Как индейцы экстерном прошли путь военного искусства

28 декабря 2018, 23:42 339 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

картинки: Энди Томас, Don Oelze, Z.S. Liang

Горькие уроки

В XVI веке на Великих равнинах не было единого культурного центра. Восточная, более влажная, высокотравная часть равнин была оседло-земледельческим регионом, а засушливая, низкотравная западная - охотничье-кочевым. В то время индейцы ещё не скакали на лошадях, как мы привыкли это видеть в вестернах. Они кочевали пешком, используя собак в качестве транспорта для волокуш.

Доминировали же земледельческие сообщества, постепенно продвигавшиеся на запад.

Во время войн пешие отряды выстраивались в линии - преимущество имела та сторона, у которой строй был длиннее. Бой начинался с обстрела из луков, но большие щиты и кожаные доспехи хорошо защищали от стрел. Есть описание такой длительной перестрелки, где обе стороны потеряли лишь по несколько воинов ранеными. Исход схватки решался рукопашной, где основным оружием были копья и боевые дубинки, часто с каменными навершиями.

Военное дело, да и в целом всю жизнь индейцев, коренным образом изменило в XVII–XVIII веках два новшества - лошадь и ружьё. Причём на Великие равнины они двигались разными путями.

Ружья шли с северо-востока. Там ими в Вудленде, в обмен на бобровые шкурки, обеспечивали индейцев французские и британские купцы. В лесной зоне не знали линейного способа боя пеших отрядов, характерного для равнин, но аборигены быстро усвоили правило 1: пешие воины с ружьями сильнее воинов без ружей.

Ружья быстро покончили в лесной зоне с защитным вооружением, а также с луками. В качестве защиты вооружённые ружьями стрелки использовали стволы деревьев.

Уставы пишутся кровью. И индейцы учили новые уроки военного дела, тяжело платя за них. Теряя людей и свои земли.

Эпоха тяжёлой конницы

В XVI веке здесь заявил о себе новый культурный центр - Испанская империя. Индейцы, обитавшие на её границах, сели на коней. Хотя ружей у них не было - испанские власти жёстко пресекали продажу его «дикарям». Запрещена также была продажа холодного и защитного орудия. Индейцы получали лишь топоры и ножи.

Апачи быстро освоили лошадей, их конные набеги зафиксировали уже в 30-е годы XVII века, то есть ещё до восстания пуэбло.

Важной вехой истории юго-запада стало восстание пуэбло в 1680 году в Новой Испании. Испанцы оставили Санта Фе и ушли на юг. А восставшие индейцы захватили много лошадей. Диего де Варгас в 90-е годы XVII века вернул эти территории под власть испанской короны.

Апачи создали свою конницу, вооружённую холодным оружием (копьями и луками). Причём её можно назвать тяжёлой, поскольку и воинов, и лошадей защищали доспехи из нескольких слоев кожи. Часть снаряжения апачи скопировали у испанцев. Испанские всадники в то время широко использовали в Новой Испании защитное вооружение. До XVIII века в ходу были щиты, которые в Европе остались только в Шотландии. Но вместо кирас конкистадоры в этом регионе чаще использовали кожаные камзолы, а лошадей защищали кожаными передниками. Испанские всадники, помимо палаша и пистолетов, вооружались либо пикой, либо ружьем.

В это время стрелы индейцев, с каменными или костяными наконечниками, были малоэффективны против кожаных доспехов.

На рубеже XVII–XVIII веков «тяжёлая конница» апачей успешно действовала против оседлых племен кэддо на востоке равнин. Конница прорывала их тонкие боевые линии. Часть кэддо согнали с земель, они стали «блуждающей нацией», забросив земледелие и превратившись в кочевников. Именно так индейцы узнали правило 2: конница сильнее пехоты.

Заняв южные равнины, апачи стали полуоседлыми жителями, у них имелись деревни (ранчерии). Они занимались не только охотой и набегами, но и земледелием. Их владения в начале XVIII века простирались до Канзаса и Оклахомы на востоке.

Внезапно возник новый культурный центр, создавший новое снаряжение, выработавший новые военные и охотничьи приёмы, тактику. А также определённые магические ритуалы.

Другие племена начали перенимать эту модель.

В начале XVIII века пауни, будучи врагами апачей, использовали такое же снаряжение и копья с наконечниками из клинков палашей. В начале XVIII века на коня садятся индейцы юта, затем - родственные им команчи. И тоже перенимают этот комплекс вооружения, доказавший свой успех.

При этом юта и команчи остались только кочевыми охотниками. У команчей известна лишь одна попытка перейти к земледелию в 1787, но и она провалилась.

Команчи сменяют апачей

В первой половине XVIII веке апачи были разгромлены и вытеснены из Великих равнин на юго-запад команчами. Тут сыграло роль то, что команчи были кочевниками. И, выяснив расположение ранчерий, могли заставать апачей врасплох во время земледельческого сезона. Ответные удары часто наносились в пустоту.

Стало ясно правило 3: кочевые племена сильнее полуоседлых.

Был создан племенной союз во главе с команчами. Южную часть равнин, где он господствовал, наводя ужас на испанские владения и соседние племена, сейчас иногда называют империей команчей - или Команчерией. Именно она стала новым культурным центром Великих равнин.

Да, земледелию там больше не было места. Господствовала набеговая экономика. Индейцы невольно повторяли модели, которые когда-то существовали в Старом Свете. Так, кочевники Великой степи, например, печенеги, терроризировали и грабили соседей-земледельцев, а в XI веке создали массу проблем и Византийской империи. Главная разница в том, что у индейцев не было стад овец и коров. Их заменяла охота на бизона.

Индейцы экстерном прошли путь военного искусства, на который в Европе ушло много веков.

Чтобы защититься от набегов кочевых индейцев, некоторые полуоседлые племена (например, пауни) начали возводить компактные поселения, окружая их рвом, валом и частоколом. Но пауни продолжали нести большие потери от кочевников и в XIX веке - став их злейшими врагами.

Эпоха лёгкой конницы

В XVIII веке доспехи из кожи и большие щиты вышли из моды.

«В однобортном сейчас уже никто не воюет».

Вместо тяжёлой конницы на равнинах отныне господствовала лёгкая. Из доспехов остались лишь маленький круглый щит и облегчённая кожаная кираса или куртка. Но вскоре и куртки исчезли, оставшись лишь в декоративной форме - как боевые рубахи. Эти рубахи показывали статус их владельцев. Их шили из кожи и украшали орнаментом из игл дикобраза и прядями волос со скальпов, с притороченными амулетами. Фактически это были торжественные парадные мундиры той эпохи, со всеми регалиями, пропитанные магией боя.

Правило 4: «магия - ключевой элемент войны» - никто не отменял.

Американский исследователь Фрэнк Секой считает, что доспехи исчезли из-за распространения огнестрельного оружия. Писатель Юрий Стукалин показывает, что это произошло на южных равнинах, когда ружья у индейцев там были ещё редкостью. И видит главную причину в распространении у индейцев в этот период стальных наконечников для стрел.

Поскольку многие источники фиксируют картину фрагментарно, остаются вопросы. Например, Секой также считает, что насыщение конных индейцев ружьями привело к их отказу от использования пик. Но есть много свидетельств того, что копья сохраняли и использовали в боях и в 60-е годы XIX века. И лишь с распространением многозарядных винтовок они исчезли.

Индейцы не использовали сабли, хотя те были доступны не только в качестве трофеев. Старые испанские клинки к ним привозили торговцы. Однако на юге равнин существовала практика изготовления копий со стальными наконечниками длиной 75-80 сантиметров из лезвия палаша. Такими копьями в бою можно было наносить не только колющие, но и рубящие удары.

На севере равнин длинные наконечники встречались намного реже.

В то время как лошадиная граница продвигалась с юго-запада, ружейная шла с северо-востока. В середине XVIII века обе модели впервые успешно соединились - вероятно, у сиу, на севере равнин. И сев на коня, сиу устремились на запад. Преимущество сиу заключалось также в большой численности - это ведь было не племя, а племенной союз. Соседние общины всегда были дружественными, и от них не нужно было ждать удара в спину.

Так на северных равнинах возник новый культурный центр, который к середине XIX века постепенно сместился к Чёрным холмам. Вероятно, именно здесь появились «Пляска Солнца», а также типичные мужские сообщества воинов индейских племен. Самыми известными из них стали «Люди-собаки» у шайенов.

Ружья и магия

Огнестрельное оружие получило широкое распространение у всех племён равнин уже после войны 1812 года. Несколько позже - у апачей, которых загнали в самый дальний угол и отрезали от торговых путей, по которым они могли получать ружья.

Огнестрел успешно показал себя против пеших воинов. Распространение ружей привело к отказу индейцев от сражений большими отрядами. Строй пеших воинов - хорошая мишень даже для немногочисленных стрелков, а щиты спасали от пуль лишь на излёте.

Но против конницы эффективность ружей была ниже. В быстро мчащегося всадника тяжелее попасть. Кроме того, в отряде нужно иметь достаточно много стрелков, чтобы обеспечить более-менее непрерывный и плотный огонь.

Конные индейцы получили на вооружение ружья, но от луков и небольших кожаных щитов не отказались. В схватках небольших конных отрядов луки позволяли осыпать стрелами противника, пока он перезаряжает ружья.

При этом индейцы Равнин держали боевой щит не за ручку, как европейские воины. Он висел на ремне, который перебрасывали через правое плечо - так легко можно было освободить обе руки для стрельбы. Щит был полезен в рукопашной схватке, мог задержать стрелу и - если повезет, на расстоянии - пулю.

Но это не главное. Щит показывал статус воина. И обладал магией. Потому что главное у воина - это его Удача, и без магии тут никак. Никакие новшества, пришедшие с белыми людьми, не могли этого отменить.

На войне не бывает атеистов.

Именно с не отказавшимися от магии воинами, которые успешно освоили лошадей и ружья, используя их вместе с традиционными луками, затем довелось встретиться на полях сражений в XIX веке солдатам американской армии.

 

Михаил Поликарпов

Источник : warhead.su


Похожие материалы
21
Назарбаев отправил в отставку Правительство Казахстана

Глава РК заявил, что Правительству не удалось создать реальные стимулы для роста экономики и благосостояния казахстанцев.

23 минуты назад
35
Узбекистан приглашает к себе буддийских паломников

Генконсул Узбекистана пригласил в гости Хамбо Ламу.

1 час назад
144
2019: в России появилась вторая женщина-миллиардер

Речь идет о владелице интернет-магазина Wildberries Татьяне Бакальчук.

5 часов назад
521
У девочки-бурятки, сфотографированной со Сталиным, отняли фамилию и лицо

Потомки Гели Маркизовой, чьи портреты расходились миллионными тиражами, разыскивают выживших родственников.

Вчера 22:29
Назарбаев отправил в отставку Правительство Казахстана 21
Назарбаев отправил в отставку Правительство Казахстана

Глава РК заявил, что Правительству не удалось создать реальные стимулы для роста экономики и благосостояния казахстанцев.

23 минуты назад
Узбекистан приглашает к себе буддийских паломников 35
Узбекистан приглашает к себе буддийских паломников

Генконсул Узбекистана пригласил в гости Хамбо Ламу.

1 час назад
2019: в России появилась вторая женщина-миллиардер 144
2019: в России появилась вторая женщина-миллиардер

Речь идет о владелице интернет-магазина Wildberries Татьяне Бакальчук.

5 часов назад
521
У девочки-бурятки, сфотографированной со Сталиным, отняли фамилию и лицо

Потомки Гели Маркизовой, чьи портреты расходились миллионными тиражами, разыскивают выживших родственников.

Вчера 22:29
79
Снижение платы граждан за ТКО зависит от правительства Бурятии

У регионов есть возможность за счёт конкретных мероприятий снизить плату граждан за ТКО.

Вчера 19:28
88
Цыденову поручили курировать экологическую реабилитацию Байкала и других водных объектов

Губернатор Нижегородской области поручил Цыденову возглавить подгруппу «Экологическая реабилитация водных объектов».

Вчера 13:32
376
Туяна Басанова против Познера

Архитектор-градостроитель Туяна Басанова - посчитала, что слова Познера можно истолковать как проявление ксенофобии.

Вчера 02:16
110
В Honda уверены, что гибридная модель CR-V войдет в топ продаж

На гибридную версию модели может прийтись более половины продаж.

Вчера 01:33
163
Российские и казахстанские историки будут совместно изучать наследие Чингисхана

Предназначение любой национальной интеллигенции состоит в том, чтобы уметь снять противоречия в этногенезе своего народа.

19 февраля 2019, 20:09
173
Ученые: какие люди стареют медленно

Почему некоторые стареют год за полтора.

19 февраля 2019, 18:10
Популярные статьи
461
Чингисхан был грамотным правителем, который умел читать и писать

Академик и профессор университета Внутренней Монголии Тэнгуз Баярын заявляет, что он обнаружил эдикт, написанный в 1219 году рукой самого Чингисхана.

24 января 2019, 21:18
271
Братья по крови

Центр народных традиций «Байкал» изучает традиции, историю, этнофилософию бурятского народа.

20 января 2019, 23:29
354
Раскрыта причина детских жертвоприношений в Перу

До сегодняшнего дня жертвенник Темпло Майор был окутан зловещим ореолом тайны.

17 января 2019, 18:25