Система, в которой работает Цыденов
11 октября 2018, 21:58 571

Прочитал интересную работу Андрея Стародубцева «Достойное правление в недостойных условиях. Почему некоторые губернаторы управляют хорошо?». (СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. - 24 С.).
Работа посвящена обсуждению условий успешной деятельности губернаторов и региональных правительств в современной России. Основываясь на литературе, характеризующей особенности управления в условиях преобладания практик недостойного правления (bad governance) и, в частности, в России, автор описывает проблемы, с которыми сталкиваются региональные правительства в ходе выполнения своих непосредственных обязанностей.
Работа автора ответит на вопрос: насколько стоит ожидать от Алексея Цыденова изменений в социально-экономическом развитии Бурятии? Как глава может демонстрировать активную и устойчивую деятельность по развитию собственного региона? Насколько Глава Бурятии и подчиненное ему правительство обладают достаточной автономией для реализации собственной политики?
Излагаю некоторые выдержки из данной работы.
1. Конечно же, федеральный центр не игнорирует успехи и неудачи региональных властей в области социально-экономического развития регионов, однако существующая система взаимодействия между федеральными и региональными властями не создает необходимых условий и стимулов для активной деятельности региональных властей в этой области. Основным ограничением здесь является низкий уровень административной автономии региональных правительств. Несмотря на статус субъектов федерации, а также на наличие значительного количества полномочий и обязательств, сфера ответственности региональных правительств в России ограничивается исполнением задач, поставленных федеральным правительством перед региональными властями в соответствии с правилами, установленными федеральным законодателем, и регламентами, утвержденными федеральным правительством.
2. Основными инструментами для проведения федеральной воли в региональную жизнь являются межбюджетные трансферты, с помощью которых большая часть российских регионов финансирует свои обязательства и значительная часть которых распределяется по результатам индивидуальных договоренностей между центром и регионами. Такая финансовая опека позволяет федеральному центру установить тотальный контроль над региональными правительствами, используя для этого многочисленные надзорные институты — прокуратуру, следственный комитет, контрольные органы отдельных ведомств.
3. Совмещение авторитарного режима, централизованного принятия решений и децентрализованного их исполнения порождает классическую проблему принципал-агента, а сформированная система управления демонстрирует выбранный путь ее преодоления — усиление контрольных органов и регламентации деятельности не только нижестоящих ведомств, но и тех организаций, которыми они были призваны управлять. Результатом такой системы оказывается высокая бюрократизация управленческих процедур. Отчетность становится основным видом деятельности как органов власти (чем ниже их уровень, тем выше затраты на отчетность), так и управляемых организаций, а представители контрольных ведомств — ключевыми агентами системы управления.
4. Высокая роль контролирующих органов при низком уровне общественного участия порождает усиление коррупции, с которой уже мало что может сделать федеральная власть. Все дополнительные формы контроля (как, например, разработанная система оценки эффективности деятельности региональных органов власти) сталкиваются с проблемой фальсификации данных на нижестоящих уровнях и еще в большей степени увеличивают объем необходимой отчетности.
Полностью работу А. Стародубцева можно прочитать по этой ссылке.
Сергей Хараев