Ульяновская область не может озолотиться на китайских туристах

18 июня 2019, 00:33 1014 0 Автор: Золотая Орда

Ульяновская область давно пиарит проекты «красного туризма», завлекает китайцев и приводит бодрые цифры, но озолотиться с их помощью не получается. Агентство по туризму Ульяновской области привело официальную информацию по теме.

«Начиная с 2015 года резко увеличилось число китайских туристов, приезжающих в нашу страну. На фоне обвала рубля и роста благосостояния граждан КНР можно было бы рассчитывать, что гости из Поднебесной помогут российской экономике. Однако, как считают специалисты туриндустрии, этого не происходит.

Китайский въездной туризм остается «вещью в себе», финансовые потоки по большей части обходят нас стороной».

Улпресса разбиралась, что происходит на самом деле и существуют ли перспективы улучшения ситуации.

Кто, сколько и куда

Прошлый год стал рекордным по числу въехавших в Россию китайских туристов. В этом году тенденция такова, что прирост составит около 20% по сравнению с 2018-м, а общее число туристов – более 1,5 млн человек. Впрочем, отдельные чиновники заявляют, что в одной только Москве за прошлый год побывали порядка 2 млн китайских туристов. А сколько времени в России эти «туристы» провели и сколько потратили, не учитывается.

По данным туристической ассоциации «Мир без границ» средний размер безвизовой тургруппы из КНР составляет 30 человек. Средний возраст – 53 года (по индивидуальным визам – 30–35 лет). Средняя продолжительность тура – 8 дней. Как правило, это поездка в Москву и Санкт-Петербург. Программа стандартна и соответствует вкусам китайских туристов.

Ульяновская область не может озолотиться на китайских туристах

Также китайских туристов очень интересует Байкал.

Ульяновская область не может озолотиться на китайских туристах

И как природная достопримечательность, и как объект современной поп-культуры. В 2011 году китайский певец Ли Цзянь исполнил песню «На берегах Байкала», которая стала ужасно популярной после того, как три года спустя засветилась на местной версии шоу «Голос».

Ульяновская область не может озолотиться на китайских туристах

Другая точка притяжения – Мурманск полярной ночью. Целью посещения Заполярья служит зачатие ребенка под свет северного сияния. Считается, что такой ребенок непременно вырастет умным, сильным и талантливым.

Города Дальнего Востока (прежде всего Владивосток и Благовещенск) привлекают китайцев в формате шоп-туров, алко- и секс-туризма. В прошлом году в Приморье въехали 422 тыс. китайских граждан. За тот же период в Благовещенске побывали более 100 тыс. китайцев. После запуска канатной дороги Благовещенск – Хэйхэ планируется увеличить въездной поток до миллиона человек. Аналогичная цифра называется в контексте строительства высокоскоростной железной дороги из КНР во Владивосток. Где будут жить и чем будут себя развлекать этот миллион туристов, не сообщается.

Ульяновский проект «Красный маршрут» (разработан в 2013 году) вошел в число победителей национального рейтинга туристических брендов-2018, с гордостью сообщила ныне уже бывшая директор Агентства по туризму Ульяновской области Юлия Скоромолова.

Почему деньги от туристов идут мимо кассы

Пожилые китайцы по-прежнему боятся ездить в нашу страну без руководителя группы и переводчика.

Ульяновская область не может озолотиться на китайских туристах

В результате китайский турист, желающий поехать в Россию, прежде всего идет в офис турфирмы. А китайская турфирма продает ему безвизовый тур и контролирует на протяжении всего путешествия. Прежде всего финансово.

Для того чтобы понять, как выглядит экономика китайского въездного туризма, рассмотрим типичный китайский тур в Россию.

Средняя стоимость поездки на 7–9 дней составляет 5–8 тысяч юаней (45–70 тысяч рублей). Сюда входят расходы на транспорт, гостиницу, питание в формате «шведский стол» и услуги китайского гида (по межправительственному соглашению в безвизовых группах допускается наличие только одного руководителя из числа граждан КНР). Все это оплачивается еще на территории КНР. В Россию китайский турист едет уже налегке, имея на карманные расходы и покупку сувениров в среднем около 2–3 тысяч юаней.

Существуют и более оптимистичные оценки. Так, по данным ассоциации «Мир без границ», в целом на поездку в Россию средний китайский турист тратит 260 тыс. рублей. В любом случае до российской экономики доходит лишь крохотная часть этой суммы.

Российские турфирмы в схеме приема безвизовых гостей из КНР фактически не нужны.

Они требуются лишь для того, чтобы выслать бланк приглашения для группы. Квалифицированные специалисты из числа российских гидов также являются лишним звеном, хотя на некоторых туристических объектах китайская группа теперь обязана нанимать гида, имеющего соответствующий сертификат, и в последнее время таких объектов становится все больше.

Тур в Россию в глазах путешественников из КНР – это далеко не премиум-класс.

Ульяновская область не может озолотиться на китайских туристах

Китайские туроператоры жестко на всем экономят. Располагая огромными средствами, они могут себе позволить скупать места в российских гостиницах еще в начале сезона блоками, с большими скидками. Так что проживание одного туриста в трехзвездочном отеле во Владивостоке для них будет стоить около 1000 рублей (при этом стандартная цена там в 5–6 раз больше). В ресторанах, где питаются китайские туристы, им предлагается более чем скромный «шведский стол» из расчета не более 120–150 рублей на человека.

Главные траты в России осуществляются в специализированных магазинах, торгующих ювелирными и сувенирными изделиями. Средняя маржа здесь составляет 200–300%, но на отдельные изделия (например, поддельный янтарь) наценка будет до 1000% и выше. Скажем, кусок пластмассы, выдаваемый гидом за янтарь, может стоить до 200 тысяч рублей. Своего янтаря в Китае нет, поэтому разбираться в нем некому. Выручка таких магазинов составляет до 4–5 млн рублей в день. Конкуренции они не боятся, так как открываются под сотрудничество с конкретной турфирмой.

Все перемещения тургрупп контролируются гидом, и шансы на то, что китаец купит что-то вне этих магазинов, минимальны.

Китайские турфирмы забирают 30% прибыли от той суммы, которую потратили поставленные ими группы. Еще 30% забирает непосредственно китайский гид. Средства, оставшиеся после вычета издержек на аренду помещения, ЖКХ, зарплату русским продавцам и выплаты различным партнерам, остаются у китайского бизнесмена, который контролирует магазин.

Помимо прочего, в значительной степени эти траты выведены из-под финансового контроля российских служб, поскольку осуществляются с помощью онлайн-платежей через китайские системы. Определенный позитив тут связан с расширением российской сети терминалов, способных принимать оплату через онлайн-приложения с переводом прямиком на счета в российских банках. Легальная возможность оплачивать покупки через WeChat появилась, например, в duty-free в Шереметьево.

В проигрыше российская туриндустрия

Пока от туристического бума больше всего выигрывают именно китайские туроператоры, и основная добавочная стоимость товаров и услуг, потребляемых китайскими туристами, остается под контролем китайского бизнеса. В проигрыше – сами китайские туристы и российская туриндустрия.

Туристы получают некачественные услуги (достаточно послушать, что рассказывают о культуре и истории России китайские экскурсоводы) и переплачивают за товары, которые им втюхивают их же соотечественники. А российская туриндустрия оказывается чужой на этом «празднике жизни», который оплачен китайцами и ими же придуман.

Ульяновская область не может озолотиться на китайских туристах

Какая-то доля финансового потока все-таки остается в стране. Зарабатывают транспортные компании, гостиницы, проститутки, супермаркеты и те гиды, которые все же добираются до китайских групп.

Кроме того, есть «истории успеха», когда из китайских туристов удается выбить больше, чем тысяча рублей на шоколадки. Например, московские ГУМ, ЦУМ и прочие магазины престижных товаров, начинающие завлекать туристов уже в аэропорту и предлагающие им действительно качественную брендовую продукцию по ценам ниже, чем в КНР. 

Конечно, мы получаем новые рабочие места, налоги от деятельности легальных гостиниц, ресторанов и магазинов, заказы на производство ювелирных изделий и сувениров. Имеется и мультипликативный эффект, поскольку сотрудники китайских компаний, проживая в России, тратят здесь свои зарплаты.

Однако российская сторона не контролирует обслуживание турпотока и практически лишена возможности на него влиять.

Динамика же процессов на рынке такова, что китайский бизнес захватывает все большие ресурсы, в том числе используя классические схемы рейдерских захватов с привлечением российских ОПГ и коррумпированных чиновников. Зачастую китайцы договариваются с русским партнером, который выстраивает предприятие (например, тот же магазин) с нуля, после чего его «кидают» либо разоряют, открыв по соседству такой же магазин и пуская весь поток туристов туда.

Ситуация неизбежно изменится в случае либерализации визового режима с Китаем. Безвизовые группы и организованный туризм вообще – это прошлый век. Безвизовыми группами ездят небогатые китайцы в возрасте 50+. Молодые китайцы уже сейчас предпочитают путешествовать самостоятельно. А в будущем их станет только больше. Вопрос лишь в том, окажемся ли мы к тому готовы. Без развития малого бизнеса, предпринимательской инициативы и правовой базы ответ вряд ли будет положительным.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    251 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    542 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Где спрятана могила Чингисхана
    905 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    1298 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    251 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки
    215 0
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки

    В 1746 году Д. Виноградов в своей лаборатории получил первую партию опытного состава русского фарфора. Однако секрет у чуда был прост — свершиться ему помог русский разведчик в Китае.

    13 апреля 2024
    История
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной
    486 0
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной

    По виду они напоминают домашних, но их поведение значительно отличается.

    03 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    542 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Где спрятана могила Чингисхана
    905 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы
    1031 0
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы

    Одним из недавних по времени появления компонентов в генофонде большинства этносов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы является монгольский генетический компонент, маркирующий одну из самых последних волн миграций на территории Северной Евразии.

    04 марта 2024
    Статьи