Конкуренция и взаимодействие ЕС и ЕАЭС в странах Центральной Азии

21 июля 2018, 19:58 750 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

фото: из открытых источников

Центральная Азия исторически ассоциировалась с населяющими её просторы кочевыми народами и Великим шёлковым путём. Центральная Азия выступала как регион, где сходились люди, товары и идеи с разных концов Евразийского континента - Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии.

В Средние века, начиная с монгольского завоевания, Центральная Азия переживала экономический и культурный расцвет.

Что необходимо сделать России, чтобы укрепить свои позиции в регионе?

Развитие сотрудничества между Евросоюзом, Евразийским экономическим союзом, Россией и странами Туркестана (далее в тексте - страны Центральной Азии) в контексте реализации Пекином инициативы «Один пояс - один путь» обсудили в Высшей школе экономики.

Круглый стол был организован австрийской некоммерческой организацией We Build Europe при содействии Института востоковедения РАН и аналитического портала «Евразийские исследования».

Доклад старшего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО Леонида Гусева был посвящен проблемам конкуренции и взаимодействия ЕС и ЕАЭС в странах Центральной Азии. Приводим текст доклада полностью.

Отмечая конкуренцию ЕАЭС и ЕС, можно указать на то, что цели Евросоюза в Центральной Азии всегда были гораздо менее амбициозными, чем в странах Восточного партнерства. Речь идет об обеспечении безопасности и стабильности центральноазиатских государств, о поддержке их в борьбе с бедностью, о развитии регионального сотрудничества в сфере энергетики, транспорта, высшего образования и защиты окружающей среды.

В течение длительного времени Евросоюз проводил в Центральной Азии реалистическую и умеренную политику, отдавая отчет, что излишний упор на тему прав человека и демократических реформ не даст в странах региона значимых результатов.

Стратегия ЕС по Центральной Азии, принятая в 2007 году и обновленная в 2015-м, добилась успехов в некоторых областях. Ключевыми новыми моментами в обновленной стратегии явилось:

- увеличение экономической помощи в 1,5 раза (до примерно 1 млрд евро);

- повышение гибкости реагирования на обстоятельства;

- большая приоритетность странового подхода с учетом различий между государствами региона;

- особое внимание к новым угрозам, связанным с религиозным радикализмом и проникновением боевиков, в том числе из "Исламского государства" (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Сирии и Ираке.

На данный момент в каждой стране региона, за исключением Туркмении, действуют представительства ЕС, реализован ряд программ по борьбе с бедностью, в сфере высшего образования и защиты окружающей среды. Сами государства Центральной Азии позитивно отзываются об этой стратегии и поддерживают продолжение сотрудничества.

Что касается политики России в Центральной Азии, то она предусматривает три основные задачи.

Первая - это вопросы безопасности и военно-технического сотрудничества (от модернизации вооруженных сил государств региона и до строительства военных баз в Киргизии и Таджикистане).

Вторая - энергетические проекты в нефтегазовой сфере и гидроэнергетике.

Третья - укрепление интеграционных институтов Евразийского экономического союза.

Направленность ЕС на решение проблем, связанных с иностранными боевиками и радикализацией, может быть одним из направлений, где Россия может сотрудничать с ЕС. В частности, это может происходить через структуры ООН и ОБСЕ. В обоих случаях у ОДКБ как основной формы присутствия российских военных интересов в регионе есть хорошие каналы диалога и сотрудничества. Необходимость такого сотрудничества следует из объявленной президентом Путиным политики создания глобальной антитеррористической коалиции. Разумеется, нельзя при этом забывать и о том обстоятельстве, что трансатлантическая солидарность с США для ЕС всегда будет приоритетом в военно-стратегическом отношении, даже при наличии очевидного желания многих сил в Европе сотрудничать с Россией.

Что касается российских экономических возможностей в Центральной Азии в сравнении с европейскими, то они, к сожалению, демонстрируют в настоящее время ряд определенных проблем.

Среди проблем можно перечислить:

- долгосрочное снижение российской доли в общем объеме торговли и инвестиций центральноазиатских стран;

- долгосрочное увеличение профицита российской внешней торговли (т.е. Россия фактически почти ничего в регионе не покупает, особенно после того, как произошел отказ от туркменского газа по причине китайской конкуренции);

- долгосрочное продолжающееся повышение доли сырья в российской торговле с регионом (т.е. российская промышленная продукция оказывается недостаточно конкурентоспособной, будучи вытесняема в секторе высококачественных товаров европейскими, а в секторе более дешевых и низкокачественных - китайскими);

- на торговле, инвестициях и других формах сотрудничества России с Центральной Азией (в том числе трудовой миграции) в краткосрочном плане негативно сказались кризисные явления в российской экономике в 2014-2015 гг.

Есть и другие проблемы.

Россия, например, уступает ЕС в мягкой силе. Несмотря на значительное присутствие в регионе российских СМИ, ЕС все равно кажется многим в Центральной Азии более привлекательным. Местная интеллигенция, мечтающая о региональной интеграции, смотрит на ЕС как на успешный пример объединения государств, который можно было бы повторить и в Центральной Азии.

Значительное число преподавателей, аспирантов, студентов из стран Центральной Азии едут на учебу и различные стажировки в страны ЕС. Да, в России учится и стажируется больше преподавателей, студентов и научных работников. Но, представители ЕС затем не забывают их, всячески поддерживают контакты с ними, приглашают на различные конференции, семинары, выделяют гранты. Россия же по большому счету не занимается дальнейшей работой с бывшими выпускниками своих вузов.

В связи с этим России необходимо:

1. Содействовать всем проектам, направленным на реинтеграцию постсоветского пространства вокруг России, и поддерживать сохранившиеся с советских времен элементы единства в военно-политической, экономической, научной, образовательной и культурной сферах.

2. Сохранять и расширять рынки сбыта, получать сырье, прибыль от совместных коммуникационных проектов. Развивать процессы евразийской интеграции в экономической сфере, что будет способствовать компенсации целого ряда проблем, возникших между Россией и центральноазиатскими странами в торгово-инвестиционной сфере.

3. Оптимально использовать рабочую силу из региона, разрабатывать механизмы ее более эффективной интеграции в принимающее общество. Это будет за счет влияния на экономики региона (до 50% ВВП Таджикистана, до трети ВВП Киргизии и до 15% ВВП Узбекистана до начала кризиса 2014-15 гг.) компенсировать определенное ослабление позиций России в экономиках стран Центральной Азии.

4. Содействовать процессам социально-экономического развития в регионе в контексте развития постсоветского пространства в целом. Это сотрудничество будет способствовать преодолению тенденции к росту различных угроз безопасности на данном направлении (прежде всего, связанных с терроризмом и религиозным экстремизмом). К тому же эта политика будет способствовать развитию взаимопонимания России и ЕС за счет сходного интереса в данной сфере - стабильность через экономическое развитие.

5. Развивать сотрудничество с ЕС в противодействии новым и нетрадиционным угрозам безопасности (терроризм, исламский экстремизм, наркоторговля, организованная преступность, неконтролируемая миграция, коррупция и разрушение государственных структур, ведущих к образованию "несостоявшихся государств", failed states) в рамках объявленной президентом России Путиным инициативы по созданию широкой антитеррористической коалиции. В рамках этого сотрудничества Россия может взять на себя ответственность за обеспечение антитеррористического и антинаркотического "пояса безопасности" на северной границе Афганистана, а ЕС может помогать реализации этих задач экономическими средствами в рамках своего сотрудничества с центральноазиатскими странами, направленного на борьбу с новыми угрозами безопасности в соответствии с обновленным в 2015 г. вариантом региональной стратегии.

6. Принимать участие в проектах ЕС по улучшению городской инфраструктуры и реформам образования, которые совместимы с теми программами, которые Россия реализует в регионе совместно с другими международными организациями. Например, Москва в настоящее время финансирует многие проекты Программы развития ООН (UNDP). Еще в 2015 году был создан совместный фонд с ПРООН в размере $25 млн для финансирования проектов ООН в Центральной Азии до 2019 года.


Леонид Гусев

Источник : regnum.ru

Похожие материалы
45
​Лукашенко: Мы делаем Конституцию будущего

Конституционная комиссия выполнит социальный заказ Лукашенко.

13 мая 2021, 22:15
142
​Инфляция в Венесуэле приближается к 3000% — население в городах ест траву

Венесуэла является типичным примером страны, экономика которой зависит от экспорта нефти.

13 мая 2021, 21:26
51
В России впервые выявили индийский штамм коронавируса. Чем он опасен

Япония и Таиланд закрыли страну для иностранцев из Индии, Непала и Пакистана. Индийский вирус медленно пробирается в Южную Корею.

13 мая 2021, 20:52
548
Турция назвала первый двигатель для танков именем внука Чингисхана

​Первый двигатель собственного производства, названный именем внука Чингисхана, будет интегрирован в турецкие танки ALTAY.

10 мая 2021, 19:02
​Лукашенко: Мы делаем Конституцию будущего 45
​Лукашенко: Мы делаем Конституцию будущего

Конституционная комиссия выполнит социальный заказ Лукашенко.

13 мая 2021, 22:15
​Инфляция в Венесуэле приближается к 3000% — население в городах ест траву 142
​Инфляция в Венесуэле приближается к 3000% — население в городах ест траву

Венесуэла является типичным примером страны, экономика которой зависит от экспорта нефти.

13 мая 2021, 21:26
В России впервые выявили индийский штамм коронавируса. Чем он опасен 51
В России впервые выявили индийский штамм коронавируса. Чем он опасен

Япония и Таиланд закрыли страну для иностранцев из Индии, Непала и Пакистана. Индийский вирус медленно пробирается в Южную Корею.

13 мая 2021, 20:52
548
Турция назвала первый двигатель для танков именем внука Чингисхана

​Первый двигатель собственного производства, названный именем внука Чингисхана, будет интегрирован в турецкие танки ALTAY.

10 мая 2021, 19:02
96
Россия начала полную проверку исторических учебных программ в школах и колледжах

Минпросвещения РФ одобрило исторические учебники под редакцией помощника президента РФ Владимира Мединского.

09 мая 2021, 22:01
534
​В хазарейском районе Кабула взорвали детей

Число погибших при взрывах у школы в Кабуле возросло до 58.

09 мая 2021, 15:01
106
​В Кремле назвали условие объединения регионов России

В прошлом году был неожиданно прерван процесс объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

09 мая 2021, 13:44
94
​Россия укрепит таджикские Вооруженные силы

Владимир Путин встретился в Москве со своим таджикским коллегой Эмомали Рахмоном.

09 мая 2021, 10:40
108
​Названа лучшая вакцина от COVID-19

На Всемирном конгрессе вакцин выбрали лучшую вакцину от коронавируса. В. Путин также сказал своё слово.

07 мая 2021, 12:49
280
​Сенаторы США призвали Госдеп защитить от Китая демократию в Монголии

Китай может коррумпировать монгольских лидеров и подорвать демократию, верховенство права и судебную систему в Монголии.

06 мая 2021, 22:57
Популярные статьи
730
​Отражение ассимиляционных процессов в структуре хакасов

Об изменении популяционно-генетической структуры популяции хакасов за три поколения.

25 апреля 2021, 18:18
442
​Джунгары и их кочевое ханство

В 1725 году ойраты вернулись и захватили Ташкент, Туркестан и практически весь Казахстан.

18 апреля 2021, 19:43
588
Айны: история настоящих людей

Происхождение, гены, культура. Айны в Японии и России.

10 апреля 2021, 22:00
909
​Новый стар-кластер Чингисхана?

Чингисхан может быть представителем кластера монгольской гаплогруппы N3a5а-F4205.

25 марта 2021, 20:15