Как индейцы экстерном прошли путь военного искусства

28 декабря 2018, 23:42 592 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

картинки: Энди Томас, Don Oelze, Z.S. Liang

Горькие уроки

В XVI веке на Великих равнинах не было единого культурного центра. Восточная, более влажная, высокотравная часть равнин была оседло-земледельческим регионом, а засушливая, низкотравная западная - охотничье-кочевым. В то время индейцы ещё не скакали на лошадях, как мы привыкли это видеть в вестернах. Они кочевали пешком, используя собак в качестве транспорта для волокуш.

Доминировали же земледельческие сообщества, постепенно продвигавшиеся на запад.

Во время войн пешие отряды выстраивались в линии - преимущество имела та сторона, у которой строй был длиннее. Бой начинался с обстрела из луков, но большие щиты и кожаные доспехи хорошо защищали от стрел. Есть описание такой длительной перестрелки, где обе стороны потеряли лишь по несколько воинов ранеными. Исход схватки решался рукопашной, где основным оружием были копья и боевые дубинки, часто с каменными навершиями.

Военное дело, да и в целом всю жизнь индейцев, коренным образом изменило в XVII–XVIII веках два новшества - лошадь и ружьё. Причём на Великие равнины они двигались разными путями.

Ружья шли с северо-востока. Там ими в Вудленде, в обмен на бобровые шкурки, обеспечивали индейцев французские и британские купцы. В лесной зоне не знали линейного способа боя пеших отрядов, характерного для равнин, но аборигены быстро усвоили правило 1: пешие воины с ружьями сильнее воинов без ружей.

Ружья быстро покончили в лесной зоне с защитным вооружением, а также с луками. В качестве защиты вооружённые ружьями стрелки использовали стволы деревьев.

Уставы пишутся кровью. И индейцы учили новые уроки военного дела, тяжело платя за них. Теряя людей и свои земли.

Эпоха тяжёлой конницы

В XVI веке здесь заявил о себе новый культурный центр - Испанская империя. Индейцы, обитавшие на её границах, сели на коней. Хотя ружей у них не было - испанские власти жёстко пресекали продажу его «дикарям». Запрещена также была продажа холодного и защитного орудия. Индейцы получали лишь топоры и ножи.

Апачи быстро освоили лошадей, их конные набеги зафиксировали уже в 30-е годы XVII века, то есть ещё до восстания пуэбло.

Важной вехой истории юго-запада стало восстание пуэбло в 1680 году в Новой Испании. Испанцы оставили Санта Фе и ушли на юг. А восставшие индейцы захватили много лошадей. Диего де Варгас в 90-е годы XVII века вернул эти территории под власть испанской короны.

Апачи создали свою конницу, вооружённую холодным оружием (копьями и луками). Причём её можно назвать тяжёлой, поскольку и воинов, и лошадей защищали доспехи из нескольких слоев кожи. Часть снаряжения апачи скопировали у испанцев. Испанские всадники в то время широко использовали в Новой Испании защитное вооружение. До XVIII века в ходу были щиты, которые в Европе остались только в Шотландии. Но вместо кирас конкистадоры в этом регионе чаще использовали кожаные камзолы, а лошадей защищали кожаными передниками. Испанские всадники, помимо палаша и пистолетов, вооружались либо пикой, либо ружьем.

В это время стрелы индейцев, с каменными или костяными наконечниками, были малоэффективны против кожаных доспехов.

На рубеже XVII–XVIII веков «тяжёлая конница» апачей успешно действовала против оседлых племен кэддо на востоке равнин. Конница прорывала их тонкие боевые линии. Часть кэддо согнали с земель, они стали «блуждающей нацией», забросив земледелие и превратившись в кочевников. Именно так индейцы узнали правило 2: конница сильнее пехоты.

Заняв южные равнины, апачи стали полуоседлыми жителями, у них имелись деревни (ранчерии). Они занимались не только охотой и набегами, но и земледелием. Их владения в начале XVIII века простирались до Канзаса и Оклахомы на востоке.

Внезапно возник новый культурный центр, создавший новое снаряжение, выработавший новые военные и охотничьи приёмы, тактику. А также определённые магические ритуалы.

Другие племена начали перенимать эту модель.

В начале XVIII века пауни, будучи врагами апачей, использовали такое же снаряжение и копья с наконечниками из клинков палашей. В начале XVIII века на коня садятся индейцы юта, затем - родственные им команчи. И тоже перенимают этот комплекс вооружения, доказавший свой успех.

При этом юта и команчи остались только кочевыми охотниками. У команчей известна лишь одна попытка перейти к земледелию в 1787, но и она провалилась.

Команчи сменяют апачей

В первой половине XVIII веке апачи были разгромлены и вытеснены из Великих равнин на юго-запад команчами. Тут сыграло роль то, что команчи были кочевниками. И, выяснив расположение ранчерий, могли заставать апачей врасплох во время земледельческого сезона. Ответные удары часто наносились в пустоту.

Стало ясно правило 3: кочевые племена сильнее полуоседлых.

Был создан племенной союз во главе с команчами. Южную часть равнин, где он господствовал, наводя ужас на испанские владения и соседние племена, сейчас иногда называют империей команчей - или Команчерией. Именно она стала новым культурным центром Великих равнин.

Да, земледелию там больше не было места. Господствовала набеговая экономика. Индейцы невольно повторяли модели, которые когда-то существовали в Старом Свете. Так, кочевники Великой степи, например, печенеги, терроризировали и грабили соседей-земледельцев, а в XI веке создали массу проблем и Византийской империи. Главная разница в том, что у индейцев не было стад овец и коров. Их заменяла охота на бизона.

Индейцы экстерном прошли путь военного искусства, на который в Европе ушло много веков.

Чтобы защититься от набегов кочевых индейцев, некоторые полуоседлые племена (например, пауни) начали возводить компактные поселения, окружая их рвом, валом и частоколом. Но пауни продолжали нести большие потери от кочевников и в XIX веке - став их злейшими врагами.

Эпоха лёгкой конницы

В XVIII веке доспехи из кожи и большие щиты вышли из моды.

«В однобортном сейчас уже никто не воюет».

Вместо тяжёлой конницы на равнинах отныне господствовала лёгкая. Из доспехов остались лишь маленький круглый щит и облегчённая кожаная кираса или куртка. Но вскоре и куртки исчезли, оставшись лишь в декоративной форме - как боевые рубахи. Эти рубахи показывали статус их владельцев. Их шили из кожи и украшали орнаментом из игл дикобраза и прядями волос со скальпов, с притороченными амулетами. Фактически это были торжественные парадные мундиры той эпохи, со всеми регалиями, пропитанные магией боя.

Правило 4: «магия - ключевой элемент войны» - никто не отменял.

Американский исследователь Фрэнк Секой считает, что доспехи исчезли из-за распространения огнестрельного оружия. Писатель Юрий Стукалин показывает, что это произошло на южных равнинах, когда ружья у индейцев там были ещё редкостью. И видит главную причину в распространении у индейцев в этот период стальных наконечников для стрел.

Поскольку многие источники фиксируют картину фрагментарно, остаются вопросы. Например, Секой также считает, что насыщение конных индейцев ружьями привело к их отказу от использования пик. Но есть много свидетельств того, что копья сохраняли и использовали в боях и в 60-е годы XIX века. И лишь с распространением многозарядных винтовок они исчезли.

Индейцы не использовали сабли, хотя те были доступны не только в качестве трофеев. Старые испанские клинки к ним привозили торговцы. Однако на юге равнин существовала практика изготовления копий со стальными наконечниками длиной 75-80 сантиметров из лезвия палаша. Такими копьями в бою можно было наносить не только колющие, но и рубящие удары.

На севере равнин длинные наконечники встречались намного реже.

В то время как лошадиная граница продвигалась с юго-запада, ружейная шла с северо-востока. В середине XVIII века обе модели впервые успешно соединились - вероятно, у сиу, на севере равнин. И сев на коня, сиу устремились на запад. Преимущество сиу заключалось также в большой численности - это ведь было не племя, а племенной союз. Соседние общины всегда были дружественными, и от них не нужно было ждать удара в спину.

Так на северных равнинах возник новый культурный центр, который к середине XIX века постепенно сместился к Чёрным холмам. Вероятно, именно здесь появились «Пляска Солнца», а также типичные мужские сообщества воинов индейских племен. Самыми известными из них стали «Люди-собаки» у шайенов.

Ружья и магия

Огнестрельное оружие получило широкое распространение у всех племён равнин уже после войны 1812 года. Несколько позже - у апачей, которых загнали в самый дальний угол и отрезали от торговых путей, по которым они могли получать ружья.

Огнестрел успешно показал себя против пеших воинов. Распространение ружей привело к отказу индейцев от сражений большими отрядами. Строй пеших воинов - хорошая мишень даже для немногочисленных стрелков, а щиты спасали от пуль лишь на излёте.

Но против конницы эффективность ружей была ниже. В быстро мчащегося всадника тяжелее попасть. Кроме того, в отряде нужно иметь достаточно много стрелков, чтобы обеспечить более-менее непрерывный и плотный огонь.

Конные индейцы получили на вооружение ружья, но от луков и небольших кожаных щитов не отказались. В схватках небольших конных отрядов луки позволяли осыпать стрелами противника, пока он перезаряжает ружья.

При этом индейцы Равнин держали боевой щит не за ручку, как европейские воины. Он висел на ремне, который перебрасывали через правое плечо - так легко можно было освободить обе руки для стрельбы. Щит был полезен в рукопашной схватке, мог задержать стрелу и - если повезет, на расстоянии - пулю.

Но это не главное. Щит показывал статус воина. И обладал магией. Потому что главное у воина - это его Удача, и без магии тут никак. Никакие новшества, пришедшие с белыми людьми, не могли этого отменить.

На войне не бывает атеистов.

Именно с не отказавшимися от магии воинами, которые успешно освоили лошадей и ружья, используя их вместе с традиционными луками, затем довелось встретиться на полях сражений в XIX веке солдатам американской армии.

 

Михаил Поликарпов

Источник : warhead.su


Похожие материалы
41
Художник с родины Чингисхана изготовил из серебра медаль Героя России Алдара Цыденжапова

Заслуженный художник Бурятии Баясхалан Базаров является уроженцем села Кункур Агинского района Забайкальского края.

58 минут назад
149
Бурятия вручила Жадо Тулку Ринпоче медаль «За заслуги перед Бурятией»

Тибетский мастер Жадо Ринпоче на протяжении 14 дней даровал 15 тысячам верующим посвящение Калачакры.

Сегодня 01:02
63
Южнокорейцы решили инвестировать в Приморье

Южная Корея завалит Приморье своим продовольствием.

Вчера 22:34
513
Министр культуры Забайкалья Татьяна Цымпилова существенно увеличила зарплату работникам культуры

Теперь она гораздо выше, чем в Бурятии и Иркутской области.

Вчера 19:28
Художник с родины Чингисхана изготовил из серебра медаль Героя России Алдара Цыденжапова 41
Художник с родины Чингисхана изготовил из серебра медаль Героя России Алдара Цыденжапова

Заслуженный художник Бурятии Баясхалан Базаров является уроженцем села Кункур Агинского района Забайкальского края.

58 минут назад
Бурятия вручила Жадо Тулку Ринпоче медаль «За заслуги перед Бурятией» 149
Бурятия вручила Жадо Тулку Ринпоче медаль «За заслуги перед Бурятией»

Тибетский мастер Жадо Ринпоче на протяжении 14 дней даровал 15 тысячам верующим посвящение Калачакры.

Сегодня 01:02
Южнокорейцы решили инвестировать в Приморье 63
Южнокорейцы решили инвестировать в Приморье

Южная Корея завалит Приморье своим продовольствием.

Вчера 22:34
513
Министр культуры Забайкалья Татьяна Цымпилова существенно увеличила зарплату работникам культуры

Теперь она гораздо выше, чем в Бурятии и Иркутской области.

Вчера 19:28
1493
Хазарейский анклав в Пакистане изолирован, чтобы не быть уничтоженным

Они вынуждены жить в закрытых общинах, из-за угроз безопасности. Эти снимки сделаны в так называемом Хазара-тауне – поселении хазарейцев в Кветте, Пакистан.

Вчера 17:41
541
Китайцы испугали чувашей

Китайские инвесторы положили глаз на чувашские земли, но местные жители отстояли свои земли.

Вчера 00:59
171
Сергей Шойгу поздравил и похвалил Шолбан Кара-оола

"Вы искренне болеете за малую родину, умеете объединять людей и брать ответственность на себя".

18 июля 2019, 17:50
190
Главный лесничий Бурятии ждет своей участи в больнице

Мартынова увезла скорая. (Фото причиненного ущерба).

17 июля 2019, 16:20
355
История Луизы Хайруллиной оказалась бессмысленной, дикой и донельзя банальной

Пользователи соцсетей считали, что Луиза Хайруллина давно живет за границей в домике у моря с мужем и детьми, но реальность оказалась пугающе банальной.

17 июля 2019, 15:24
270
Трутнев поручил Осипову уволить главу Ононского района

«Просто уехал в отпуск».

17 июля 2019, 13:08
Популярные статьи
337
О Калачакра Тантре среди монгольских народов

При распространении тибетской формы буддизма среди монгольских народов (XIII-XVIII вв.) учение Калачакры также было воспринято ими, но в большинстве своем лишь на уровне веры, почтимого слушания и лицезрения.

17 июля 2019, 23:24
737
Почему Китай победил кочевников хунну

Почему Китай в течение 3,5 тысяч лет расширял свою территорию за счет соседних народов и к XXI веку пришел как ведущая держава мира.

13 июля 2019, 21:18
357
Почему в Монголии небольшое население

При благоприятном исходе к 2040 году население Монголии достигнет свыше 4 млн человек.

11 июля 2019, 15:07
323
Японским ученым восстановлено реальное Бусидо

Касая Кадзухико: Путь воина как моральная основа японского духа.

10 июля 2019, 00:17