Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

14 ноября 2019, 00:44 3710 0 Автор: Золотая Орда

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

фото: ЯСИА

В продолжение темы о менталитете якутов учёный-этнолог Людмила Егорова рассказала корреспонденту SakhaDay о том, чем различаются якутские улусы и как Якутии стать флагманом России.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

Людмила Егорова, фото: сахадэй ру

Три группы

- Людмила Ивановна, заметно, что многие всё чаще стали использовать слово «менталитет», значение его известно многим, а, по-вашему, что оно означает?

- Во-первых, у нас в республике очень большой разрыв между наукой, публицистикой и популяризаторами, и термином “менталитет” пользуются в основном психологи. У нас популяризаторы не любят ссылаться на научные исследования нашего региона, нашей республики, и любят выражать мысли, созданные в своей голове из отрывочных сообщений или заголовков в СМИ. Более того, очень многие наши «общественные лидеры» любят высказывать именно какие-то непроверенные свои домыслы.

Менталитет – это склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.

Менталитет саха можно разделить на три большие группы. Это деление очень сильно проявляется по группам улусов в типе хозяйствования, предпочтениях и поведении.

К первой группе относится «скифский менталитет» (то есть скифский тип хозяйствования), который близок к русским, поскольку у нас есть общие скифские архетипические пласты. Он представлен мифологией малочисленных народов и вилюйских улусов, которые являются наследниками более древней мифологии тун уус, о котором писал Илья Гурвич в своей монографии «Оленные якуты». Кроме вышеназванных, скифский менталитет существует, например, и в Амгинском улусе.

Я ездила по многим тюркским странам и поняла, что наиболее близкий менталитет у саха, оказывается, с анатолийскими турками, поскольку они тоже сохранили скифский пласт.

Там есть фамилия Сака, есть город Сакарья, там очень хорошо представлена скифская культура, курганные захоронения тумулус и так далее. Эта тема начала изучаться только в последние годы.

Ко второй группе относится кыпчакский менталитет, близкий к киргизам и казахам, очень ярко представленный хангаласскими саха.

И, наконец, монгольский менталитет, родственный тунгусо-маньчжурам, это Чурапча, к примеру, усть-алданцы обладают смешанным менталитетом.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

Клановость – очень печальное наследие

- И в чём отличие менталитетов по группам улусов?

- Различие в том, что в некоторых улусах сохранился чисто кочевой тип, есть полукочевой, полуосёдлый и осёдлый. Это до сих пор сохраняется и видно, когда ездишь по улусам. Наши улусы можно разделить по этим особенностям.

Когда я была в Монголии и Бурятии, заметила очень странную особенность. Постараюсь объяснить на примере – дрова для топки печи. У нас дрова сначала завозят, потом их колют, затем складывают, а после – уже готовые поленца заносят и растапливают печку. В Монголии и Бурятии как завезли бревна во двор... так и лежат эти чурки, пока их не заколют и не занесут на растопку. Это меня вначале очень сильно удивило, потом я поняла, почему они так делают.

Оказывается, это отголосок классического кочевого хозяйствования. Они впрок почти ничего не готовят, используют только то, что есть “здесь и сейчас”. Поэтому они очень умело используют ситуацию, а у саха этого нет – увы как всегда палка о двух концах... А в современном мире надо быть готовым ко всему и уметь правильно пользоваться сложившейся ситуацией, как кочевники, «здесь и сейчас», и вести экономичный образ жизни, как осёдлый народ.

Мы жили в зимниках и летниках (кыстык и сайылык), поэтому у нас кочевого менталитета особенно-то не существовало.

Мы полукочевые, полуосёдлые, что досталось нам в наследство от тех племён, которые остались от скифского прошлого. В тех местах, где проживали скифы, у народов очень чётко прослеживается полуосёдлость, полукочевой образ жизни.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»


Скифский менталитет, благодаря суровому климату, не исчез, а наоборот закостенел, и поэтому он в Якутии стал преобладающим, поскольку кочевой менталитет может быть лишь в тех местах, где тепло и можно обойтись без хозяйственных и продовольственных запасов: дров, льда, еды и так далее.

У нас, у саха, хозяйственные и съестные припасы готовились заранее, и это говорит о том, что мы не кочевники.

Монгольский менталитет близок к классическому кочевому, благодаря которому процветает клановость (как мы убедились на примере президентства БЕА); среднеазиатский (кыпчакский) менталитет также более родственен кочевому, потому что, судя по кыпчакским тюркам Киргизии и Казахстана, у них кочевой менталитет так и остался.

Кочевой менталитет сохраняет родоплеменную самоидентификацию, и поэтому сейчас в среднеазиатских странах очень сильно развита клановость – очень печальное наследие: нет понятий нации, этноса, суперэтноса.

У нас сейчас есть шанс выработать в себе не только этническую самоидентификацию, но и суперэтническое самосознание, суперэтническую самоидентификацию, но мы пока не можем сформулировать и актуализировать его. Зачатки есть, но пока в республике в этом направлении работа не ведётся.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

- И какой менталитет нужно развить Якутии?

- Конечно же, усилить скифский, чтобы быть актуальными в мире, потому что мы живём в России рядом с русскими. Это задача для Ил Дархана. Есть сфера культуры, духовного развития, академики.

Кавказские тюрки и тюрки малой Азии очень развитые, в некоторых сферах они даже сильнее России, и поэтому это очень необходимый для нас вектор развития.

Если говорить о скифах, то, очевидно, Скифская Империя простиралась от Ближнего Востока да Курильских островов, имела свои ставки в Африке и Европе. Некоторые называют это Тартарией. Поэтому скифский менталитет проявляется и у русских. Русские тоже ведь наследники скифской культуры, поэтому нам повезло, что мы живем в России и что у нас есть общие точки соприкосновения с большинством населения России. Это очень большой шанс, потому что население в Якутии очень маленькое, поэтому мы чисто количественно не можем стать флагманами, но мы можем быть флагманами в качественном смысле, поскольку очень хорошо, просто отлично сохранили скифский пласт культуры. Мы должны использовать то, что у нас есть общие точки соприкосновения со многими регионами Мира, где когда-то жили скифы.

Что касается вектора развития – как считают современные философы, психологи и даже финансисты, в том числе и известный политолог Андрей Фурцев, необходимости в религиях больше не будет. Это тоже очень важно, потому что Россия начнёт вспоминать свои дорелигиозные корни, свой исконный менталитет, и, соответственно, мы будем развиваться в контексте скифских архетипов, потому что большинство населения у нас имеет эти архетипы. Когда в России не будет религиозного диктата, она будет развиваться в контексте скифского менталитета.

Изучая дорелигиозные верования народа саха, я ездила в Подмосковье к славянским неоязычникам. Было очень заметно, что архетипы у нас одинаковые. Они так же, как и мы, ставят украшенные столбы, приносят дары костру.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

Из всего этого понятно, что дорелигиозные верования народов Евразии одинаковые и проявляются в почитании небесного божества в виде солярного и лунного Высших Сил, поклонении солнцу и луне, природе и духам. Поэтому можно сказать, что архетипы у нас одинаковые, соответственно и менталитет аналогично развивается.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»


Религии создали условия для раздробления народов Евразии и подчиненности центрам вне евразийского континента, потому что все религиозные центры находятся за рубежом; например, христианство появилось в Византии и сейчас как духовный центр находится в Греции. Греческая церковь является как бы костяком, все христианские и исламские культовые сооружения, и священные места находятся тоже вне наших границ, поэтому это очень большой минус для развития России.

Надо открыться миру

- Кстати, как вы относитесь к теме алаасного менталитета?

- Этот термин появился в середине 90-х годов, как наследие советского исторического периода, когда население Якутии было под очень большим прессом. Мы являлись национальным меньшинством, в некоторых регионах о нас даже не слышали, что есть саха, и это наложило определённый отпечаток на нашем самосознании и мировоззрении, поэтому термин «алаасный менталитет» непонятен и неточен.

Под этим термином что подразумевается? Это этническое самосознание? В какую категорию относят его – психологическую, философскую, социологическую или этнологическую, совершенно не понятно.

Оно появилось у популяризаторов, которые совсем не разбираются в этнических процессах, истории, и использовали его для того, чтобы раздробить наш якутский, очень многонациональный народ. У нас в Якутии живёт более 30-ти национальностей, и термин «алаасный менталитет» слишком грубый.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

Если говорить конкретно о народе саха, то в различных улусах разные уровни развития, и поэтому говорить о каком-то едином аласном менталитете очень сложно. К примеру, есть мнение, что, к сожалению, там, где живут малочисленные народы Севера, алкоголизм в процентном соотношении очень высок. Почему? А от того, что жить и не пить алкоголь в таком холоде раньше было просто невозможно, живя в таких домах дюкча (дю) – зимой жили в чумах из оленьей шкуры, летом в урасах из бересты, древесной коры или ровдуги. Вот и спивались... Когда царская Россия, чтобы собирать ясак, прописала их в Якутии, бедным людям ничего не оставалось, как пить горячительное, чтобы чувствовать себя нормально. Только представьте, какие условия жизни им предлагались.

Возвращаясь к термину “алаасный менталитет», хочу отметить, что это регресс ужасный, надо усиливать свою веру и открыться миру. Замкнутая система всегда проигрывает.

Ксения АВЕРА

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

Фото: Якуты 1880-x. Иллюстрация "Этнографическое описание народов России”

Источник : sakhaday.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Где спрятана могила Чингисхана
    282 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    622 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    Казахстан выбрал Улус Джучи – осколок Великой Монголии, в качестве великого государства прообраза
    724 0
    Казахстан выбрал Улус Джучи – осколок Великой Монголии, в качестве великого государства прообраза

    Казахстанские историки намерены развернуть большую исследовательскую работу по изучению Улуса Джучи.

    13 января 2024
    Последний набег Золотой Орды на Москву
    570 0
    Последний набег Золотой Орды на Москву

    Окрепшее Московское княжество, пользуясь распрями и смутой среди монгольских ханов, вот уже с 1395 года не платит дань. Но всё изменилось в 1408 году.

    21 декабря 2023
    Где спрятана могила Чингисхана
    282 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы
    382 0
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы

    Одним из недавних по времени появления компонентов в генофонде большинства этносов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы является монгольский генетический компонент, маркирующий одну из самых последних волн миграций на территории Северной Евразии.

    04 марта 2024
    Статьи
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК
    667 0
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК

    Где находится изначальная родина тюрков? Кем были древние тюрки, монголоидами или европеоидами?

    22 февраля 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    622 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»
    598 0
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

    Колониальный порядок Российской империи в Туркестане.

    12 февраля 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    639 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Статьи
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
    658 0
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

    Николай Цыремпилов - ассоциированный профессор Назарбаев университета, на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внёс ясность в этот вопрос.

    05 февраля 2024
    Статьи