Рецензия на «Этимологический словарь тэнгрианских терминов бурят-монголов» проф. Н.В. Абаева

25 марта 2019, 21:43 597 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

фото: Олег Жук

Вышла книга Почетного доктора буддийской философии, доктора исторических наук, известного китаеведа, культуролога, религиоведа, автора многочисленных книг по истории и культуре народов Внутренней, Центральной, Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии – Абаева Николая Вячеславовича «Этимологический словарь тэнгрианских терминов бурят-монголов» (Улан-Удэ: Изд-во ООО «Амирит», 2019.-105 с.).

Автор монографии «Этимологический словарь тэнгрианских терминов бурят-монголов» в своем исследовании этимологии тэнгрианских терминов опирается на свои предыдущие работы, в которых обоснована историко-культурологическая концепция о том, что в основе строительства крупнейших мировых держав Центральной и Внутренней Азии - Империй Сяньби и Хунну, Уйгурских и Тюркских Каганатов, и Хамаг Монгол Улс – Империи Чингисхана, Джунгарского ханства лежала исконная традиция бурят-монголов - тэнгрианство, которая выполняла роль сакральной вертикали всего монгольского мира и всей Евразии (см., например: Н.В. Абаев. Тэнгрианство в духовной культуре тюрко-монгольских народов Внутренней Азии и Саяно-Алтая //журнал «Русистика». – Сеул, 2016, №13, с.195-218).

Свои пояснения, интерпретации и расшифровку тэнгриведческих терминов и словосочетаний бурят-монголов автор строит сугубо на научной, историко-культурологической, религиоведческой, цивилиологической и лингвистической базе сравнительно-исторической этимологии, полагая, что формирование тэнгрианских и «шаманистических» религиозных представлений происходило не только в результате психологических озарений и эзотерического опыта, а также индивидуальных мистических переживаний под воздействием стихийных сил природы на древнего человека, но и под влиянием объективных социально-экономических условий.

Тэнгрианское воззрение в течение многих веков сопровождало развитие первобытной родовой общины, затем - традиционного кочевнического общества, строительство номадических имперских государственных образований - Уйгурских и Тюркских каганатов, а также Монгольской Империи, период колонизации при наличии этнических составляющих (скифо-ариев, тюрков, монголов, тунгусо-маньчжуров).

Кроме того, в словаре приводятся краткие заметки об известных тэнгриведах, шаманологах и буддологах, внесших вклад в исследование бурят-монгольского тэнгрианства.

Как отмечается в Предисловии Р.В. Лебедева к «Этимологическому словарю» Абаева Н.В., Саяно-Алтай и Циркум-Байкалия – территория, заселенная человеком с глубокой древности, была местом пересечения миграционных потоков направленных с Севера на Юг, с Востока на Запад и наоборот.

В результате смешения пришлых этносов и этнических групп с автохтонными группами Циркумбайкалья сложилась уникальная антропологическая, этнокультурная и этноконфессиональная общность саянидов (Р.В. Лебедев «Предисловие», с.2-3).

В силу особенностей своего естественно-географического и цивилизационно-геополитического положения, этот регион стал «колыбелью» Горно-таежной и лесостепной «кочевнической» тэнгрианской цивилизации, которая фактически предопределила многие этнокультурные и духовно-религиозные особенности центрально-евразийской Мега-цивилизации, которая в свою очередь явилась «локомотивом» исторического развития всего Евразийского суперконтинента.

Последние исследования по сравнительному религиоведению в Центральной Азии и Саяно-Алтае говорят о том, что именно тэнгрианство явилось тем духовным и культурным источником для таких религиозно-философских учений как даосизм, ведизм, иудаизм, христианство, ислам, бон, зороастризм, митраизм, буддизм, а также других мировоззренческих систем и духовно-культурных традиций (Аюпов Н.Г., Котожеков А.И., Абаева Л.Л., Фельдман В.Р. и др.).

природа Саяно-Алтая

Тэнгрианские предания саянидов, в терминологии мифологической науки, звучат как «примитивная» мифология (лат. primitivus – «первый, самый ранний»), воспринятая миссионерами и этнографами на стадии звуковой, эпической, не фиксированной речи, т.е. это была прежде всего устная, наиболее архаичная мифо-поэтическая традиция.

В одном из последних своих трудов профессор Н.В. Абаев отмечает, что «эпос Гэсэр, как и алтайский Джангр и многие другие эпические произведения, а также народные предания и легенды, является и Библией, и Кораном этой сугубо народной, тэнгрианской религии» (см.: Н.В. Абаев. Культ священных гор и тэнгрианский эпос бурят – монголов // Иркутск, - 2014,- 127 с.).

По мнению Абаева Н.В., «тэнгрианство – традиционная национальная религия тувинцев, алтайцев, хакасов, бурят-монголов и других тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая, Южной Сибири и всей Внутренней Азии».

Религия «Тэнгри» (от бур.-монг. тэнгэри - небо), «тэнгрианство» или, иначе, «тенгризм», «тэнгризм», «тэнгэризм», «тангараизм», «тэнгр» - является синкретическим вероучением и культовой системой, вобравшей в себя различные духовно-культурные и этноконфессиональные традиции народов Центральной, Внутренней и Северо-Восточной Азии (скифо-ариев, уйгур-урянхов, бурят-монголов, ойратов и др.)» («Этимологический словарь», с.54-55).

В религиозном, философском и идеологическом аспектах это учение представляет собой открытое мировоззрение, вступающее в активное диалогическое взаимодействие с другими евразийскими учениями (даосизм, буддизм, зороастризм, митраизм и др.). Вместе с тем, тэнгрианство одновременно стало выполнять роль и функции народной и официальной национально-государственной религии «кочевнических» (номадических) этносов и этнических групп различных государственных образований имперского типа: Империи Хунну, Сяньбийской империи, тюркского и уйгурского каганатов, Кыргызского каганата, Великой Монгольской Империи и др.

Тэнгрианство выполняло также функции надэтнической господствующей или доминирующей идеологии и культовой системы в разнообразных родо-племенных военно-политических союзах, «федерациях» и «конфедерациях».

Как отмечает автор, особое место в культовой и обрядовой системе тэнгрианства, как народной и этно-национальной религии тюрко-монголов Внутренней, Центральной и Северо-Восточной Азии, занимают культы Неба и Земли, культ Воды и священных источников, культ деревьев, а также культ Священных Гор, горных перевалов, камней и скал, культ Огня, почитание домашнего очага и культ предков.

Так, например, характеризуя обрядовый комплекс обоо, тесно связанный с культом Священных Гор в тэнгрианской религии бурят, Н.В. Абаев пишет:

«Обоо (досл. «куча из камней, груда, насыпь») – тэнгрианская микромодель Мировой Горы в виде насыпи из камней или естественного холмика или сопки представляет собой место, где совершался религиозный обряд, посвященный хозяину местности.

В бурят-монгольском тэнгрианстве и «шаманизме» – место поклонения местным духам, родовым или территориальным, то есть хозяевам данной местности.

Хозяева обоо – это духи умерших тэнгрианских жрецов, предков или божеств небесного происхождения.

Наиболее распространённый обряд поклонения на обоо – это обрызгивание пространства вокруг обоо молочной (архи) или обычной водкой, подношения в виде камней, ленточек из ткани, флажков, монет, конфет, сладостей, еды и т. п.

В Монголии и Бурятии принято обходить вокруг обоо три раза «нара зуб» (по часовой стрелке). Является буддийской трансформацией тэнгрианско-шаманистического жертвенника (шэрээ).

Буддийское духовенство для утверждения своей религии среди тэнгрианцев и шаманистов было вынуждено сохранить в измененном и приспособленном виде некоторые шаманистические обряды, например жертвоприношения на перевалах и в местах бывших тайлаганов, получившие название обоо тахилган» (с. 42).

По справедливому мнению автора, эти и другие экологические культы (например, культ священных деревьев, почитание Матери – Земли, священных источников аршанов и.т.д), имеющие ярко выраженное этноэкологическое, культурно-экологическое значение и направленность сыграли важную роль в формировании своеобразной духовно-экологической культуры в рамках тэнгрианской кочевнической (номадической) цивилизации, определив ее наиболее характерные особенности.

Вполне обоснованный характер носят и другие выводы автора, отраженные в статьях «Этимологического словаря».

Издание рассчитано на специалистов, а также на широкий круг исследователей, интересующихся бурят-монгольским духовно-культурным и религиозным наследием.


Доктор исторических наук, профессор БГУ,
Санжиева Татьяна Ефремовна

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
65
Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

"Праздники и праздничные даты должны носить созидательный характер, способствовать не разделению, а сплочению".

Сегодня 01:18
158
Агинчанка Яна Жапова стала чемпионкой мира по быстрым шахматам

Третий чемпионат мира по быстрым шахматам и блицу среди кадетов прошел в Минске с 16 по 18 августа.

Вчера 22:59
148
Танкисты из Бурятии вновь стали первыми в «Танковом биатлоне»

Они победили белорусов и казахов.

Вчера 22:10
155
Агинские буряты любят кино

Кинозал поселка Агинское стал лучшим в ДФО по охвату населения.

17 августа 2019, 18:19
Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу 65
Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

"Праздники и праздничные даты должны носить созидательный характер, способствовать не разделению, а сплочению".

Сегодня 01:18
Агинчанка Яна Жапова стала чемпионкой мира по быстрым шахматам 158
Агинчанка Яна Жапова стала чемпионкой мира по быстрым шахматам

Третий чемпионат мира по быстрым шахматам и блицу среди кадетов прошел в Минске с 16 по 18 августа.

Вчера 22:59
Танкисты из Бурятии вновь стали первыми в «Танковом биатлоне» 148
Танкисты из Бурятии вновь стали первыми в «Танковом биатлоне»

Они победили белорусов и казахов.

Вчера 22:10
155
Агинские буряты любят кино

Кинозал поселка Агинское стал лучшим в ДФО по охвату населения.

17 августа 2019, 18:19
89
У Фонда капремонта Бурятии на счету миллиарды, но ремонты не делаются

Член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина выявила в Бурятии неиспользуемые миллиарды, собранные с жильцов, однако власти Бурятии молчат.

17 августа 2019, 15:36
69
Радий Хабиров предложил премировать учителей стобалльников

«Директора школ, и конечно, наше министерство, должны быть проводниками всего нового».

17 августа 2019, 01:04
67
Губернатор ХМАО Наталья Комарова – лучший друг коренных народов Севера

В День коренных народов мира представители коренных народов и гости Сургутского района ХМАО встретились на территории природного парка и провели бескровный обряд.

16 августа 2019, 23:44
69
Осипов предложил выявить ведомства, где хамят чиновники

Забайкальцы зачастую в разных ведомствах сталкиваются с хамством, отписками и пренебрежением.

16 августа 2019, 14:26
149
Генерал армии Шойгу - гордость народа Тувы

Шолбан Кара-оол с чувством особого волнения учредил новую награду – «Гордость народа Тувы».

16 августа 2019, 14:07
160
«Чурка» - это круто

Рэп-певица Азилия Бэнкс воодушевилась словом «чурка» после поездки в Россию.

15 августа 2019, 23:40
Популярные статьи
525
Буддизм: как придёт к Вам смерть

Жизнь скоротечна. В начале 90-х Наташа Королева пела: "Высохли фонтаны, Лето кончилось нежданно, Желтые тюльпаны, ты мне даришь, как ни странно..."

14 августа 2019, 02:26
307
Синьцзянский мятеж 1864 года (часть 5)

Смерть «Счастливчика». Падение Восточного Туркестана.

10 августа 2019, 01:01
383
Синьцзянский мятеж 1864 года (часть 4)

Англичане поддерживают Якуб-бека против России.

09 августа 2019, 00:02
611
Синьцзянский мятеж 1864 года (часть 3)

Россия помогает Китаю вернуть Синьцзян.

08 августа 2019, 01:21