Бурятский язык – древнемонгольский язык, на котором говорил Чингисхан
16 апреля 2019, 02:15 7901 1
природа Бурятии (из открытых источников)
Формирование археологической культуры народов, именуемых в китайских письменных источниках «хунну» («сюнну»), современные исследователи датируют V-III вв. до н.э. и связывают этот сложный процесс в первую очередь с территориями к востоку от Байкала, с Монголией и с меньшей вероятностью - Ордосом.
В конце III в. до н.э., согласно китайским источникам, возник мощный союз хуннских племён под главенством Маодуня (Мо Дэ), постепенно подчинивший себе значительную территорию. В результате самые ранние памятники хунну появились в Прибайкалье, Забайкалье, Монголии, затем в Туве, Минусинской котловине и на Алтае, где под их влиянием на смену традиционным культурам скифской эпохи пришли новые.
Постепенное ослабление политического могущества хунну, начавшееся в I в. до н.э., проявилось в распаде их государства в 55 г. до н.э. на северную и южную части, в немедленном подчинении южных хунну Китаю и в разгроме северных хунну в Средней Азии китайскими войсками в 36 г. до н.э.
Последовавшее затем новое объединение ряда хуннских племён оказалось непрочным, и в 48 г. н.э. состоялся окончательный раскол на южных хунну, интегрированных в Ханьскую империю, и северных в Прибайкалье, сохранивших независимость.
природа Бурятии
Северные хунну из Прибайкалья, неуклонно слабевшие под ударами соседей с востока, постепенно смещались на запад – в Алтай, в Юго-Западную Сибирь, Западную Монголию и Восточный Туркестан, а с середины II в. н.э. - далее на запад в Восточный Казахстан и Семиречье.
Наконец, хунну, некогда жившие в Прибайкалье, обосновались в Западном Казахстане и Западной Сибири (вплоть до Зауралья), где в результате их смешивания с местными финно-угорскими и ираноязычными элементами в III-IV вв. н.э. постепенно сформировался своеобразный полиэтничный массив.
Этот полиэтничный массив в конце IV-V вв. н.э. двинулся еще дальше на запад и осуществил масштабное завоевательное вторжение в Восточную, а затем в Среднюю и Западную Европу. Это и были те самые гунны, которые хорошо известны по описаниям римского историка IV в. н.э. Аммиана Марцеллина и других авторов.
Сохранившие этноним своих предков - хунну из Прибайкалья, гунны уже значительно отличались от них в этнокультурном отношении.
Бурятский этнос, бесспорно, является единственным народом автохтоном Прибайкалья, в языке которого до наших дней сохранились в неизменном виде хуннское слово «хун» – человек (хунууд, хун зон – люди), халха-монголы говорят хумуус – (люди), по алтайски и тувински человек – кижи, по якутски – киhи, по эвенкийски – илэ, по киргизски – эл, по казахски – адам.
Таким образом, только у монголоязычных бурят – автохтонов (коренных жителей) Прибайкалья, хуннское слово хун (человек) до настоящего времени сохранилось в языке в неизменном виде.
А. С. Шабалов в работе «Язык хунну - разновидность монгольского языка» (Вестник ИГЛУ, 2011, № 3) подвергает критике ранние толкования хуннских слов тюркологами Таскиным В. С. и Пановым В. А., и предлагает переводы на основе современного монгольского языка, опираясь на современное (а не реконструированное) китайское чтение хуннских глосс.
Эти научные доводы некоторые тюркские ученые не хотят признавать и по-прежнему утверждают о «тюркоязычности хуннов».
Монгольские ученые, выясняя древнемонгольский «язык Чингисхана», пришли к заключению, что им являлся бурятский. Что вполне логично.
Современный халха-монгольский язык отличается от бурятского, поскольку халхасский язык претерпел изменения за годы существования Маньчжурской империи Цин, что подтверждается ходом исторических событий, сложившихся в Монголии в XVI-XIХ веках.
XV-XVII века - эпоха бурных социально-экономических и государственных преобразований и этнических контактов, сдвигов, переплетений и трансформации в жизни монгольских народов.
В 1599 году лидер маньчжур Нурхаци (1559 - 1626) объединил в единое ханство семь аймаков из племен чжурчжэней и основал Маньчжурское историческое государство (1606 г.).
Нурхаци (1559 - 1626)
В 1616 году Нурхаци провозгласил себя императором, захватив часть китайской территории и в 1625 году объявил своей столицей Мукден (ныне Шэньян).
К 1634 году вся Южная Монголия южнее Гоби была занята маньчжурами, на их сторону перешли практически все проживавшие там племена. Последними после смерти Лигдэн-хана капитулировали чахары.
В апреле 1634 года 46 южно-монгольских князей признали Абахая (1592 - 1643) - восьмого сына Нурхаци, всемонгольским богдоханом вместо Лигдэн-хана, в руки Абахая попала яшмовая печать династии Юань.
В 1655 году халхасские монголы признают зависимость от империи Цин (маньчжур).
В 1691 году в районе озера Долон-нур (совр. уезд аймака Шилин-Гол АРВМ) состоялся съезд, на котором присутствовал маньчжуро-китайский император Канси - Айсиньгёро (1654 - 1722). Здесь был опубликован указ, согласно которому в Халхе вместо улусной была введена хошунная (знаменная) система.
Канси - Айсиньгёро (1654 - 1722)
Это не было вхождением Монголии в состав Китая, так как сам Китай в то время был частью маньчжурской империи Цин.
В 1697 году 400-тысячная маньчжуро-китайская армия Канси полностью завоевала Халху, а Галдан Бошокту-хан (1645-1697) покончил жизнь самоубийством. На этом полностью закончилась политическая самостоятельность монголов Халхи. Халха была включена в Цинскую империю, а ойраты покинули её, сдвигаясь на запад, то есть на казахские земли.
Таким образом, вся Монголия, за исключением Бурятии, вошла в состав Маньчжурской империи, где чахарские, тумэтские и ордосские ханы, будучи связаны с Маньчжурской династией личными верноподданническими узами, продолжали признавать её верховенство вплоть до крушения династии в 1912 году.
Новое открытие монгольских ученых
Недавно монгольские учёные заявили, что памятники так называемого «Древнетюркского рунического письма» (орхонской письменности), находящиеся на территории Монголии, являются на самом деле хуннскими и читаются (полностью расшифровываются и понимаются) на монгольском языке.
Стелла Билге-кагана на берегу реки Орхон, Монголия (фото: najafovs.net)
На монгольском языке читается до 70%, на казахском до 30%, на туркменском 20%, на турецком лишь 5% слов текста со стеллы Билге кагана. Например, в казахском отсутствуют такие слова, как хууль, ёс, яам, сайд, сэрэг / закон, право, министерство, министр, солдат. Они у казахов заменены на персидские и русские слова.
Даже колыбель тюркских языков – Алтай на самом деле наполовину является монголоязычным.
Проведенные этнографические исследования показали, что народности Северного Алтая сильно отличаются от народностей Южного. Первые по языку, по культурным традициям тяготеют к уральским народностям, таким как самодийцы. Южане, наоборот, демонстрируют тесную связь с монголами, уйгурами и бурятами, пишет Газета.Ru.
Монгольские ученые заявили, что все тексты периода Тюркских каганатов полностью читаются лишь на монгольском языке. Их невозможно адекватно расшифровать и прочитать ни на одном из современных тюркских языков, в виду их сильной деформации и заимствований слов из арабских и персидских языков.
Образцы орхонского (1) и енисейского (2) письма: 1 – верхний фрагмент Техинской стелы (Западная Монголия); 2 – стела в долине реки Чаа-Холь (Центральная Тува). Фото Н. Базылхана (1), И. Л. Кызласова (2).
Делается вывод, что пратюркский язык синих тюрок был лишь диалектом монгольского и не является языком отдельным от монгольской языковой семьи. Это позволяет утверждать тщательный лингвистический анализ слов и текстов построенных, как оказалось, на логике и законах словообразования именно монгольского языка.
В эпоху каганатов, при перемещении части монгольских племен на запад, их монгольский язык претерпевал изменения, менялись они и в этнокультурном отношении в результате метисации.
Монгольские учёные-лингвисты отмечают, что данные памятники истории письменности традиционно считались учеными СССР памятниками именно тюркского, а не монгольского языка, письменности и культуры. Среди этих советских ученых-тюркологов не было ни одного кто бы в совершенстве владел монгольским языком.
Эти памятники широко распространены по всей Монголии и еще ждут своего прочтения.
Таким образом, вся эпоха Тюркских каганатов становится неотъемлемой частью истории именно монгольского народа, монгольского языка, монгольской культуры и письменности.
Сергей Жамбалов
А это что за бред: «На монгольском языке читается до 70%, на казахском до 30%, на туркменском 20%, на турецком лишь 5% слов текста со стеллы Билге кагана. Например, в казахском отсутствуют такие слова, как хууль, ёс, яам, сайд, сэрэг / закон, право, министерство, министр, солдат. Они у казахов заменены на персидские и русские слова.» — это говорит лишь о том, что монгольский язык испытал меньшее культурное влияние соседей, что совершенно неудивительно, если учесть, что монголы всю историю в основном просидели в своей пустыне, которая никому не была нужна.
Более того, именно эти цифры и доказывают, что Чингиз-хан однозначно не мог быть «монголом», поскольку иначе в монгольском было бы гораздо больше заимствований из самых разных языков покоренных народов, чего мы не видим. Посмотрите, к примеру, на позднюю латынь — в ней мы найдем и кельтские, и семитские, и египетские, и греческие и многие другие слова — это именно потому что Рим был не глухой провинцией, как Монголия, а ИМПЕРИЕЙ.
И почему надо сравнивать именно с современным монгольским языком? Давайте сравним с маньчжурским или киданьским? А не получится — эти языки ИСЧЕЗЛИ, то есть, образно говоря, заместились иностранными словами на все 100%. Давайте согласимся, что казахскому или кыргызскому до такого показателя далеко…
Если уж авторов так сильно тянет на сравнения, то логичнее было бы сравнивать не с современными тюркскими языками, а С ДРЕВНЕТЮРКСКИМ ЯЗЫКОМ, на котором данные надписи прекрасно читаются. И это, опять-таки, доказывает, что в древности никакого деления на «тюрок» и «монголов» не было — был примерно один общий язык (плюс-минус). Современные же тюркские и монгольские языки развились из обособившихся диалектов этого общего праязыка. Причем этот праязык гораздо больше заслуживает названия именно протоТЮРКСКОГО языка, а не, скажем, прамонгольского — просто потому, что тюркских народов всегда было БОЛЬШЕ. Уж извините, дорогие братья-монголы, но это тоже имеет значение.