О Калачакра Тантре среди монгольских народов

17 июля 2019, 23:24 2439 0 Автор: Золотая Орда

О Калачакра Тантре среди монгольских народов

фото: egov-buryatia.ru

С 6 по 19 июля на Центральном стадионе Улан-Удэ проходит Учение и Посвящение в Калачакра Тантру - Дуйнхор Ван. Стадион каждый день собирает свыше 15 тысяч верующих. Учение проводит тибетец - Досточтимый Жадо Тулку Ринпоче. В своем выступлении он выразил благодарность Буддийской традиционной Сангхе России, Правительству Бурятии и лично Главе за содействие в организации и проведении Учения.

Мероприятие посетил Глава Бурятии Алексей Цыденов.

Учение транслируется в переводе с тибетского языка.

Зачем приходят 15 тысяч верующих на стадион? Чтобы понять и принять Учение Калачакры.

Учение Калачакра (Kalacakra), оформившееся в Индии в конце X - начале XI в., относится к числу буддийских тантр. Будучи самым поздним учением этого класса, оно вобрало в себя в интерпретированном виде предыдущий опыт развития буддийской тантры. Для учения Калачакры характерен широкий спектр заимствований из современного ему индуизма.

Попав в Тибет (1028 г.), тантра Калачакра постепенно утратила глобалистский запал, заняв в итоге свое место в системе тантр тибетского буддизма.

Тантра Калачакра принята в трех из четырех основных школах тибетского буддизма: Сакьяпе, Карма-Карджуд (ответвление Карджудпы) и Гелугпе, но ввиду сложности, обширности, а также и специфичности это учение носит элитарный характер, являясь предметом изучения главным образом тулку - святых-перерожденцев.

На факультетах Калачакры монастырей школы Гелугпа ведется массовое систематическое обучение этой тантре, однако такие факультеты имеются далеко не в каждом крупном гелугпинском монастыре, к тому же и само это обучение касается главным образом ритуальной части и носит в целом довольно поверхностный характер.

При распространении тибетской формы буддизма среди монгольских народов (XIII-XVIII вв.) учение Калачакра также было воспринято ими, но в большинстве своем лишь на уровне веры, почтимого слушания и лицезрения.

Иконография мандалы Калачакры представляет манифестацию «ваджра-качеств» (выражение A.M. Пятигорского) Ийдама Калачакры: ваджры - тела, ваджры - речи, ваджры - ума, ваджры - мудрости. Как и в других тантрах класса Наивысшей йоги, в йогической практике Калачакры используется широкое разнообразие видов мандал, которые можно принять за основу практики.

Комментируя эту тему, знаменитый йогин XVIII века Лангдол Лама, один из главных учеников Панчен-ламы III, писал в своём сочинении «Словарь понятий Калачакры согласно воззрениям Ламы Цонкапы»:

«Существует одиннадцать основных видов мандал, на которых может быть достигнута садхана [Калачакры стадии зарождения]: мандала 1620 божеств величественных небесных тел, изложенная в Коренной Калачакра-тантре; мандала тела, речи и ума, описанная в Сокращённой Калачакра-тантре, которая содержит 722 божества; мандала ума с 36 или же 32 божествами; затем мандала 25 родственных божеств и 23 родственных божеств; мандалы 19, 13 и 9 божеств; а также мандалы 5 благих божеств; мужские божества и их супруги; и Одинокого Калачакры без супруги».

Бурятский лама Кэлсанг Тэндзин даёт следующее определение стадии зарождения Калачакры в «Послании Ламы Норсанга» - сочинении о йогах Калачакры, написанном в согласии с традицией гуру Далай-ламы II, которого звали Кхайдуп Норсанг Гьяцо:

«Йога Калачакры стадии зарождения определяется как йогическое применение первой тантрической стадии, предпринимаемое тогда, когда поток сознания созрел в процессе получения посвящений (Калачакры). Этот путь характеризуется практикой Переменной Калачакры как сути всех трёх Калачакр (Внешней, Внутренней и Переменной) в контексте медитации метального проецирования, медитации на том, как различные стадии опыта Просветления символизируются процессами возникновения и распадения повседневного мира с эффектом установления тождественности с уникальной формой - Телом Просветления».

«Йога стадии завершения в Калачакре определяется как йогическое применение второй тантрической стадии, предпринимаемое тогда, когда поток сознания созрел в процессе получения посвящений (Калачакры). Этот путь характеризуется практикой Переменной Калачакры как сути всех трёх Калачакр (Внешней, Внутренней и Переменной), в контексте медитаций, направленных на несотворенное ваджра-тело» (Кэлсанг Тэцдзин).

Практика Калачакры начинается с принятия посвящения в мандалу, изготовленную из цветных порошков (раджомандала).

О Калачакра Тантре среди монгольских народов

Калачакра мандала, фото: Ирина Шанти

Создание мандалы из цветных порошков состоит из следующих стадий: установления ориентации по сторонам света; подготовки квалифицированных художников; приготовления разноцветных порошков; прорисовки структурных линий; окрашивания в соответствующие цвета мандалы; размещения божеств; вхождения в мандалу; устроения сада подношений; ритуала сметания мандалы.

В трактате о посвящениях говорится:

«Есть семь посвящений. Должна быть изготовлена мандала, а затем должны быть даны посвящения. Основой является мандала, изготовленная из цветных частиц» (Далай лама I Гьялва Гедун-дуп).

Махасиддхой Наропой в «Комментарии к Трактату о посвящениях» указано, что посвящения Калачакры должны даваться только на основе мандалы, сделанной из цветных порошков.

Природу семи базовых посвящений раскрывают четыре лика Ийдама Калачакры, представляющие ваджра-тело, ваджра-речь, ваджра-ум, ваджра-мудрость.

Сперва ученикам показывают белый лик ваджра-тела, направленный на север. Это побуждает их создавать ваджра-тело. Четыре супруги, пребывающие в мандале, изготовленной из цветных порошков, даруют посвящение воды, а пять Татхагат даруют посвящение короны ваджры.

Потом им показывают красный лик ваджра-речи, обращенный на юг. Это побуждает их произносить ваджра-речь. Десять могущественных богинь (шакти) даруют посвящение шёлкового головного убора, а Калачакра и его Супруга даруют посвящение ваджры и колокольчика.

Теперь ученикам показывают чёрный лик ваджра-ума, обращенный на восток. Это побуждает их пробудить ваджра-ум. Герои (даки) и героини (дакини) мандалы дают посвящение дисциплины, а мужские и женские Гневные даруют посвящение имени.

Наконец ученикам показывают желтый лик ваджра-мудрости, обращенный на запад. Это побуждает зарождение в них ваджра-мудрости. Ваджрасаттва и его Супруга даруют посвящение дозволений.

Любой, кто получает эти семь посвящений и доводит практику стадии зарождения до стадии завершения, становится мастером семи стадий уже в этой жизни».

О Калачакра Тантре среди монгольских народов

О Калачакра Тантре среди монгольских народов

О Калачакра Тантре среди монгольских народов

О Калачакра Тантре среди монгольских народов

О Калачакра Тантре среди монгольских народов

фото: egov-buryatia.ru

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы
    577 0
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы

    Одним из недавних по времени появления компонентов в генофонде большинства этносов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы является монгольский генетический компонент, маркирующий одну из самых последних волн миграций на территории Северной Евразии.

    04 марта 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    826 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
    842 0
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

    Николай Цыремпилов - ассоциированный профессор Назарбаев университета, на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внёс ясность в этот вопрос.

    05 февраля 2024
    Образование казахских жузов и их дальнейшая этнополитическая судьба (Х. Аргынбаев)
    2654 0
    Образование казахских жузов и их дальнейшая этнополитическая судьба (Х. Аргынбаев)

    Из сборника «Проблемы этногенеза и этнической истории народов средней Азии и Казахстана». Вып. 3. Этнография. // М.: 1991. 130 с.

    14 июня 2023
    Где спрятана могила Чингисхана
    478 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы
    577 0
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы

    Одним из недавних по времени появления компонентов в генофонде большинства этносов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы является монгольский генетический компонент, маркирующий одну из самых последних волн миграций на территории Северной Евразии.

    04 марта 2024
    Статьи
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК
    870 0
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК

    Где находится изначальная родина тюрков? Кем были древние тюрки, монголоидами или европеоидами?

    22 февраля 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    807 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»
    779 0
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

    Колониальный порядок Российской империи в Туркестане.

    12 февраля 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    826 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Статьи
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
    842 0
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

    Николай Цыремпилов - ассоциированный профессор Назарбаев университета, на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внёс ясность в этот вопрос.

    05 февраля 2024
    Статьи