Влияние православия на мировоззрение и образ жизни бурят

15 мая 2018, 14:34 1039 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

В начале XVII в. казацкие отряды проникая в земли бурят крестили взятых в плен бурят обоего пола, давая им при крещении русские имена. Мужчин использовали на службе в качестве переводчиков (толмачей), в хозяйственных целях, а женщин выдавали замуж за служилых людей.

22.02.1680 г. царь Федор Алексеевич Романов подписал указ о посылке на Байкал 1-й православной миссии в Забайкалье (Даурская миссия), задачей которой должно было стать «призывание иноверных в лоно православной веры, такожде для исправления заблудших во грехе душ россиян да искоренения развратников святой веры Христовой (т. е. старообрядцев)».

Таким образом, систематическое распространение православия среди бурят началось с 1681 г., со времени функционирования Даурской миссии.

В Предбайкалье возникли Вознесенский монастырь около Иркутска, Знаменский в Иркутске и Киренский монастыри (1672), а также Введенская церковь (1673) в Илимске, Иркутская Спасская церковь (1684). В Забайкалье были построены Посольский (1681) и Троицкий (1682) монастыри.

Многие из крещеных бурят на протяжении одного-двух поколений переключались на русский тип хозяйства, хотя сохраняли родной язык и связи с сородичами, по-прежнему числившимися в кочевых обществах. При посредничестве крещеных бурят-хлебопашцев русская земледельческая культура проникала в бурятское общество.

Первоначально население восточносибирских острогов состояло из одних мужчин. Женщины появились позже, и их было мало. Поэтому захваченных в плен буряток крестили и выдавали замуж за служилых людей. В Забайкалье браки русских поселенцев с бурятками поддерживали основанные в этом крае монастыри, стремившиеся таким образом обеспечить оседлость крестьян и тем самым усилить развитие земледелия в приграничных районах.

Принявшие крещение буряты становились ясачными, из них создавались ясачные деревни. В большинстве случаях крестились люди, имевшие слабое хозяйство или не имевшие его. Окрестив таких людей, миссионеры подыскивали русских вдов, женили их и селили в отдаленных от бурят местах. Запрещали им посещать своих родственников, знаться с ними, садиться за один стол и кушать с «нехристями», «погаными».

Бурятским ясачным деревням отводили по настоянию миссионеров лучшие земли по 30 десятин на душу при крещении. Из миссионерского комитета отпускали по куску мануфактуры, кирпичику чаю и 25 руб. Несмотря на это, все ясачные бурятские деревни жили бедно, батрачили у русских казаков, занимались мелким воровством. Например, село Надеждино (Бохан), Харайское (Оса), Грязнуха (Аларь), Харюзовка (Балаганск), Ониноборск (Хори), Сосновка (Еравна) и пр. Было много обрусевших и крещеных бурят в долине Тунки. Они жили отдельно во вновь созданных поселках: Тукурэн, Затунка, Гужир, Бычье, Ахалик, Хобок, Хурай, Кочки, Талая, Шимки, Туран и Монда.

Одним из способов крещения бурят стала их женитьба на русских женщинах, обычно вдовах, потерявших надежду найти русского мужа. Девушки за бурят замуж не выходили. Если миссионеры не находили вдов в деревнях, то обращались через начальника духовной миссии в тюремное ведомство. Оно по своей линии давало наказ отправить из России нужное количество женщин. Их отгружали в Иркутске или Верхнеудинске, оттуда миссионеры везли в миссионерские станы. Туда же прибывали купцы с подарками для молодоженов.

Напившись и нагулявшись, гости под руководством церковного старосты провожали молодых на покой, обычно в миссионерскую школу. Затем миссионер стана благословлял на покой, укладывал молодых спать, и все уходили. Прожив некоторое время, обычно медовый месяц, молодые жены, обворовав своих мужей до нитки, убегали. Муж-бурят разводил руками, а миссионер стана разыскивал беглянок через полицию, находил их в пути в Россию или в Нерчинских каторжных тюрьмах, куда были отправлены их мужья. Некоторых каторжанок привозили к новоиспеченным мужьям, но мужья-буряты обычно уже отказывались от таких жен.

И.Г. Гмелин - академик Петербургской академии наук, натуралист, путешествуя по Сибири в 1733–1743 гг. указывал на наличие среди балаганских бурят крещеных в православие. Он объяснял это бедностью западных бурят: “те сибирские туземцы, которые крестятся, делают это из-за бедности” (крестившиеся освобождались на несколько лет от уплаты ясака).

Таким образом, первоначально насильная христианизация сменилась в XVIII в. на добровольно-вынужденную со стороны бурят.

В 1765 г. Михаил Татаринов (уроженец Иркутска, образование получил в Иркутской навигационной школе, служил в Иркутске и был хорошо знаком с краем, интересовался природой и бытом населения) сообщал: “Хотя со временем немало братских приходят в веру греческого исповедания, токмо из доброй воли мало: или заворовавшей или обнищавшей, тако ж жена от мужа збежит не захотя с ним жить, ибо кто крестится из братских и тунгусов – снимается с них есак на пять лет, а потом платить должны по-прежнему, точию почти все новокрещеные живут по срокам или в кабалах, редко кто живет своим домом. А ежели новокрещеной, то называются выгонки, токмо доброго житья мало. И так все братские, хотя мужеска полу, совокупившись с российскими - дети, внучата и правнучата калмыковаты, волосы черные и называются карымы… все новокрещеные живут не кочевьем, а между российскими дворами, к чему весьма непривычны”.

Большой размах приобрела деятельность Троицко-Селенгинского монастыря. Ему было предоставлено право селить на своих землях беглых и ссыльных русских и новокрещеных бурят. Чтобы укрепить основанные деревни, монастырь покупал у бурят “жен и девиц” (выплачивая за них калым) и после крещения выдавал замуж за поселившихся на монастырских землях крестьян. Таким образом возникло метисное население нескольких приходов по Уде и Селенге: Троицкого, Посольского, Куядского и др.

Были случаи похищения буряток или их бегства в русские селения. При этом монастырское духовенство негласно признавало факт хищения, не оказывало препятствий, понимая, как важен “женский элемент” в упрочении оседлости, и венчало женщин с их похитителями.

В XVII–XVIII вв. в Забайкалье образовались целые селения и приходы из новокрещеных, преимущественно в монастырских владениях: это села Кудара-Сомон, Тресково, Тимлюй, Подлопатки, Елань, Карымск, Малый Куналей и др.

В XVII–XVIII в. христианство оказало большое влияние на мировоззрение бурят и их образ жизни. Кроме того, крещение способствовало переходу к оседлости и привело к более тесным контактам с русскими в быту, зарождению смешанных семейных связей - карымов.

В 1841 г. крестился заседатель Тункинской степной думы Бордой Парушенов, при содействии которого в следующем году было крещено до 800 человек. В дальнейшем крещеный тайша З. Хамаков способствовал крещению целой тысячи своих сородичей, за что был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, подарками и причислен к дворянству.

В 1841 г. в столице России побывал хоринский тайша Ринчин Доржо Дэмбилын. Там он был крещен, причем его восприемниками (крестниками) были император с императрицей. Вернулся он в звании есаула и именовался тайшой Николаем Николаевичем Дэмбиловым (Бурятские летописи 1995: 127). Однако, надежды получить от него большую помощь в распространении православия не оправдались, так как злоупотребления привели Дэмбилова на скамью подсудимых. Сын служилого Бадмы Донхосона, гелун Сультим-Шираб Бадмын из рода хуацай, находясь в Петербурге с младшим братом, принял православие, был произведен в надворные советники и награжден серебряной медалью. Позднее он был прикомандирован к госпиталю, работал в Чите и Иркутске (Там же: 129–130).

Буда Хотогын, будучи главой цонгольского рода по наследству, оставил должность по собственному желанию, стал переводчиком маньчжурского и монгольского языков в Кяхтинском пограничном комиссариате. При генерале графе Муравьеве-Амурском он перешел в православие и принял новое имя – Головкин, поступил на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел (Там же: 129).

В 1860-е годы активным поборником православия стал боханский тайша И. Пирожков. За содействие в распространении христианства среди балаганских, осинских и идинских бурят в 1867 г. он по ходатайству Синода был награжден орденом св. Владимира 4-й степени и чином коллежского регистратора. В 1860 г. был сформирован Комитет по вопросам перевода учебных книг на бурятский язык, в состав которого вошли буряты А. Балдаев, Н. Болдонов, П. Баторов, И. Пирожков (Очерки…1972: 276).

Таким образом, уже во второй половине XIX в. крещение бурят стало добровольным актом и было вызвано не религиозными, а практическими соображениями. Бурятские поборники православия впоследствии распространяли христианство среди своих соплеменников ради получения личных преференций, государственных наград и почестей.

В 1851 г. насчитывалось 9225 крещеных бурят (Там же: 276). В 1859 г. в Иркутской губ. действовало 79 сельских церквей, в Забайкальской области – 41.

В 1877 г. число крещеных бурят превысило 10 тыс. человек (Труды: 497, 526). В 1891 г., согласно официальной статистике, их было 35 тыс., в 1911 г. – 85 тыс. Наибольшее распространение христианство получило в Идинском, Аларском, Балаганском, Бильчирском, Тункинском ведомствах (Предбайкалье), Кударинском ведомстве, Верхнеудинском, Чикойском и Нерчинском уездах (Забайкалье), а также среди отдельных групп баргузинских, хоринских, селенгинских бурят.

В годы революции 1905 г. и особенно после появления Указа от 17 октября 1905 г., по которому населению Российской империи была дарована религиозная свобода, начался массовый выход из православия. Так, если в Тункинской миссии числилось около 10 тыс. крещеных бурят, то после указа почти все они приняли буддизм (Очерки…1972: 278). В тот период активизировалась деятельность буддийского духовенства. Буддизм все больше проникал на западную сторону Байкала: открывались дацаны, другие культовые сооружения.

В конце XIX – начале XX столетия в значительной степени трансформировалась внешняя среда обитания бурят. Переход на оседлость, изменение форм и типов жилищ и поселений, широкое внедрение русской, а также европейской бытовой культуры не могли не привести к изменениям в духовной культуре. Эти и другие изменения в материальной сфере – яркие показатели смены ориентиров в культурном пространстве, выход на новую модель поведения. Выбор религии в качестве позиции (личной или коллективной), возможно, не всегда отражал адекватно глубинный смысл явления, он мог определяться и предполагаемыми выгодами или расчетом. В любом случае, выбор православия в России отражал стремление индивида или группы приобрести полноценный статус гражданина (Там же: 66–67).

1905–1917 гг. оказались в истории бурятского православия еще одной важной вехой, показателем степени и глубины усвоения догматов и идей христианства через призму народнических, социал-демократических, национально-освободительных идей, распространившихся не столь широко, но достаточно прочно. “Путем православной христианизации – к европеизации образа жизни, культуры и политики” – так можно сформулировать глобальный смысл тех исторических изменений, которые происходили спустя два с половиной столетия после начала христианизации бурят (Там же: 150).

Включение в общероссийскую и мировую модели устройства общества, отчетливая тенденция обращения к культурному пространству Запада – процессы, иллюстрирующие выраженное стремление бурятского народа к культурной интеграции, к равноправному диалогу. Русское православие сыграло одну из решающих ролей в исторической судьбе народа, в выходе его на цивилизационную модель развития, волею судьбы представляющую синтез Востока и Запада. (Там же: 156–157).

Появление русских анклавов в местах расселения бурят стало одной из причин их разделения на две группы - западную и восточную, различающиеся не только в хозяйственном укладе, но и в ментальности.

Источник :

Похожие материалы
В Казахстане оралманы из Монголии заявляют, что их жилища абсолютно непригодны

10 лет назад возведение целого посёлка для переселенцев из Китая и Монголии называли самым грандиозным и масштабным в Восточном Казахстане. Возводились дома по государственной программе «Нурлы кош», что переводится как «светлая кочёвка, переезд».

9 часов назад
Лукашенко добился от Кремля поставок российской нефти

Лукашенко сегодня заявил, что ему поступило «неожиданное предложение». Ранее Александр Лукашенко делал грозные заявления по поводу того, что Россия «может потерять союзника».

Вчера 21:29
В Забайкалье назвали причину спада рождаемости в крае

В 2019 году показатель по рождаемости в крае не выполнен. Демографы назвали формулу идеального показателя рождаемости для России.

Вчера 20:31
​Путин: мы с украинцами один народ

Украинцами стали называть людей, расположившихся на границах государства.

Вчера 19:25
В Казахстане оралманы из Монголии заявляют, что их жилища абсолютно непригодны
В Казахстане оралманы из Монголии заявляют, что их жилища абсолютно непригодны

10 лет назад возведение целого посёлка для переселенцев из Китая и Монголии называли самым грандиозным и масштабным в Восточном Казахстане. Возводились дома по государственной программе «Нурлы кош», что переводится как «светлая кочёвка, переезд».

9 часов назад
Лукашенко добился от Кремля поставок российской нефти
Лукашенко добился от Кремля поставок российской нефти

Лукашенко сегодня заявил, что ему поступило «неожиданное предложение». Ранее Александр Лукашенко делал грозные заявления по поводу того, что Россия «может потерять союзника».

Вчера 21:29
В Забайкалье назвали причину спада рождаемости в крае
В Забайкалье назвали причину спада рождаемости в крае

В 2019 году показатель по рождаемости в крае не выполнен. Демографы назвали формулу идеального показателя рождаемости для России.

Вчера 20:31
​Путин: мы с украинцами один народ

Украинцами стали называть людей, расположившихся на границах государства.

Вчера 19:25
Байкал атакует «чёрная чума»

Депутаты НХ РБ совершили поездку в Баргузинский район, чтобы на месте услышать доводы сторон.

Вчера 18:35
​В Узбекистане адвокатов в возрасте до 30 лет — всего 62 человека​

В Узбекистане последние 20 лет деятельностью адвокатов пренебрегали.

Вчера 02:52
​Индия ответила Китаю на протест против посещения спорного штата

Официальный Пекин заявил, что Индия нарушила территориальный суверенитет Китая.

Вчера 01:24
Путин призвал ФСБ наладить жёсткий контроль за расходованием средств по нацпроектам

​​В 2019 году около 1,1 трлн руб., выделенные на нацпроекты, остались неизрасходованными.

20 февраля 2020, 19:44
Бурятский блогер: Мой путь от патриота России до полного разочарования в этих взглядах

"В детстве я был можно сказать патриотом России, искренне болел за нашу страну во всех её сферах, несмотря на то, что это были тяжёлые 90-е годы".

20 февраля 2020, 13:42
​За 4 года приняли гражданство России свыше миллиона граждан Украины, Казахстана, Таджикистана, Армении

Переезд в Россию является самым значительным каналом оттока украинских, казахстанских​, таджикских, армянских граждан.

19 февраля 2020, 23:58
Популярные статьи
Принципиальные возможности искусственного интеллекта

Почему у искусственного интеллекта никогда не может появиться психика и сознание​.

14 февраля 2020, 01:19
Экономика Золотой Орды (1240-1480)

Юрий Кофнер, заведующий Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ. Москва.

20 января 2020, 19:11
История бойцов и командиров РККА, прошедших через японский плен

1939 г. Свидетельства военнопленных Халхин-Гола.

25 декабря 2019, 22:01
​Взаимодействие монгольских и тунгусо-маньчжурских ареалов: исторические аспекты (Г.Н. Чимитдоржиева, 2015)

Оказавшись к северу и северо-востоку от чжурчжэней и подчинив себе местные племена, мэнгу создали в первой половине XII в. древнемонгольское государство Хамаг Монгол Улс.

21 декабря 2019, 23:10