Концепция кармы в китайском буддизме

25 апреля 2018, 00:42 1129 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

фото: turj.ru

Каждый человек, минуя постоянно меняющиеся состояния тела и сознания, приходит к моменту смерти. Этот момент китайские буддисты называли «существование в смерти» (сы-ю, 死有). Сознание в промежутке между смертью и новым рождением получило название «промежуточного существования» (чжун-ю, 中有), которое длится от 7 до 49 суток. В это время человеческое сознание имеет образ 5 - 6-летнего ребенка, который обладает всеми органами чувств и в состоянии видеть, слышать и осознавать происходящее рядом.

В зависимости от степени омрачения, загрязнения и накопленных кармических отпечатков-концепций, при созревании необходимых причин и условий, сознание перерождается в соответствующую новую форму существования. Это происходит в момент зачатия, если поток сознания перерождается в животного или человека. У нарака, прета, асура и божества сознание перерождается, непосредственно переходя (опускаясь или поднимаясь) в данную вне телесную форму существования.

Момент перерождения называется «существование в рождении» (шэн-ю, 生有). В результате все прочие существования сознания в будущем или прошлом считались потусторонней реальностью, или потусторонним миром, поскольку не имели какого-либо эмпирического доказательства.

Таким образом, существование сознания из жизни в жизнь проходит четыре стадии, которые последовательно сменяют друг друга. Естественно, что основное внимание было обращено на человеческое существование, находящееся в центре всех форм и имеющее наилучшие шансы для совершенствования и выхода из круговорота сансары, что совершил Будда.

Обитатели ада (нараки), преты и животные находятся настолько в тяжелом положении, что они просто не в состоянии даже думать о совершенствовании. Они постоянно и непрерывно движимы инстинктом пропитания и размножения. У животных не развито сознание, и они вынуждены ежеминутно выживать. Но со временем, исчерпав страданиями своей участи часть своего омрачения, им выпадает шанс переродиться в человеческом теле. Асуры и божества, в свою очередь, также имеют меньше возможностей по сравнению с человеком для совершенствования. Первые из-за своего постоянного гнева, вторые из-за слишком счастливой жизни, в ходе которой они просто не в состоянии понять причины страданий существования и заняться совершенствованием. Асуры и божества, исчерпав свою благую карму, после смерти опускаются в низшие миры.

В результате человек, представляющий собой совокупность временного тела и потенциал благородного сознания, олицетворяет собой так называемый срединный путь, провозглашенный Буддой, и свободный, с одной стороны, от излишних мучений, с другой – от излишнего блаженства и счастья. В свою очередь, человеческая форма существования также не является однородной: есть бедные и богатые, больные и здоровые, удачливые и невезучие, долгожители и умершие в молодости. Все эти условия человеческого существования, согласно буддийскому учению, подчиняются законам кармы, которая в буддизме приняла значение причины и плода (иньго, 因果) и стала в большей степени пониматься в контексте воздаяния за мысли и поступки (баоин, 报应).

Для профана данные различия условий человеческого существования никак не трактуются и, более того, подчеркивают их беспричинность, спонтанность и объясняются стечением обстоятельств и волей провидения. В отличие от этого, буддийское учение принесло мощное фактологическое и теоретическое обоснование различия человеческого существования. Дхарма прекрасно объясняла многие факты и имела очевидную доказательную базу в самих этих фактах.

В частности, все условия того или иного существования объяснялись прямым следствием прошлых деяний, а все нынешние деяния без исключения будут иметь свои неминуемые последствия. В «Сутре кармы трех времен» сказано: «Если желаешь знать о своей прежней жизни, то это то, что имеешь в этой жизни. Если желаешь знать о своей будущей жизни, то это то, что делаешь в этой жизни».

Буддисты приводили многочисленные примеры из обычной жизни, показывающие, что действия приводят к определенным последствиям, и все это подчиняется законам кармы, охватывающей прошлое, настоящее и будущее время, или три мира (саньши, 三世). Данный фактологический материал, по большому счету игнорируемый сторонними, служил своего рода эмпирическим доказательством истинности буддийского учения.

Так, карма (причина и плод) прошлого мира объясняла настоящее изначальное социальное неравенство. Рождение ребенка в богатой или бедной семье, благоприятные или неблагоприятные ситуации в этой жизни объявлялись плодом прошлых благих или дурных деяний. Карма (причина и плод) настоящего мира подразделялась в зависимости от последовательности проявления плода. Во-первых, непосредственная последовательность, подобно звуку колокола после удара в него: любое доброе либо злое действие (тела, языка или ума) могло принести мгновенное или быстрое воздаяние. Во-вторых, опосредованная последовательность, подобно урожаю после посева, которому нужно время для всхода и созревания: воздаяние могло и задержаться на неопределенный период времени. И, в-третьих, отдаленная последовательность, когда жизнь человека определяет смерть: если человек жил праведно, то и смерть у него будет легкая (спокойная, без страха).

Принимая во внимание, что решающее значение для кармы будущего времени, особенно для перерождения в Западном раю, играл последний миг жизни, или существование в смерти, это имело большое значение. Карма будущего мира объясняла несоответствие благих или дурных деяний в этой жизни и условий существования, иначе говоря, плод воздаяния как бы откладывался на будущую жизнь. Концепция кармы объясняла физическое и социальное несоответствие, а также побуждала адепта на самосовершенствование с опорой на собственные силы.

В Китае главный акцент был сделан на карму настоящего мира, которая во многом соответствовала традиционной концепции добродетели (дэ, 德), особо развитой в даосизме. Сознание китайцев характеризовалось направленностью на данную жизнь, что во многом было обусловлено философским воззрением чань (вне этого мира нет ни будд, ни патриархов). То есть будущее будущим и еще не ведано, а достижения и действия в этой жизни гораздо важнее.

Источник :

Похожие материалы
48
​Власти Китая запустили горячую линию, где можно пожаловаться на людей, критикующих КПК в интернете

Историков, которые не придерживаются официальной линии, в Китае называют «историческими нигилистами».

13 апреля 2021, 21:04
224
Нейрофизиолог Наталья Бехтерева: «Умные живут долго»

Академик Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».

11 апреля 2021, 19:17
274
​История беглецов из Северной Кореи окончилась благополучно

Один из четырёх бежавших северокорейцев умер в глухой тайге Бурятии.

10 апреля 2021, 13:34
311
Глава Тывы Кара-оол Ш.В. ушёл по собственному желанию

7 апреля президент подписал Указ «О досрочном прекращении полномочий Главы Республики Тыва».

07 апреля 2021, 21:26
​Власти Китая запустили горячую линию, где можно пожаловаться на людей, критикующих КПК в интернете 48
​Власти Китая запустили горячую линию, где можно пожаловаться на людей, критикующих КПК в интернете

Историков, которые не придерживаются официальной линии, в Китае называют «историческими нигилистами».

13 апреля 2021, 21:04
Нейрофизиолог Наталья Бехтерева: «Умные живут долго» 224
Нейрофизиолог Наталья Бехтерева: «Умные живут долго»

Академик Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».

11 апреля 2021, 19:17
​История беглецов из Северной Кореи окончилась благополучно 274
​История беглецов из Северной Кореи окончилась благополучно

Один из четырёх бежавших северокорейцев умер в глухой тайге Бурятии.

10 апреля 2021, 13:34
311
Глава Тывы Кара-оол Ш.В. ушёл по собственному желанию

7 апреля президент подписал Указ «О досрочном прекращении полномочий Главы Республики Тыва».

07 апреля 2021, 21:26
172
Названы 10 регионов, которые получат 100 млрд на развитие​

Путин поставил задачу добиться опережающего роста доходов населения и инвестиций в основной капитал.

07 апреля 2021, 21:03
175
​Экс-премьер Финляндии: Россия слаба, поэтому и агрессивна

«Российская экономика в застое».

07 апреля 2021, 20:29
439
Оболганное иго

Монголы сделали Россию единой, установили в России более совершенную и справедливую систему.

05 апреля 2021, 20:24
358
Жириновский предложил отправить казахстанских мигрантов в пустующие российские деревни

Эксперты назвали эту идею утопичной, потому что реализация их сельхозпродукции может «обрушить» цены крупных агрохолдингов.

03 апреля 2021, 20:45
815
Генетики установили время формирования современной казахской популяции

Международная команда учёных ​провела новый анализ ДНК кочевников железного века, живших в евразийских степях, и сравнила их с образцами 96 современных казахов.

03 апреля 2021, 13:13
311
Китай отказал России вместе противостоять санкциям США

Китай считает, что каждая страна должна выбирать свой путь развития, отвечающий её собственным реалиям.

03 апреля 2021, 11:16
Популярные статьи
330
Айны: история настоящих людей

Происхождение, гены, культура. Айны в Японии и России.

10 апреля 2021, 22:00
484
​Новый стар-кластер Чингисхана?

Чингисхан может быть представителем кластера монгольской гаплогруппы N3a5а-F4205.

25 марта 2021, 20:15
1935
​Генетические исследования бурят, тувинцев, алтайцев и тунгусоязычных народов Дальнего Востока

Бескрайние просторы Сибири, охватывающие 67% территории России, — родина 34 народов.

23 марта 2021, 19:47
1870
Антропологические особенности Тамерлана

Судя по таким признакам, как плосколицость, высокое и широкое лицо с огромными округлыми глазницами, слабо выступающим носовым отделом и сильно выраженные выступающие скулы, череп Тимура относится к монголоидной расе.

13 марта 2021, 22:40