​Как предотвратить вымирание и утрату национальных языков в России

19 ноября 2019, 22:47 3292 0 Автор: Золотая Орда

​Как предотвратить вымирание и утрату национальных языков в России

фото: Василий Тараруев (arun-rb.ru)

Проект рекомендаций Рабочей группы по правам коренных и коренных малочисленных народов России.

​Как предотвратить вымирание и утрату национальных языков в России

О ситуации с изучением национальных языков коренных народов России

Коренные народы России разговаривают примерно на 160 различных языках. 24 языка народов России (кроме и русского и языков народов Дагестана) признан в субъектах федерации государственными. Еще 15 языков имеют статус официальных.

При этом сохранение национального языка является обязательным условием самого народа. В условиях стремительной глобализации и урбанизации, стремительной утраты исторического опыта и исторической памяти, сохранения этнического, культурного и языкового разнообразия и многообразия приобретает не менее важное значение, нежели сохранение разнообразия природных зон, флоры и фауны.

Сохранение национальных языков позволяет:

  • сохранить историческую память и исторической опыт народа в качестве живого опыта людей, а не информации, доступной узкому кругу заинтересованных специалистов;
  • сохранить отраженные и закрепленные в языке знания в сфере науки, технологии, культуры, познаний природы;
  • сохранить интерес к традиционным видам хозяйственной деятельности, избежать неоправданной урбанизации, уберечь от разрушения сельскую инфраструктуру, имеющую самостоятельную ценность для страны;
  • избежать пренебрежения к представителям предшествующих поколений;
  • избежать языково-психологической депрессии, когда носители национального языка и присущей для его носителей речи на государственном языке вызывает насмешки и негативное отношение со стороны окружающих.

Однако, как и в ряде других стран мира, в России происходит вымирание и утрата национальных языков, сужение ареала их применения, что влечёт неизбежное обеднение, как российской, так и общемировой культуры. Так, по оценке ЮНЕСКО, в 2009 году около 2500 языков мира находилось под угрозой исчезновения. Из них 131 язык являлся уникальным языком народов России, за редким исключением, не звучащий ни в одной другой стране мира. Есть основания полагать, что за прошедшие 9 лет ситуация могла ухудшиться.

Процессы исчезновения языков малочисленных народов имеют давнюю историю. Так, в XVIII–XIX веках в России безвозвратно исчезли чуванский (родственный юкагирскому), котский, пумпольский, аринский, ассанский (родственные кетскому и образующие с ним Енисейскую семью, сформировавшуюся не менее 15 тыс. лет назад), сойотский, восточно-ительменский, южно-ительменский, моторский, койбальский и ряд других языков. Некоторые из этих языков возникли на заре человеческой истории.

В XX–XXI веках эти опасные процессы продолжились ещё более стремительными темпами.

За 110 лет в России исчезло не менее 8 языков:

  • южно-нивхский язык (в 1945 году его носители были высланы в Японию);
  • югский язык (предпоследний язык Енисейской языковой семьи — древнейшего населения Сибири; перепись 2010 года показала наличие всего лишь одного носителя этого языка);
  • бабинский саамский язык аккала;
  • камасинский язык (последняя носительница умерла в 1986 году);
  • убыхский язык (последний носитель этого языка умер в Турции в 1992 году);
  • сиреникский эскимосский язык;
  • сахалино-айнский и курило-айнский языки.

В Мурманской области группой энтузиастов предпринимаются попытки ревитализации языка аккала, однако государственной поддержки это не находит.

В ближайшие десятилетия в разряд мёртвых языков может перейти ещё свыше 30 языков. Так, медновско-алеутским языком владеет только 5 человек. Обучение на нём не ведётся. Науканским эскимосским языком владеет около 50–70 человек. Язык не изучается. Им владеют в основном люди старшего поколения. Алюторским языком владеет только 25 человек. Из переписи 2010 года этот народ был и вовсе исключён. Язык не изучается. Керекским языком владеет всего лишь 10 человек. К числу кереков себя отнесли всего лишь 4 человека. Язык не изучается. Около 10 человек владеет водским языком, что в 550 раз меньше, чем в середине 19 века. В школе язык не изучается.

Несколько лучше обстоит ситуация у более крупных народов. Однако и многие из них находятся на грани утраты своих языков. Так лишь 20% коряков, 26% эвенов, 32% чукчей знают свой родной язык. Среди ительменов этот показатель составляет всего лишь 2,5%. За период с 2002 по 2010 года количество владеющих мордовскими языками сократилось с 614 до 430 тыс. человек или на четверть.

Причинами вымирания языков являются:

  • искусственное объединение нескольких родственных языков в один (например, 5 языков российских саамов считаются «саамским языком», 4 языка российских карел - «карельским языком», южно-юкагирский и северо-юкагирский языки - «юкагирским языком»);
  • отрицание существования некоторых идиом, сложившихся в самостоятельные языки народов России (например, поморской говори, тувинцев-терехольцев);
  • отсутствие до недавнего времени у Минобрнауки программы подготовки учительских кадров для изучения национальных языков и обучения на них;
  • разрушение языковой среды в связи с сокращением числа лиц, ведущих традиционную хозяйственную деятельность и сокращением традиционного землепользования;
  • неспособность органов образования совместно с другими ведомствами и представителями гражданского общества разработать систему мотивации для изучения представителями коренных народов и иными лицами региональных языков и языков национальных меньшинств;
  • отсутствие или недостаточность информационных ресурсов на указанных языках в сети Интернет, в сфере радио и телевещания, издании литературы;
  • не придание языку предусмотренного законом статуса;
  • сложный порядок согласования учебных пособий, который является дискриминационным для представителей малочисленных народов;
  • создание искусственных препятствий для изучения родных языков;
  • отсутствие в большинстве регионов позитивной практики устойчивого двуязычия;
  • уклонение Государственной Думой ФС РФ от ратификации подписанной Президентом России ещё в 2001 году Европейской Хартии региональных языков;
  • перевод местного компонента школьного образования, в которое входит изучение национального языка, на местное финансирование;
  • низкий удельный вес национально-регионального компонента в Федеральном базисном учебном плане (ФБУП) — 10–15%;
  • включение языков, не имеющих статус региональных в компонент образовательного учреждения в ФБУП — также 10–15%.
  • сокращение с 27 до 21 количества языков, на которых велось преподавание в школах образовательных предметов с 2002 по 2013 год.

Не было организовано обучение на языках народов России. Так, если в начале 1930-х годов обучение осуществлялось на 48 языках коренных народов России, то в настоящее время такое обучение производится не более, чем на 12 языках.

Как отмечают специалисты, для полноценного развития языка он должен развиваться в разнообразных сферах — бытовой, учебной, деловой, научной, производственной, в каждой из которых формируется свой стиль языка. Если же язык применяется только в семье, это приводит к обеднению словарного запаса, полноценное развитие языка прекращается.

Принятые в 2018 году поправки о «добровольности» изучения национального языка направлены на дальнейшее сокращение лиц, знающих и применяющих национальный язык, его забвение, вытеснение на этом этапе русским языком.

Следует отметить, что основной международный документ о защите прав детей — Конвенция о правах ребенка — не предусматривает ни добровольности при получении образования, ни добровольности при изучении отдельных предметов. Напротив, Конвенция предусматривает обязательность начального образования.

Часть 4 статьи 43 Конституции РФ предусматривает обязательность основного общего образования. Такая обязательность вытекает не из стремления государства принудить ребенка или его родителей к выполнению некоей обязанности в чужих интересах, а из презюмирования вывода о том, что ни ребенок, ни его семья на стадии получения образования могут не осознавать его социальной и духовной ценности, влияния полученных знаний и навыков на судьбу ребенка и будущее страны в целом.

Нет никаких оснований считать, что изучение национального языка должно осуществляться на иных принципах, нежели изучение других важных предметов.

Вместе с тем, по информации Минпроса, Минобрнауки и ФАДН, в 2018/19 учебном году ситуация с изучением родных языков улучшилась. Обучение велось на 24 государственных языках субъектов РФ (что на 8 языков больше, нежели в предшествующем учебном году). Создан Фонд сохранения и изучения родных языков, а также Институт развития родных языков при Минпросвещении. Распоряжением Министерства Р-60 принята Федеральная целевая программа «Научно-методическое и кадровое обеспечение изучения родных языков». Выпущено 202 учебника на 10 родных языках (в предшествующем году — 98 учебников на 6 языках). Вместе с тем разработка и издание учебников производится на основании поступающих региональных заявок.

В связи с этим рекомендуется:

1) Президенту РФ преобразовать Совет по русскому языку при Президенте России в Совет по русскому языку и родным языкам других народов России.

2) Государственной Думе РФ:

  • ратифицировать Европейскую Хартию региональных языков и языков меньшинств;
  • ратифицировать Декларацию ООН «О правах коренных народов» от 13.09.2007 г.

3) Правительству РФ при участии Совета, Минобрнауки, Минпроса, и ФАДН разработать и принять Федеральную целевую программу защиты, сохранения и развития региональных языков и языков национальных меньшинств.

4) Министерству просвещения РФ и Минобрнауки РФ:

  • разработать Дорожную карту изучения национальных языков народов России;
  • направить в Совет сведения о:

а) подготовке преподавательских кадров для изучения языков коренных народов в 2014–2019 годы;

б) трудоустройстве специалистов, подготовленных для изучения языков коренных народов в 2014–2019 годы (сведения могу быть получены в опросной форме);

в) динамике количества образовательных учреждений, в которых изучаются языки коренных народов в 2014–2019 годы;

г) динамике количества учащихся образовательных учреждений, которые изучают языки коренных народов в 2014–2019 годы;

д) динамике выпуска учебников по изучению языков, литературы, культуры и истории коренных народов в 2014–2019 годы, как по наименованиям учебников, так и по их тиражу;

е) образовательных учреждениях, где осуществляется подготовка преподавателей родного языка народов России;

ж) информацию о заявках на обучение преподавателей родных языков народов России по регионам за 2016–2019 годы и их удовлетворении.

5) ФАДН России при участии Минкульта, Минпроса и Минобрнауки обеспечить приоритетную поддержку вымирающих языков.

6) Органам исполнительной власти РФ обратить внимание на то, что обучение на бюджетной основе преподавателей родных языков производится в учреждениях Монобрнауки на бюджетной основе.

7) Постоянной рабочей группы Совета по коренным народам:

  • провести следующее заседание в Институте развития родных языков при Минпросвещении, посвятив его вопросам изучения родных языков коренными народами;
  • провести заседание Рабочей группы, посвященное подготовке переписи населения 2020 года.

8) Минпросвещению, Минобру и ФАДН при разработке плана действий по сохранению вымирающих языков, исходить и следующего плана действий:

  • выявление носителей языка, а также лиц из числа носителей, которые могли бы осуществлять обучение языку;
  • проведение лингвистических исследований языка для создания базы текстов, записей устного народного творчества;
  • выявление детей и взрослых, желающих изучать родной язык;
  • организация их обучения языку;
  • подготовка преподавателей национальных языков, а также подготовка и издание учебников;
  • включение изучения языка в учебные планы образовательных учреждений, в планы работы учреждений культуры, НКО и т. д.;
  • выделение грантов на изучение и восстановление языков;
  • проведение этнографических исследований.

Источник : an-babushkin.livejournal.com

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    126 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    461 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Где спрятана могила Чингисхана
    829 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    1228 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    126 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки
    132 0
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки

    В 1746 году Д. Виноградов в своей лаборатории получил первую партию опытного состава русского фарфора. Однако секрет у чуда был прост — свершиться ему помог русский разведчик в Китае.

    13 апреля 2024
    История
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной
    395 0
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной

    По виду они напоминают домашних, но их поведение значительно отличается.

    03 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    461 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Где спрятана могила Чингисхана
    829 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы
    899 0
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы

    Одним из недавних по времени появления компонентов в генофонде большинства этносов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы является монгольский генетический компонент, маркирующий одну из самых последних волн миграций на территории Северной Евразии.

    04 марта 2024
    Статьи