Особенности экономического поведения бурят

22 июня 2018, 01:38 1788 0 Автор: Золотая Орда

Особенности экономического поведения бурят

фото: minkultrb.ru

Глубинные внутренние ценности, сформировавшиеся у этноса в процессе его исторического развития, во многом определяют мотивы, установки и стереотипы поведения его представителей.

Эти внутренние ценности развиваются под воздействием этнических традиций, верований и идеологий. Они передаются из поколения в поколение, закрепляются на этническом уровне и выполняют побудительную и регулятивную функцию при выборе представителями этноса экономических альтернатив жизненного плана.

История этноса всегда может пролить свет на современное положение этноса и предпосылки экономического и социального поведения его представителей, поэтому обратимся немного к истории.

Ко времени прихода русских к началу XVII в. буряты состояли из разрозненных племен эхиритов, булагатов, хори и других, которые к тому времени еще не достигли этнической консолидации и были неоднородны в языковом отношении в результате замкнутых анклавных существований.

В начальный период присоединения к России буряты представляли собой рыхлый союз родоплеменных образований, неспособный вследствие самой внутренней природы кочевого хозяйства к саморазвитию и созданию государственности.

С появлением русских в Сибири началась перестройка системы общественных отношений бурятского общества, его кочевого хозяйственного уклада и жизненных ориентиров, что оказало огромное влияние на динамику и социальную структуру бурятского общества. Можно говорить как минимум о трех составляющих компонентах этого процесса: политическом, экономическом и социокультурном.

Процесс имперского строительства сопровождался обложением бурят данью (ясаком) в пользу государства, ломкой кочевого уклада. По мере втягивания бурят в общероссийскую систему государственных, экономических и иных связей на них были распространены и другие виды податных обязанностей, мало или ничем не отличающиеся от обычного крестьянского тягла.

Буряты быстро усваивали русский язык и встраивались в новую систему хозяйственных отношений. На первых порах буряты становились переводчиками (толмачами), активно вступали с русскими в товарно-денежные отношения и стали называться братскими людьми.

Систематическое распространение православия среди бурят началось с 1681 г., со времени возникновения Даурской миссии, созданного по царскому указу Федора Алексеевича.

Буряты, принявшие православную веру, переходили под покровительство царя. С крещеных братских и тунгусов снимался ясак на пять лет, поэтому добровольное крещение было вызвано не религиозными, а практическими соображениями.

Особенности бурятских нойонов

Особенности экономического поведения бурят

От имени царя крестившимся зайсанам (правителям рода), тайшам (князьям, позднее – главам степной думы) и прочим родоначальникам высылались денежные суммы, ордена, медали, их производили в офицерские чины, предоставляли льготы (Церковь…1932: 101). Крещеные могли причисляться к крестьянскому или мещанскому сословию.

Буряты нередко рассматривали крещение как акт, приносящий им материальную выгоду. В целях получения подарков, рубах, продовольствия они нередко совершали обряд крещения несколько раз (Очерки…1972: 276).

Бурятские нойоны быстро поняли личную экономическую выгоду от коллаборации и проникновения в имперский аппарат управления.

В 1841 г. крестился заседатель Тункинской степной думы Бордой Парушенов, при содействии которого в следующем году было крещено до 800 человек (Кудрявцев 1940: 204–205). В дальнейшем крещеный тайша З. Хамаков способствовал крещению целой тысячи своих сородичей, за что был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, подарками и причислен к дворянству.

В 1841 г. в столице России побывал хоринский тайша Ринчин Доржо Дэмбилын. Там он был крещен, причем его восприемниками (крестниками) были император с императрицей. Вернулся он в звании есаула и именовался тайшой Николаем Николаевичем Дэмбиловым (Бурятские летописи 1995: 127). Надежды получить от него большую помощь в распространении православия не оправдались, так как злоупотребления привели Дэмбилова на скамью подсудимых.

Сын служилого Бадмы Донхосона, гелун Сультим-Шираб Бадмын из рода хуацай, находясь в Петербурге с младшим братом, принял православие, был произведен в надворные советники и награжден серебряной медалью. Позднее он был прикомандирован к госпиталю, работал в Чите и Иркутске (Там же: 129–130).

Буда Хотогын, будучи главой цонгольского рода по наследству, оставил должность по собственному желанию, стал переводчиком маньчжурского и монгольского языков в Кяхтинском пограничном комиссариате. При генерале графе Муравьеве-Амурском он перешел в православие и принял новое имя – Головкин, поступил на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел (Там же: 129).

К главам хоринских родов, как главам крупных консолидированных родов, кочующим на обширных территориях, применялась иная политика непрямого колониального управления. Тайши обладали достаточно сильными «переговорными позициями» при принятии решении о вступлении в русское подданство в обмен на обещания получить во владение обширные пастбища и самостоятельность в управлении своими родами и территориями. В обязанности новых подданных, вступивших в договорные отношения с русским царем, входила служба в иррегулярном сибирском войске, оплата подати, охрана границ и т.д. За это бурятские тайши также получали титулы, награды, денежное довольствие, доступ своих детей к имперскому светскому образованию.

Таким образом, практическая ценность служения новому аппарату и престижность получения государственных почестей и должностей естественным образом встроились в систему ценностей и общественного подсознания бурят. Буряты также унаследовали ценности нового русского образования с целью проникновения в административно-государственные структуры и получения статуса административных должностей.

Уже в середине XIX века у бурятских нойонов служение своему родоплеменному образованию было полностью замещено на служение имперскому аппарату управления.

Истоки стремления бурят к высшему образованию

Начиная с советского периода и в настоящее время сложились благоприятные социально-экономические обстоятельства для реализации этих ценностных установок, которые проявляются в настойчивом стремлении бурят к высшему образованию и карьерному росту в административно-государственных структурах.

Необходимо отметить, что до прихода русских, первоначальные особенности экономического поведения бурят были заложены в результате воздействия древней китайской конфуцианской системы ценностей на соседние народы.

На протяжении всей обозримой истории территориальное соседство центральноазиатских кочевых цивилизаций, в том числе и монгольского сообщества, с китайским суперэтносом неизбежно порождало многочисленные и разнообразные (экономические, военные, политические, этнопсихологические и проч.) контакты между ними. Это обусловило возникновение и развитие процесса взаимовлияния принципиально различных, но объективно соседствующих культур.

Исторические документы и хроники свидетельствуют о том, что буряты также не избежали китайского влияния. В процессе многовековых взаимодействий конфуцианские представления о мире постепенно проникали в систему ценностей монгольского этноса и становились неотъемлемой составляющей их духовной культуры.

С давних пор в народе существовала поговорка, отражающая иерархию ценностей в традиционной культуре бурят: “Адаг баян – адууhа мал, дунда баян – эдир залуу, эрхим баян – эрдэм бэлиг” (“Ненастоящее богатство – скот, среднее богатство – молодость, лучшее богатство – образование”).

Как видим, утверждается первичность в жизни духовного богатства – образования, мудрости. Неслучайно среди бурят до сих пор значителен процент лиц, имеющих не только высшее образование, но и степени кандидатов и докторов наук.

Особенно ярко эти особенности проявились в советский период, что отразилось в статистике того времени: среди всех национальностей СССР именно у бурят был самый высокий показатель числа студентов вузов относительно численности населения (Народное хозяйство СССР. 1922-1982. М.: Финансы и статистика. 1982. С. 33, 517).

Эмпирические наблюдения свидетельствуют о том, что и в постсоветский период продолжает иметь место настойчивость бурят в получении высшего образования. Кроме того, информация о достаточно высоком удельном весе этнических бурят среди преподавателей вузов, научных работников, а также среди лиц, занимающих руководящие и административные должности в органах власти РБ, подтверждает предположение об их упорном стремлении к продвижению вверх по социально-профессиональной лестнице.

По данным переписи 2002 года, из национальностей, проживающих в Российской Федерации, высокий уровень образования (высшее, включая послевузовское) имеют евреи - 590 человек на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше. Далее со значительным разрывом идут осетины и буряты (221 чел), адыгейцы (205), украинцы (2000), балкарцы (197), белорусы и карачаевцы (186), калмыки (183), армяне (180), черкесы (168), русские (166), якуты (161).

К началу 2003 г. на 1000 человек бурятского населения республики в возрасте 15 лет и старше среднее и высшее образование имели 935 человек, а численность лиц с высшим и послевузовским образованием достигла 240 человек (Итоги... 2005: 17–20).

Буряты иногда в шутку называют РАГС (Российская академия государственной службы) – «Бурято-Дагестанская академия».

Какие отрасли притягательны для бурят?

Особенности экономического поведения бурят

Бурятский этнос сформировался в результате кочевого типа хозяйствования в степных и лесостепных природных ландшафтах, поэтому очевидно также, что менее привлекательными для бурят являются отрасли экономики, связанные с природной средой, чуждой потомкам кочевников, такие как лесное и водное хозяйство, горное дело.

Также менее притягательным для бурят оказываются отрасли промышленного производства с их жестким рабочим графиком. По всей вероятности, подобная система труда противоречит глубинным внутренним предпочтениям потомков номадов, поскольку в своих решениях они явно не руководствуются экономическими мотивами. Особенно очевидно это было в советское время, когда заработная плата в промышленности была выше, чем в сельском хозяйстве, но индустриальное производство и тогда не привлекало бурят.

Сферы экономики, которые не требуют ежедневного скрупулезного соблюдения рабочего графика, а, напротив, характеризуются достаточной степенью самостоятельности и автономности работника в трудовом процессе, оказываются наиболее притягательными для бурят.

Таким может быть одно из объяснений относительно большого числа бурят, занятых научными исследованиями и работающих в высшем образовании.

В данном случае можно наблюдать внешнее проявление одного из элементов системы ценностей, сохраненной в общественном подсознании потомков центральноазиатского кочевого суперэтноса. Этим значимым элементом древней системы ценностей кочевников всегда была свобода.

Формальное образование

Настойчивые притязания бурят на высшее образование связаны в первую очередь с конфуцианской ценностью формального образования, т.е. студент-бурят учится прежде всего ради получения диплома.

Практика показывает, что настойчивое стремление непременно окончить университет и получить диплом о высшем образовании не у всех бурятских студентов сочетается с желанием прилежно учиться. Этим они заметно отличаются от китайских студентов, которые тоже нацелены на получение университетского диплома. Но эта нацеленность дополняется практически у всех китайских студентов старанием и упорством в процессе обучения.

Предположительно, корни подобного различия в отношении прилежания в учебе находятся опять же в глубокой истории китайского и монгольского суперэтносов. Многовековое взаимовлияние их культур привело к восприятию монгольским этносом конфуцианских ценностей, однако ценности, воспитанные рисовой культурой как жизненным укладом китайских земледельцев, кочевое сообщество воспринять не могло. Между тем именно эти ценности (сосредоточенное терпение, старание, привычка к монотонному труду, прилежание, скрупулезность и т.д.) играют важную роль в процессе овладения знаниями. Это всегда позволяет китайским студентам быть успешными в учебе, выгодно отличаясь от представителей других этносов, в том числе и бурят, «в арсенале» которых нет и не было рисовой культуры.

Таким образом, можно констатировать, что в экономическом поведении бурят заметную роль играет его этническая составляющая, а анализ позволяет объяснить определенные особенности их экономического поведения.

В экономической литературе дискутируются точки зрения, что высокий образовательный уровень населения приводит к протестным настроениям, забастовкам и т.д. Однако, буряты менее других склонны участвовать в социальных или политических протестных акциях. В другом аспекте буряты, несмотря на глобально возросший образовательный уровень, в большинстве своем не знакомы ни с вероучением, ни с религиозным содержанием обрядов. Многие обращаются к ламам и шаманам только в сложных ситуациях, как правило, связанных с личными или семейными проблемами.

Буряты верят в благотворную силу ритуалов, включающих множество магических приемов предугадывания, прогнозирования и моделирования судьбы. У многих бурят есть амулеты-обереги - как буддийские (дугэргаржаама), так и шаманские (толи). Они предназначены для защиты жизни от злых сил, носят их чаще всего на теле. Во многих домах существует алтарь, где размещены иконы с изображением богини Белой и Зеленой Тары, скульптуры бурханов, фотографии Его Святейшества, четки.

 

Литература:

  1. И.М. Хабаева. «Об этнической составляющей экономического поведения бурят как части монгольского суперэтноса». Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2014. № 1. С. 3-7.
  2. С.Б. Найданова «Демография и образовательный уровень населения» Сборник: Культурное пространство и культурная среда Восточной Сибири и Монголии как фактор развития человеческого капитала Материалы V международного научного симпозиума. науч. ред. Р. И. Пшеничникова. 2014. С. 77-82.
  3. О.В. Бураева. «Православие у бурят (XVII–начало XX в.)». Этнографическое обозрение. 2010. № 1. С. 55-66.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    104 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    358 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    656 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Где спрятана могила Чингисхана
    1004 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    104 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны
    178 0
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны

    За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.

    21 апреля 2024
    История
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    358 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки
    311 0
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки

    В 1746 году Д. Виноградов в своей лаборатории получил первую партию опытного состава русского фарфора. Однако секрет у чуда был прост — свершиться ему помог русский разведчик в Китае.

    13 апреля 2024
    История
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной
    586 0
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной

    По виду они напоминают домашних, но их поведение значительно отличается.

    03 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    656 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024