Гунны и кочевники Центральной Азии

02 апреля 158 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

В III - II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ происходил процесс формирования древнекитайского государства. Согласно древним китайским источникам, это было время мифических правителей династии Ся и постоянной борьбы против окружающих «северных варваров», которых древние китайцы называли «ху».

Около 1600 года до н. э. династия Ся была свергнута и к власти пришла династия Шан. По китайским источникам, сын последнего царя из династии Ся, бежал в северные степи, где жили северные варвары «ху».

Легенда гласит, что потомки Шуй Вэя - последнего царя из династии Ся, и его подданных смешались с племенами ханьюнь и хуньюй на северной окраине Гоби, таким образом появились предки хунну.

В те далекие времена ханьцы и ху не только воевали между собой, но и вступали друг с другом в экономические, социальные и культурные отношения. Между китайцами и северными варварами шел постоянный процесс брожжения. В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. э., когда их набеги на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии при Цинь Шихуаньди (259 до н.э. – 210 до н.э.) были объединены в Великую китайскую стену.

В 48 году н. э. хунну разделились на две ветви, северную и южную. Потерпев поражение от сяньби - древнемонгольских племен кочевников, живших на территории Внутренней Монголии и Китая, объединение северных хунну распалось и мигрировало в западном направлении. Северные хунну достигли Волги и нижнего Дона, об их прибытии сообщил древнегреческий географ из Александрии Дионисий Периегет, живший во втором веке.

В историографии XVIII века гунны считались монголами. Впервые эту точку зрения высказал Паллас (1741—1811) - немецкий учёный, естествоиспытатель, который прославился научными экспедициями по Сибири и Южной России.

Помимо созвучия имён на генетическую связь между гуннами и монголами указывает ряд категорий материальной культуры, в особенности в сфере военного дела, характерной чертой которого было использование сложносоставного лука. Монгольский сложносоставной лук является эталоном метательного оружия, предназначенного для стрельбы стрелами. Гуннская технология сложносоставного лука была в полной мере продолжена и развита монгольскими племенами. Технология изготовления и дальнейшего усовершенствования сложносоставного лука в те времена могла быть произведена только потомками гуннов.

Жозеф де Гинь (1721-1800) - французский ориенталист, профессор сирийского языка в Collège de France, хранитель древностей в Лувре, который пришел к убеждению, что китайцы и египтяне - одного происхождения, высказал мнение, что гунны могли быть по происхождению тюрками или прототюрками. Эту версию подтверждает турецкий исследователь Кемаль Джемаль, который видит сходства названий и имён в тюркских и гуннских языках.

Однако, по мнению авторитетного тюрколога И.Л. Кызласова, археологическая материальная культура гуннов резко отличает их от тюркских народов и, напротив, сближает с монголо-маньчжурскими.

Как бы там не было, гунны были первым народом, создавшими обширную кочевую империю от границ Китая до окраин Центральной Азии, и породившими на этих территориях различные кочевые народы и этносы.

Исследования ДНК гуннов показали, что гунны имели гаплогруппы N, C-M130, и R1a1.

Образ жизни гуннов был кочевым и мигрирующим. Гунны жили за счёт скотоводства, охоты и военных грабежей, либо «военных завоеваний».

Кочевничество связано с четырьмя главными признаками:
- экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности;
- периодические перекочевки большей части населения и скота;
- военная агрессия как способ восполнения недостатка продукции;
- особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.

По единодушному мнению исследователей представляющих оседлые цивилизации средневековой Европы и Азии, кочевники были варварами. Рождаемость у кочевых скотоводов как правило ниже рождаемости оседлых земледельцев.

По мнению авторитетного французского историка Фернана Броделя (24.08.1902 – 27.11.1985), который произвёл революцию в исторической науке своим предложением учитывать экономические и географические факторы при анализе исторических процессов, кочевники -это уникальный пример долгого паразитирования «варваров» над более технологически и организационно развитыми цивилизованными народами. Малейшие изменения окружающей среды приводили к цепной реакции массового движения кочевых народов на запад на страны Европы или на восток на страны Азии, при этом направление движения по мнению Фернана Броделя зависела от степени сопротивления со стороны оседлых народов.

Расцвет кочевничества связан с периодом соседства со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависел от поступаемой оттуда продукции. В одних случаях кочевники совершали набеги, вымогали подарки и дань, брали пленных и уходили, в других они захватывали территории, оставались, подчиняли земледельцев и взимали с них дань (Золотая Орда). Расцвет Золотой Орды связан с завоеванием земледельцев и переселением на их территорию, слиянием с местным населением.

По мнению Льва Гумилева (18.09.1912 – 15.06.1992) - видного советского и российского учёного, лингвиста, археолога, востоковеда, географа, историка, этнолога, обычное воровство было недостойно воина-кочевника, в том числе ребенка или женщины, так как все члены кочевого общества было воинами своего рода. Как и другие, считавшиеся недостойными, подобно воровству, особенности оседлой цивилизации, были немыслимы для любого кочевника. К примеру, в среде кочевников, проституция была бы абсурдна, то есть абсолютно неприемлема. Это не столько следствие родоплеменной воинской системы общества и государства, сколько морально-нравственных принципов кочевого общества.

На территории Центральной Азии кочевой образ жизни исторически ведут тюркские и монгольские народы, а также другие народы урало-алтайской языковой семьи, находившиеся в ареале кочевых цивилизаций.

По определению ЮНЕСКО, регион Центральная Азия включает в себя Монголию, северо-западный Китай (Синьцзян, Тибет, Внутреннюю Монголию, Цинхай, запад Сычуани и север Ганьсу), районы азиатской России южнее таёжной зоны, Казахстан и четыре бывших советских республики Средней Азии (Киргизию, Узбекистан, Туркмению и Таджикистан).

На основании генетической и языковой близости японцев и корейцев к урало-алтайской семье, историки и генетики считают предками современных японцев и корейцев древних конных воинов-лучников, завоеваших Японские острова и Корейский полустров, выходцев из урало-алтайской кочевой среды, отделившихся от протоалтайских народов.

Обычным ареалом обитания кочевников Центральной Азии были засушливые степи, полупустыни и высокогорье, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности. Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, мясо разводимых животных, охотничья добыча, продукты земледелия и собирательства.

Засуха, снежный буран, дзуд, заморозки и другие стихийные бедствия быстро лишали номада всех средств к существованию. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи - каждый из соплеменников снабжал пострадавшего частью своего скота.

Образ жизни сформировал у кочевников особую ментальность и мировоззрение, специфическое восприятие пространства и времени, демократизм и взаимовыручку, равенство мужчины и женщины, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие культов войны, воина-героя, почитание предков.

Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. В результате их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические новшества. Обладая огромным военным потенциалом, номады оказали существенное влияние на исторические процессы, способствовали возникновению городов- крепостей, синтезу различных культур, созданию справедливых, но суровых законов, регулярных армий, строившихся по кочевническому образцу.

Источник :

Похожие материалы
35
Дуньхуан - город «Шелкового пути»

В III в. с востока пришел чаньский монах Фалян, который выкопал себе пещеру в склоне горы (фото).

03 августа
37
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве

Глава Бурятии рассказал о сохранении бурятского языка, сложностях водоохранной зоны, Тункинском нацпарке, очередях в детские сады и многом другом.

03 августа
38
Почему Центральная Азия отказалась от сближения с исламским миром

Как страны Центральной Азии пришли к пониманию, что исламские страны мало чем могут помочь им в модернизации.

02 августа
31
В Бурятии отмечены спад в розничной торговле и увеличение миграционного оттока

По сообщению Бурятстата, оборот розничной торговли в СФО положительный, кроме Бурятии.

02 августа
Дуньхуан - город «Шелкового пути» 35
Дуньхуан - город «Шелкового пути»

В III в. с востока пришел чаньский монах Фалян, который выкопал себе пещеру в склоне горы (фото).

03 августа
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве 37
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве

Глава Бурятии рассказал о сохранении бурятского языка, сложностях водоохранной зоны, Тункинском нацпарке, очередях в детские сады и многом другом.

03 августа
Почему Центральная Азия отказалась от сближения с исламским миром 38
Почему Центральная Азия отказалась от сближения с исламским миром

Как страны Центральной Азии пришли к пониманию, что исламские страны мало чем могут помочь им в модернизации.

02 августа
31
В Бурятии отмечены спад в розничной торговле и увеличение миграционного оттока

По сообщению Бурятстата, оборот розничной торговли в СФО положительный, кроме Бурятии.

02 августа
32
Жара в Китае приведет к борьбе за водные ресурсы

Последствия водного кризиса в Китае могут коснуться и России, которая является одним из мировых лидеров по запасам пресной воды.

02 августа
52
Асасёрю Дагвадорж отберет в сумо тувинских мальчишек

4 августа в Кызыле стартует Международный фестиваль национальной борьбы среди ребят 2001-2006 г.р.

01 августа
24
Российские экологи обеспокоены участием КНР в проекте монгольских ГЭС

Проекты создания каскада монгольских ГЭС в бассейне Селенги вовсе не сданы в архив. И похоже, они дорабатываются.

01 августа
283
Как устроена пенсионная система в современном Китае

Нередко о Китае повторяют заблуждение, будто бы в Поднебесной не платят пенсий. Это миф.

01 августа
27
В Казахстане большинство кыргызстанских мигрантов попадает в рабство

Ежегодно из трудового рабства в стране спасают более 100 человек (видео).

01 августа
35
"Ненавидели и боялись": как алтайские женщины победили алкоголизм

Почти три десятилетия назад женщины двух сел на Алтае объявили войну алкоголизму, чтобы спасти мужчин и свои деревни. Сейчас эта мода распространилась и на другие регионы.

01 августа
Популярные статьи
37
Как жилось в Золотой Орде

Феномен Золотой Орды до сих пор вызывает серьезные споры среди историков.

24 июля
23
Сарт-калмаки в современном Кыргызстане

Сарт-калмаки являются небольшой группой ойратского происхождения, проживающей ныне в Республике Кыргызстан, сохраняющей свою ойратскую, и больше – монгольскую идентичность.

23 июля
23
Конкуренция и взаимодействие ЕС и ЕАЭС в странах Центральной Азии

Что необходимо сделать России, чтобы укрепить свои позиции в регионе?

21 июля
40
Панмонгольское движение 1919 г. и деятельность бурятских националистов

С 26 февраля по 7 марта 1919 г. в Чите в гостинице «Даурия» прошел съезд, посвященный созданию Всемонгольского правительства, в котором приняли участие 14 представителей Бурятии, Хулунбуира, Внутренней Монголии. Внешняя Монголия не делегировала своего представителя на этот съезд.

17 июля