Этнопсихология бурят

02 августа 2018, 02:24 365 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

Фото: Айсуев В. (oppl.ru)

Этнопсихология является сегодня одним из важнейших направлений психологических исследований. Она выявила самосознание родителей в бурятских семьях (С.Ю. Мохова), психолингвистические особенности выражения эмоций у бурят (Е.Ю. Кабановская), проявление тревожности у учащихся - бурят (Б.А. Гунзунова), особенности профессионального самооопределения студентов - бурят (И.И. Басхаева), феномен вторичной дезадаптации у подростков-бурят в условиях СИЗО (И.Д. Бербаева), особенности ценностных ориентаций у бурят (А.Р. Монсонова), особенности социализации бурятских детей (С.Б. Дагбаева), особенности творческой одаренности подростков (Б.В. Соктоева), этнокультурные особенности развития музыкальных способностей студентов (Б.В. Ламаева), особенности образа мира бурятской молодежи, этнопсихологические особенности «Образа-Я» у современных женщин-менеджеров (Ю.В. Кукшинова).

Этнопсихология связана в первую очередь с исторической психологией народа, с культурно-исторической обусловленностью психической деятельности этноса как большой социальной группы.

Этногенез бурят является сложным и длительным процессом, связанным с историей кочевых цивилизаций Центральной Азии, Прибайкалья и Забайкалья.

Период с середины первого тысячелетия до VIII-IX вв. называют «тюркским», с IX по XVII в. - «монгольским». С середины до конца XVII в. можно назвать периодом культурно-духовной «самообороны» и сопротивления; с XVIII до начала XIX в. - периодом «смирения» и адаптации; а с начала XIX века - периодом интеграции, ассимиляции и консолидации бурят в самостоятельный этнос.

Несмотря на большое количество исследований бурятских ученых, вопрос, вернее, проблема «Кто же мы, бурят-монголы?», оформленная выдающимся ученым Ш.Б.Чимитдоржиевым, остается пока без удовлетворительного ответа.

В контексте последних работ и идей вызывает интерес концепта доктора исторических наук, профессора Б.Р.Зориктуева о монгольском суперэтносе, который сложился уже ориентировочно в первой половине XIII века, тем более что еще в 1999 г. в «Этнопсихологическом словаре» под редакцией доктора психологических наук, профессора В.Г. Крысько дается определение: «Буряты - представители потомков монгольского суперэтноса, сформировавшегося в XII-XIV веках».

Б.Р. Зориктуев выделяет основные признаки высшего таксона этнической иерархии - суперэтноса: существование и единство монгольского суперэтноса проявляется в наличии общего менталитета и идейно-нравственной и культурной целостности, в формировании которых определенную роль сыграла «Великая Яса» (свод законов) Чингисхана. Ядро суперэтнической общности составила дарлекино-нирунская группа монголов Трехречья, консолидировавшаяся вокруг рода борджигин и общей идеи происхождения от имеющих небесное рождение легендарных и реальных предков Бортэ-Чино и Бодончара.

Полиэтническое, межконфессиональное общение не могло не отразиться на системе наших нравственных и религиозных ценностей, которая в первую очередь обеспечила отсутствие этнической напряженности в регионе, диалог культур, но в то же время и ассимилятивные процессы у коренных народов.

Факторный анализ результатов исследований ценностей бурятского этноса выявил, что в основе ценностных предпочтений у представителей бурятской культуры лежат ценности коллективизма и консерватизма. Данную особенность можно объяснить стремлением коренных народов сохранить свою самобытность, что проявляется, на наш взгляд, в этнопсихокультуре бурят.

Исследование психокультуры отношений родителей с ребенком обнаружило значимые различия при сравнении результатов опроса родителей русских и бурят. Компоненты самосознания родителей имеют этнокультурные различия.

Если в отношениях родителей русских и бурят к младшему подростку нет значимых различий, то в старшем подростковом возрасте характеристики системы отношений конативной компоненты самосознания родителей проявляются по-разному. Значимые различия в значениях по шкале «авторитарная гиперсоциализиция» у родителей русских и бурят объясняются не только пониманием родителями необходимости протекции как в младшем, так и в старшем подростковом возрасте, но и особенностями культуры, мировоззрения и мироощущения представителей отдельного этноса.

Выраженность значений у родителей бурят по шкале «преодоление сопротивления, подавление воли» в системе отношений с младшим подростком мы связываем с конфуцианскими правилами воспитания.

Мы полагаем, что основные положения центральноазиатского холизма объясняют особенности характеристик, составляющих компоненты самосознания родителей бурят.

Психокультура бурят ориентирует родителей на установление таких отношений с ребенком, при которых он не теряет ощущения единства с миром, большой семьей. Высокие частоты появления больших значений по шкалам «чрезмерная забота, установление отношений зависимости», «чрезмерное вмешательство в мир ребенка», «гиперпротекция» у родителей-бурят объясняются их образом мироустройства, осознанием единства человека с миром.

У детей-бурят воспитывается глубокая внутренняя убежденность в праве родителя руководить и наставлять, так как психокультура отношений устанавливает более прямой, непосредственный контакт, создающий неформальную основу для взаимоотношений. В то время как русские родители предоставляют старшему подростку относительную свободу выбора, уменьшают степень своего влияния на ребенка, бурятские родители качественно по-иному относятся к процессам суверенизации старшего подростка.

Почитание не только отца и матери, а вообще всех старших в роду определяет социальное положение каждого человека в структуре кровного родства у бурят, представляет собой психологический механизм, позволяющий сохранять устойчивость основных традиций психокультуры отношений.

Данные исследования показывают, что подавление агрессивности, являясь конативной составляющей самосознания родителей, имеет более высокие показатели у бурят по сравнению с уровнем выраженности признака у русских, т.е. в психокультуре бурятских родителей природа человеческой агрессивности хорошо осознается и подавляется.

Анализ результатов исследования по тесту И.М. Юсупова в русской и бурятской этногруппах выявил следующие проявления уровня эмпатийных тенденций: респонденты группы русских показали более высокие результаты по II уровню (18%), отличаясь большей открытостью в межличностных отношениях, способностью к непосредственному общению, установлению контактов, эмоциональной отзывчивостью. В группе бурят этот показатель ниже (10%), что можно интерпретировать их сдержанностью в установлении межличностных контактов, интровертированностью и определенной коммуникативной ригидностью.

Следует отметить, что большинство респондентов группы русских (78%) и группы бурят (82%) относятся к III (нормальному уровню эмпатийности) и характеризуются социальной пластичностью, коммуникативной компетентностью, эмоциональной отзывчивостью. Тенденция к сопереживанию свидетельствует о контактности в поведении бурят как в своей этнической группе, так и за ее пределами.

Конативно-поведенческий компонент этнопсихокультуры в буддийской культуре (индийской, китайской, японской, монгольской, бурятской) детерминирован тремя главными характеристиками существования личности - это деятельность, мышление и нравственность. Понятие «действие» («деятельность», «деяние») обозначается словом «карма», т.е. законом причинно-следственной связи (законом нормы): ни одно деяние в универсуме не проходит бесследно.

 

Литература: Санжаева Р.Д. «Этнопсихология бурят». Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 54-61.

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
145
Китайцы испугали чувашей

Китайские инвесторы положили глаз на чувашские земли, но местные жители отстояли свои земли.

Сегодня 00:59
102
Сергей Шойгу поздравил и похвалил Шолбан Кара-оола

"Вы искренне болеете за малую родину, умеете объединять людей и брать ответственность на себя".

Вчера 17:50
162
Главный лесничий Бурятии ждет своей участи в больнице

Мартынова увезла скорая. (Фото причиненного ущерба).

17 июля 2019, 16:20
307
История Луизы Хайруллиной оказалась бессмысленной, дикой и донельзя банальной

Пользователи соцсетей считали, что Луиза Хайруллина давно живет за границей в домике у моря с мужем и детьми, но реальность оказалась пугающе банальной.

17 июля 2019, 15:24
Китайцы испугали чувашей 145
Китайцы испугали чувашей

Китайские инвесторы положили глаз на чувашские земли, но местные жители отстояли свои земли.

Сегодня 00:59
Сергей Шойгу поздравил и похвалил Шолбан Кара-оола 102
Сергей Шойгу поздравил и похвалил Шолбан Кара-оола

"Вы искренне болеете за малую родину, умеете объединять людей и брать ответственность на себя".

Вчера 17:50
Главный лесничий Бурятии ждет своей участи в больнице 162
Главный лесничий Бурятии ждет своей участи в больнице

Мартынова увезла скорая. (Фото причиненного ущерба).

17 июля 2019, 16:20
307
История Луизы Хайруллиной оказалась бессмысленной, дикой и донельзя банальной

Пользователи соцсетей считали, что Луиза Хайруллина давно живет за границей в домике у моря с мужем и детьми, но реальность оказалась пугающе банальной.

17 июля 2019, 15:24
246
Трутнев поручил Осипову уволить главу Ононского района

«Просто уехал в отпуск».

17 июля 2019, 13:08
549
Маты в русском языке не являются наследием Золотой Орды

«Откуда всё-таки он к нам пришёл?», - вопрошают русские.

17 июля 2019, 01:41
157
Аягме Ванчиковой поручили наказать виновных

Забайкалье попало в пятёрку худших регионов по реализации нацпроектов.

16 июля 2019, 21:52
312
Хасиков не смог показать себя управленцем

Бату Хасиков стал худшим главой региона по оценке политологов.

16 июля 2019, 19:55
297
Ученые о скромности в жизни человека

Какие бонусы получают люди с таким качеством.

16 июля 2019, 18:55
Популярные статьи
257
О Калачакра Тантре среди монгольских народов

При распространении тибетской формы буддизма среди монгольских народов (XIII-XVIII вв.) учение Калачакры также было воспринято ими, но в большинстве своем лишь на уровне веры, почтимого слушания и лицезрения.

17 июля 2019, 23:24
493
Почему Китай победил кочевников хунну

Почему Китай в течение 3,5 тысяч лет расширял свою территорию за счет соседних народов и к XXI веку пришел как ведущая держава мира.

13 июля 2019, 21:18
326
Почему в Монголии небольшое население

При благоприятном исходе к 2040 году население Монголии достигнет свыше 4 млн человек.

11 июля 2019, 15:07
316
Японским ученым восстановлено реальное Бусидо

Касая Кадзухико: Путь воина как моральная основа японского духа.

10 июля 2019, 00:17