Свобода как судьбоносная ценность бурятского народа

02 марта 2019, 23:41 622 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

фото: Олег Жук

Все, что происходит в современном бурятском обществе, многие политики и эксперты связывают с политикой, проводимой руководством, и экономическими условиями республики. Они делают упор на внешние факторы, не учитывая при этом внутреннее духовное состояние, историю развития и становления бурятского народа.

Буряты являются одним из самых древних свободолюбивых народов Циркумбайкалья, которые выжили как этнос, сохраняя при этом свои ценности, традицию и язык среди других народов.

Центральной идеей бурятского героического эпоса «Гэсэр» является свобода бурятского народа. Буряты дорожат и чтят свою многовековую национальную историю и достояния, связанные с кочевым периодом жизни предков. Постоянное стремление к лучшей жизни и поиск счастья характерны для свободолюбивого и мобильного народа.

Свобода всегда была судьбоносной ценностью для бурятского общества. Буряты как самостоятельный этнос смогли сохраниться до сегодняшних дней именно благодаря традициям, языку и своему неуклонному стремлению к свободе. Это качество своими корнями уходит в глубь веков и объясняется историческими условиями кочевой демократии.

Кочевник исторически всегда был свободен в мыслях, стремлениях и действиях. У бурята-кочевника всегда существовал принцип свободы. Свобода для кочевника понималась, во-первых, как свобода своего рода, племени, своих территорий «Тоонто нютаг» от более сильных и могущественных соседей, а во-вторых, как свобода передвижения, кочевки.

Однако, не всегда кочевник был свободен в своих высказываниях и действиях, так как существовали традиционные нормы поведения, уважения и гостеприимства. Позитивная свобода бурята ограничивалась особенностями кочевого быта и родоплеменной организации социума. Отдельный представитель рода не мог не только существовать, но и представить себя вне рода.

Индивид мог быть свободным только вместе со своим родом, только в контексте рода. Такая форма свободы кочевника детерминировала его индивидуальную несвободу, невозможность самостоятельного выбора.

Ценность свободы предопределила у бурят номадов развитое чувство патриотизма к своему краю. Причем оно носит исторический характер и развивается вместе с эволюцией родоплеменных отношений у бурят.

Если идеи патриотизма вначале ограничивались лишь рамками интереса рода и племени, и проявлялись в любви к родному языку, уважении предков, в сплоченности членов рода, то на современном этапе, когда племена начали объединяться в единый бурятский народ, возникают патриотические чувства уже в целом к своему народу, к республике.

Безусловно, свобода, являясь универсальной вневременной духовной ценностью, высоко ценится в современном бурятском обществе. После ценности семьи и жизни человека у бурят усиливается патриотизм.

На протяжении многих веков буряты жили в условиях кочевой демократии, сохраняя свои традиции и ценности. Сложные условия жизни кочевников вынуждали придерживаться жесткой дисциплины и порядка. Естественно, в таких случаях возрастало чувство ответственности каждого кочевника, независимо от социального и материального положения и каждый становился защитником.

В силу естественных условий кочевого образа жизни, кочевники были готовы как всадники защищать семью (род) и скот. В отличие от оседлых племен, имели естественное преимущество в сплоченности, организованности, а также в стратегии и тактике.

Специфика социальной структуры кочевого рода, помимо иерархии и тесной соподчиненности, предполагала и взаимную спаянность, ответственность каждого субъекта не только за свою собственную судьбу, но также и судьбу ближайших сородичей и в целом за социальную гармонию, единство внутри клана. Буряты всегда считали обязательным знание своих корней и родовых связей.

Кочевой род имел иерархию, которая складывалась из естественно-физиологических условий, в соответствии со способностями и возможностями каждого конкретного члена коллектива выполнять определенную функцию обеспечения сохранности и преумножения скота - основного продукта кочевого способа производства.

Когда возникали недовольства к правителю или правящему режиму, рядовые племена всегда могли откочевать и создать новую иерархию. Это считалось свободой выбора своей судьбы, свободой воли к самоутверждению. Быть свободным означало возможность жить по своей воле, не стесненными никакими социальными узами и целями.

На современном этапе объединение бурятских племен в единый народ становится воплощением символа свободы и справедливости, небесного покровительства и спасения.

Сегодня трайбализм, клановость, местничество не нужны нашему народу. Если раньше во власти были алчные недалекие нойоны, действовавшие только в своих интересах и в интересах своего клана, то сегодня таких нойонов общество презирает.

 

Буянто Дугаров

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
188
​Алексей Цыденов был с народом на 100-летии самой крупной ступы в стране

Алексей Цыденов: «Это место поклонения бурятского народа».

5 часов назад
182
Ученые выявили стопроцентный фактор дожития до 80 лет и выше

Исследования начались в 1997 году и результаты подведены только сейчас.

Вчера 16:18
47
​Росстат: треть смертей в России связана с алкоголем

Все-таки алкоголь продолжает выкашивать Россию.

Вчера 15:15
​Алексей Цыденов был с народом на 100-летии самой крупной ступы в стране 188
​Алексей Цыденов был с народом на 100-летии самой крупной ступы в стране

Алексей Цыденов: «Это место поклонения бурятского народа».

5 часов назад
Ученые выявили стопроцентный фактор дожития до 80 лет и выше 182
Ученые выявили стопроцентный фактор дожития до 80 лет и выше

Исследования начались в 1997 году и результаты подведены только сейчас.

Вчера 16:18
47
​Росстат: треть смертей в России связана с алкоголем

Все-таки алкоголь продолжает выкашивать Россию.

Вчера 15:15
820
Стало известно в чем обвиняют шамана следствие и шаманы из Бурятии

Габышева вновь хотят доставить в психоневрологический диспансер.

Вчера 12:00
4072
​Шаман Габышев признан Amnesty International узником совести

«Александр Габышев должен иметь право выражать свои политические взгляды».

20 сентября 2019, 10:13
221
​Министр посольства Японии в России объяснил причины экономического успеха своей страны

Журналисты расспросили господина Тосио Ямамото о том, почему Япония стала лидером по машиностроению, высоким технологиям и в других сферах? Чем объяснить такой успех?

19 сентября 2019, 19:40
1916
Полиция Бурятии задержала идущего «изгонять» Путина шамана по поручению полиции Якутии

В Якутии воин-шаман Габышев объявлен в розыск.

19 сентября 2019, 15:09
346
Осипов не стал гарантировать Жамсуеву пост сенатора сразу после инаугурации

Ранее сообщалось, что вопрос с Жамсуевым уже решен.

19 сентября 2019, 14:13
143
Осипов консолидировал народ Забайкалья

Стихийные и глобальные угрозы влияют на общественное сознание. Политологи отмечают, что Александр Осипов смог консолидировать общество.

19 сентября 2019, 13:18
Популярные статьи
445
Путь последнего маньчжурского императора

Он унаследовал престол великой империи, был плейбоем, свидетелем обвинения на одном из главных судебных процессов ХХ века, заключенным, цветоводом, антикоммунистом и коммунистом.

27 августа 2019, 12:56
965
Буддизм: как придёт к Вам смерть

Жизнь скоротечна. В начале 90-х Наташа Королева пела: "Высохли фонтаны, Лето кончилось нежданно, Желтые тюльпаны, ты мне даришь, как ни странно..."

14 августа 2019, 02:26
505
Синьцзянский мятеж 1864 года (часть 5)

Смерть «Счастливчика». Падение Восточного Туркестана.

10 августа 2019, 01:01
587
Синьцзянский мятеж 1864 года (часть 4)

Англичане поддерживают Якуб-бека против России.

09 августа 2019, 00:02