Бурятский язык – древнемонгольский язык, на котором говорил Чингисхан

16 апреля 2019, 02:15 8840 1 Автор: Золотая Орда

Бурятский язык – древнемонгольский язык, на котором говорил Чингисхан

природа Бурятии (из открытых источников)

Формирование археологической культуры народов, именуемых в китайских письменных источниках «хунну» («сюнну»), современные исследователи датируют V-III вв. до н.э. и связывают этот сложный процесс в первую очередь с территориями к востоку от Байкала, с Монголией и с меньшей вероятностью - Ордосом.

В конце III в. до н.э., согласно китайским источникам, возник мощный союз хуннских племён под главенством Маодуня (Мо Дэ), постепенно подчинивший себе значительную территорию. В результате самые ранние памятники хунну появились в Прибайкалье, Забайкалье, Монголии, затем в Туве, Минусинской котловине и на Алтае, где под их влиянием на смену традиционным культурам скифской эпохи пришли новые.

Постепенное ослабление политического могущества хунну, начавшееся в I в. до н.э., проявилось в распаде их государства в 55 г. до н.э. на северную и южную части, в немедленном подчинении южных хунну Китаю и в разгроме северных хунну в Средней Азии китайскими войсками в 36 г. до н.э.

Последовавшее затем новое объединение ряда хуннских племён оказалось непрочным, и в 48 г. н.э. состоялся окончательный раскол на южных хунну, интегрированных в Ханьскую империю, и северных в Прибайкалье, сохранивших независимость.

Бурятский язык – древнемонгольский язык, на котором говорил Чингисхан

природа Бурятии

Северные хунну из Прибайкалья, неуклонно слабевшие под ударами соседей с востока, постепенно смещались на запад – в Алтай, в Юго-Западную Сибирь, Западную Монголию и Восточный Туркестан, а с середины II в. н.э. - далее на запад в Восточный Казахстан и Семиречье.

Наконец, хунну, некогда жившие в Прибайкалье, обосновались в Западном Казахстане и Западной Сибири (вплоть до Зауралья), где в результате их смешивания с местными финно-угорскими и ираноязычными элементами в III-IV вв. н.э. постепенно сформировался своеобразный полиэтничный массив.

Этот полиэтничный массив в конце IV-V вв. н.э. двинулся еще дальше на запад и осуществил масштабное завоевательное вторжение в Восточную, а затем в Среднюю и Западную Европу. Это и были те самые гунны, которые хорошо известны по описаниям римского историка IV в. н.э. Аммиана Марцеллина и других авторов.

Сохранившие этноним своих предков - хунну из Прибайкалья, гунны уже значительно отличались от них в этнокультурном отношении.

Бурятский этнос, бесспорно, является единственным народом автохтоном Прибайкалья, в языке которого до наших дней сохранились в неизменном виде хуннское слово «хун» – человек (хунууд, хун зон – люди), халха-монголы говорят хумуус – (люди), по алтайски и тувински человек – кижи, по якутски – киhи, по эвенкийски – илэ, по киргизски – эл, по казахски – адам.

Таким образом, только у монголоязычных бурят – автохтонов (коренных жителей) Прибайкалья, хуннское слово хун (человек) до настоящего времени сохранилось в языке в неизменном виде.

А. С. Шабалов в работе «Язык хунну - разновидность монгольского языка» (Вестник ИГЛУ, 2011, № 3) подвергает критике ранние толкования хуннских слов тюркологами Таскиным В. С. и Пановым В. А., и предлагает переводы на основе современного монгольского языка, опираясь на современное (а не реконструированное) китайское чтение хуннских глосс.

Эти научные доводы некоторые тюркские ученые не хотят признавать и по-прежнему утверждают о «тюркоязычности хуннов».

Монгольские ученые, выясняя древнемонгольский «язык Чингисхана», пришли к заключению, что им являлся бурятский. Что вполне логично.

Современный халха-монгольский язык отличается от бурятского, поскольку халхасский язык претерпел изменения за годы существования Маньчжурской империи Цин, что подтверждается ходом исторических событий, сложившихся в Монголии в XVI-XIХ веках.

XV-XVII века - эпоха бурных социально-экономических и государственных преобразований и этнических контактов, сдвигов, переплетений и трансформации в жизни монгольских народов.

В 1599 году лидер маньчжур Нурхаци (1559 - 1626) объединил в единое ханство семь аймаков из племен чжурчжэней и основал Маньчжурское историческое государство (1606 г.).

Бурятский язык – древнемонгольский язык, на котором говорил Чингисхан

Нурхаци (1559 - 1626)

В 1616 году Нурхаци провозгласил себя императором, захватив часть китайской территории и в 1625 году объявил своей столицей Мукден (ныне Шэньян).

К 1634 году вся Южная Монголия южнее Гоби была занята маньчжурами, на их сторону перешли практически все проживавшие там племена. Последними после смерти Лигдэн-хана капитулировали чахары.

В апреле 1634 года 46 южно-монгольских князей признали Абахая (1592 - 1643) - восьмого сына Нурхаци, всемонгольским богдоханом вместо Лигдэн-хана, в руки Абахая попала яшмовая печать династии Юань.

В 1655 году халхасские монголы признают зависимость от империи Цин (маньчжур).

В 1691 году в районе озера Долон-нур (совр. уезд аймака Шилин-Гол АРВМ) состоялся съезд, на котором присутствовал маньчжуро-китайский император Канси - Айсиньгёро (1654 - 1722). Здесь был опубликован указ, согласно которому в Халхе вместо улусной была введена хошунная (знаменная) система.

Бурятский язык – древнемонгольский язык, на котором говорил Чингисхан

Канси - Айсиньгёро (1654 - 1722)

Это не было вхождением Монголии в состав Китая, так как сам Китай в то время был частью маньчжурской империи Цин.

В 1697 году 400-тысячная маньчжуро-китайская армия Канси полностью завоевала Халху, а Галдан Бошокту-хан (1645-1697) покончил жизнь самоубийством. На этом полностью закончилась политическая самостоятельность монголов Халхи. Халха была включена в Цинскую империю, а ойраты покинули её, сдвигаясь на запад, то есть на казахские земли.

Таким образом, вся Монголия, за исключением Бурятии, вошла в состав Маньчжурской империи, где чахарские, тумэтские и ордосские ханы, будучи связаны с Маньчжурской династией личными верноподданническими узами, продолжали признавать её верховенство вплоть до крушения династии в 1912 году.

Новое открытие монгольских ученых

Недавно монгольские учёные заявили, что памятники так называемого «Древнетюркского рунического письма» (орхонской письменности), находящиеся на территории Монголии, являются на самом деле хуннскими и читаются (полностью расшифровываются и понимаются) на монгольском языке.

Бурятский язык – древнемонгольский язык, на котором говорил Чингисхан

Стелла Билге-кагана на берегу реки Орхон, Монголия (фото: najafovs.net)

На монгольском языке читается до 70%, на казахском до 30%, на туркменском 20%, на турецком лишь 5% слов текста со стеллы Билге кагана. Например, в казахском отсутствуют такие слова, как хууль, ёс, яам, сайд, сэрэг / закон, право, министерство, министр, солдат. Они у казахов заменены на персидские и русские слова.

Даже колыбель тюркских языков – Алтай на самом деле наполовину является монголоязычным.

Проведенные этнографические исследования показали, что народности Северного Алтая сильно отличаются от народностей Южного. Первые по языку, по культурным традициям тяготеют к уральским народностям, таким как самодийцы. Южане, наоборот, демонстрируют тесную связь с монголами, уйгурами и бурятами, пишет Газета.Ru.

Монгольские ученые заявили, что все тексты периода Тюркских каганатов полностью читаются лишь на монгольском языке. Их невозможно адекватно расшифровать и прочитать ни на одном из современных тюркских языков, в виду их сильной деформации и заимствований слов из арабских и персидских языков.

Бурятский язык – древнемонгольский язык, на котором говорил Чингисхан

Образцы орхонского (1) и енисейского (2) письма: 1 – верхний фрагмент Техинской стелы (Западная Монголия); 2 – стела в долине реки Чаа-Холь (Центральная Тува). Фото Н. Базылхана (1), И. Л. Кызласова (2).

Делается вывод, что пратюркский язык синих тюрок был лишь диалектом монгольского и не является языком отдельным от монгольской языковой семьи. Это позволяет утверждать тщательный лингвистический анализ слов и текстов построенных, как оказалось, на логике и законах словообразования именно монгольского языка.

В эпоху каганатов, при перемещении части монгольских племен на запад, их монгольский язык претерпевал изменения, менялись они и в этнокультурном отношении в результате метисации.

Монгольские учёные-лингвисты отмечают, что данные памятники истории письменности традиционно считались учеными СССР памятниками именно тюркского, а не монгольского языка, письменности и культуры. Среди этих советских ученых-тюркологов не было ни одного кто бы в совершенстве владел монгольским языком.

Бурятский язык – древнемонгольский язык, на котором говорил Чингисхан

Эти памятники широко распространены по всей Монголии и еще ждут своего прочтения.

Таким образом, вся эпоха Тюркских каганатов становится неотъемлемой частью истории именно монгольского народа, монгольского языка, монгольской культуры и письменности. 

 

Сергей Жамбалов

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

  1. Бурятский язык – древнемонгольский язык, на котором говорил Чингисхан Руслан Темиров 03 июня 2022, 15:53 # 0
    Ну это глупости какие-то. Что это, к примеру, за чушь: «по киргизски – эл, по казахски – адам.» — «исследователи» тупо не знают ни кыргызского, ни казахского языков. По их мнению данные слова являются синонимами, что совершенно не так. Тогда бы уж вспомнили, почему Назарбаева называют «ЕЛбасы» или о том, что у кыргызов есть слово «киши» — человек, а «эл» — это не человек, а «люди» или «народ», что не совсем то же самое.

    А это что за бред: «На монгольском языке читается до 70%, на казахском до 30%, на туркменском 20%, на турецком лишь 5% слов текста со стеллы Билге кагана. Например, в казахском отсутствуют такие слова, как хууль, ёс, яам, сайд, сэрэг / закон, право, министерство, министр, солдат. Они у казахов заменены на персидские и русские слова.» — это говорит лишь о том, что монгольский язык испытал меньшее культурное влияние соседей, что совершенно неудивительно, если учесть, что монголы всю историю в основном просидели в своей пустыне, которая никому не была нужна.

    Более того, именно эти цифры и доказывают, что Чингиз-хан однозначно не мог быть «монголом», поскольку иначе в монгольском было бы гораздо больше заимствований из самых разных языков покоренных народов, чего мы не видим. Посмотрите, к примеру, на позднюю латынь — в ней мы найдем и кельтские, и семитские, и египетские, и греческие и многие другие слова — это именно потому что Рим был не глухой провинцией, как Монголия, а ИМПЕРИЕЙ.

    И почему надо сравнивать именно с современным монгольским языком? Давайте сравним с маньчжурским или киданьским? А не получится — эти языки ИСЧЕЗЛИ, то есть, образно говоря, заместились иностранными словами на все 100%. Давайте согласимся, что казахскому или кыргызскому до такого показателя далеко…

    Если уж авторов так сильно тянет на сравнения, то логичнее было бы сравнивать не с современными тюркскими языками, а С ДРЕВНЕТЮРКСКИМ ЯЗЫКОМ, на котором данные надписи прекрасно читаются. И это, опять-таки, доказывает, что в древности никакого деления на «тюрок» и «монголов» не было — был примерно один общий язык (плюс-минус). Современные же тюркские и монгольские языки развились из обособившихся диалектов этого общего праязыка. Причем этот праязык гораздо больше заслуживает названия именно протоТЮРКСКОГО языка, а не, скажем, прамонгольского — просто потому, что тюркских народов всегда было БОЛЬШЕ. Уж извините, дорогие братья-монголы, но это тоже имеет значение.

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    112 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    644 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    834 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2923 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    32 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    112 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2
    236 0
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2

    Статья 2025 г. А.М. Тюрина устанавливает, что монгольский компонент в генофонде казахов имеет исключительно ойратское (западномонгольское) происхождение, а не халхаское, и объясняет это социальным механизмом добровольного перехода ойратских родов в казахские общины.

    13 декабря 2025
    Статьи
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    251 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ
    242 0
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ

    Проблемы и перспективы института территорий традиционного природопользования в российском праве.

    06 декабря 2025
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории
    319 0
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории

    Согласно исследованиям В.В. Трепавлова, Русь XIII–XV веков являлась не вассалом, а внутренним «Русским улусом» Золотой Орды, будучи частью её административной, военной и фискальной систем.

    06 декабря 2025
    Статьи
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    257 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025