык и родная литература».

16 ноября 2019, 15:22
Учёные доказали, что объективной реальности не существует 360
Учёные доказали, что объективной реальности не существует

Для квантового мира «одной правды» не существует. Квантовый эксперимент учёных показал отсутствие объективной реальности.

16 ноября 2019, 14:52
351
Российский феномен мэра Якутска обсудили на НТВ и в британском «The Еconomist»

"Это не популизм, это сигнал о том, что я слышу людей, помню о наказах избирателей".

15 ноября 2019, 17:42
129
Инфляция в Бурятии превышает общероссийский показатель

Инфляция в России возобновила снижение, кроме Бурятии.

15 ноября 2019, 14:50
200
Как Казахстан обогнал Россию

Экономика Казахстана, безо всяких прорывных проектов, и без своего Медведева, в последние 5 лет показывает ежегодный прирост в 4,4%.

15 ноября 2019, 14:07
154
Дина Оюн – новый энергичный политический тяжеловес от Тувы

Спустя месяц после назначения новый член Совета Федерации от Тувы Дина Оюн провела приём граждан.

15 ноября 2019, 12:06
109
Монголы-«​дипломаты»​ везли через белорусско-латвийскую границу 5 млн сигарет

Граждане Монголии пересекали границу с фальшивыми дипломатическими номерами.

14 ноября 2019, 18:51
202
Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

У якутов три вида менталитета: скифский, кыпчакский и монгольский.

14 ноября 2019, 00:44
187
«Левада-центр» в этом году зафиксировал подъём ксенофобских настроений в России

Спрос на националистическую политику в России продолжает существовать.

13 ноября 2019, 22:32
Популярные статьи
144
​Чердатский клад - памятник монгольского времени юга Западной Сибири

Знак «ом» на чаше из Чердатского клада для та­ежного Причулымья является самым архаичным буд­дийским символом, а для Западной Сибири эпохи Средневековья - одним из самых северных эпиграфических памятников буддизма.

13 ноября 2019, 21:45
1342
​Какие народы являются потомками кыпчаков?

Казахи и киргизы – монголы или кыпчаки?

12 ноября 2019, 14:10
951
Тайны истории: найдено личное дело бурятского учёного Гомбожаба Цыбикова

Он блестяще окончил Читинскую мужскую гимназию, но в прошении о присуждении золотой медали ему военным губернатором было отказано.

06 ноября 2019, 13:22
391
Трайбалистская Япония

Вся история Японии – это история борьбы японских кланов (родов) за императорский трон и влияние в государстве. Родовая или клановая борьба в японском обществе продолжается и сегодня.

03 ноября 2019, 22:03