Японским ученым восстановлено реальное Бусидо

10 июля 2019, 00:17 1360 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

картинка: GF.com, фото в статье из открытых источников

Касая Кадзухико - профессор юридического факультета Университета Осака гакуин, почётный профессор Центра исследований японской культуры, долгое время изучал историю становления в Японии реального Бусидо, основанного на архивных документах и других источниках.

Представляем вашему вниманию небольшое эссе автора по данной теме.

Касая Кадзухико: Путь воина как моральная основа японского духа

Бусидо – «Путь воина» – определял отношение к жизни и поступки самурая. С наступлением периода правления династии Токугава – долгого времени без войн и сражений, эти правила сместились в сторону духовной морали, а в конечном итоге они оказали и продолжают оказывать влияние и на принципы социально-экономического поведения широких народных масс в современной Японии.

Среди письменных источников, посвящённых этике самурая, наибольшую известность получила работа «Бусидо» Нитобэ Инадзо. В 1899 году в Нью-Йорке на английском языке была опубликована книга «Бусидо: душа Японии» (Bushido:The Soul of Japan), а в 1908 году благодаря Сакураи Хикоитиро она вышла в переводе на японский язык.

В 1938 году перевод Янаихары Тадао вышел в издательстве «Иванами бунко», после чего с выходом всё новых изданий этот вариант стал стандартом теории Бусидо. Однако оценки этой книги расходятся, и особое внимание обращают на себя критические замечания о том, что изложенная в этом издании позиция, трактующая бусидо как дух высокой морали, сопоставимый с духом рыцарства Европы, была всего лишь фальшивым образом, созданным национализмом эпохи Мэйдзи.

Давайте попробуем поразмыслить о сути этой книги на основе исторического реализма: что подразумевали под «бусидо» люди эпохи существования и активной деятельности реальных самураев?

Образец поведения на поле брани: сражаться, не ведая страха

В средневековом обществе использование слова «бусидо» не просматривается. В средневековье, когда говорили об образцовом поведении воина, пользовались словом «путь коня и лука», говорили о «правилах держащего лук и стрелы».

Первые упоминания слова «бусидо» относятся к письменному источнику под названием «Коёгункан» («Военное зерцало Каи»), известному как своего рода «священное писание» военных наук клана Такэда.

В этом источнике, состоящем из 20 томов, слово «бусидо» встречается более 30 раз. К тому же, поскольку эта книга долго и широко использовалась в воинских кругах в качестве учебника военного дела, она сильно повлияла на распространение термина «бусидо».

В отношении периода создания и авторства «Коёгункан» существует две гипотезы.

Согласно первой, в 1575 году (3-й год эры Тэнсё) вассал Такэды Сингэна, Косака Дандзё Масанобу приступил к ее написанию под воздействием поражения в битве при Нагасино.

Согласно второй, данный труд был собран и отредактирован примерно в 1615 году (начальный год эры Гэнва) стараниями специалиста по воинским наукам клана Такэда по имени Обата Канхёэ Кагэнори.

Сегодня преобладающей является теория о том, что составителем этого труда был сам Косака.

В «Коёгункан» говорится, что путь воина неотделим от успеха на поле брани и неустрашимости в действиях. К примеру, отмечается, что «плохим примером использования людей является назначение того, кто следует путём воина, на интендантскую работу.

Назначать человека, следующего путём воина, на политико-финансовую и административную работу – это предосудительная утрата кадров, поскольку путь воина – это его действия непосредственно на поле брани».

Между тем дальнейшее развитие бусидо уделяет внимание скорее не внешней отваге, а внутренней силе,

подчёркивая необходимость воспитания нравственной силы в человеке.

Обращение бусидо к внутренней сути, обусловлено жизнью без больших войн

«Сёкэнохёдзё» – это учебник военного дела в 20 частях, который подготовил в 1621 году (7 год Гэнва) исследователь военных наук Одавара Сакуун. В 1658 году (4-й год эры Мэйрэки) он был опубликован в 20 томах.

В этой книге также употребляется слово «бусидо», однако в ней утверждается, что истинной сутью бусидо является твёрдость, именуемая силой воли – цельность внутренней преданности собственным убеждениям, которая не склоняется ни перед многочисленными наградами, ни перед могуществом силы.

Эта тенденция особенно отчётливо заметна в опубликованном в 1642 году (19-й год эры Канъэй) трактате о бусидо под названием «Касёки». Автором этого учебной книги в пяти томах, написанного в форме заметок, считается Сайто Тикамори – бывший вассал главного феодала княжества Ямагата. В этом учебнике слово «бусидо» встречается очень часто, причём особо подчеркивается нижеприведенное определение «бусидо», которое даётся воином.

«Истинная суть бусидо состоит в том, чтобы быть самураем, который не лжёт, не лицемерит, не льстит, не двуличничает, не подвержен алчности, не бывает непочтительным, не похваляется, не клевещет, не изменяет своему сюзерену, ладит с товарищами, не волнуется, предупредителен к людям, милостив, обладает сильным чувством долга по отношению к другим и не жалеет собственной жизни».

Фоном для такого углубления содержания бусидо с сохранением без изменений самой сути послужило продолжительное состояние мира, в котором пребывало общество эпохи Токугава.

Состояние мира, продожавшееся более двухсот лет, когда не было ни междоусобиц, ни войн с внешними силами, является беспримерно редким даже в масштабе общемировой истории. В этих условиях бусидо постепенно эволюционировал от одностороннего превознесения отваги, приобретая характер этической доктрины.

В условиях затяжной эпохи без битв воины задаются вопросом смысла своего существования. Они начинают находить для себя новые функции в обществе, выступая не просто воинами, но действуя в качестве представителей структур общественного управления той или иной территорией (бакуфу, княжества). Они выполняют задачи обеспечения общественной безопасности и полицейские функции, занимаются законотворчеством и обеспечивают работу судебной системы.

Всё это должности, требующие воинских качеств, однако, не ограничиваясь ими; воины берут на себя работу в таких областях как транспортная инфраструктура – ремонт дорог и мостов, укрепление берегов и ирригация, разбивка новых рисовых полей и улучшение пахотных угодий, пожарная безопасность и борьба со стихийными бедствиями, восстановление после ударов стихии, развитие новых отраслей производства, больницы и медицина и др.

Пожалуй, можно сказать, что отличие между понятием рыцарства и бусидо состоит как раз в том, что от рыцарей Запада ничего подобного никогда не требовалось.

Большое заблуждение, в которое вводит «Хагакурэ»

Если говорить о посвящённых бусидо книгах, то наиболее известной является работа «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»), продиктованная Ямамото Цунэтомо, вассалом дома Цунэсима феодального княжества Сага.

Эта книга, составленная в 1716 году (начальный год эры Кёхо), широко известна формулировкой «бусидо есть стремление к смерти», создающей ложное представление в духе «бусидо учит умирать».

маска воина самурая, музей воинской славы Токио

На самом деле смысл этой фразы состоит отнюдь не в навязывании смерти.

Она означает, что благодаря постоянной готовности к смерти человек достигает нового состояния «свободы», превосходящего жизнь и смерть, что позволяет «безупречно и всецело исполнить служебный долг воина».

В этой же книге также отмечается, что «предельное служение общественному долгу состоит в том, чтобы руководить государством, убеждая господина», а в случае, если господин движется в неверном направлении – бороться за благополучие княжества и удела, увещевая господина – именно в этом состоит высшее проявление преданности воина. Здесь бусидо также предстаёт в качестве практики закалки характера, уделяющей важное внимание дисциплине.

шлем и маска самурая, музей воинской славы Токио

Просачивание духа бусидо в широкие массы

Следующим важным фактом является то, что проникновение духа бусидо в широкие массы общества, не ограничиваясь воинским сословием, придало ему характер японской национальной морали. Большую роль в этом сыграла уже упомянутая книга «Касёки».

«Касёки» – книга, написанная воином, однако кругом читателей, на которых она рассчитана, являются не воины, а скорее массы обычных людей. Она написана слоговой азбукой кана, поэтому ознакомиться с её содержанием мог каждый, кто только овладел основами чтения в начальной школе или ещё каким-нибудь образом. Более того, книгу, по всей вероятности, читали мальчики и даже девочки, не достигшие совершеннолетия. Поэтому «Касёки» снискала широкую популярность в массах, и книга выдержала множество переизданий, которые неизменно пользовались вниманием читателей.

Примерно в конце XVII века вышла книга под названием «Иллюстрации бусидо от старины до наших дней». Автором этой книжки с картинками был Хисикава Моронобу, который известен как прародитель жанра укиёэ, в ней содержались иллюстрации с героями-самураями и простые комментарии к ним. Эта книжка была рассчитана и на детей.

Можно утверждать, что использование в названии слова «бусидо» свидетельствует о том, что концепция бусидо к тому времени уже широко распространилась в обществе.

Учение о бусидо, изложенное в книге «Касёки», в частности, такие этические взгляды как недопустимость лжи, неприемлемость малодушия, а также необходимость держаться до последнего – оказали большое влияние на образ жизни самых обычных людей, в особенности в отношения формирования в экономической сфере жизни общества, и в первую очередь, в торговле, атмосферы, в которой превыше всего ценится доверие.

Сила влияния бусидо на японское общество и японцев определённо характеризуется как размахом, так и многообразием.

Об авторе Касая Кадзухико

Профессор юридического факультета Университета Осака гакуин. Почётный профессор Центра исследований японской культуры. Специализация: история Японии нового времени, самурайское общество.

Родился в 1949 году. В 1978 году окончил Историческое отделение аспирантуры Киотского университета. Работал профессором Центра исследований японской культуры; на нынешней должности с 2018 года. Работал приглашённым профессором в Берлинском университете, Пекинском университете иностранных языков, Парижском университете.

В числе основных публикаций: «Битва при Сэкигахаре и позиции Осака» («Ёсикава кобункан», 2007), «Традиционная культура и глобализация» («Энтити сюппан», 2009), «История духа Бусидо» («Тикума сёбо», 2017) и др.

маска самурая, музей воинской славы Токио

Источник : zolord.ru

Похожие материалы
63
Известный доктор дал совет, как избежать тяжёлой формы коронавируса

«Сам факт того, заболеете вы или нет, зависит от двух факторов».

Вчера 21:33
153
​Минфин РФ придумал для россиян игру «​Не в деньгах счастье»​

Ведомство рекомендовало распространить новую игру в 60 регионах страны.​

21 ноября 2020, 19:45
171
Путин продлил действие контрсанкций до конца 2021 года

Контрсанкции были введены в 2014 году после того, как Крым вошёл в состав России.

21 ноября 2020, 18:48
98
​Новый президент Молдовы Санду пошла против Кремля

в Кремле надеются наладить рабочие отношения с новым президентом Молдовы.

20 ноября 2020, 21:12
Известный доктор дал совет, как избежать тяжёлой формы коронавируса 63
Известный доктор дал совет, как избежать тяжёлой формы коронавируса

«Сам факт того, заболеете вы или нет, зависит от двух факторов».

Вчера 21:33
​Минфин РФ придумал для россиян игру «​Не в деньгах счастье»​ 153
​Минфин РФ придумал для россиян игру «​Не в деньгах счастье»​

Ведомство рекомендовало распространить новую игру в 60 регионах страны.​

21 ноября 2020, 19:45
Путин продлил действие контрсанкций до конца 2021 года 171
Путин продлил действие контрсанкций до конца 2021 года

Контрсанкции были введены в 2014 году после того, как Крым вошёл в состав России.

21 ноября 2020, 18:48
98
​Новый президент Молдовы Санду пошла против Кремля

в Кремле надеются наладить рабочие отношения с новым президентом Молдовы.

20 ноября 2020, 21:12
131
Сардана Авксентьева​ ​решила продать здание мэрии для пополнения бюджета

Мэр Якутска пояснила, сколько стоит содержание здания мэрии.

20 ноября 2020, 19:24
154
Названы продукты, способствующие лёгкому течению COVID-19

Витамин D сложно получить из пищи или от солнца, поэтому необходимо употреблять продукты, способствующие лучшему усвоению этого витамина.

19 ноября 2020, 21:52
234
​В Бурятии предприниматели устроили митинг против ограничений

Глава Бурятии Алексей Цыденов надеется, что введение ограничительных мер поможет переломить рост заболеваемости коронавирусом в регионе.

18 ноября 2020, 18:37
208
Кремль значительно увеличил расходы на силовиков и госструктуры

Правительство на 500 млрд рублей увеличило расходы на силовиков и чиновников на фоне пандемии.

18 ноября 2020, 16:45
252
​Путина предложили сделать президентом ещё на 10 лет

Законопроект подготовлен во исполнение поправок к Конституции РФ, принятых по итогам общероссийского голосования.

18 ноября 2020, 15:10
382
​Учёные назвали натуральные продукты, убивающие коронавирус

Эти натуральные продукты способны подавлять до 97% коронавирусной инфекции в организме.

17 ноября 2020, 13:03
Популярные статьи
416
Генетическая история популяций Восточной Азии

Исследование геномов из Монголии, северного Китая, Тайваня, бассейна реки Амур и Японии​.

22 октября 2020, 20:19
522
​Тунгусская народная республика или про «право на самоопределение народов» в СССР

14 июля 1924 года в поселке Аян на побережье Охотского моря состоялся Всетунгусский съезд, на котором была провозглашена независимая от СССР Тунгусская народная республика.

20 сентября 2020, 19:56
1897
Китай в годы Второй мировой войны

Какой же вклад внес Китай в борьбу с захватчиком?

15 мая 2020, 01:10
1646
Принципиальные возможности искусственного интеллекта

Почему у искусственного интеллекта никогда не может появиться психика и сознание​.

14 февраля 2020, 01:19