Хори на рубеже XVI – XVII вв.

13 октября 2018, 19:44 106 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

фото: 1sn.ru

В период с XIV по XVII в. в Прибайкалье происходил процесс консолидации различных родо-племенных групп, в том числе тюркского и тунгусского происхождения, в рамках нескольких крупных территориально-этнических объединений. К началу XVII в. этническая карта в регионе выглядела примерно следующим образом.

В долине Ангары и ее притоков, а также Верхней Лены проживали хонгодоры, булагаты, эхириты и отдельные родовые группы западномонгольского происхождения – икинаты, сэгэнуты, зунгары и т.д. В Забайкалье кочевали хоринцы и многочисленные группы собственно монгольского происхождения. В верховьях Оки обитала небольшая часть сойотов-тюрков, впоследствии почти полностью ассимилированных бурятами.

Хори (хори-туматы), как известно, ещё с XII-XIII вв. составляли одно из основных племенных объединений в Прибайкалье или страны Баргуджин-Тукум. Однако период с XIV – по конец XVI вв. у хоринцев, как, впрочем, и по всей Бурятии в целом, считается относительно «темным».

Касаясь вопроса об этом периоде в этнической истории хоринцев, некоторые исследователи обращали внимание на факт широкой распространенности старинной песни о загадочной стране Наян-Наваа. Одни эту местность пытались находить в отрогах больших Гималаев, другие – в пределах нынешнего Тибета или Кукунора.

Думается, что наиболее приемлемая историко-географическая интерпретация этой песни дана краеведом Ц.Ц. Доржиным. Отрывок из текста данной песни звучит следующим образом:

Аянхан заяа заяанай
Наи-Нава, миний лэ гу?
Байдан, байдан байдалай
Бада-Его баруун холын миний лэ гу?

Походная жизнь от судьбы
Наи-Нава, ты моя ли?
От жизненной ситуации
Бада-Его далекая на западе ты моя ли?

Сыновья Толуя Мункэ-хан и Хулагу в середине ХIII в. снарядили крупную военную экспедицию из 30 тыс. человек отборного войска под командованием последнего для закрепления и колонизации, завоеванных еще в 1220-1230-х годах Ирана, Багдада и Западной Азии. И войско, согласно «Ясе» Чингисхана, состояло из подразделений, представляющих собой отдельные племена и роды. Поэтому кажется довольно очевидным, что оно должно было включать в себя племена нынешнего Забайкалья – владений Толуя, а затем и Хулагу, где и обитали хоринцы.

Вообще, это время в Центральной, Средней и Западной Азии характеризуется как эпоха великого переселения народов, а большинство монгольского населения в этот период передвинулось в южном и юго-западном направлениях, вслед за действующими армиями, ближе к ним по причине необходимости тылового обеспечения длительной военной экспансии.

В итоге хоринцы оказались в пределах современного Ирака, в провинции Найнава – предгорной возвышенности с обширными пастбищами по берегам рек Тигр, Большой и Малый Заба. Здесь же встречаются топонимы типа Бада Его, Айн-Зьяла и целый ряд других названий явно монгольского происхождения.

Далее, в преданиях обязательно подчеркивается очень большая отдаленность края Наян-Нава, указывается, что он расположен далеко от Монголии.

В народных сказаниях фактически дана характеристика природно-климатических условий того региона, когда утверждается «отсутствие холодных снежных зим в том прекрасном крае с мягким климатом и вечнозеленой растительностью.

В преданиях также говорится о том, что в тех краях «бывало, кони топтали своими копытами изюм», т.е. виноград. Развал монгольских династий в Месопотамии и сопредельных регионах вызвал, очевидно, и отток отдельных групп монголоязычного населения на свою исконную родину» [Доржин, 2003].

Во второй половине XVI в. хоринцы, судя по данным их летописей, оказались в ведении тумэтского Алтан-хана. Подобное стечение обстоятельств, по-видимому, не было случайным. Алтан-хан, как известно, был одним из наиболее деятельных правителей Монголии, приверженцем, можно сказать, более или менее прогрессивных взглядов для своего времени. Кроме того, выбор хоринцев мог быть продиктован и соображениями былых этнокультурных связей с тумэтами.

В конце XVI в. принцесса Бальжан-хатун была выдана замуж за Дай-хунтайджи, сына солонгутского Бубэй-бэйлэ-хана. Люди 11-ти хоринских родов были отданы в качестве приданого (инжи). Бубэй-бэйлэ-хан после смерти своей жены взял молодую жену, которая оказалась не в ладах с невесткой Бальжан-хатун. Тогда Дай-хунтайджи взял свою жену и свой народ 11-ти родов хоринских и «перекочевал побегом около 1594 г., по русскому летотоисчислению, в направлении между севером и западом» [Бурятские летописи, 1995, с. 6]. Далее хоринцы, спасаясь от преследований Бубэй-бэйлэ-хана, а также в результате столкновений с тунгусами улятского рода постепенно расселились дальше на север и запад вплоть до западного побережья оз. Байкал.

Например, в первой главе летописи В. Юмсунова 1875 г. «О том, откуда они начали свое начало и как размножились до настоящего времени», в частности, указывается, что последний царь из семи тибетских престольных царей начал междоусобную войну. Тогда один из его сановников, по имени Барту-батур-тайсун-нойон, взяв с собою младшего сына Алтай-ширету-хана – Боро-Чоно «сероватый волк» бежал на север.

После долгого пути они остановились на южном берегу Байкала, встретились здесь с исконно живущим народом бэдэ, который возвел Боро-Чоно нойоном над всеми, поскольку он был царского происхождения. Так он стал прародителем борджигинов.

У его сановника Барга-батора родился сын Хори-мэргэн, который и стал родоначальником хоринских бурят. После смерти деда Барга и отца Хори, они, следуя их завещанию, переселились в Монголию, кочевали по землям сорока девяти хошунов Внутренней Монголии и Северной Халха-Монголии.

Далее повествуется о рождении в 1162 г. в одиннадцатом поколении от Боро-Чоно Тэмуджина - Чингисхана, который объединил под своей властью исконных монголов, так называемых «синих монголов», к которым относились и хоринцы.

Далее упоминается о походах Чингисхана, других великих и малых монгольских ханах, последний из которых Лыгдэн отдал часть своих подданных-хоринцев в качестве «инжи» (приданого) своей дочери Бальжан-хатан в Монголию, где они стали албату (подданными/рабами) Бубэй-Батор-Бэйлэ-хана. Излагается история о том, как народ 11-ти хоринских родов бежал на древнюю родину своих предков - в Забайкалье и как они под покровительством российских царей постепенно обрели спокойную жизнь и начали множиться в числе.

Предание о насильственном переселении людей 11-ти хоринских родов в качестве инжи (приданого) Бальжан-хатан в Монголию и последующем возвращении их на родину является одним из известных памятников устного творчества бурят.

Установление Россией устойчивых пограничных рубежей с Монголией и Китаем привело к обособлению бурятских племен от остального монголоязычного мира, к разрыву их традиционных хозяйственно-культурных связей с народами Центральной Азии, Китая, Тибета, и дальнейшее их этническое развитие шло под непосредственным влиянием русскоязычного населения.

На фото озеро Бальзино в Дульдургинском районе Забайкальского края. Название озера связано с древней легендой о княжне хоринских бурят Бальжин Хатан


Список литературы

  1. Нимаев Д.Д. Этническая ситуация в Прибайкалье на рубеже XVI – XVII вв. ИМБТ СО РАН.
  2. Бурятские летописи. – Улан-Удэ : [б. и.], 1995. – 198 с.
  3. Востриков А. И., Поппе Н. Н. Летопись баргузинских бурят : тексты и исследования. – М. ; Л., 1935. -75 с.
  4. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – 622 с.
  5. Дополнение к актам историческим. – СПб., 1848.
  6. Доржин Ц. Ц. Легендарная земля Наян-Наваа и белое пятно бурятской истории. – Улан-Удэ, 2003.
  7. Е Лун-ли. История государства киданей. (Цидань го чжи) / пер. с кит., введ., коммент. В. С. Таскина. – М. : Наука, 1979. – 608 с.
  8. Кормазов В. А. Барга : экон. очерк. – Харбин, 1928. – 281 с. 
  9. Меньшиков П. Н. Краткий исторический очерк Маньчжурии // Вести. Азии. – 1917. – № 2 (42).
  10. Неупокоев В. Большой шаман-кындыгыр (из преданий северо-байкальских тунгусов) // Жизнь Бурятии. – 1926. – № 4/6.
  11. Окладников А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.). – Л. : Соцэкгиз, 1937. – 428 с.
  12. Рассадин В. И. Особенности дагурского языка в сопоставлении с бурятским и монгольским языками // История и внешние связи бурятского языка. – Улан-Удэ, 2004.
  13. Румянцев Г. Н. Баргузинские летописи. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1956. – 154 с.
  14. Сборник документов по истории Бурятии. XVII век. – Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1956. – 154 с.
  15. Серебренников И. И. Покорение и первоначальное заселение Иркутской губернии. – Иркутск, 1915. Страны и народы Востока. Вып. 29. – СПб., 1999.
  16. Тихонова Е. Л. Русские предания Восточной Сибири о заселении и освоении края. – Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. – 220 с.
  17. Шубин А. С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII – XX вв.). – Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1973. – 108 с.
  18. Юдахин К.К. Киргизско-русский словарь. Кн. 2. – М., 1995.

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
102
История Чингисхана помутила рассудок троих казахстанцев

Друзья не испытали даже тени сомнения в реальности по-настоящему сказочной истории о сокровищах Чингисхана в казахских степях.

3 часа назад
36
В японских школах нашли экспонаты из «Отряда-731»

10 января 2019 года газета The Japan News сообщила о новой находке странных костей.

5 часов назад
25
Иркутские ученые защищают Байкал

"Рядом с Байкалом не должно быть никаких промышленных производств".

Сегодня 04:20
108
Даши Намдаков наполнил жизнью Русский музей фантастическими тварями

Персонажи Намдакова образуют эдакий языческо-монголо-бурятский бестиарий, но совсем не отталкивают. Человеку христианской культуры эти божества кажутся уродливыми демонами, но их внешность оправдана функцией - отпугивать злые силы.

22 января 2019, 22:06
История Чингисхана помутила рассудок троих казахстанцев 102
История Чингисхана помутила рассудок троих казахстанцев

Друзья не испытали даже тени сомнения в реальности по-настоящему сказочной истории о сокровищах Чингисхана в казахских степях.

3 часа назад
В японских школах нашли экспонаты из «Отряда-731» 36
В японских школах нашли экспонаты из «Отряда-731»

10 января 2019 года газета The Japan News сообщила о новой находке странных костей.

5 часов назад
Иркутские ученые защищают Байкал 25
Иркутские ученые защищают Байкал

"Рядом с Байкалом не должно быть никаких промышленных производств".

Сегодня 04:20
108
Даши Намдаков наполнил жизнью Русский музей фантастическими тварями

Персонажи Намдакова образуют эдакий языческо-монголо-бурятский бестиарий, но совсем не отталкивают. Человеку христианской культуры эти божества кажутся уродливыми демонами, но их внешность оправдана функцией - отпугивать злые силы.

22 января 2019, 22:06
308
Подводные камни дальневосточного гектара

Жителям Бурятии и Забайкалья следует запомнить: «бесплатный гектар» вовсе не означает, что всё, что на нем есть, тоже бесплатно.

22 января 2019, 21:05
53
Китайцы плодятся, а дальневосточники сокращаются

Население ДФО продолжает таять на глазах начиная с 1992 года.

22 января 2019, 20:25
119
Министр иностранных дел Монголии совершит исторический визит в Казахстан

24-25 января состоится первый в истории казахстанско-монгольских отношений официальный визит главы МИД Монголии Дамдина Цогтбаатара в Казахстан.

21 января 2019, 23:48
32
Айсен Николаев - самый популярный в ДФО глава в соцсетях

Были проанализированы аккаунты глав всех 11 субъектов ДФО в пяти популярных социальных сетях Instagram, Facebook, «Вконтакте», Twitter и «Одноклассники».

21 января 2019, 22:05
427
Как живут русские буддисты на горе Качканар?

Буддистский монастырь Шедруб Линг на вершине горы Качканар в Свердловской области по-прежнему стоит, несмотря на решения судов о выселении буддистов (фото, видео).

21 января 2019, 19:09
109
Учительницы из Казахстана бросили школу, чтобы проводить торжества по национальным обрядам на заказ

Их совместное хобби – собирание казахских обрядов, проведение праздников по обычаям и традициям, - настолько захватило, что было решено бросить работу.

21 января 2019, 14:43
Популярные статьи
113
Братья по крови

Центр народных традиций «Байкал» изучает традиции, историю, этнофилософию бурятского народа.

20 января 2019, 23:29
205
Раскрыта причина детских жертвоприношений в Перу

До сегодняшнего дня жертвенник Темпло Майор был окутан зловещим ореолом тайны.

17 января 2019, 18:25
151
Речь - определяет жизнь человека

Внешний вид и успех человека зависят от речи.

12 января 2019, 02:31
259
Как индейцы экстерном прошли путь военного искусства

В XVII–XVIII веках североамериканские индейцы познакомились с лошадьми и огнестрельным оружием. Как менялись их вооружение и тактика, какие правила военного искусства им пришлось выучить - об этом в нашем материале.

28 декабря 2018, 23:42