Халхасский этноцентризм (ч.2)

06 июля 2018, 12:47 110 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

фото: mongoltoli.mn

Отдельных монгольских ученых беспокоит национальная терминология, относящаяся к этническим истокам, в определенной степени исключающая не монгольские меньшинства из понятия нации. Интересное предложение по изменению терминологии, используемой в государственном лексиконе, предложил проф. Гомбосyрэн. По его мнению, термин национальный – γндэсний стоит заменить термином улсын – государственный. (Gombosuren 2001, цит. по: Lhamsuren 2006: 52–53). Термин национальный мог бы тогда “открыться” для групп монгольского происхождения, живущих за пределами территории монгольского государства.

Это предложение является попыткой преодоления своеобразной шизофрении в монгольском национальном дискурсе. Монголия непрерывно поддерживает единство монгольского мира, предлагая идею нации, которую создал Чингисхан. Монгольские группы, населяющие Россию и Китай, в этом контексте часто считаются жертвами колонизации. От них постоянно ожидают подтверждения их монгольскости. В Улан-Баторе русскоговорящие буряты нередко сталкивались с недоброжелательностью жителей столицы. Многие монголы считали позорной утрату бурятами своего родного языка, воспринимаемого как диалект монгольского. Незнание (бурят-) монгольского языка иногда воспринималось монголами как декларация – “я не монгол” – и рассматривалось в категориях национального предательства.

Монголы Внешней Монголии также считают “неполноценными” монголов из Внутренней Монголии. Недовольство вызывают встречающиеся в их речи заимствования из китайского языка. Тот факт, что они не проявляют повсеместной в Монголии неприязни по отношению к китайцам, воспринимается как национальное предательство. Внутренние монголы вступают в брак с китайцами и перестают быть “чистокровными монголами” (цэвэр цусны монгол). У внутренних монголов нет культурного единства, которого жителям Внешней Монголии удалось добиться благодаря собственному государству.

Представители монгольских групп, не являющиеся гражданами Монголии, воспринимаются между категориями “свой” и “чужой”. Государственный дискурс, создающий идентичность этногражданской нации, исключает их, так как они не участвуют в сфере государственного sacrum. Одновременно тот же дискурс включает их в общность, поскольку этот sacrum рассматривается как наследие Чингисхана. Рассмотренные сложности межэтнических отношений монгольских групп указывают на потребность выработки общей терминологии, которая, оставляя место для этнической дифференциации и позволяя выражать интересы отдельных групп, укрепляла бы солидарность между группами.

И в этом смысле понятно огорчение «китайских» монголов в связи с их исключением из конструирования символического государственного пространства монголов. «Во время церемонии закладки мавзолея Чингис-хана в Улан-Баторе в начале 1992 года депутаты Хурала привезли камни и аршан из своих округов по всей стране и создали обоо. Мне сказали, что идея состоит в том, чтобы духи всех гор, рек и ключей собрались здесь для защиты Чингис-хана. Другое объяснение – Чингис-хан правит каждым уголком Монголии. Примечательно, что флаги на церемонии были только из четырех халхасских аймаков Маньчжурской эпохи. “И нет ничего из Внутренней Монголии” - шепнул мне монгол, приехавший оттуда» [Булаг, 1998, с. 266].

В самом деле, культ Чингис-хана в Ордосе имеет непрерывную традицию, а вертикальная письменность, считающаяся одним из изобретений Чингис-хана как культурного героя и сохранившаяся именно во Внутренней Монголии, выступает в качестве значимого символа монгольской аутентичности. Не случайно, что молельни в мемориале Чингис-хана в Ордосе включают всех героев и предков монголов. Официальные восемь белых юрт символизируют места поклонения Чингис-хану, его четырем женам, его четырем сыновьям, между которыми империя была поделена. Есть места почитания почти всех его генералов и вождей, разбросанных по Ордосу. Согласно мифу, когда Чингис-хан умер, каждое «племя» в Монгольской Империи отправило группу людей с их сулдэ, а они, придя с почитаемыми символами, осели в Ордосе, чтобы защищать и вносить свой вклад в святыню (онгон) Чингис-хана.

Даже несмотря на то, что в постперестроечный период связи между, по выражению У.Е. Булага, «тремя Монголиями» (т.е. Монголией, Внутренней Монголией и Бурятией) стали более частыми, отмечается дискриминация или отрицание Монголией монголов не из Монголии. Это отрицание часто выражается с точки зрения чистоты: монголы в Монголии представляются как чистые или настоящие монголы, в то время как монголы за ее пределами и не чистые, и не настоящие.

Интересно отметить, что такое понимание чистоты разделяется и монголами Внутренней Монголии; давление ассимиляции с китайцами заставляет их идеализировать чистоту Монголии не только с этнической точки зрения, но с позиций культуры, окружающей среды и т.д. Однако такое понимание чистоты – это нечто отличное от того, как она понимается монголами в Монголии. Восхищение монголов АРВМ чистотой Монголии является желанием соединить себя с ними, тогда как акцент, который монголы в Монголии делают на своей чистоте, указывает на тот факт, что они хотят отделить себя от монголов не из Монголии [Булаг, 1998, с. 5].

Более того, У.Е. Булаг считает, что тема «чистой монгольскости», подразумевающей некоторые ключевые символы и занятия (девственная почва, животные, молоко, сердце, разум, древность, уникальность), отделяет народ и страну от реализации идей панмонголизма (т.е. стремления диаспорных монголов к объединению), который ассоциируется у многих халха-монголов с «грязным», «смешанным» и одновременно «амбициозным» проектами [Булаг, 1998, с. 6].

Подобное противопоставление халха-центризма и диаспорного панмонголизма неминуемо приводит к изменению акцентов и в бурятской этноидеологии: тема исконной бурятской земли становится доминирующей по отношению к теме общемонгольского единства, что обусловлено еще и внутрироссийскими преобразованиями.

Монгольские буряты, вытесненные из сферы высокой политики в силу своей нехалхасскости, обратились к созданию культурных организаций как форме этнокультурной автономии.

Утверждая, что созданная в Монголии в 1990 году Ассоциация бурятского культурного наследия не является политической организацией, один из ее идеологов так охарактеризовал ее цели: «Мы стремимся объединить всех бурят мира. Буряты в Австралии, Японии, Америке и всюду, где они есть, могут обращаться к нам. Особо отметим, что и халхи участвуют в нашем движении. Если участвовать будут только буряты, халхи могут проявить подозрение и ревность, мы не стремимся к сецессии, мы лишь хотим возродить традицию и древние культуры, восстановить утраченную пастбищную технологию и снова научиться классическому монгольскому письму». Особо отмечаются буряты «по ту сторону границы» как русифицированные вплоть до потери языка. Поэтому целью бурятских культурных организаций в Монголии становится и «напоминание нашим братьям за границей о их наследии, о том, что и они тоже монголы» [Булаг, 1998, с. 88-89].

Таким образом, в самой Монголии идеи панмонголизма были всегда слабо выражены и полностью угасли уже в начале 1990-х годов. При этом победу одержала конструируемая концепция монгольской этно-нации, характеризующаяся значительной окрашенностью в цвета ксенофобии.

Однако для активистов бурятского политического ренессанса Монголия – суверенное государство – является гарантией возможности реализовать масштабный проект воссоединения, о чем, в частности, пафосно заявил В.А. Хамутаев: «Все монголы вне зависимости от политиков и политики всегда, все годы и империи, и коммунизма тянулись друг к другу, к единству, к целостности. Мы все всегда знали о нашем едином происхождении, единых корнях, единой культуре, языке. Мы все хотим, по большому счету, быть вместе, возродить совместную жизнь, единую государственность…».

 


Литература:

  1. Амоголонова Д.Д. «Современная бурятская этносфера. Дискурсы, парадигмы, социокультурные практики». Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2008. – 292 с. 
  2. Шмыт З.К. «Нация и этничность в Монголии». Этнографическое обозрение. 2011. № 6. С. 58-70.

Источник :

Похожие материалы
161
Си Цзиньпин отправил в отставку 29 губернаторов из-за подозрений в лени

Уволенные чиновники не смогли добиться планового 7% ежегодного роста экономики в своих регионах.

13 октября 2018, 18:45
10
В Башкирии за последний год сократили около 200 учителей башкирского языка

Это произошло в результате прокурорских проверок летом 2017 г. и отказа родителей школьников от изучения башкирского языка в школах.

13 октября 2018, 12:47
30
В Кутулике издали алфавит с аларским диалектом

Мы, например, говорим соол, а фактически это гэр. По Аларскому диалекту соол - это дом.

13 октября 2018, 11:27
19
Как возник миф о вековой вражде казахов и джунгаров? (Новый докфильм КазахTV)

На противостоянии с восточными ойратами – джунгарами построена практически вся патриотическая риторика Казахстана.

12 октября 2018, 20:50
Си Цзиньпин отправил в отставку 29 губернаторов из-за подозрений в лени 161
Си Цзиньпин отправил в отставку 29 губернаторов из-за подозрений в лени

Уволенные чиновники не смогли добиться планового 7% ежегодного роста экономики в своих регионах.

13 октября 2018, 18:45
В Башкирии за последний год сократили около 200 учителей башкирского языка 10
В Башкирии за последний год сократили около 200 учителей башкирского языка

Это произошло в результате прокурорских проверок летом 2017 г. и отказа родителей школьников от изучения башкирского языка в школах.

13 октября 2018, 12:47
В Кутулике издали алфавит с аларским диалектом 30
В Кутулике издали алфавит с аларским диалектом

Мы, например, говорим соол, а фактически это гэр. По Аларскому диалекту соол - это дом.

13 октября 2018, 11:27
19
Как возник миф о вековой вражде казахов и джунгаров? (Новый докфильм КазахTV)

На противостоянии с восточными ойратами – джунгарами построена практически вся патриотическая риторика Казахстана.

12 октября 2018, 20:50
16
Казахстан и Германия оказывают финансовую помощь Монголии

Монголия направит деньги на развитие энергетики, образования, ликвидацию ЧС и другие нужды.

12 октября 2018, 20:16
12
С начала года мигранты перевели в Кыргызстан $1,7 миллиарда

Основной поток переводов приходится на Россию и США.

12 октября 2018, 13:28
22
Ингушетия: ситуация обнадеживает

Протест, который происходит на площади в Магасе, достаточно мирный.

11 октября 2018, 16:29
61
Наталья Жданова объявила о своей отставке (видео)

«Простите меня»: судя по записанному ею видеообращению, отставка является добровольной.

11 октября 2018, 13:15
46
Казахстанец рассказал о своей работе в логистическом центре Китая

Адаптация Дархана в Китае продолжалась почти два года, но желания уехать домой у него не было (фото, видео).

10 октября 2018, 19:59
24
National Geographic: Хакасия - первая в этнотуризме

Бурятия и Тыва - ближайшие соперники Хакасии, вынуждены были капитулировать безоговорочно.

10 октября 2018, 17:53
Популярные статьи
21
Статус фертильности у русских и буряток

Цель исследования: оценить фертильность, гендерное поведение и гинекологическую заболеваемость девушек бурятской и русской национальностей.

Вчера 00:05
48
В генофонде тувинцев след монгольской экспансии незначителен

Ученые выбрали именно те тувинские рода, для которых монгольское влияние предполагается наиболее значимым.

12 октября 2018, 17:10
17
Система, в которой работает Цыденов

Достойное правление в недостойных условиях. Почему некоторые губернаторы управляют хорошо?

11 октября 2018, 21:58
40
В генофонде сибирских татар только 2% гаплогруппы «монгольского мира»

Генетики доказали, что татары не являются наследниками Золотой Орды.

08 октября 2018, 10:52