Конкуренция и взаимодействие ЕС и ЕАЭС в странах Центральной Азии

21 июля 28 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

фото: из открытых источников

Центральная Азия исторически ассоциировалась с населяющими её просторы кочевыми народами и Великим шёлковым путём. Центральная Азия выступала как регион, где сходились люди, товары и идеи с разных концов Евразийского континента - Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии.

В Средние века, начиная с монгольского завоевания, Центральная Азия переживала экономический и культурный расцвет.

Что необходимо сделать России, чтобы укрепить свои позиции в регионе?

Развитие сотрудничества между Евросоюзом, Евразийским экономическим союзом, Россией и странами Туркестана (далее в тексте - страны Центральной Азии) в контексте реализации Пекином инициативы «Один пояс - один путь» обсудили в Высшей школе экономики.

Круглый стол был организован австрийской некоммерческой организацией We Build Europe при содействии Института востоковедения РАН и аналитического портала «Евразийские исследования».

Доклад старшего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО Леонида Гусева был посвящен проблемам конкуренции и взаимодействия ЕС и ЕАЭС в странах Центральной Азии. Приводим текст доклада полностью.

Отмечая конкуренцию ЕАЭС и ЕС, можно указать на то, что цели Евросоюза в Центральной Азии всегда были гораздо менее амбициозными, чем в странах Восточного партнерства. Речь идет об обеспечении безопасности и стабильности центральноазиатских государств, о поддержке их в борьбе с бедностью, о развитии регионального сотрудничества в сфере энергетики, транспорта, высшего образования и защиты окружающей среды.

В течение длительного времени Евросоюз проводил в Центральной Азии реалистическую и умеренную политику, отдавая отчет, что излишний упор на тему прав человека и демократических реформ не даст в странах региона значимых результатов.

Стратегия ЕС по Центральной Азии, принятая в 2007 году и обновленная в 2015-м, добилась успехов в некоторых областях. Ключевыми новыми моментами в обновленной стратегии явилось:

- увеличение экономической помощи в 1,5 раза (до примерно 1 млрд евро);

- повышение гибкости реагирования на обстоятельства;

- большая приоритетность странового подхода с учетом различий между государствами региона;

- особое внимание к новым угрозам, связанным с религиозным радикализмом и проникновением боевиков, в том числе из "Исламского государства" (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Сирии и Ираке.

На данный момент в каждой стране региона, за исключением Туркмении, действуют представительства ЕС, реализован ряд программ по борьбе с бедностью, в сфере высшего образования и защиты окружающей среды. Сами государства Центральной Азии позитивно отзываются об этой стратегии и поддерживают продолжение сотрудничества.

Что касается политики России в Центральной Азии, то она предусматривает три основные задачи.

Первая - это вопросы безопасности и военно-технического сотрудничества (от модернизации вооруженных сил государств региона и до строительства военных баз в Киргизии и Таджикистане).

Вторая - энергетические проекты в нефтегазовой сфере и гидроэнергетике.

Третья - укрепление интеграционных институтов Евразийского экономического союза.

Направленность ЕС на решение проблем, связанных с иностранными боевиками и радикализацией, может быть одним из направлений, где Россия может сотрудничать с ЕС. В частности, это может происходить через структуры ООН и ОБСЕ. В обоих случаях у ОДКБ как основной формы присутствия российских военных интересов в регионе есть хорошие каналы диалога и сотрудничества. Необходимость такого сотрудничества следует из объявленной президентом Путиным политики создания глобальной антитеррористической коалиции. Разумеется, нельзя при этом забывать и о том обстоятельстве, что трансатлантическая солидарность с США для ЕС всегда будет приоритетом в военно-стратегическом отношении, даже при наличии очевидного желания многих сил в Европе сотрудничать с Россией.

Что касается российских экономических возможностей в Центральной Азии в сравнении с европейскими, то они, к сожалению, демонстрируют в настоящее время ряд определенных проблем.

Среди проблем можно перечислить:

- долгосрочное снижение российской доли в общем объеме торговли и инвестиций центральноазиатских стран;

- долгосрочное увеличение профицита российской внешней торговли (т.е. Россия фактически почти ничего в регионе не покупает, особенно после того, как произошел отказ от туркменского газа по причине китайской конкуренции);

- долгосрочное продолжающееся повышение доли сырья в российской торговле с регионом (т.е. российская промышленная продукция оказывается недостаточно конкурентоспособной, будучи вытесняема в секторе высококачественных товаров европейскими, а в секторе более дешевых и низкокачественных - китайскими);

- на торговле, инвестициях и других формах сотрудничества России с Центральной Азией (в том числе трудовой миграции) в краткосрочном плане негативно сказались кризисные явления в российской экономике в 2014-2015 гг.

Есть и другие проблемы.

Россия, например, уступает ЕС в мягкой силе. Несмотря на значительное присутствие в регионе российских СМИ, ЕС все равно кажется многим в Центральной Азии более привлекательным. Местная интеллигенция, мечтающая о региональной интеграции, смотрит на ЕС как на успешный пример объединения государств, который можно было бы повторить и в Центральной Азии.

Значительное число преподавателей, аспирантов, студентов из стран Центральной Азии едут на учебу и различные стажировки в страны ЕС. Да, в России учится и стажируется больше преподавателей, студентов и научных работников. Но, представители ЕС затем не забывают их, всячески поддерживают контакты с ними, приглашают на различные конференции, семинары, выделяют гранты. Россия же по большому счету не занимается дальнейшей работой с бывшими выпускниками своих вузов.

В связи с этим России необходимо:

1. Содействовать всем проектам, направленным на реинтеграцию постсоветского пространства вокруг России, и поддерживать сохранившиеся с советских времен элементы единства в военно-политической, экономической, научной, образовательной и культурной сферах.

2. Сохранять и расширять рынки сбыта, получать сырье, прибыль от совместных коммуникационных проектов. Развивать процессы евразийской интеграции в экономической сфере, что будет способствовать компенсации целого ряда проблем, возникших между Россией и центральноазиатскими странами в торгово-инвестиционной сфере.

3. Оптимально использовать рабочую силу из региона, разрабатывать механизмы ее более эффективной интеграции в принимающее общество. Это будет за счет влияния на экономики региона (до 50% ВВП Таджикистана, до трети ВВП Киргизии и до 15% ВВП Узбекистана до начала кризиса 2014-15 гг.) компенсировать определенное ослабление позиций России в экономиках стран Центральной Азии.

4. Содействовать процессам социально-экономического развития в регионе в контексте развития постсоветского пространства в целом. Это сотрудничество будет способствовать преодолению тенденции к росту различных угроз безопасности на данном направлении (прежде всего, связанных с терроризмом и религиозным экстремизмом). К тому же эта политика будет способствовать развитию взаимопонимания России и ЕС за счет сходного интереса в данной сфере - стабильность через экономическое развитие.

5. Развивать сотрудничество с ЕС в противодействии новым и нетрадиционным угрозам безопасности (терроризм, исламский экстремизм, наркоторговля, организованная преступность, неконтролируемая миграция, коррупция и разрушение государственных структур, ведущих к образованию "несостоявшихся государств", failed states) в рамках объявленной президентом России Путиным инициативы по созданию широкой антитеррористической коалиции. В рамках этого сотрудничества Россия может взять на себя ответственность за обеспечение антитеррористического и антинаркотического "пояса безопасности" на северной границе Афганистана, а ЕС может помогать реализации этих задач экономическими средствами в рамках своего сотрудничества с центральноазиатскими странами, направленного на борьбу с новыми угрозами безопасности в соответствии с обновленным в 2015 г. вариантом региональной стратегии.

6. Принимать участие в проектах ЕС по улучшению городской инфраструктуры и реформам образования, которые совместимы с теми программами, которые Россия реализует в регионе совместно с другими международными организациями. Например, Москва в настоящее время финансирует многие проекты Программы развития ООН (UNDP). Еще в 2015 году был создан совместный фонд с ПРООН в размере $25 млн для финансирования проектов ООН в Центральной Азии до 2019 года.


Леонид Гусев

Источник : regnum.ru

Похожие материалы
13
Американская военно-биологическая лаборатория в Казахстане

Лаборатория через различные каналы производит сбор биоматериалов различных этносов с целью создания специальных боевых веществ.

Сегодня
45
Дуньхуан - город «Шелкового пути»

В III в. с востока пришел чаньский монах Фалян, который выкопал себе пещеру в склоне горы (фото).

03 августа
52
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве

Глава Бурятии рассказал о сохранении бурятского языка, сложностях водоохранной зоны, Тункинском нацпарке, очередях в детские сады и многом другом.

03 августа
49
Почему Центральная Азия отказалась от сближения с исламским миром

Как страны Центральной Азии пришли к пониманию, что исламские страны мало чем могут помочь им в модернизации.

02 августа
Американская военно-биологическая лаборатория в Казахстане 13
Американская военно-биологическая лаборатория в Казахстане

Лаборатория через различные каналы производит сбор биоматериалов различных этносов с целью создания специальных боевых веществ.

Сегодня
Дуньхуан - город «Шелкового пути» 45
Дуньхуан - город «Шелкового пути»

В III в. с востока пришел чаньский монах Фалян, который выкопал себе пещеру в склоне горы (фото).

03 августа
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве 52
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве

Глава Бурятии рассказал о сохранении бурятского языка, сложностях водоохранной зоны, Тункинском нацпарке, очередях в детские сады и многом другом.

03 августа
49
Почему Центральная Азия отказалась от сближения с исламским миром

Как страны Центральной Азии пришли к пониманию, что исламские страны мало чем могут помочь им в модернизации.

02 августа
40
В Бурятии отмечены спад в розничной торговле и увеличение миграционного оттока

По сообщению Бурятстата, оборот розничной торговли в СФО положительный, кроме Бурятии.

02 августа
44
Жара в Китае приведет к борьбе за водные ресурсы

Последствия водного кризиса в Китае могут коснуться и России, которая является одним из мировых лидеров по запасам пресной воды.

02 августа
62
Асасёрю Дагвадорж отберет в сумо тувинских мальчишек

4 августа в Кызыле стартует Международный фестиваль национальной борьбы среди ребят 2001-2006 г.р.

01 августа
35
Российские экологи обеспокоены участием КНР в проекте монгольских ГЭС

Проекты создания каскада монгольских ГЭС в бассейне Селенги вовсе не сданы в архив. И похоже, они дорабатываются.

01 августа
314
Как устроена пенсионная система в современном Китае

Нередко о Китае повторяют заблуждение, будто бы в Поднебесной не платят пенсий. Это миф.

01 августа
35
В Казахстане большинство кыргызстанских мигрантов попадает в рабство

Ежегодно из трудового рабства в стране спасают более 100 человек (видео).

01 августа
Популярные статьи
7
Атаман Семенов и гибель Михаила Богданова

Некоторые буряты называли атамана Семенова «почти бурят-монголом», «лучшим другом бурятского народа», однако, не все было так просто в те смутные времена.

Сегодня
40
Как жилось в Золотой Орде

Феномен Золотой Орды до сих пор вызывает серьезные споры среди историков.

24 июля
25
Сарт-калмаки в современном Кыргызстане

Сарт-калмаки являются небольшой группой ойратского происхождения, проживающей ныне в Республике Кыргызстан, сохраняющей свою ойратскую, и больше – монгольскую идентичность.

23 июля
25
Конкуренция и взаимодействие ЕС и ЕАЭС в странах Центральной Азии

Что необходимо сделать России, чтобы укрепить свои позиции в регионе?

21 июля