Японским ученым восстановлено реальное Бусидо

10 июля 2019, 00:17 314 Автор: список-авторов/дугаров-буянто">Дугаров Буянто

картинка: GF.com, фото в статье из открытых источников

Касая Кадзухико - профессор юридического факультета Университета Осака гакуин, почётный профессор Центра исследований японской культуры, долгое время изучал историю становления в Японии реального Бусидо, основанного на архивных документах и других источниках.

Представляем вашему вниманию небольшое эссе автора по данной теме.

Касая Кадзухико: Путь воина как моральная основа японского духа

Бусидо – «Путь воина» – определял отношение к жизни и поступки самурая. С наступлением периода правления династии Токугава – долгого времени без войн и сражений, эти правила сместились в сторону духовной морали, а в конечном итоге они оказали и продолжают оказывать влияние и на принципы социально-экономического поведения широких народных масс в современной Японии.

Среди письменных источников, посвящённых этике самурая, наибольшую известность получила работа «Бусидо» Нитобэ Инадзо. В 1899 году в Нью-Йорке на английском языке была опубликована книга «Бусидо: душа Японии» (Bushido:The Soul of Japan), а в 1908 году благодаря Сакураи Хикоитиро она вышла в переводе на японский язык.

В 1938 году перевод Янаихары Тадао вышел в издательстве «Иванами бунко», после чего с выходом всё новых изданий этот вариант стал стандартом теории Бусидо. Однако оценки этой книги расходятся, и особое внимание обращают на себя критические замечания о том, что изложенная в этом издании позиция, трактующая бусидо как дух высокой морали, сопоставимый с духом рыцарства Европы, была всего лишь фальшивым образом, созданным национализмом эпохи Мэйдзи.

Давайте попробуем поразмыслить о сути этой книги на основе исторического реализма: что подразумевали под «бусидо» люди эпохи существования и активной деятельности реальных самураев?

Образец поведения на поле брани: сражаться, не ведая страха

В средневековом обществе использование слова «бусидо» не просматривается. В средневековье, когда говорили об образцовом поведении воина, пользовались словом «путь коня и лука», говорили о «правилах держащего лук и стрелы».

Первые упоминания слова «бусидо» относятся к письменному источнику под названием «Коёгункан» («Военное зерцало Каи»), известному как своего рода «священное писание» военных наук клана Такэда.

В этом источнике, состоящем из 20 томов, слово «бусидо» встречается более 30 раз. К тому же, поскольку эта книга долго и широко использовалась в воинских кругах в качестве учебника военного дела, она сильно повлияла на распространение термина «бусидо».

В отношении периода создания и авторства «Коёгункан» существует две гипотезы.

Согласно первой, в 1575 году (3-й год эры Тэнсё) вассал Такэды Сингэна, Косака Дандзё Масанобу приступил к ее написанию под воздействием поражения в битве при Нагасино.

Согласно второй, данный труд был собран и отредактирован примерно в 1615 году (начальный год эры Гэнва) стараниями специалиста по воинским наукам клана Такэда по имени Обата Канхёэ Кагэнори.

Сегодня преобладающей является теория о том, что составителем этого труда был сам Косака.

В «Коёгункан» говорится, что путь воина неотделим от успеха на поле брани и неустрашимости в действиях. К примеру, отмечается, что «плохим примером использования людей является назначение того, кто следует путём воина, на интендантскую работу.

Назначать человека, следующего путём воина, на политико-финансовую и административную работу – это предосудительная утрата кадров, поскольку путь воина – это его действия непосредственно на поле брани».

Между тем дальнейшее развитие бусидо уделяет внимание скорее не внешней отваге, а внутренней силе,

подчёркивая необходимость воспитания нравственной силы в человеке.

Обращение бусидо к внутренней сути, обусловлено жизнью без больших войн

«Сёкэнохёдзё» – это учебник военного дела в 20 частях, который подготовил в 1621 году (7 год Гэнва) исследователь военных наук Одавара Сакуун. В 1658 году (4-й год эры Мэйрэки) он был опубликован в 20 томах.

В этой книге также употребляется слово «бусидо», однако в ней утверждается, что истинной сутью бусидо является твёрдость, именуемая силой воли – цельность внутренней преданности собственным убеждениям, которая не склоняется ни перед многочисленными наградами, ни перед могуществом силы.

Эта тенденция особенно отчётливо заметна в опубликованном в 1642 году (19-й год эры Канъэй) трактате о бусидо под названием «Касёки». Автором этого учебной книги в пяти томах, написанного в форме заметок, считается Сайто Тикамори – бывший вассал главного феодала княжества Ямагата. В этом учебнике слово «бусидо» встречается очень часто, причём особо подчеркивается нижеприведенное определение «бусидо», которое даётся воином.

«Истинная суть бусидо состоит в том, чтобы быть самураем, который не лжёт, не лицемерит, не льстит, не двуличничает, не подвержен алчности, не бывает непочтительным, не похваляется, не клевещет, не изменяет своему сюзерену, ладит с товарищами, не волнуется, предупредителен к людям, милостив, обладает сильным чувством долга по отношению к другим и не жалеет собственной жизни».

Фоном для такого углубления содержания бусидо с сохранением без изменений самой сути послужило продолжительное состояние мира, в котором пребывало общество эпохи Токугава.

Состояние мира, продожавшееся более двухсот лет, когда не было ни междоусобиц, ни войн с внешними силами, является беспримерно редким даже в масштабе общемировой истории. В этих условиях бусидо постепенно эволюционировал от одностороннего превознесения отваги, приобретая характер этической доктрины.

В условиях затяжной эпохи без битв воины задаются вопросом смысла своего существования. Они начинают находить для себя новые функции в обществе, выступая не просто воинами, но действуя в качестве представителей структур общественного управления той или иной территорией (бакуфу, княжества). Они выполняют задачи обеспечения общественной безопасности и полицейские функции, занимаются законотворчеством и обеспечивают работу судебной системы.

Всё это должности, требующие воинских качеств, однако, не ограничиваясь ими; воины берут на себя работу в таких областях как транспортная инфраструктура – ремонт дорог и мостов, укрепление берегов и ирригация, разбивка новых рисовых полей и улучшение пахотных угодий, пожарная безопасность и борьба со стихийными бедствиями, восстановление после ударов стихии, развитие новых отраслей производства, больницы и медицина и др.

Пожалуй, можно сказать, что отличие между понятием рыцарства и бусидо состоит как раз в том, что от рыцарей Запада ничего подобного никогда не требовалось.

Большое заблуждение, в которое вводит «Хагакурэ»

Если говорить о посвящённых бусидо книгах, то наиболее известной является работа «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»), продиктованная Ямамото Цунэтомо, вассалом дома Цунэсима феодального княжества Сага.

Эта книга, составленная в 1716 году (начальный год эры Кёхо), широко известна формулировкой «бусидо есть стремление к смерти», создающей ложное представление в духе «бусидо учит умирать».

маска воина самурая, музей воинской славы Токио

На самом деле смысл этой фразы состоит отнюдь не в навязывании смерти.

Она означает, что благодаря постоянной готовности к смерти человек достигает нового состояния «свободы», превосходящего жизнь и смерть, что позволяет «безупречно и всецело исполнить служебный долг воина».

В этой же книге также отмечается, что «предельное служение общественному долгу состоит в том, чтобы руководить государством, убеждая господина», а в случае, если господин движется в неверном направлении – бороться за благополучие княжества и удела, увещевая господина – именно в этом состоит высшее проявление преданности воина. Здесь бусидо также предстаёт в качестве практики закалки характера, уделяющей важное внимание дисциплине.

шлем и маска самурая, музей воинской славы Токио

Просачивание духа бусидо в широкие массы

Следующим важным фактом является то, что проникновение духа бусидо в широкие массы общества, не ограничиваясь воинским сословием, придало ему характер японской национальной морали. Большую роль в этом сыграла уже упомянутая книга «Касёки».

«Касёки» – книга, написанная воином, однако кругом читателей, на которых она рассчитана, являются не воины, а скорее массы обычных людей. Она написана слоговой азбукой кана, поэтому ознакомиться с её содержанием мог каждый, кто только овладел основами чтения в начальной школе или ещё каким-нибудь образом. Более того, книгу, по всей вероятности, читали мальчики и даже девочки, не достигшие совершеннолетия. Поэтому «Касёки» снискала широкую популярность в массах, и книга выдержала множество переизданий, которые неизменно пользовались вниманием читателей.

Примерно в конце XVII века вышла книга под названием «Иллюстрации бусидо от старины до наших дней». Автором этой книжки с картинками был Хисикава Моронобу, который известен как прародитель жанра укиёэ, в ней содержались иллюстрации с героями-самураями и простые комментарии к ним. Эта книжка была рассчитана и на детей.

Можно утверждать, что использование в названии слова «бусидо» свидетельствует о том, что концепция бусидо к тому времени уже широко распространилась в обществе.

Учение о бусидо, изложенное в книге «Касёки», в частности, такие этические взгляды как недопустимость лжи, неприемлемость малодушия, а также необходимость держаться до последнего – оказали большое влияние на образ жизни самых обычных людей, в особенности в отношения формирования в экономической сфере жизни общества, и в первую очередь, в торговле, атмосферы, в которой превыше всего ценится доверие.

Сила влияния бусидо на японское общество и японцев определённо характеризуется как размахом, так и многообразием.

Об авторе Касая Кадзухико

Профессор юридического факультета Университета Осака гакуин. Почётный профессор Центра исследований японской культуры. Специализация: история Японии нового времени, самурайское общество.

Родился в 1949 году. В 1978 году окончил Историческое отделение аспирантуры Киотского университета. Работал профессором Центра исследований японской культуры; на нынешней должности с 2018 года. Работал приглашённым профессором в Берлинском университете, Пекинском университете иностранных языков, Парижском университете.

В числе основных публикаций: «Битва при Сэкигахаре и позиции Осака» («Ёсикава кобункан», 2007), «Традиционная культура и глобализация» («Энтити сюппан», 2009), «История духа Бусидо» («Тикума сёбо», 2017) и др.

маска самурая, музей воинской славы Токио

Источник : zolord.ru


Похожие материалы
24
Сергей Шойгу поздравил и похвалил Шолбан Кара-оола

"Вы искренне болеете за малую родину, умеете объединять людей и брать ответственность на себя".

2 часа назад
144
Главный лесничий Бурятии ждет своей участи в больнице

Мартынова увезла скорая. (Фото причиненного ущерба).

Вчера 16:20
275
История Луизы Хайруллиной оказалась бессмысленной, дикой и донельзя банальной

Пользователи соцсетей считали, что Луиза Хайруллина давно живет за границей в домике у моря с мужем и детьми, но реальность оказалась пугающе банальной.

Вчера 15:24
229
Сергей Шойгу поздравил и похвалил Шолбан Кара-оола 24
Сергей Шойгу поздравил и похвалил Шолбан Кара-оола

"Вы искренне болеете за малую родину, умеете объединять людей и брать ответственность на себя".

2 часа назад
Главный лесничий Бурятии ждет своей участи в больнице 144
Главный лесничий Бурятии ждет своей участи в больнице

Мартынова увезла скорая. (Фото причиненного ущерба).

Вчера 16:20
История Луизы Хайруллиной оказалась бессмысленной, дикой и донельзя банальной 275
История Луизы Хайруллиной оказалась бессмысленной, дикой и донельзя банальной

Пользователи соцсетей считали, что Луиза Хайруллина давно живет за границей в домике у моря с мужем и детьми, но реальность оказалась пугающе банальной.

Вчера 15:24
229
521
Маты в русском языке не являются наследием Золотой Орды

«Откуда всё-таки он к нам пришёл?», - вопрошают русские.

Вчера 01:41
149
Аягме Ванчиковой поручили наказать виновных

Забайкалье попало в пятёрку худших регионов по реализации нацпроектов.

16 июля 2019, 21:52
294
Хасиков не смог показать себя управленцем

Бату Хасиков стал худшим главой региона по оценке политологов.

16 июля 2019, 19:55
288
Ученые о скромности в жизни человека

Какие бонусы получают люди с таким качеством.

16 июля 2019, 18:55
61
Копипаст превратил Японию в мировую державу

Они копировали немецкие законы, французское устройство армии, английскую систему управления флотом.

15 июля 2019, 15:24
Популярные статьи
216
О Калачакра Тантре среди монгольских народов

При распространении тибетской формы буддизма среди монгольских народов (XIII-XVIII вв.) учение Калачакры также было воспринято ими, но в большинстве своем лишь на уровне веры, почтимого слушания и лицезрения.

Вчера 23:24
492
Почему Китай победил кочевников хунну

Почему Китай в течение 3,5 тысяч лет расширял свою территорию за счет соседних народов и к XXI веку пришел как ведущая держава мира.

13 июля 2019, 21:18
321
Почему в Монголии небольшое население

При благоприятном исходе к 2040 году население Монголии достигнет свыше 4 млн человек.

11 июля 2019, 15:07
314
Японским ученым восстановлено реальное Бусидо

Касая Кадзухико: Путь воина как моральная основа японского духа.

10 июля 2019, 00:17