Свобода как судьбоносная ценность бурятского народа

02 марта 2019, 23:41 674 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

фото: Олег Жук

Все, что происходит в современном бурятском обществе, многие политики и эксперты связывают с политикой, проводимой руководством, и экономическими условиями республики. Они делают упор на внешние факторы, не учитывая при этом внутреннее духовное состояние, историю развития и становления бурятского народа.

Буряты являются одним из самых древних свободолюбивых народов Циркумбайкалья, которые выжили как этнос, сохраняя при этом свои ценности, традицию и язык среди других народов.

Центральной идеей бурятского героического эпоса «Гэсэр» является свобода бурятского народа. Буряты дорожат и чтят свою многовековую национальную историю и достояния, связанные с кочевым периодом жизни предков. Постоянное стремление к лучшей жизни и поиск счастья характерны для свободолюбивого и мобильного народа.

Свобода всегда была судьбоносной ценностью для бурятского общества. Буряты как самостоятельный этнос смогли сохраниться до сегодняшних дней именно благодаря традициям, языку и своему неуклонному стремлению к свободе. Это качество своими корнями уходит в глубь веков и объясняется историческими условиями кочевой демократии.

Кочевник исторически всегда был свободен в мыслях, стремлениях и действиях. У бурята-кочевника всегда существовал принцип свободы. Свобода для кочевника понималась, во-первых, как свобода своего рода, племени, своих территорий «Тоонто нютаг» от более сильных и могущественных соседей, а во-вторых, как свобода передвижения, кочевки.

Однако, не всегда кочевник был свободен в своих высказываниях и действиях, так как существовали традиционные нормы поведения, уважения и гостеприимства. Позитивная свобода бурята ограничивалась особенностями кочевого быта и родоплеменной организации социума. Отдельный представитель рода не мог не только существовать, но и представить себя вне рода.

Индивид мог быть свободным только вместе со своим родом, только в контексте рода. Такая форма свободы кочевника детерминировала его индивидуальную несвободу, невозможность самостоятельного выбора.

Ценность свободы предопределила у бурят номадов развитое чувство патриотизма к своему краю. Причем оно носит исторический характер и развивается вместе с эволюцией родоплеменных отношений у бурят.

Если идеи патриотизма вначале ограничивались лишь рамками интереса рода и племени, и проявлялись в любви к родному языку, уважении предков, в сплоченности членов рода, то на современном этапе, когда племена начали объединяться в единый бурятский народ, возникают патриотические чувства уже в целом к своему народу, к республике.

Безусловно, свобода, являясь универсальной вневременной духовной ценностью, высоко ценится в современном бурятском обществе. После ценности семьи и жизни человека у бурят усиливается патриотизм.

На протяжении многих веков буряты жили в условиях кочевой демократии, сохраняя свои традиции и ценности. Сложные условия жизни кочевников вынуждали придерживаться жесткой дисциплины и порядка. Естественно, в таких случаях возрастало чувство ответственности каждого кочевника, независимо от социального и материального положения и каждый становился защитником.

В силу естественных условий кочевого образа жизни, кочевники были готовы как всадники защищать семью (род) и скот. В отличие от оседлых племен, имели естественное преимущество в сплоченности, организованности, а также в стратегии и тактике.

Специфика социальной структуры кочевого рода, помимо иерархии и тесной соподчиненности, предполагала и взаимную спаянность, ответственность каждого субъекта не только за свою собственную судьбу, но также и судьбу ближайших сородичей и в целом за социальную гармонию, единство внутри клана. Буряты всегда считали обязательным знание своих корней и родовых связей.

Кочевой род имел иерархию, которая складывалась из естественно-физиологических условий, в соответствии со способностями и возможностями каждого конкретного члена коллектива выполнять определенную функцию обеспечения сохранности и преумножения скота - основного продукта кочевого способа производства.

Когда возникали недовольства к правителю или правящему режиму, рядовые племена всегда могли откочевать и создать новую иерархию. Это считалось свободой выбора своей судьбы, свободой воли к самоутверждению. Быть свободным означало возможность жить по своей воле, не стесненными никакими социальными узами и целями.

На современном этапе объединение бурятских племен в единый народ становится воплощением символа свободы и справедливости, небесного покровительства и спасения.

Сегодня трайбализм, клановость, местничество не нужны нашему народу. Если раньше во власти были алчные недалекие нойоны, действовавшие только в своих интересах и в интересах своего клана, то сегодня таких нойонов общество презирает.

 

Буянто Дугаров

Источник : zolord.ru

Похожие материалы
69
Мошенник установил фейковую «границу» между странами и собрал 40 тыс евро с нелегалов из Средней Азии

В Ленинградской области мошенник установил псевдо-границу.

2 часа назад
59
Учёный РАН: власти в регионах России проводят этническую дискриминацию

Эксперт обнажила дискриминационные практики в регионах прежде всего в отношении выходцев из Северного Кавказа, Средней Азии, а также цыган и украинцев.

3 часа назад
38
​В Госдуме обсудят состояние и перспективы развития языков народов России

"Сейчас в некоторых регионах существуют проблемы в области реализации стратегии национальной госполитики, из-за чего действия федерального центра не всегда имеют должный эффект".

3 часа назад
549
​Киев готовит Казахстану демарш за слова Токаева о Крыме

Киев жёстко раскритиковал слова президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о вхождении Крымского полуострова в состав России.

9 часов назад
Мошенник установил фейковую «границу» между странами и собрал 40 тыс евро с нелегалов из Средней Азии 69
Мошенник установил фейковую «границу» между странами и собрал 40 тыс евро с нелегалов из Средней Азии

В Ленинградской области мошенник установил псевдо-границу.

2 часа назад
Учёный РАН: власти в регионах России проводят этническую дискриминацию 59
Учёный РАН: власти в регионах России проводят этническую дискриминацию

Эксперт обнажила дискриминационные практики в регионах прежде всего в отношении выходцев из Северного Кавказа, Средней Азии, а также цыган и украинцев.

3 часа назад
​В Госдуме обсудят состояние и перспективы развития языков народов России 38
​В Госдуме обсудят состояние и перспективы развития языков народов России

"Сейчас в некоторых регионах существуют проблемы в области реализации стратегии национальной госполитики, из-за чего действия федерального центра не всегда имеют должный эффект".

3 часа назад
549
​Киев готовит Казахстану демарш за слова Токаева о Крыме

Киев жёстко раскритиковал слова президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о вхождении Крымского полуострова в состав России.

9 часов назад
70
​Актуальные задачи Правительства Бурятии в условиях дефицита бюджета

Дефицит бюджета Бурятии на 2020 год заложен в пределах 2,7 млрд рублей.​

Вчера 16:58
99
Выборы камбы-ламы Тувы обнажили проблемы тувинской сангхи

Конфликт с главой республики помешал Байыру Шыырапу избраться на второй срок.

Вчера 13:17
180
Забайкалье значительно опережает Бурятию по показателям эффективности чиновников и губернатора

Чиновникам Бурятии надо брать пример с соседнего Забайкальского края.

Вчера 10:54
140
​Тони Фергюсон: я – проблема Хабиба

18 апреля 2020 г. Тони Фергюсон сразится с нашим чемпионом Хабибом Нурмагомедовым, это будет бой века.

03 декабря 2019, 20:35
109
​Якутский эксперт считает, что деньги, выделенные на развитие ДВ, не доходят до владельцев «дальневосточных гектаров»

Деньги перетекают в карманы крупного бизнеса через ТОР и различные инвестиционные проекты.

03 декабря 2019, 15:51
452
​Японский учёный: почему в нашей стране практически нет верующих христиан

Японский ученый рассказал об истории знакомства японцев с христианством и причинах прохладного отношения к этой религии.

03 декабря 2019, 13:28
Популярные статьи
307
Учёные: чувствуют ли боль насекомые?

«Чувствовать боль» — человеческая категория.

01 декабря 2019, 14:29
322
​Чердатский клад - памятник монгольского времени юга Западной Сибири

Знак «ом» на чаше из Чердатского клада для та­ежного Причулымья является самым архаичным буд­дийским символом, а для Западной Сибири эпохи Средневековья - одним из самых северных эпиграфических памятников буддизма.

13 ноября 2019, 21:45
1913
​Какие народы являются потомками кыпчаков?

Казахи и киргизы – монголы или кыпчаки?

12 ноября 2019, 14:10
1239
Тайны истории: найдено личное дело бурятского учёного Гомбожаба Цыбикова

Он блестяще окончил Читинскую мужскую гимназию, но в прошении о присуждении золотой медали ему военным губернатором было отказано.

06 ноября 2019, 13:22