1920-е: трансформация бурятских женщин

17 октября 2018, 19:56 2750 0 Автор: Золотая Орда

В монгольских сообществах вопрос женской эмансипации до 1920-х гг. не поднимался. Роль и предназначение женщины определялись тысячелетним культурным укладом кочевников. На общественно-политическом уровне выше семьи и рода не происходило никакой реализации ее социальной роли.

20-40 гг. прошлого века характеризуются бурным строительством нового государства. Известно, что в дореволюционный период женщины Бурятии не принимали участия в общественно-политической жизни. Они были заняты в основной массе семьей и ведением домашнего хозяйства.

В Бурятии переустройство быта на новый лад составляло сложную и трудную задачу культурного строительства. Преобразования в быту осуществляются более медленно, чем экономические и социальные. Обычаи быта были особенно устойчивы и живучи в связи с традиционностью общества.

У восточных бурят преобладало в основном развитие традиционного типа хозяйства и культуры на основе полукочевого и кочевого скотоводства, когда производство во многих отношениях было неотделимо от домашнего быта и в значительной степени сохранялись патриархальные традиции, обычаи, нравы и привычки.

У русского населения Бурятии к тому времени уже существовал и увеличивался самостоятельный промышленный рабочий класс, росло городское население, хотя в целом продолжало преобладать сельское население, занятое преимущественно земледелием, скотоводством и подсобными промыслами.

Бурятский этнос характеризовался внутренней дифференциацией на субэтнические группы, во многом воспроизводящей архаичные родоплеменные структуры, законсервированные царской администрацией посредством Степных дум.

К началу двадцатого века западные буряты были более подвержены русификаторскому ассимиляционному воздействию, что проявилось в том числе и в конфессиональных различиях между прибайкальскими и забайкальскими субэтническими группами бурят.

1920-е: трансформация бурятских женщин. Как советское правительство повлияло на традиционную жизнь бурятских женщин.

Особенности работы среди женского населения в Бурятии определялись, прежде всего, необходимостью адаптации ее механизмов к существенным различиям между этническими группами бурят.

Среди этнических групп бурят существовало различие в уровне вовлечения женщин в общественно-политическую и экономическую деятельность; уровне освоения европейской (русской) культуры, различий в хозяйственно-бытовой сфере, а также в социальной и политической организации локальных групп.

Также весьма существенным было различие между западными и восточными бурятами по уровню европейского (русского) образования. Однако наиболее важным представляется более глубокое проникновение новых социально-экономических тенденций развития общества западных бурят в виде капиталистических отношений, имущественной дифференциации, что в значительной степени определило более высокую долю их участия в большевистской организации, а затем и в партийных и советских органах.

1920-е: трансформация бурятских женщин. Как советское правительство повлияло на традиционную жизнь бурятских женщин.

Именно западные буряты во многом стали кадровым источником советского строительства в республике, особенно на начальном периоде. При Бурят-Монгольском обкоме РКП (б) женотдел был создан в марте 1922 г., во главе с Марией Сагадаровой. Уже на первом заседании 10 марта 1922 года были обсуждены вопросы организационного характера о комплектовании и укреплении аймачных женотделов, о подготовке кадров женорганизаторов.

Новое время изменило привычный образ жизни традиционного бурятского общества и активно стало привлекать женщин к экономической и общественной деятельности. Советская власть дала им возможность реализоваться в принципиально новых условиях. И женщины довольно активно откликнулись на эти веяния. Мы можем об этом судить по данным различных источников: архивов, СМИ, мемуарных воспоминаний и т.д.

Благодаря этому можно проследить грандиозную картину трансформации положения женщин в данный период.

Так, 14 апреля 1920 года в Верхнеудинске в зале Новообщественного собрания города состоялся женский митинг, организатором которого был Верхнеудинский комитет РКП(б). Его основной целью являлось, как было сказано: «втянуть женщин в активное социалистическое строительство».

Уже тогда партия давала установку о выдвижении женщин на руководящие должности. В числе женщин-выдвиженок были зав. женотделом обкома ВКП(б) работница Пронина, ответинструктор БурЦИКа работница Ананьина, зав. бюджетным отделом Наркомфина – крестьянка, бурятка Белехаева. Часть женщин-выдвиженок возглавила советскую работу. 11 женщин были избраны председателями сомонных и сельских Советов, одна работница – председателем горсовета, 7 – заместителями председателей районных и сельских исполнительных комитетов.

В 1929 г. женщины принимали активное участие в работе центральной комиссии по улучшению быта женщин-тружениц Востока, организованной БурЦИКом. В номере газеты «Бурят-Монгольская Правда» от 12 марта 1929 года был напечатан призыв: «Начинаем культурный поход за бытовое раскрепощение женщин».

Именно с этого момента начинается систематическая работа среди женского населения республики по вовлечению их в новую советскую жизнь. В инструкциях женотдела по работе с женским населением в его составе выделялось четыре группы:

1) группа русских и западно-бурятских работниц и крестьянок;
2) семейские женщины;
3) «женщины-восточницы» (восточные бурятки).

Одним из инструментов пропагандисткой политики ликвидации неграмотности и вовлечения женщин в производственный сектор стали «Дома буряток» и «передвижные красные юрты» как новая форма работы среди женщин восточных аймаков.

Так, были разработаны кочевые формы работы среди женщин республики. В Хоринском и Агинском аймаках впервые начали работу кочевые организаторы, разъезжавшие по улусам. Там они проводили агитацию советской власти, причем через мероприятия практической помощи, на основе культурно-показательной работы в сельском хозяйстве, домоводстве и т. д.

К ноябрю 1926 г. уже все хошорганизаторы были переведены на кочевые формы работы. Также высокую эффективность продемонстрировали передвижные «красные юрты», которые начали свою работу в 1927 г. В их штат входили заведующая юртой и патронажная сестра. В республике их насчитывалось более десяти – в Хоринском, Селенгинском, Агинском, Верхнеудинском, Баргузинском и Баунтовском районах. В этих юртах в свое время работали В. Егорова, А. Барлукова, Е. Халтанова, О. Баранникова, Т. Никотеева, М. Рампилова и др.

Женщины занимались в кружках по охране материнства и младенчества, по ликвидации неграмотности, учились основам ведения хозяйства и санитарно-гигиеническим правилам. В результате работы красных юрт была ликвидирована неграмотность значительной части населения, повысился уровень политического и бытового сознания местного населения.

1920-е: трансформация бурятских женщин. Как советское правительство повлияло на традиционную жизнь бурятских женщин.

Модницы 20-х годов прошлого столетия (США)

Работали они от трех до семи месяцев. Деятельность в основном была рассчитана на привлечение наибольшего числа женщин местного коренного населения с помощью проведения мероприятий практической помощи. При юртах работали кружки, открывались медицинские консультации.

Организация передвижных юрт давала возможность проводить реальную работу по поднятию культурного уровня бурятских женщин, внедрению навыков санитарии и гигиены и оздоровлению быта.

В июне 1927 г. в Агинском аймаке был организован первый Дом бурятки, его заведующей была назначена А. Д. Далбаева. Основной задачей являлось привитие элементарных практических культурных навыков по поднятию животноводства, сельского хозяйства, по улучшению ведения домашнего хозяйства, приобретение гигиенических и санитарных навыков, ликвидация неграмотности.

При Домах бурятки организовывались четырехмесячные курсы «Школы кройки и шитья», кружки ликбеза, в которые постепенно втягивалось все большее число женщин буряток. После окончания курса обучения выпускниц Дома бурятки направляли заведовать избами-читальнями, которые к тому времени были открыты повсеместно. При избах-читальнях организовывались красные уголки крестьянки-бурятки, где находилась специальная литература на бурятском языке.

1920-е: трансформация бурятских женщин. Как советское правительство повлияло на традиционную жизнь бурятских женщин.

Проводились женские собрания, на которых обсуждались различные вопросы, начиная с политических и заканчивая своеобразными «мастер-классами», где женорганизаторы на практике обучали женщин новым бытовым навыкам: мытью посуды и полов, стирке белья, купанию детей. Курсанток обучали грамоте, разъясняли политику партии, прививали новые гигиенические правила поведения, транслировали коммунистическую идеологию.

С юмором активистки вспоминают как учили своих подопечных мытью в бане.

«Многие уклонялись от стирки белья. Большим событием было и то, что наши курсантки впервые в жизни мылись в бане, одевали белье и платья. В бане с трудом их заставляли раздеваться, раздетые, они забивались в угол, стыдясь показаться нагими. И мне приходилось рассказывать, как моются в городе в общих банях, по одной вытаскивать и мыть их как маленьких детей».

Наличие многонационального населения, традиционность общества, низкая грамотность, разбросанность территории и отсутствие крупных промышленных центров в условиях становления политического режима выступили основными факторами формирования особого направления государственной политики в отношении женщин Бурят-Монголии.

Существенно, что итогом реализации мероприятий советского государства явилось реальное улучшение качества жизни женщин, массовое повышение уровня их образования, изменение их социально-политического положения в целом.

Согласно статистическим данным, за период 1926-1939 процент грамотности серди женщин в возрасте от 9 до 49 лет увеличился с 21,3% до 77,4%. Образование дало возможность поступать в ФЗУ (фабрично-заводское училище), ВУЗы. Этот факт способствовал и личностному развитию женщины не только в качестве работника, но и как личности.

1920-е: трансформация бурятских женщин. Как советское правительство повлияло на традиционную жизнь бурятских женщин.

клуб в с. Цаган-Оль. Построен в 1936 г.

В Бурятии в годы первой пятилетки началось вовлечение женщин и в промышленное производство. Более того, партийные организации промышленных предприятий, выполняя это решение, выдвигали наиболее способных и энергичных работниц на должность мастеров, посылали их на курсы повышения квалификации, направляли в техникумы и институты, помогали осваивать более сложные профессии, проводили мероприятия по улучшению их быта.

Если в первые годы советской власти в промышленности Бурят-Монголии почти не было женщин, то в конце восстановительного периода, т.е. в 1925 г., в промышленное производство было вовлечено около четырехсот женщин. В среде рабочего класса они активно участвовали в агитационном стахановском движении. Данное мероприятие способствовало увеличению производительности труда по всей стране и дало многим женщинам возможность проявить себя.

Таким образом, изменение положения бурятской женщины коснулись политической, экономической, образовательной и культурной областей. В эти годы женщины стали выходить на передовые общественно-политические позиции. Особая роль в этом отводится М. М. Сахьяновой.

1920-е: трансформация бурятских женщин. Как советское правительство повлияло на традиционную жизнь бурятских женщин.

Начиная свою политическую деятельность еще в дореволюционный период (член партии с 1916 года), она продолжила ее активным участием в становлении БМ АССР. После образования бурятской автономной республики М.М. Сахьянова работала заведующей агитационно-пропагандистским отделом Бурятского обкома партии. А в октябре 1924 года, когда Трубачеев выехал на учебу, она была избрана секретарем обкома партии. Секретарем обкома М. М. Сахьянова работала бессменно до VI областной партийной конференции (декабрь 1928 г.), то есть все самые трудные годы становления Бурятской республики.

В этот период можно выделить другую активную общественницу, политика и экономиста С. Я. Ербанову, которая в статье журнала «Социалистическое строительство» рассмотрела и проанализировала экономическую ситуацию в БМ АССР и подвела итоги индустриализации за первые два года второй пятилетки. Кроме того, она являлась женой главы правительства БМ АССР и основным идеологом промышленного преобразования М. Н. Ербанова.

Среди активных строителей новой эпохи можно отметить первую руководительницу женского движения в Бурят-монгольской АССР М. В. Сагадарову (1901-1926). Мария Владимировная Сагадарова была направлена на работу среди женщин.

В течение 1920-1921 гг. она разъезжала по деревням и улусам, хошунно-волостным центрам и выступала на женских собраниях и конференциях с пламенными речами и докладами. Она говорила о том, что такое советская власть, что она даст трудящимся крестьянкам, кто такой Владимир Ленин, что такое партия и комсомол, в чем их задачи и что надо делать женщинам, чтобы скорее покончить с разрухой, чтобы жить хорошо и иметь возможность учить детей.

Можно сделать вывод и о личностном росте женщин: от векового социально пассивного положения, ограниченного хозяйственно-бытовой сферой до активного строительства нового общества.

Развитие общественно-политической, экономической, культурной, промышленной сфер стало стартовой карьерной площадкой для многих женщин. Появились плеяды ярких общественниц, активных деятелей общественно-политической сферы.

К моменту празднования десятой годовщины образования Бурят-Монгольской АССР бурятские женщины занимали высокие посты в правительственных учреждениях. Например, наркомом здравоохранения была У. А. Бабушкина, зампредседателем Госплана С. Я. Ербанова, замнаркома просвещения А. А. Бартанова.

Как видим, смена образа жизни женщин породила фундаментальные изменения в менталитете и их дальнейшей роли в истории данного региона. Женщины стали более самостоятельными, у них появилась возможность проявить себя в карьере, общественно-политической жизни.

Санитарная работа

1920-е: трансформация бурятских женщин. Как советское правительство повлияло на традиционную жизнь бурятских женщин.

На первом съезде Советов Бурят-Монгольской АССР (6–12 декабря 1923 г.) в отчетном докладе Революционного Комитета БМАССР его председатель М.Н. Ербанов отметил:

«В отношении состояния народного здравия наша республика находится в катастрофическом положении. Отсутствие в должном размере медицинских учреждений, средств на их оборудование, темнота и косность населения есть общие объективные условия, не дающие в должном размере развернуть деятельность Наркомздраву. Большинство населения, особенно семейское крестьянство и буряты, находятся в кабале у разного рода шарлатанов, знахарей и лам».

Нарком здравоохранения А.Т. Трубачеев поставил конкретные практические задачи, которые надо решать:

«Состояние здоровья населения Бурреспублики в целом и в большей степени зависит от невежественности, малокультурности и абсолютной санитарной безграмотности. Если санитарным просвещением нам удастся разрешить этот ужасный санитарный быт сельских граждан, если мы каждому такому гражданину сумеем втолковать и дадим осознать все необходимое для сохранения его здоровья, то мы сможем с уверенностью сказать, что в деле оздоровления населения мы сделали больше, чем постройка целой сети лечебных учреждений».

Между тем разрешение главных проблем здравоохранения требовало масштабного охвата женщин и детей медицинской помощью, их активного вовлечения в санитарное просвещение. Несмотря на отмечавшееся многими исследователями природное здоровье кочевников [Барадин 1925: 5-6], монголы и буряты были беззащитны против венерических болезней, занесенных к ним с запада – через Россию, с востока и юга – через Китай. В Бурят-Монголии, Монголии и Туве были чрезвычайно распространены сифилис и гонорея. Они оказывали сильное негативное воздействие на репродуктивное здоровье населения [Башкуев 2016: 386].

Советские врачи видели в венерических болезнях причину высокой детской смертности, низкой фертильности, большого числа врожденных патологий.

В силу сложившихся к тому времени в медицинской науке представлений и действительно угрожающих масштабов венерических заболеваний у монгольских народов в советском медицинском сообществе сформировалась алармистская точка зрения об их дегенерации и вымирании. Она была быстро интегрирована в социально-модернизаторский дискурс большевиков, представлявших венерические болезни как «тяжкое наследие царизма», «бич коренных народов» и т.д.

Охват политикой всеобщего здравоохранения многочисленной и политически аморфной социально-демографической общности – бурятских и монгольских женщин – имело как практическое значение (оздоровление, улучшение репродуктивной функции, снижение материнской и детской смертности), так и политический потенциал.

1920-е: трансформация бурятских женщин. Как советское правительство повлияло на традиционную жизнь бурятских женщин.

В инструкции по реализации плана санитарнопросветительной работы на врачебном участке основными формами ее проведения предлагались: 1) проведение лекций и бесед; 2) организация вечеров вопросов и ответов; 3) выпуск стенгазет; 4) оборудование выставок и уголков здоровья в амбулаториях, избах-читальнях и красных уголках; 5) организация кружков санитарной грамоты и первой помощи; 6) организация конкурсов и соревнований на лучшее проведение санитарнопросветительной работы; 7) организация декадников чистоты и борьбы с заразными болезнями, участие в культ- и санпоходах. Примерная тематика предлагаемых бесед: «Как бороться с сыпным тифом», «Чистота и здоровье», «Какую пользу приносят предохранительные прививки», «Насекомые – враги человека», «Что такое санминимум и как он проводится». Проведение санитарнопросветительной и профилактической работы находилось под постоянным контролем Бурнаркомздрава.

В переходе на новый быт очень важную роль играло женское движение. Массовой формой организации женщин стали делегатские собрания, большую роль играла индивидуальная агитация. В районах с кочевым и полукочевым населением был введен передвижной метод работы женорганизаторов, создавались передвижные красные юрты и дома буряток.

В июле 1926 г. были введены в качестве опыта в двух аймаках (Агинском и Хоринском) кочевые организаторы, которые проводили разъездную работу, проводили беседы, собрания, вели работу среди женщин, которая сопровождалась мероприятиями практической помощи – по домоводству, санитарии, гигиене. Опыт их работы дал положительный результат. Поэтому, в ноябре 1926 г. всех хошорганизаторов среди женщин в кочевых районах, к которым относилось 6 аймаков, перевели в кочевые организаторы.

Кроме того, окончивших 3-месячные курсы буряток-восточниц, в количестве 10 человек назначили кочевыми организаторами в качестве практикантов. Работа кочевого организатора заключалась в оказании практической помощи в области сельского хозяйства, домоводства. Они работали в течение 6 месяцев, на этой работе использовались в основном курсантки различных образовательных учреждений.

Ими проводилась работа в форме бесед по программе делегатского собрания и по определенной программе по домоводству, куда входило обучение практической работе – выпечка хлеба, стирка белья, уход за детьми, уборка жилища, гигиена тела, мытье посуды, беседы по животноводству и т.д. В 1927 г. были организованы передвижные женские красные юрты в Хоринском, Агинском, Верхнеудинском и Троицкосавском аймаках.

15 июня 1927 г. в Агинском аймаке для более систематической и углубленной работы среди женщин был организован «Дом бурятки». Кроме названных форм работы применялись и другие – делегатские собрания и улусные районные массовые женские собрания, красные поляны, а также – индивидуальная агитация – беседы по юртам.

Основной задачей красных женских юрт являлся охват воспитательной работой отсталых слоев кочевниц, через наиболее приспособленные формы и методы работы, которые соответствовали передвижному характеру жизни кочевого населения. Работа ее строилась на проведении мероприятий практической помощи (демонстрация работы швейной машины, сепаратора, выпечка хлеба в русской печи, стирка белья, медконсультация). Обучение женщин в красной юрте практическим навыкам являлось основой освещения роли той практической работы в юрте в деле переустройства улуса на новых началах.

Средства на содержание юрт в основном шли из госбюджета по линии Главполитпросвета. Так, в 1927–28 гг. финансирование трех красных юрт было проведено по госбюджету, только Хоринская юрта была проведена по областному бюджету.

Штаты юрт состоят из двух работников – заведующей юртой и медработника (зав. медконсультацией). Что касается оборудования, то Агинская имеет собственную войлочную, другие нанимают у населения за неимением в продаже. В юртах поставлены русские печи, примитивные прачечные, швейные машинки, сепаратор, медицинские предметы для проведения консультаций. При Агинской и Верхнеудинской юртах организованы детские ясли.

Шестой съезд Советов БМАССР, открывшийся 22 декабря 1934 г., подводя итоги роста здравоохранения за 10 лет существования республики, отметил, что благодаря успешному развитию медикосанитарного дела было достигнуто значительное улучшение санитарного состояния населения. Об этом свидетельствовало снижение детских инфекционных болезней, трахомы, туберкулеза и значительное улучшение показателей естественного движения населения.

1920-е: трансформация бурятских женщин. Как советское правительство повлияло на традиционную жизнь бурятских женщин.

Вера Ринчиновна Боянова

Если в 1924 г. рождаемость бурятского населения составляла 16,4 на 1000 человек, то к 1934 г. она повысилась до 31. Естественный прирост населения за этот период увеличился с 3,7 до 15,5 на 1000 человек. В течение 1935–36 гг. предполагалось обеспечить все аймаки санитарными инспекторами, форсировать строительство бань, дезокамер и дезопропускников на каждом предприятии, в совхозе, МТС и колхозе. Наркомздраву предлагалось усилить борьбу с социальными болезнями, точнее их профилактику и повысить санитарную культуру населения.

Во время культпохода в июне 1935 г. ведущей формой стал месячник санитарии. В аймаках, селах и улусах работой руководили созданные санитарные штабы. В ходе месячника проверялась деятельность социально-бытовых секций сельских, сомонных и булучных Советов. Во многих аймаках закладывались сады и палисадники, строились спортивные сооружения и площадки. В отсталых аймаках в быт внедрялись современные предметы санитарии и гигиены, строились бани, уборные и т.д.

Разносторонняя оздоровительная и санитарнопросветительная работа среди населения Бурятии, проведенная медицинскими работниками, всей общественностью к концу 1930-х годов дала значительные результаты. В постановке дела здравоохранения республика вышла на уровень средних показателей по РСФСР. Резко была снижена смертность, заметно сократилась заболеваемость социально опасными болезнями, повысилась рождаемость, особенно коренного населения.


Источники:

  1. Номогоева В.В., Плеханова А.М. «Санитарное просвещение и борьба за «новый быт» в Бурятии в 1920–30-е г.». Acta Biomedica Scientifica. 2009. № 2 (66). С. 162-165.
  2. Алтаева А.Э. «Изменение положения женщин в Бурят-Монгольской АССР в 20-40-ые гг.». В сборнике: Байкальские встречи - VIII: Историко-культурное наследие региона как фактор социально-экономического развития Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Пшеничникова Р.И. 2014. С. 327-330.
  3. Тармаханов Е.Е., Бадмацыренова Е.Л. «Институциональные аспекты государственной политики по вовлечению женщин в общественно-политическую деятельность в условиях национального региона (на примере Бурят-Монгольской АССР)». Гуманитарный вектор. 2010. № 3 (23). С. 54-58.
  4. Башкуев В.Ю. «Государственная политика здравоохранения и женский вопрос в Бурят-Монгольской АССР и МНР (конец 1920-х-1930-е гг.)». Власть. 2017. Т. 25. № 3. С. 167-173.
  5. Тыхеева Ю.Ц. «Женщины Бурятии в Великой октябрьской социалистической революции». В сборнике: Сибирь в годы Великой Российской революции Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (к 100-летию революционных событий в России и периоду Гражданской войны и иностранной интервенции). 2017. С. 40-42.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы
    585 0
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы

    Одним из недавних по времени появления компонентов в генофонде большинства этносов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы является монгольский генетический компонент, маркирующий одну из самых последних волн миграций на территории Северной Евразии.

    04 марта 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    833 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
    849 0
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

    Николай Цыремпилов - ассоциированный профессор Назарбаев университета, на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внёс ясность в этот вопрос.

    05 февраля 2024
    Образование казахских жузов и их дальнейшая этнополитическая судьба (Х. Аргынбаев)
    2656 0
    Образование казахских жузов и их дальнейшая этнополитическая судьба (Х. Аргынбаев)

    Из сборника «Проблемы этногенеза и этнической истории народов средней Азии и Казахстана». Вып. 3. Этнография. // М.: 1991. 130 с.

    14 июня 2023
    Где спрятана могила Чингисхана
    485 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы
    585 0
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы

    Одним из недавних по времени появления компонентов в генофонде большинства этносов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы является монгольский генетический компонент, маркирующий одну из самых последних волн миграций на территории Северной Евразии.

    04 марта 2024
    Статьи
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК
    877 0
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК

    Где находится изначальная родина тюрков? Кем были древние тюрки, монголоидами или европеоидами?

    22 февраля 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    813 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»
    786 0
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

    Колониальный порядок Российской империи в Туркестане.

    12 февраля 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    833 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Статьи
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
    849 0
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

    Николай Цыремпилов - ассоциированный профессор Назарбаев университета, на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внёс ясность в этот вопрос.

    05 февраля 2024
    Статьи