Свобода как судьбоносная ценность бурятского народа

02 марта 2019, 23:41 498 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

фото: Олег Жук

Все, что происходит в современном бурятском обществе, многие политики и эксперты связывают с политикой, проводимой руководством, и экономическими условиями республики. Они делают упор на внешние факторы, не учитывая при этом внутреннее духовное состояние, историю развития и становления бурятского народа.

Буряты являются одним из самых древних свободолюбивых народов Циркумбайкалья, которые выжили как этнос, сохраняя при этом свои ценности, традицию и язык среди других народов.

Центральной идеей бурятского героического эпоса «Гэсэр» является свобода бурятского народа. Буряты дорожат и чтят свою многовековую национальную историю и достояния, связанные с кочевым периодом жизни предков. Постоянное стремление к лучшей жизни и поиск счастья характерны для свободолюбивого и мобильного народа.

Свобода всегда была судьбоносной ценностью для бурятского общества. Буряты как самостоятельный этнос смогли сохраниться до сегодняшних дней именно благодаря традициям, языку и своему неуклонному стремлению к свободе. Это качество своими корнями уходит в глубь веков и объясняется историческими условиями кочевой демократии.

Кочевник исторически всегда был свободен в мыслях, стремлениях и действиях. У бурята-кочевника всегда существовал принцип свободы. Свобода для кочевника понималась, во-первых, как свобода своего рода, племени, своих территорий «Тоонто нютаг» от более сильных и могущественных соседей, а во-вторых, как свобода передвижения, кочевки.

Однако, не всегда кочевник был свободен в своих высказываниях и действиях, так как существовали традиционные нормы поведения, уважения и гостеприимства. Позитивная свобода бурята ограничивалась особенностями кочевого быта и родоплеменной организации социума. Отдельный представитель рода не мог не только существовать, но и представить себя вне рода.

Индивид мог быть свободным только вместе со своим родом, только в контексте рода. Такая форма свободы кочевника детерминировала его индивидуальную несвободу, невозможность самостоятельного выбора.

Ценность свободы предопределила у бурят номадов развитое чувство патриотизма к своему краю. Причем оно носит исторический характер и развивается вместе с эволюцией родоплеменных отношений у бурят.

Если идеи патриотизма вначале ограничивались лишь рамками интереса рода и племени, и проявлялись в любви к родному языку, уважении предков, в сплоченности членов рода, то на современном этапе, когда племена начали объединяться в единый бурятский народ, возникают патриотические чувства уже в целом к своему народу, к республике.

Безусловно, свобода, являясь универсальной вневременной духовной ценностью, высоко ценится в современном бурятском обществе. После ценности семьи и жизни человека у бурят усиливается патриотизм.

На протяжении многих веков буряты жили в условиях кочевой демократии, сохраняя свои традиции и ценности. Сложные условия жизни кочевников вынуждали придерживаться жесткой дисциплины и порядка. Естественно, в таких случаях возрастало чувство ответственности каждого кочевника, независимо от социального и материального положения и каждый становился защитником.

В силу естественных условий кочевого образа жизни, кочевники были готовы как всадники защищать семью (род) и скот. В отличие от оседлых племен, имели естественное преимущество в сплоченности, организованности, а также в стратегии и тактике.

Специфика социальной структуры кочевого рода, помимо иерархии и тесной соподчиненности, предполагала и взаимную спаянность, ответственность каждого субъекта не только за свою собственную судьбу, но также и судьбу ближайших сородичей и в целом за социальную гармонию, единство внутри клана. Буряты всегда считали обязательным знание своих корней и родовых связей.

Кочевой род имел иерархию, которая складывалась из естественно-физиологических условий, в соответствии со способностями и возможностями каждого конкретного члена коллектива выполнять определенную функцию обеспечения сохранности и преумножения скота - основного продукта кочевого способа производства.

Когда возникали недовольства к правителю или правящему режиму, рядовые племена всегда могли откочевать и создать новую иерархию. Это считалось свободой выбора своей судьбы, свободой воли к самоутверждению. Быть свободным означало возможность жить по своей воле, не стесненными никакими социальными узами и целями.

На современном этапе объединение бурятских племен в единый народ становится воплощением символа свободы и справедливости, небесного покровительства и спасения.

Сегодня трайбализм, клановость, местничество не нужны нашему народу. Если раньше во власти были алчные недалекие нойоны, действовавшие только в своих интересах и в интересах своего клана, то сегодня таких нойонов общество презирает.

 

Буянто Дугаров

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
259
Якутские ученые: предки якутов происходят с региона оз. Байкал

Ученые Якутского научного центра комплексных медицинских проблем уточнили происхождение якутов.

Вчера 15:25
82
Осипов создал в Забайкальском крае атмосферу честной и добросовестной работы

Говорить о том, что «Прямой разговор» был срежиссирован, нельзя. Были неожиданные и неловкие вопросы. А заплакать по сценарию, слава богу, Осипов вряд ли способен.

21 марта 2019, 22:07
91
Казахстан: как народный гнев перенаправлен в пустоту

Этот трюк называется инфошум.

21 марта 2019, 19:58
47
Калининградский миллиардер о ситуации в бизнесе и не только

«Сейчас безвременье, когда лучше не светиться».

21 марта 2019, 14:38
Якутские ученые: предки якутов происходят с региона оз. Байкал 259
Якутские ученые: предки якутов происходят с региона оз. Байкал

Ученые Якутского научного центра комплексных медицинских проблем уточнили происхождение якутов.

Вчера 15:25
Осипов создал в Забайкальском крае атмосферу честной и добросовестной работы 82
Осипов создал в Забайкальском крае атмосферу честной и добросовестной работы

Говорить о том, что «Прямой разговор» был срежиссирован, нельзя. Были неожиданные и неловкие вопросы. А заплакать по сценарию, слава богу, Осипов вряд ли способен.

21 марта 2019, 22:07
Казахстан: как народный гнев перенаправлен в пустоту 91
Казахстан: как народный гнев перенаправлен в пустоту

Этот трюк называется инфошум.

21 марта 2019, 19:58
47
Калининградский миллиардер о ситуации в бизнесе и не только

«Сейчас безвременье, когда лучше не светиться».

21 марта 2019, 14:38
198
Сардана Авксентьева назвала экономическую ситуацию в стране одной из причин митингов в городе

"Возникший в Якутске протест имеет, главным образом, экономические, а не националистические предпосылки".

21 марта 2019, 02:22
63
Ученые: именно после 40 спорт продлевает жизнь

Ученые анализировали данные о 300 тыс. пациентов в возрасте от 50 до 70 лет.

20 марта 2019, 23:37
206
Проект укрупнения регионов снова в повестке

Слабые регионы вынуждают к укрупнению.

20 марта 2019, 22:27
312
Нурсултан Назарбаев ушел в отставку

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сложил полномочия главы государства (видео).

19 марта 2019, 22:23
74
Летающий мотоцикл поступит в продажу уже в октябре

Мотоцикл может быть использован как на дороге, так и в воздухе.

19 марта 2019, 19:50
89
Далай-лама заявил, что никогда не переродится в Китае

«Китай рассматривает перерождение Далай-ламы как что-то очень важное...»

19 марта 2019, 19:24
Популярные статьи
3
Уральская раса: происхождение, народы, фенотип

Типичный представитель уральской расы невысок, его рост ниже среднего. Обычно это худощавый человек.

2 часа назад
132
Что дает историку генетика?

Любой россиянин может найти свои корни если не до времени Ивана Грозного, то хотя бы до времен Петра Первого.

24 февраля 2019, 14:00
682
Чингисхан был грамотным правителем, который умел читать и писать

Академик и профессор университета Внутренней Монголии Тэнгуз Баярын заявляет, что он обнаружил эдикт, написанный в 1219 году рукой самого Чингисхана.

24 января 2019, 21:18