Бурятская свадьба в Хулунбуире КНР (фото)

09 июля 79 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

фото: wxnmh.com

Кочевое скотоводство на протяжении веков было не только укладом экономики, но и образом жизни бурят. Вплоть до 20-х гг. ХХ в. борзинские и агинские буряты кочевали со своим скотом, нередко уходя на монгольские и китайские территории во время смены летних и зимних стойбищ.

Основные откочевки борзинских и агинских бурят в Китай произошли в 1918 - 1922 и 1929 - 1931 гг. в связи с проводившейся советской властью политикой раскулачивания и репрессий по отношению к зажиточным слоям бурятского общества. Еще до революции ликвидация степных дум и реорганизация права владения землей, а также колонизация Восточной Сибири крестьянами из западной части империи ухудшили экономические условия бурят. Восточные буряты были вынуждены арендовать земли у казаков. Ситуацию обострили дополнительные налоговые сборы и мобилизация на тыловые работы в район Архангельска во время Первой мировой войны. Революция, интервенция и гражданская война усилили миграционные тенденции на приграничных территориях.

Сегодня буряты в КНР проживают в трех сомонах: Шэнэхэн Баруун, Шэнэхэн Зуун, Мунгэн Шулуун, в составе Эвенкийского хошуна Хулунбуирского аймака АРВМ.

Граница отъединила их от материнского этноса. В результате сформировалась структурированная община - «шэнэхэнские буряты»: с четкой внутренней организацией, системой власти, контроля, санкций, с минимальной открытостью принимающему обществу. Самодостаточная, с точки зрения экономической специализации. Культурно отъединенная от принимающего общества бурятским языком, системой родовых связей, обычаями, праздниками и традициями. Достаточно крупная для того, чтобы поддерживать структуру социальности - от внутренних браков до языка, образования и власти. Она опиралась на память об «исторической родине» и осознание себя ее «осколком», оторвавшейся частью бурятского народа.

Бурятская свадьба до сих пор сохраняет свои древние обычаи и традиции кочевников, придает большое значение этикету и правилам, и делится на несколько этапов.

До объявления родственникам о своём решении, жених и невеста обращаются к ламе-астрологу, который вычисляет, подходят ли они друг другу. Если нет, то в дацане заказывается молебен, чтобы небеса дали благословение. Затем назначается наиболее благоприятная дата сватовства (хадаг табилга). Поскольку сватовство предполагает обмен подарками, заранее согласовывается сколько людей едет.

В назначенный день, представители семьи жениха приезжают в дом невесты. Машину нельзя ставить прямо напротив входа во двор - так выносят мертвецов. Гостей никто не встречает. Они заходят в дом невесты «нара зуб» - то есть по ходу солнца, и без приглашения.

В первую очередь, переступив порог дома, гости преподносят хадак бурхану, к домашнему алтарю, выражая почтение и уважение. Помолившись, родственники с обеих сторон усаживаются за накрытый стол. В процессе застолья знакомятся и договариваются о времени года, когда предполагается сыграть свадьбу (окончательную дату утверждают в дацане), о количестве гостей, а на бурятской свадьбе их может быть 500-700 человек. Эти вопросы очень важны. Долго засиживаться во время сватовства не принято. В среднем беседуют 2-3 часа, после чего надо уезжать.

Итак, назначенный день наступил. Невесте помогают одеться подружки, традиционным нарядом является шёлковый халат. Халат может быть наброшен на плечи поверх платья, так отдаётся дань уважения прошлому и дань моде. Невеста садиться в машину и свадебный кортеж мчит её к будущему мужу.

Кортеж встречают представители жениха, обычно 3-5 человека. Накрывается небольшой стол, гостям преподносится хадак и белая пища, гости символически пьют чай, делают подношения богам этой местности этими же продуктами. Далее едут к дому жениха – движение должно совершаться по часовой стрелке, что символизирует круг солнца.

В то время, как гости усаживаются за накрытые столы, десять человек со стороны невесты, уважаемые старейшины рода, заходят в дом родителей жениха, где их приветствуют и угощают, затем они выходят к гостям. Регистрация может проходить прямо за праздничным столом, для этого приглашаются представители администрации. С обеих сторон назначаются люди, которые знакомят присутствующих, начиная с мужчин по старшинству, со своим родом, кланом, семьёй, рассказывается вся история семьи, перечисляются заслуги, дарятся подарки молодым. Поздравления нередко сопровождаются бурятскими песнями.

Женщины со стороны невесты обносят гостей так называемым угощением невесты. Это подносы, на которых обычно лежит отварное мясо, конфеты и традиционное блюдо - молотая черёмуха со сметаной.

На середине свадьбы несколько человек со стороны невесты уходят в дом, где будут жить молодые, вносят приданное. Как правило, это посуда, постельные принадлежности, мебель, домашняя утварь. Символически заправляют постель. Затем возвращаются к гостям.

Застолье длится 3-4 часа, после чего старший член семьи со стороны невесты встаёт, благодарит за тёплый приём, даёт напутствие новобрачным и делает знак родне, что пора собираться домой. Свадьба завершена, молодые удаляются в своё гнёздышко, оставшиеся гости «догуливают» и тоже расходятся по домам.

Представляем вашему вниманию фотографии бурятской свадьбы на летних лугах Хулунбуира, возле реки Синин, коммуна Сумудонг, которая состоялась в июне этого года.

Дашинима собирается жениться на своей невесте. Рано утром невеста Намжилма, живущая в коммуне Синин-Суси, сидит в компании сестер. Мужчины заняты упаковыванием приданого невесты, а женщины заняты приготовлением свадебного стола. Люди приходят поздравлять родственников, друзей и мужчин.

Женщины лепят буузы

Традиционные бурятские боовы

Невеста Намжилма (вторая слева) сидит в окружении сестер

Дарят родственникам невесты подарки. До полудня группа жениха подошла к порогу невесты. В присутствии друзей и родственников и замужних подружек, невеста села в машину и поехала к дому жениха.

Мужчины несут приданное невесты к машине

Фотографирование с невестой

На привязи несколько белых лошадей жениха Дашинимы. 

Свадебное угощение готовится к подаче. Свадебная церемония проходит на лугу возле дома жениха. Длинные столы и стулья расположены полукругом. Гости сидят за столом в зависимости от возраста и статуса. Старшие сидят посередине. 

Гости за столом

Дарят каждому гостю подготовленный подарок

Невеста в сопровождении подруг

Дети благословляют невесту

Свадебный плаката жениха и невесты

 

Источник :

Похожие материалы
35
Дуньхуан - город «Шелкового пути»

В III в. с востока пришел чаньский монах Фалян, который выкопал себе пещеру в склоне горы (фото).

03 августа
37
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве

Глава Бурятии рассказал о сохранении бурятского языка, сложностях водоохранной зоны, Тункинском нацпарке, очередях в детские сады и многом другом.

03 августа
38
Почему Центральная Азия отказалась от сближения с исламским миром

Как страны Центральной Азии пришли к пониманию, что исламские страны мало чем могут помочь им в модернизации.

02 августа
31
В Бурятии отмечены спад в розничной торговле и увеличение миграционного оттока

По сообщению Бурятстата, оборот розничной торговли в СФО положительный, кроме Бурятии.

02 августа
Дуньхуан - город «Шелкового пути» 35
Дуньхуан - город «Шелкового пути»

В III в. с востока пришел чаньский монах Фалян, который выкопал себе пещеру в склоне горы (фото).

03 августа
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве 37
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве

Глава Бурятии рассказал о сохранении бурятского языка, сложностях водоохранной зоны, Тункинском нацпарке, очередях в детские сады и многом другом.

03 августа
Почему Центральная Азия отказалась от сближения с исламским миром 38
Почему Центральная Азия отказалась от сближения с исламским миром

Как страны Центральной Азии пришли к пониманию, что исламские страны мало чем могут помочь им в модернизации.

02 августа
31
В Бурятии отмечены спад в розничной торговле и увеличение миграционного оттока

По сообщению Бурятстата, оборот розничной торговли в СФО положительный, кроме Бурятии.

02 августа
32
Жара в Китае приведет к борьбе за водные ресурсы

Последствия водного кризиса в Китае могут коснуться и России, которая является одним из мировых лидеров по запасам пресной воды.

02 августа
52
Асасёрю Дагвадорж отберет в сумо тувинских мальчишек

4 августа в Кызыле стартует Международный фестиваль национальной борьбы среди ребят 2001-2006 г.р.

01 августа
24
Российские экологи обеспокоены участием КНР в проекте монгольских ГЭС

Проекты создания каскада монгольских ГЭС в бассейне Селенги вовсе не сданы в архив. И похоже, они дорабатываются.

01 августа
283
Как устроена пенсионная система в современном Китае

Нередко о Китае повторяют заблуждение, будто бы в Поднебесной не платят пенсий. Это миф.

01 августа
27
В Казахстане большинство кыргызстанских мигрантов попадает в рабство

Ежегодно из трудового рабства в стране спасают более 100 человек (видео).

01 августа
35
"Ненавидели и боялись": как алтайские женщины победили алкоголизм

Почти три десятилетия назад женщины двух сел на Алтае объявили войну алкоголизму, чтобы спасти мужчин и свои деревни. Сейчас эта мода распространилась и на другие регионы.

01 августа
Популярные статьи
35
Как жилось в Золотой Орде

Феномен Золотой Орды до сих пор вызывает серьезные споры среди историков.

24 июля
23
Сарт-калмаки в современном Кыргызстане

Сарт-калмаки являются небольшой группой ойратского происхождения, проживающей ныне в Республике Кыргызстан, сохраняющей свою ойратскую, и больше – монгольскую идентичность.

23 июля
23
Конкуренция и взаимодействие ЕС и ЕАЭС в странах Центральной Азии

Что необходимо сделать России, чтобы укрепить свои позиции в регионе?

21 июля
39
Панмонгольское движение 1919 г. и деятельность бурятских националистов

С 26 февраля по 7 марта 1919 г. в Чите в гостинице «Даурия» прошел съезд, посвященный созданию Всемонгольского правительства, в котором приняли участие 14 представителей Бурятии, Хулунбуира, Внутренней Монголии. Внешняя Монголия не делегировала своего представителя на этот съезд.

17 июля