История империи Хубилай-хана (Юань)

07 февраля 2021, 15:12 948 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

Хубилай-хан

Империя Юань (Yeke Mongghul Ulus, Великое Юаньское государство; кит. упр. 元朝, пиньинь Yuáncháo) — монгольское государство, основной частью территории которого был Китай (1271—1368). Основано внуком Чингисхана, монгольским ханом Хубилаем, который завершил завоевание Китая в 1279 году. Империя пала в результате восстания Красных повязок в 1351—1368 годах. Официальная китайская история этой империи записана при последующей империи Мин и носит название «Юань ши».

Хотя монголы десятилетиями правили территориями, включающими современный Северный Китай, только в 1271 году Хубилай-хан официально провозгласил династию в традиционном китайском стиле, и завоевание не было завершено до 1279 года, когда Южная Сун потерпела поражение в битве при Ямынь.

К этому времени владения Хубилай-хана были изолированы от других монгольских ханств и включали в себя большую часть современного Китая, а также прилегающие к нему территории, включая современную Монголию и юг Забайкалья.

Юг Забайкалья

Основанная им династия Юань стала первой династией некитайского происхождения, правившей всем Китаем, и просуществовала до 1368 года, когда династия Мин нанесла ей решительное поражение. Но и после этого Чингизиды из династии Юань, отступив на север — на свою историческую монгольскую родину, продолжали править в государстве, которое стало известно как Северная Юань.

Предыстория

В 1259 году, когда умер великий хан Мункэ, его брат Хубилай воевал с империей Сун в Южном Китае, а Ариг-Буга, их третий брат управлял монгольскими землями («коренным юртом»).

Хурал, состоявшийся в Каракоруме, столице Монгольской империи, провозгласил Ариг-Бугу великим ханом. Узнав об этом, Хубилай прервал свою китайскую кампанию. Он собрал другой хурал в своей ставке в городе Кайпин (Шанду в современной Внутренней Монголии), и в 1260 году был провозглашён великим ханом. Тем не менее, хурал, созванный Хубилаем, считается незаконным с точки зрения монгольской традиции наследования трона: у государства уже был законный великий хан, Ариг-Буга, пребывавший в исконной столице. Кроме того, указывается, что Хубилай широко использовал подкуп нойнов.

Хубилай объявил Ариг-Бугу узурпатором и, по китайскому обычаю, провозгласил девиз правления «Чжунтун». В соответствии с китайской исторической традицией, Хубилай получил титул императора (хаан, по кит. хуан-ди), хотя китайская империя Сун в то время ещё сопротивлялась ему в Южном Китае.

В 1261 году он начал военную кампанию против Ариг-Буги и спустя 3 года Ариг-Буга потерпел поражение и сдался Хубилаю. У Хубилая больше не было соперников.

Однако правители Улуг Улуса (Улуса Джучи) и Чагатайского улуса не признали Хубилая великим ханом, несмотря на то, что Хубилай правил землями предков (Восточная Монголия, юг Забайкалья).

Приононье, юг Забайкалья

Конфликты между Хубилаем и Хайду, восстановившим улус Угэдэя и который верил, что власть должна принадлежать дому Угэдэя, длились в течение нескольких десятилетий, вплоть до начала XIV века.

Однако Хулагу, ещё один брат Хубилая, управлявший своим ильханством, после поездки на землю предков, в восточную Монголию, принёс присягу великому хану. Но в действительности, по возвращении, создал автономное государство, а после воцарения в 1295 году Газан-хана, преемник Хубилая Тэмур отправил ему печать, дававшую формальные полномочия основать государство и править его народом.

Четыре улуса никогда более не объединялись под общим правлением, хотя великого хана признавали правители государства Хулагуидов и Золотой Орды, крупнейших осколков империи.

Хотя Хубилай претендовал на номинальную верховную власть над остальными улусами Монгольской империи, но интересовал его исключительно Китай.

С самого начала правления Хубилая три остальные ханства Монгольской империи стали де-факто независимыми и лишь одно признавало его в качестве хана. К моменту смерти Хубилай-хана в 1294 году этот раскол углубился, хотя императоры Юань номинально являлись Великими ханами до падения их владычества в Китае.

Основание империи

Хубилай-хан перенял много обычаев от предыдущих китайских империй. С ранних лет у него было несколько китайских наставников. Они не только объясняли ему китайскую историю и идеологию, но и постоянно давали советы по вопросам управления.

Хубилай-хан (23 сентября 1215 — 18 февраля 1294)

После победы в войне против Ариг-Буги Хубилай начал правление с большой уверенностью в себе. В 1264 году он перенёс свою штаб-квартиру из Каракорума (Хара-хэрэм) ближе к бывшей столице империи Цзинь.

В 1266 году он приказал построить новую столицу на месте, которое в настоящее время занимает город Пекин. В период Цзинь город назывался Чжунду, а в 1272 году он стал известен как Даду (Дээдэ) для монголов, и Ханбалык для тюрков. В этом городе Хубилай построил дворец, в котором было огромное количество покоев, а в пиршественной зале, по свидетельству Марко Поло, могли обедать одновременно шесть тысяч человек.

В резиденции Хубилая, Пекин

Другие здания города тоже поражали своей роскошью — Хубилай хотел, чтобы столица была достойна правителя, под властью которого находился не только Китай, но и родная Монголия, Маньчжурия, Корея, Тибет и обширные территории на северо-западе.

Город был совсем не похож на летнюю столицу Хубилая Шан-ту, расположенную в двухстах милях севернее, в степях Внутренней Монголии, где сохранялись традиции шаманизма. Даже в Даду монголы не порвали окончательно со своим традиционным укладом — личные покои Хубилая изобиловали занавесями и ширмами из шкур животных, а в парках, засеянных травой из монгольских степей, были установлены монгольские юрты, в которых часто жили сыновья Хубилая, предпочитавшие юрты дворцам, и в которые отправлялись жены хана на последних месяцах беременности, чтобы рожать детей.

Ещё в 1264 году Хубилай решил изменить девиз правления с Чжунтун (中統) на Чжиюань (至元). Желая властвовать над всем Китаем и претендуя на небесный мандат, Хубилай провозгласил в 1271 году новую империю Юань, правившей всем Китаем. В 1272 году Даду официально стал столицей империи Юань.

В начале 1270-х годов Хубилай начал массированное наступление против империи Сун в Южном Китае. К 1273 году Хубилай блокировал Янцзы флотом и усилил нажим на Сянъян, последнее препятствие для захвата богатого бассейна Янцзы. В 1275 году армия в 130 000 человек под командованием Цзя Сыдао потерпела поражение от Юань. К 1276 году большая часть территории Южной Сун была захвачена Юанем. В 1279 году юаньская армия под командованием китайского генерала Чжана сломила последнее сопротивление в битве при Гуанчжоу, знаменующей собой окончание Южной Сун и начало единого Китая.

Империи Юань традиционно отдают должное за воссоединение Китая после нескольких сотен лет разделения со времён империи Тан.

Правление Хубилая

В отличие от своих предшественников, Хубилай учредил правительство с учреждениями, напоминающие учреждения прежних китайских империй, и провёл реформы для поддержания его централизованного правления.

Хубилай-хан укрепил свою власть путём централизации правительства Китая — делая себя (в отличие от его предшественников) абсолютным монархом. Он разделил свою империю на «провинции», примерно в два-три раза крупнее современных китайских провинций, и эта структура правительства на уровне провинций стала моделью для последующих империй Мин и Цин.

Хубилай-хан также реформировал многие другие государственные и экономические институты, особенно налоговую систему. Он стремился управлять Китаем через традиционные институты, а также признал, что для того, чтобы законы Китая выполнялись, он должен использовать китайских советников и чиновников, хотя он никогда не полагался на них полностью. Тем не менее, ханьцы подвергались дискриминации политически.

Почти все важные центральные пути сообщения были монополизированы монголами. По сути, юаньское общество было разделено на четыре класса:

  1. высший - монголы,
  2. сэму-элдэб («разные», например, мусульмане из Средней Азии и Персии),
  3. северные китайцы (ханьжэнь),
  4. южные китайцы (наньжэнь).

Вопреки природной жестокости Хубилая, которая проявлялась, например, в личном наблюдении за поркой или казнью провинившихся чиновников, введённая им система наказаний вдвое сократила число преступлений, каравшихся смертной казнью, и в целом была мягче китайской.

Тем не менее, несмотря на относительную мягкость монгольского правления в Китае, страна находилась под властью "северных варваров".

Все семьи подлежали обязательной регистрации, а ремесленные профессии были объявлены наследственными. Это положение являлось частью системы расовой классификации, согласно которой китайцы располагались на третьем месте, после монголов — тех было уже более миллиона человек — и сэму-чужестранцев, преимущественно мусульман.

Первые две категории населения пользовались многочисленными привилегиями, тогда как права китайцев ущемлялись. Например, им запрещалось носить оружие, а официальным языком был объявлен монгольский.

Несмотря на то что многие государственные органы сохранились в неизменном виде, сами китайцы составляли меньшинство в стремительно разраставшемся классе чиновников. Хубилай повелел, чтобы все ключевые должности отдавались некитайцам, которые выполняли функции управляющих, сборщиков налогов и посредников во взаимоотношениях с населением.

Для того, чтобы раз и навсегда перекрыть доступ китайской элите к государственной службе, монголы отменили систему экзаменов.

Практически не пострадали крупные землевладельцы из южных регионов, а также торговцы, которые успешно вели дела даже несмотря на предпочтение, которое отдавалось иностранцам. Эти чужаки, преимущественно мусульмане, поддерживали тесные и взаимовыгодные связи с высшими государственными чиновниками, используя средства казны для займов и финансирования морской торговли, а также операций в Западной Азии.

Образованные китайцы и люди искусства, даже те, кому удавалось занять незначительные государственные должности, предпочитали не сближаться с монголами. Они организовывали частные академии и, как правило, жили в собственном замкнутом мирке. Один из таких людей, известный художник, на вопрос о том, почему он изобразил дерево без земли вокруг корней, ответил: «Потому что монголы украли землю».

На самом деле китайцы, считавшиеся на своей земле людьми третьего сорта, презирали своих правителей — их кухню, поведение за столом, простоту и грубость нравов при дворе. И если за простодушие, честность и благородство монголов иногда и называли «благородными дикарями», в целом к ним относились как к нецивилизованным варварам.

При монголах пышно расцвёл один из жанров искусства, если точнее, индустрии развлечений — театр. Театры заполонили пьесы, которые сегодня мы называем мюзиклами. В те дни драматические произведения были насыщены танцами и песнями на уже известные мелодии — это было нечто среднее между оперой и драмой.

Отмена системы экзаменов имела одно весьма необычное следствие — многие лишившиеся работы китайские учёные занялись литературной деятельностью. Их перу, а также перу профессиональных драматургов принадлежат более шестисот пьес, которые ставились в многочисленных театрах. Самым известным из драматургов той эпохи был Гуан Хань-цин (конец XIII века), пьесу которого «Спасение одной девушки» можно считать типичной для его 58 сочинений в жанре цзацзюй. В пьесе он обращается к теме утраченной невинности в этом грубом и испорченном мире.

Однако Хубилай улучшил сельское хозяйство Китая, расширив Великий канал, дороги и общественные амбары. Марко Поло благожелательно описывает его правление: освобождение населения от налогов в трудные времена, строительство больниц и детских домов, распределение продовольствия среди нищих.

Он поощрял науку и религию, поддерживал торговлю по Шёлковому пути, делая возможными контакты между китайскими технологиями и западными. До встречи с Марко Поло Хубилай-хан встретил Никколо и Маттео Поло, отца и дядю Марко. После беседы с ними Хубилай проявил большой интерес к латинскому миру, особенно к христианству, и передал письмо, адресованное папе римскому. Путешествия Марко Поло позже вдохновят многих других, в частности Колумба, искать путь в Срединное царство.

Сведения о Юань на Западе

Первые подробные сведения о Китае сообщил престарелый и тучный францисканский монах Иоанн Плано Карпини. В апреле 1245 года он отплыл из Лиона с письмом к великому хану от папы Климента IV. После пятнадцати месяцев полного лишений и опасностей пути он прибыл в столицу монголов Каракорум, расположенную в горной местности к северу от Гоби.

Хан ответил кратким и высокомерным посланием, но на протяжении нескольких следующих десятилетий в Китай прибывали новые гости. Среди них следует выделить двух итальянских купцов, братьев Поло.

Хубилай-хан, перед которым они предстали в 1268 году, тепло принял их и подробно расспросил о христианской вере. Хан кое-что знал об этой религии, поскольку несториане, исповедовавшие еретическую теорию о том, что человеческое и божественное начала Христа соединились в одной телесной оболочке, уже давно основали множество церквей по всей Азии.

Сам Хубилай придерживался веры своих предков Тэнгри, но, подобно другим правителям монголов, проявлял терпимость ко всем религиям, а также отличался любознательностью. Ответы братьев Поло его вдохновили — рассчитывая привлечь образованных людей к управлению ханством, он попросил передать папе просьбу прислать в Китай сто миссионеров, чтобы те проповедовали свою веру.

Эта просьба осталась без ответа, но в 1275 году, незадолго до окончательной победы Хубилая над империей Сун, братья вернулись ко двору хана, на сей раз с сыном одного из них, двадцатилетним Марко.

Он так понравился правителю монголов, что следующие двадцать лет провёл у него на службе, занимая различные должности и путешествуя по всему Китаю как «глаза и уши» великого хана.

кадр из фильма Марко Поло

Через год или два после возвращения в родную Венецию он поступил на службу во флот и в сражении с главным врагом венецианцев, Генуей, был захвачен в плен. В камере его соседом оказался некий Рустичиано, попавший в плен в ходе войны Генуи с Пизой. Этот человек обладал литературным талантом и, услышав удивительные истории Марко Поло о Китае времён Хубилая, убедил венецианца продиктовать ему свои воспоминания. Рустичиано вёл записи на французском языке, но затем рукопись перевели на итальянский, и она приобрела огромную популярность, вызвав настоящую сенсацию. Считается, что именно это сочинение положило начало эпохе великих географических открытий.

От Поло на западе, в частности, узнали, как выглядел великий хан Хубилай — темноглазый мужчина среднего роста плотного телосложения с монгольским круглым лицом.

Он имел 4-х жён, у каждой из которых был собственный двор с приписанными к нему 10-тью тысячами человек; жёны родили хану 7-х сыновей. Кроме того, он тщательно выбирал себе наложниц — 6 девушек были в его распоряжении днём и ночью в течение трёх суток, а затем уступали место другим. От наложниц у хана было ещё 25 сыновей.

Вторжение в Японию

После основания империи Хубилай-хан оказался под давлением многих советников, требовавших дальнейшего расширения сферы влияния Юань через выстраивание традиционной китаецентристской системы даннических отношений. На это было затрачено большое количество человеческих и финансовых ресурсов.

Из всех слоев китайского населения больше других от монгольского ига страдали крестьяне, у них отбирались земли, привлекали к общественным работам и насильно рекрутировали для военных походов Хубилая. Все эти походы были успешными — за исключением попытки заставить японского сегуна выплачивать дань монголам. Это произошло в 1274 году, в разгар военных действий против Южной Сун.

После завоевания Кореи Хубилай направил к Японским островам десант в составе 23-х тысяч монгольских, китайских и корейских воинов и около 700 корейских моряков.

Флот Хубилая, реконструированный японскими учёными

Они захватили два небольших острова, высадились на побережье Кюсю и вступили в бой с японской армией, но тут внезапно началась буря. Монгольское войско погрузилось на корабли, рассчитывая переждать бурю, но ветер, волны и острые скалы стали причиной гибели нескольких сотен судов и более 13 тысяч человек, положив конец экспедиции. На следующий год Хубилай отправил в Японию посольство, но окрылённые победой японцы казнили послов.

Битва на Кюсю (JPG)

Семь лет спустя хан предпринял ещё одну попытку покорить Японию. 100 тысяч солдат и 15 тысяч корейских моряков на 900 судах нанесли удар по двум направлениям. Однако и на сей раз планам Хубилая помешали силы природы: монголы два месяца вели бои на острове Кюсю, но затем тайфун уничтожил больше половины их армии. Для японцев это был священный ветер, посланный богами, которые поклялись защищать их страну — как бы то ни было, вражеская нога не ступала на землю Японии ещё 700 лет, пока совсем другой, смертоносный ветер не обрушился на Хиросиму.

Неудача второго похода в Японию лишила монголов ореола непобедимости, а огромные расходы на экспедицию вызвали острый финансовый кризис в империи.

Захват Бирмы и Вьетнама

Китайцев раздражала ненасытная жажда монголов к расширению территорий — несмотря на все усилия изменить кочевой образ жизни при помощи смешанных браков, их глубоко засевший инстинкт к войнам и грабежу был неистребим, отмечали китайские летописцы того времени.

Вскоре после первой неудачной экспедиции в Японию Хубилай решил свести счёты с бирманским царством Паган, правитель которого за несколько лет до того казнил послов, предложивших ему признать власть великого хана.

Этот царь хвастался, что командует 36-ти миллионной армией, что ежедневно за обедом съедает триста блюд, приправленных карри, и что у него три тысячи наложниц.

Когда монголы вторглись в Паган, царь выставил против них стадо слонов, но монгольские стрелы обратили животных в бегство. Битва была проиграна бирманцами, однако страна оставалась непокорённой вплоть до 1287 года, когда монголы окончательно установили здесь своё господство.

В том же году, когда был предпринята вторая экспедиция в Японию, Хубилай отправил армию на завоевание враждебного государства, располагавшегося на юге современного Вьетнама.

Однако жара, болезни и военные неудачи остановили монголов, но через год они вернулись, с боями дошли до Ханоя и подчинили себе весь Вьетнам.

Эти военные походы не удовлетворили страсть монголов к завоеваниям и не пополнили скудеющую казну империи, и следующей целью Хубилая стала Ява, лежавшая в 2500 милях к югу. Он отправил посла с требованием, чтобы местный правитель признал власть великого хана, но тот, встревоженный угрозой торговле пряностями в юго-восточной Азии, приказал выжечь на лице посла клеймо. Тогда Хубилай направил против обидчика громадный флот.

В 1293 году монголы высадились на острове Ява и повели успешное наступление, но затем большую часть войск поразила неизвестная эпидемия, и остатки монгольской армии вернулись в Китай.

Эта неудача усилила депрессию Хубилая, которая поразила хана после смерти сначала его любимой жены Чаби, а потом их горячо любимого сына, официального наследника престола. Не способствовали хорошему настроению и мятежи в подконтрольных землях — за восстанием в Тибете, которое удалось подавить с большим трудом, последовал бунт в Маньчжурии, куда хан лично повёл войска и где руководил сражениями из паланкина, который несли на себе четыре слона. Это был его последний поход.

Он всё чаще находил утешение в еде и спиртных напитках, часто возвращался в свои родные степи в Монголию. На склоне лет он превратился в тучного, измученного подагрой старика.

Зимой, 18 февраля 1294 года, Хубилай умер в своём дворце, ему было 79 лет. Весть о его кончине разнесли гонцы во все улусы.

Наследники Хубилая

Наследование власти в империи Юань было сопряжено с трудностями и внутренней борьбой. Эта проблема возникла ещё в конце правления Хубилая.

Сначала Хубилай провозгласил наследником (кит. 皇太子) своего старшего сына Чжэнь-цзиня (кит. 真金), но он умер ещё в 1285 году, до смерти Хубилая. Поэтому Хубилаю наследовал сын Чжэнь-цзиня Тэмур (Олджэйту-хан, 1294—1307).

Тэмур, 1265—1307

Тэмур оставил империю примерно в том же состоянии, в каком унаследовал её от своего деда Хубилая, хотя его правление и не отмечено какими-либо особыми достижениями. Он продолжил экономические преобразования, начатые Хубилаем, и при его правлении империя оправилась от неудач, связанных в первую очередь с поражениями в Дайвьете и Тямпе.

Администрация Тэмура благоприятствовала конфуцианству, и вскоре после вступления на трон Тэмур издал указ, предписывающий почитать Конфуция. В то же время монгольский двор отказался признать все принципы конфуцианства. Тэмур также отказался от политики преследования даосов, проводимой Хубилаем, а в 1294 году запретил производство и продажу спиртных напитков.

Администрация Тэмура не стремилась любой ценой собрать как можно больше налогов, и во время его правления вся империя Юань несколько раз освобождалась от уплаты налогов. В 1302 году были введены ставки налога, и сбор налогов выше установленных норм был запрещён. При этом финансовая ситуация государства ухудшилась за время правления Тэмура, денежные резервы уменьшились, что подорвало доверие к бумажной валюте.

После смерти хана Тэмура на престол взошёл Хайсан (Хулэг-хан).

Хулэг-хан 1281—1311

В отличие от своего предшественника, он не продолжал дело Хубилая, а скорее отвергал его. Хайсан вёл политику, называемую «Новый курс», основой которой была денежная реформа. Во время его короткого правления (1307—1311), правительство Юань испытывало финансовые затруднения, отчасти из-за неправильных решений, принятых Хайсаном. Ко времени его смерти Китай находился в тяжёлом финансовом положении, и династия столкнулась с народным недовольством.

Четвёртый юаньский император Буянту-хан (Аюрбарибада) был компетентным правителем.

Буянту-хан 1285—1320

Он был первым среди преемников Хубилая, кто активно поддерживал и принимал основы китайской культуры, вызвав недовольство части монгольской элиты.

Буянту-хан был учеником Ли Мэна, конфуцианского учёного. Он провёл много реформ, в том числе ликвидировал Управление государственных дел (кит. 尚书省), что повлекло казни пяти высших чиновников. Начиная с 1313 году для будущих чиновников были возобновлены государственные экзамены, на которых проверялось их знание важнейших исторических трудов. Кроме того, при Буянту-хане было кодифицировано большинство законов, а также опубликовано или переведено множество китайских книг и работ.

Гэгэн-хан 1303—1323

Шидэбала (Гэгэн-хан), сын и преемник Буянту-хана, продолжал политику своего отца по реформированию правительства, основанного на конфуцианских принципах, с помощью вновь назначенного великого канцлера Байджу.

Поздняя Юань

Последние годы существования империи Юань были отмечены мятежами и голодом среди населения. Со временем наследники хана Хубилая потеряли всё своё влияние на другие земли бывшей Монгольской империи, а монголы за пределами Поднебесной видели в них китайцев. Постепенно ассимилируясь они потеряли влияние в Китае.

Периоды правления императоров Юань в этот период были короткими, наполненными интригами и соперничеством. Незаинтересованные в управлении, они были отделены и от армии и от простого народа. Китай раздирали распри и беспорядки; преступники разоряли страну, не встречая сопротивления со стороны ослабленных юаньских армий.

Несмотря на достоинства своего правления Шидэбала правил всего в течение двух лет (1321—1323); его правление закончилось в результате государственного переворота пяти князей. Они посадили на трон Есун-Тэмура, и после неудачной попытки успокоить князей он также был убит.

Есун-Тэмур 1276—1328

До царствования Есун-Тэмура, Китай был относительно свободным от крупных восстаний после правления Хубилая. В начале XIV века количество восстаний росло. Появление этих восстаний и последующее их подавления усугублялось финансовыми трудностями правительства. Правительство было вынуждено принять некоторые меры по повышению доходов, таких как продажа должностей, повышение налогов, а также сокращение расходов по некоторым пунктам.

Когда Есун-Тэмур умер в Шанду в 1328 году, Туг-Тэмур был отозван в Даду командующим Эл-Тэмуром.

Туг-Тэмур 1304—1332

Он был поставлен императором в Даду, в то время как сын Есун-Тэмура Раджапика вступил на престол в Шанду при поддержке Даулет-шаха, фаворита покойного императора. При поддержке князей и чиновников в Северном Китае и некоторых других членов династии, Tуг-Тэмур в конечном итоге победил в гражданской войне Раджапику (1329).

Затем Tуг-Тэмур отрёкся от престола в пользу своего брата Хошилы (Худагту-хана), поддержанного чагатаидом Элджигидеем, и объявил о намерении Даду приветствовать его. Однако Хошила внезапно умер через 4 дня после банкета с Tуг-Тэмуром.

Хошила (Худагту-хан) 1300—1329

Предположительно, он был отравлен Эл-Тэмуром, а Туг-Тэмур был возвращён на трон. Tуг-Тэмур отправил своих представителей в западные монгольские ханства — Золотую Орду и государство Хулагуидов, чтобы его признали как верховного правителя Монгольского мира. Однако, по большому счёту, в последние три года своего правления Туг-Тэмур был лишь марионеткой могущественного Эл-Тэмура. Последний провёл чистку, устранив поддерживавших Хошилу, и передал власть военачальникам, чьё деспотическое правление чётко обозначило упадок династии.

В то время как чиновничий аппарат контролировался Эл-Тэмуром, Tуг-Тэмур известен своим культурным вкладом. Он принял ряд мер для конфуцианства и продвижения китайских культурных ценностей. Он покровительствовал китайскому языку и основал Академию Литературы (китайский: 奎章阁学士院). Академия отвечала за сбор и публикацию ряда книг, но наиболее важным достижением было составление огромного институционального сборника названного «Цзинши дадянь» (кит. трад. 经世大典). Он поддерживал неоконфуцианство Чжу Си, а сам обратился в буддизм.

После смерти Tуг-Тэмура в 1332 году династия Юань продолжилась самым кратким и самым долгим правлением за всю её историю. Сын Туг-Тэмура Иринцибал, которому было всего 6 лет, умер через два месяца после восшествия на трон.

Иринцибал 1326—1332

Смерть мальчика возвела на престол 13-летнего Тогон-Тэмура.

13-летний Тогон-Тэмур, последний из 9-ти наследников Хубилая, был отозван из Гуанси и провозглашён императором в 1333 году. Он правил страной 33 неспокойных года (император Шун-ди).

Тогон-Тэмур 1320—1370

Через год или два после воцарения Тогон-Тэмура была вновь отменена система экзаменов — восстановленная снова пять лет спустя.

К 1336 году в результате финансового кризиса окончательно обесценились бумажные деньги. Кризис не удалось ослабить попыткой создания финансовых резервов (только за один год в качестве дохода от соляных копей было получено 30 миллионов унций серебра), поскольку колоссальные суммы тратились на поддержку нуждающихся.

Огромное количество людей страдали от голода и эпидемий чумы, совпавших по времени с эпидемиями Чёрной смерти в Европе, и необычно суровых зим, которые повторялись практически через год и приносили в бассейн Хуанхэ засухи, наводнения и голод. Кроме того, очень дорого обходились постоянные переезды правительства между двумя столицами, а также стремление придворных обеспечить должностями всех монголов и пользовавшихся привилегиями иностранцев, что привело к непомерному раздуванию чиновничьего аппарата и росту коррупции. Тем временем родственники императора и чиновники богатели за счёт сотен торговых и промышленных предприятий, находившихся в их владении.

Такое положение не могло сохраняться долго. В пятидесятые годы XIV века мятежи в провинциях начали приобретать все более масштабный характер. Усилился бандитизм. Неминуемое падение династии стало очевидным после того, как бандиты и мятежники начали захватывать города, грабить зернохранилища и убивать чиновников.

Энергичный канцлер по имени Тохто пытался сдержать волны недовольства. Чтобы положить конец хроническому уменьшению доходов казны, он распорядился выпустить новые бумажные деньги. Для защиты от пиратов, контролировавших все поставки зерна в столицу, в окрестностях города были засеяны рисовые поля, удовлетворявшие потребности Даду в зерне.

Когда после очередного наводнения Хуанхэ снова изменила русло, канцлер направил 120 тысяч солдат и рабочих из числа гражданского населения, чтобы проложить канал и направить воды реки южнее полуострова Шаньдун.

Приблизительно к 1300 году трассу канала продлили до города Линьцзин, что на реке Вэйхэ, в северном Шаньдуне. В конце правления династии Юань Великий канал протянули еще дальше на север, в провинцию Хэбэй, где у города Тяньцзинь его воды смешались с водами реки Бэйюньхэ.

Этот канал используется до сих пор.

В возрасте 34-х лет Тогон-Тэмур практически устранился от государственных дел. Не обращая внимания на усиливающиеся беспорядки в провинциях, где повстанцы, зачастую воевавшие друг с другом, создавали независимые от центральной власти районы, он развлекал себя и своё окружение танцевальными «ассамблеями» и оркестрами, состоявшими из женщин. Он плавал по озеру в императорском саду на огромной прогулочной лодке, помогал проектировать и строить водяные часы. Но самой серьёзной его ошибкой стало неожиданное отстранение Тохто. После этого монголы довольно быстро выпустили из рук бразды правления, и государство распалось.

Один из самых успешных мятежей возник в провинции Хунань, и возглавил его сын странствующего предсказателя и слепой нищенки. Восстание выдвигало фундаменталистские лозунги возрождения нравственности и принципов конфуцианства. После смерти вождя в 1355 году его сменил крестьянин, оставшийся сиротой после того, как его родители умерли от чумы. Этого человека звали Чжу Юаньчжан.

Чжу Юаньчжан был противником убийств и грабежей, и крестьяне сотнями стекались в его армию. Экономические трудности, а также физические страдания — например, муки тех, кого согнали на принудительные работы по прокладке нового русла Хуанхэ — создавали благоприятную почву для восстания.

К крестьянам присоединилось дворянство, жаждавшее избавиться от власти монголов. Поэтому большая часть населения Китая встала под знамена Чжу Юаньчжана — особенно после того, как он взял верх над всеми остальными вождями повстанцев. Тысячи сторонников встали под знамёна мессианского культа «красных повязок».

Чжу Юаньчжан в итоге и стал победителем в той суровой войне

В 1356 году повстанцы заняли Нанкин и создали государственный аппарат, распространив свою власть на юге Китая и устранив конкурентов.

Во второй половине правления Тогон-Тэмура страна перенесла ряд наводнений, массовый голод, эпидемии. Это послужило новому подъёму национально-освободительного движения на основе эсхатологических настроений.

Чжу Юаньчжан в 1360 годах обратил внимание на междоусобицы среди монгольских владык на севере Китая и в 1368 году, улучшив момент, его войска нанесли последний решительный удар. Его талантливые военачальники впервые в мире применили пушки с металлическими стволами по Даду. Пекин пал, а Тогон-Тэмур с супругой и двором бежал в северную столицу империи, Каракорум (Шанду).

В том же году Чжу Юаньчжан перенёс свою столицу из Нанкина в Пекин и провозгласил себя императором империи Мин. На следующий год он взял Каракорум, а Тогон-Тэмур бежал в Инчан (应昌), где в 1370 году умер. На престол взошёл его сын Аюширидара, провозгласивший эру Северная Юань.

Басалаварми, князь Лян, создал отдельный очаг сопротивления силам Мин в провинциях Юньнань и Гуйчжоу, но его войска были окончательно разбиты Мин в 1381 году.

Так закончилась оккупация Китая монголами, которую можно сравнить с попыткой пересадки чужого органа, отторгнутого иммунной системой пациента.

Фарфоровая ваза из Баодиня, середина 13 века

Государственное устройство. Наука, техника, религия

Математика

Успехи в полиномиальной алгебре были сделаны математиками в эпоху Юань. Математик Чжу Шицзе (1249—1314) решал одновременные уравнения с числом неизвестных до четырех, используя прямоугольный массив коэффициентов, эквивалентный современным матрицам. Чжу использовал метод исключения, чтобы свести одновременные уравнения к одному уравнению только с одним неизвестным. Его метод описан в "нефритовом зеркале четырех неизвестных", написанном в 1303 году. Первые страницы содержат диаграмму треугольника Паскаля. В книге также рассматривается суммирование конечного арифметического ряда.

Го Шоуцзин применил математику к построению календарей. Он был одним из первых математиков в Китае, работавших над сферической тригонометрией. Го вывел кубическую интерполяционную формулу для своих астрономических расчётов. Его календарь, Шуши Ли ( 授時暦; Time Granting Calendar), был распространён в 1281 году как официальный календарь династии Юань. На календарь, возможно, повлияли только работы астронома династии Сун Шэнь Ко или, возможно, работы арабских астрономов. В календаре Шуши нет явных признаков мусульманского влияния, но известно, что монгольские правители интересовались мусульманскими календарями. Математические знания с Ближнего Востока были введены в Китай при монголах, а мусульманские астрономы принесли арабские цифры в Китай в XIII веке.

Медицина

Врачи двора Юань происходили из разных культур. Целители делились на немонгольских врачей, называемых отачи, и традиционных монгольских шаманов. Монголы характеризовали врачей отачи тем, что они использовали растительные средства, которые отличались от духовных средств монгольского шаманизма. Врачи получали официальную поддержку от правительства Юань и получали особые юридические привилегии.

Хубилай создал Императорскую медицинскую академию для управления медицинскими трактатами и обучения новых врачей. Конфуцианские учёные были привлечены к медицинской профессии, потому что она обеспечивала высокий доход, а медицинская этика была совместима с конфуцианскими добродетелями.

Китайская медицинская традиция Юань имела "четыре великие школы", которые Юань унаследовал от династии Цзинь. Все четыре школы были основаны на одном и том же интеллектуальном фундаменте, но отстаивали различные теоретические подходы к медицине.

При монголах практика китайской медицины распространилась и на другие части империи. Китайские врачи были привлечены во время военных кампаний монголов, когда они расширялись на запад. Китайские медицинские методы, такие как иглоукалывание, прижигание, пульсовая диагностика, а также различные растительные лекарства и эликсиры были переданы на запад, на Ближний Восток и в остальную часть империи.

В период Юань было сделано несколько медицинских достижений. Врач Вэй Илинь (1277—1347) изобрёл суспензионный метод вправления вывихнутых суставов, который он выполнял с помощью анестетиков. Монгольский врач Хулан Сыхэй описал важность здорового питания в медицинском трактате 1330 года.

Западная медицина также практиковалась в Китае несторианскими христианами Юаньского двора, где его иногда называли хуэйхуэй или мусульманской медициной. Несторианский врач Иисус Толкователь основал управление западной медицины в 1263 году во время правления Хубилая. Врачи хуэйхуэй, работающие в двух императорских больницах, отвечали за лечение императорской семьи и придворных.

Китайские врачи выступали против западной медицины, потому что её гуморальная система противоречила философии инь и ян и у-син, лежащей в основе традиционной китайской медицины. Ни один китайский перевод западных медицинских работ не известен, но не исключено, что китайцы имели доступ к "Канону врачебной науки" Ибн Сины.

Печать и издательское дело

Монгольские правители покровительствовали печатной промышленности Юань. Китайская технология печати была передана монголам через государство Кочо и тибетских посредников. Некоторые юаньские документы, такие как "Нонг Шу" Ван Чжэня, были напечатаны с помощью глиняного подвижного шрифта-технологии, изобретенной в XII веке. Однако большинство опубликованных работ по-прежнему производилось с использованием традиционных методов блочной печати.

Публикация даосского текста с именем Дорегене хатун, жены Угэдэя, является одной из первых печатных работ, спонсируемых монголами. В 1273 году монголы создали Императорское библиотечное управление-государственную типографию. Правительство Юань создало центры печати по всему Китаю. Местные школы и правительственные учреждения финансировались для поддержки издания книг.

Частные типографии также процветали при Юань. Они издавали разнообразные произведения, печатали учебные, литературные, медицинские, религиозные и исторические тексты. Объём печатной продукции был огромен. В 1312 году 1000 экземпляров буддийского текста, комментируемого Косги Одсиром, были напечатаны только в Пекине. К 1328 году годовой объём продаж печатных календарей и альманахов достиг более трех миллионов в династии Юань.

Религия

Во времена династии Юань существовало множество религий, таких как буддизм, даосизм, ислам, христианство и манихейство. Монголы отличались терпимостью к разным религиям, которая была особенно заметна в первые годы правления Хубилая.

Установление династии Юань резко увеличило число мусульман в Китае. Однако, в отличие от западных ханств, династия Юань никогда не обращалась в ислам. Вместо этого Хубилай, основатель династии Юань, отдавал предпочтение буддизму.

Хубилай был очень любознательным человеком, он лично возглавил дискуссию между буддистами, приверженцами даосизма и мусульманами. Постепенно симпатии хана склонились в сторону буддистов тибетского толка.

В результате тибетский буддизм стал фактически государственной религией.

Откуда в Ханчжоу лошади? Конечно, от монголов. Источник: 搜狐


Департамент высшего уровня и правительственное учреждение, известное как Бюро буддийских и тибетских дел (Сюаньчжэн Юань), было создано в Ханбалыке для надзора за буддийскими монахами по всей империи. Поскольку Хубилай почитал только секту Сакья тибетского буддизма, другие религии стали менее важными. Он и его преемники держали при дворе императорского наставника Сакья (Диши).

До конца династии Юань 14 лидеров секты Сакья занимали пост Императорского наставника, тем самым обладая особой властью.

Изображение Махакалы было высечено в Ханчжоу в 14 веке

В то же время монголы импортировали центральноазиатских мусульман, чтобы служить администраторами в Китае, монголы также посылали китайцев и киданей из Китая, чтобы служить администраторами над мусульманским населением в Бухаре в Центральной Азии, используя иностранцев, чтобы ограничить власть местных народов обеих стран.

Армия

Вооружённые силы монголов в империи Юань развивались под сильным влиянием Китая. Монголы впервые овладели флотом, захватив китайские военные корабли. В армию было набрано множество китайских воинов, служивших, главным образом, в пехоте. Несмотря на это, основой могущества монгольских правителей оставались именно монгольские войска.

Помимо китайцев, в монгольских войсках служили также корейцы, чжурчжэни, кидани и тибетцы. Собственно захваченные в плен воины империи Сун служили главным образом в пехоте и артиллерии. В столице государства располагалась императорская гвардия. К 1352 году в гвардии монгольского хана служили около 100 тысяч воинов.

Императорская гвардия именовалась кэшик. При Хубилае гвардия была значительно расширена. Были созданы корпуса императорской гвардии из монголов, китайцев, тангутов, карлуков, кыпчаков, канглы, русских. Эти новые отряды караульной службы именовались вэй. Также в войсках служили аланы.

Современными потомками кэшиктенов являются несколько современных монгольских родов: хэшигтэны, хорчины, арухорчины, торгуты, баатуды, а также носители родового имени кебтеул. Часть иноземных воинов со временем омонголилась. Это тангуты, асуты — потомки аланов и хангины — потомки канглы.

Особую роль в военных и административных делах вплоть до XVII в. играли «аймаки пяти ванов» — тавнан. Их называли «пятью опорами» или пятью большими аймаками. Это были уруты, мангуты, хорчины, джалаиры, хонгираты и икиресы. В 1217 г. Чингисхан велел Мухулаю организовать войска «пяти дорог» за счёт отбора из этих аймаков сильных и крепких воинов. Так появились войска-таванчи.

В наступлениях они должны были находиться в авангарде войск, а с захватом объектов, то есть городов и мест, на них возлагались охранные функции. По мере увеличения численности росли их авторитет и влияние, благодаря чему некоторые тавнаны имели равные права с князьями и такие же привилегии. Со временем тавнан — выходцы из разных племён, перемешанные с монгольскими аристократами, составили многочисленные роды, которые проживают во многих аймаках современной Монголии.

Почтовая связь

В практическом отношении более важной была масштабная программа по реконструкции дорог и организации почтовой связи, которая значительно расширилась со времен её создания в ханьскую эпоху.

Почтовое ведомство имело 1400 почтовых станций, расположенных на расстоянии от 15-ти до 40 миль друг от друга, 50 тысяч лошадей, 1400 волов, 6200 мулов, 4000 повозок, 6000 лодок и 200 собак, а доставка срочных сообщений осуществлялась со скоростью до 250 миль в день.

По мере роста населения столицы и увеличения числа гостей в резиденции правительства возникла проблема снабжения продовольствием, которая была разрешена удлинением Великого канала, что позволило доставлять товары и продукты из южных районов страны.

Финансы

В 1273 году Хубилай ввёл в обращение банкноты, известные как чао (钞). Бумажные деньги выпускались и использовались в Китае и до Юань; к 960 году империя Сун, испытывая недостаток меди для чеканки монет, выпустила первые банкноты, находившиеся во всеобщем обращении. Однако во времена Сун бумажные деньги использовали наряду с монетами. Юань была первой империей, использовавшей бумажные деньги в качестве преобладающего средства обращения. При Юань банкноты изготовлялись из бумаги, полученной из коры шелковицы.

Правительство Юань использовало деревянные блоки для печати бумажных денег, но в 1275 году перешло на бронзовые пластины.

Юаньская банкнота 1287 года (справа) и её печатная форма.

Монголы решили создать бумажную денежную систему китайского образца на контролируемых монголами территориях за пределами Китая. Юаньский министр Болод был отправлен в Иран, где он объяснил юаньские бумажные деньги двору Ильханата Гайхату.

Болод объяснял, что бумажные деньги ходят так, как будто это и есть золото или серебро. "А где же тогда золото, не находящееся в обращении?" — спросил Гайхату. "Император держит его под надёжным замком", — ответил Болод.

Правительство Ильханата выпустило бумажные деньги в 1294 году, но общественное недоверие к экзотической новой валюте обрекло эксперимент на провал.

Суть бумажных денег и гениальность денежной системы восточных азиатов не была понята населением Ильханата того времени.

В Чагатайском же улусе Болод не задержался, потому что после смерти Чагатая в улусе уже длительное время царили междуусобные войны между монгольскими кланами и наследниками трона. Вражда царевичей и военные действия, сопровождавшиеся грабежом и насилием, наносили непосредственный ущерб осёдлому земледельческому населению.

Монголов действительно не интересовало управление Средней Азией и её внутренние дела и единственный смысл владения Средней Азией они видели в получении с неё доходов через своего ставленника.

Источник : zolord.ru

Похожие материалы
22
​Лукашенко: Мы делаем Конституцию будущего

Конституционная комиссия выполнит социальный заказ Лукашенко.

13 мая 2021, 22:15
87
​Инфляция в Венесуэле приближается к 3000% — население в городах ест траву

Венесуэла является типичным примером страны, экономика которой зависит от экспорта нефти.

13 мая 2021, 21:26
30
В России впервые выявили индийский штамм коронавируса. Чем он опасен

Япония и Таиланд закрыли страну для иностранцев из Индии, Непала и Пакистана. Индийский вирус медленно пробирается в Южную Корею.

13 мая 2021, 20:52
514
Турция назвала первый двигатель для танков именем внука Чингисхана

​Первый двигатель собственного производства, названный именем внука Чингисхана, будет интегрирован в турецкие танки ALTAY.

10 мая 2021, 19:02
​Лукашенко: Мы делаем Конституцию будущего 22
​Лукашенко: Мы делаем Конституцию будущего

Конституционная комиссия выполнит социальный заказ Лукашенко.

13 мая 2021, 22:15
​Инфляция в Венесуэле приближается к 3000% — население в городах ест траву 87
​Инфляция в Венесуэле приближается к 3000% — население в городах ест траву

Венесуэла является типичным примером страны, экономика которой зависит от экспорта нефти.

13 мая 2021, 21:26
В России впервые выявили индийский штамм коронавируса. Чем он опасен 30
В России впервые выявили индийский штамм коронавируса. Чем он опасен

Япония и Таиланд закрыли страну для иностранцев из Индии, Непала и Пакистана. Индийский вирус медленно пробирается в Южную Корею.

13 мая 2021, 20:52
514
Турция назвала первый двигатель для танков именем внука Чингисхана

​Первый двигатель собственного производства, названный именем внука Чингисхана, будет интегрирован в турецкие танки ALTAY.

10 мая 2021, 19:02
75
Россия начала полную проверку исторических учебных программ в школах и колледжах

Минпросвещения РФ одобрило исторические учебники под редакцией помощника президента РФ Владимира Мединского.

09 мая 2021, 22:01
510
​В хазарейском районе Кабула взорвали детей

Число погибших при взрывах у школы в Кабуле возросло до 58.

09 мая 2021, 15:01
88
​В Кремле назвали условие объединения регионов России

В прошлом году был неожиданно прерван процесс объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

09 мая 2021, 13:44
75
​Россия укрепит таджикские Вооруженные силы

Владимир Путин встретился в Москве со своим таджикским коллегой Эмомали Рахмоном.

09 мая 2021, 10:40
93
​Названа лучшая вакцина от COVID-19

На Всемирном конгрессе вакцин выбрали лучшую вакцину от коронавируса. В. Путин также сказал своё слово.

07 мая 2021, 12:49
263
​Сенаторы США призвали Госдеп защитить от Китая демократию в Монголии

Китай может коррумпировать монгольских лидеров и подорвать демократию, верховенство права и судебную систему в Монголии.

06 мая 2021, 22:57
Популярные статьи
717
​Отражение ассимиляционных процессов в структуре хакасов

Об изменении популяционно-генетической структуры популяции хакасов за три поколения.

25 апреля 2021, 18:18
423
​Джунгары и их кочевое ханство

В 1725 году ойраты вернулись и захватили Ташкент, Туркестан и практически весь Казахстан.

18 апреля 2021, 19:43
567
Айны: история настоящих людей

Происхождение, гены, культура. Айны в Японии и России.

10 апреля 2021, 22:00
893
​Новый стар-кластер Чингисхана?

Чингисхан может быть представителем кластера монгольской гаплогруппы N3a5а-F4205.

25 марта 2021, 20:15