Этническая принадлежность Чингисхана: Реальность и мифы

08 января 2024, 22:13 563 0 Автор: Золотая Орда

Этническая принадлежность Чингисхана: Реальность и мифы

Чингисхан, ᠴᠢᠩᠭᠢᠰ, собственное имя — Тэмуджи́н (ок. 1155 или 1162 — 18[9] или 25 августа 1227) — основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские и тюркские племена

История Чингисхана представляет собой образ сильного, стратегического и успешного лидера. Многие нации в истории связывали свою идентичность с великими вождями, и Чингисхан занимает почетное место в этой линии.

Чингисхан – великий стратег и основатель Монгольской империи, стал объектом многочисленных дискуссий относительно его этнической принадлежности. В данном исследовании мы проведем анализ мнений, особенностей его биографии, а также рассмотрим основные заблуждения относительно этого вопроса.

Место рождения

Согласно историческим данным, Чингисхан родился ок. 1155 или 1162 года в местности Делюн-Болдог возле реки Онон на юге совр. Забайкальского края. По монгольской версии – чуть южнее по Онону, на территории сомона Дадал аймака Хэнтий. Умер Чингисхан на чужбине в конце лета 1227 г. во время похода на тангутов (где-то на территории современных китайских провинций Шэньси и Ганьсу). Был похоронен на Родине – на Бурхан-Халдуне, у истоков Онона в Восточной Монголии либо у реки Онон на юге Забайкалья. Согласно завещанию, преемником Чингисхана стал его третий сын Угэдэй – очень похожий на отца.

Претензии казахов и других народов

Некоторые казахи выражают убеждение, что Чингисхан был казахом. Они опираются на схожесть языка и культуры средневековых монголов с казахами. Это мнение может быть обусловлено стремлением к укреплению идентичности и установлению исторических связей с великим завоевателем. Возможно, это объясняется тем, что многовековые культурные и этнические контакты казахов с соседними оседлыми народами привели к размытию кочевой культуры, идентичности и седентаризации, а их поиски стимулируют интерес к великому степному вождю, деятельность которого в конечном итоге привела к формированию ряда новых народов и этносов в рамках единой кочевой империи.

Помимо казахов, представители других народов также делают утверждения о Чингисхане как о своем национальном герое. Эти аспирации часто основаны на практике создания символов национальной гордости и исторической преемственности.

Основные ошибки

Основная ошибка заключается в игнорировании достоверных исторических источников, которые являются надежными свидетельствами о монгольском происхождении Чингисхана.

Принятие Чингисхана различными народами, как своего национального героя, может быть результатом мифологизации истории в угоду национальной гордости. Однако, это не соответствует документированным фактам.

В итоге, несмотря на широкие толкования относительно этнической принадлежности Чингисхана, имеющиеся исторические данные подтверждают его монгольское происхождение. Понимание этого факта важно для поддержания точности в исторических науках и предотвращения мифологизации прошлого.

На каком языке говорил Чингисхан?

Существует несколько ключевых аспектов, которые включают различия между средневековыми монголами времен Чингисхана и тюркскими народами. Эти аспекты включают языковые, культурные, генетические и исторические особенности.

В истории Чингисхана, великого завоевателя и создателя Монгольской империи, вопрос о языковой идентичности занимает главное место. Эта статья дает обзор лингвистических доказательств, поддерживающих идею о том, что Чингисхан вел общение на монгольском языке, что служит ключом для более глубокого понимания его культурного контекста и образа жизни.

Неродственность монгольских и тюркских языков

Несмотря на то, что монгольский язык принадлежит к общей с тюрками алтайской языковой семье, монгольский и тюркский языки имеют существенные различия в контексте, грамматике и лексике. По последним лингвистическим исследованиям, эти языки изначально неродственны, а все сходные моменты сложились в результате их тесного многовекового соседства и взаимодействия.

Необходимо учесть, что эти различия во времена Чингисхана были более выраженными, что подтверждают средневековые записи на монгольском языке на основе староуйгурского алфавита. Старописьменный монгольский язык начиная с XIII века употреблялся неизменно вплоть до ХХ века в восточной части монгольского ареала. В то же время особенностью тюркского языка является то, что он совсем не изменился со времен древнетюркских Орхонских текстов VIII века [О. Сулейменов, 1997].

Таким образом, особенности старописьменного монгольского языка (структурные, грамматические, специфические, лингвистические), закрепленные в памятниках древнемонгольской письменности XIII—XIV веков, приводят к выводу о том, что в синтаксическом аспекте язык этих письменных памятников демонстрирует полноту ряда синтаксических моделей именно монгольского языка, а не тюркского.

Средневековые памятники монгольской письменности

В XIII—XIV веках Чингисхан и чингисиды раздавали пайцзы (монг. гэрэгэ) и отправляли дипломатические меморандумы на монгольском языке уйгурским алфавитом. Все гэрэгэ и письма начинались определенной формулой, как мы это видим в письме Аргуна к Филиппу Красивому (1289): «Силою Вечного Неба, по воле хана повелеваю (mongke tenggeri-yin kucun-dur, qa'an-u suu-dur [...] uge manu)» [Les lettres... 1962].

Этническая принадлежность Чингисхана: Реальность и мифы

Персидская миниатюра XIV века с изображением пайцзы на груди одного из сопровождающих нойона в путешествии.

По своему строю монгольские языки являются агглютинативными языками с элементами флективности. Роль притяжательных местоимений играют особые суффиксы: личные и безличные. Официальные документы той эпохи, в том числе и письма ханов из дипломатической переписки, имеют устоявшийся стиль и структуру, в таких документах употреблялись типично монгольские слова и речевые формулы.

Например, в текстологии памятников письменности ильханов Хулагуидов неоднократно встречаются слова ilcin (элчин) – посол, ubul (убэл) – зима, noyad (нойод) – начальники, ugtugei (угтугэ) – отдать, helere (хэлэрэ) – сказать, bidendur ba tandur – нам и вам, bida – мы, yeke – много, belegtid – подаренные, uridaki – заранее, qamtaha – совместно действовать, modun – деревянный, munggun – серебряный и мн. другие. В письмах употреблялись монгольские предложения: naran uryuqui nenggiyes-tin yajar aha abun tala dalai-dur kurtele ulus barilduju – объединим наши государства от восхода солнца до моря. Многие монгольские слова записаны без гласных из-за особенностей алфавита, например, jrlq (зарлиг) – указ и tngri (тэнгри) – небо и др. В текстах множественные числа образуются при помощи прибавления аффиксов: -нууд, -ууд, -д, -нар, -с, например, sultad – султаны, virangud – французы и т.д.

В 1930 году в Нижнем Поволжье, на бывшей территории Золотой Орды, была найдена монгольская рукопись на бересте, написанная знаками уйгурского алфавита.

Этническая принадлежность Чингисхана: Реальность и мифы

Фрагменты монгольской берестяной грамоты

Было установлено, что рукопись была извлечена из погребения, датируемого XIII—XIV столетием. Сама рукопись относится к промежутку времени между 1269 и 1368 гг. После обработки текста было установлено, что большинство его частей содержит именно монгольский текст.

Этническая принадлежность Чингисхана: Реальность и мифы

Основное содержание рукописи на бересте составляет диалог на монгольском языке матери и сына. На основании общего контекста можно заключить, что мать провожает своего сына, отправляющегося в дорогу. Сын отправляется на службу к одному из военачальников, так как в письме упоминается какой-то властитель (ejen). Обращаясь к сыну с напутствием, мать говорит ему, чтобы он не огорчался, когда достигнет своего властителя. Далее, мать выражает надежду на то, что он не подвергнется страданиям, увечьям и действию злых духов. Эти благопожелания матери чередуются с нежными выражениями по адресу сына, называемого матерью прекрасным кречетом. Отвечая своей милой матушке, сын говорит, что горные травы стали уже сочными, а близкие друзья уже отправляются в кочевку и что он хочет ехать к себе на родину.

Этническая принадлежность Чингисхана: Реальность и мифы

Исследователь данной рукописи - лингвист и этнограф Н.Н. Поппе отмечает:

«Рукописи типа нашей, содержащие не что иное, как стихи, могли иметь распространение только среди людей, знавших монгольский язык. Следовательно, эта находка является свидетельством того, что на территории Золотой Орды в начале XIV ст. встречались люди, владевшие монгольской письменностью и притом пользовавшиеся монгольским письменным языком не только в канцелярской переписке, но и в быту».

Важным памятником монгольской письменности является так называемый «Чингисов камень» — гранитная стела с надписью старомонгольским письмом, обнаруженная в восточном Забайкалье в начале XIX века и в настоящее время хранящаяся в собрании Государственного Эрмитажа.

Этническая принадлежность Чингисхана: Реальность и мифы

Чингисов камень

Этот артефакт является самым ранним из хорошо датируемых письменных памятников монгольского языка. Современная датировка определила, что стела была воздвигнута примерно в 1224 или 1225 году, когда Чингисхан вернулся из похода в Среднюю Азию. Стела была воздвигнута в честь Исунке — одного из племянников Чингисхана. Споров о содержании надписи на камне по сути нет, поскольку 95% слов были прочитаны на монгольском языке, без каких-либо разночтений.

Одним из древних монгольских источников является «Сокровенное сказание монголов», составленное после смерти Чингисхана [Rachewiltz 1965], которое прославляет его великие дела. Сокровенное сказание - основа монгольской идентичности, один из важнейших источников для изучения социальной организации, ценностей и культурного мира монгольских племен. Важно указать, что Сокровенное сказание не сохранилась в записи на монгольском языке. Тот текст памятника, который дошел до наших дней и был найден русским китаеведом XIX в. Палладием Кафаровым [См.: Кафаров, 1866], был записан на монгольском языке китайскими иероглифами в китайской транскрипции близкими по звучанию [Hung 1951: 433-492].

Не меньшего внимания, чем Сокровенное сказание заслуживает и «Сборник летописей» Рашид-ад-дина, законченный в 1310-1311 гг. Основные разделы труда Рашид-ад-дина, касающиеся истории монголов, были основаны на сочинениях его предшественников, в том числе «Истории завоевателя мира» (Джувейни) и сохранившейся части «Золотой тетради» («Алтан дэбтэр») на монгольском языке - официальной истории Чингисхана, его предков и преемников.

Монгольские обычаи в средневековых исторических текстах

У монголов письменность была еще при жизни Чингисхана. Большинство ученых считает, что Чингисхан кодифицировал в Ясе обычное право монголов, так как образование империи и покорение немонгольских народов сопровождались записыванием монгольских обычаев, чтобы вменить в обязанность их исполнение покоренными народами.

Арабский писатель и историк Ибн-Арабшах (1389—1450) подчеркивал, что юридическая практика монголов отличалась от исламской юрисдикции, исполняемой кади [Irwin 1999: 5-11]. Исламские источники упоминают, что монгольский способ забоя животных без пролития крови, закрепленный в Ясе, вызывал негативную реакцию мусульман, так как эта практика противоречила ритуальному умерщвлению животных в исламе. Персидский государственный деятель Шамс ад-Дин Джувейни (?—1284) был первым, кто писал: «С тех пор, как монголы пришли к власти они установили ясу не убивать животных по исламскому обряду» [ibid: 163]. Арабский историк ал-Умари (1301—1349) уточняет: «Когда они забивают животное, они связывают ему ноги, вспарывают живот, один из них вводит туда руку до сердца, и сжимает его до тех пор, пока животное не умрет, или он вырывает сердце животного» [Al-Umari 1968: 8-9]. Этот способ забоя применяется монгольскими народами и поныне.

Ал-Джувейни сообщает несколько ярких рассказов о применении этих традиций в странах ислама. Он рассказывает о мусульманине, который, купив барана на рынке, возвращается к себе, закрывает все двери дома, прежде чем перерезать ему горло по исламскому обычаю. Турок, который за ним следовал, проникает силой к нему в дом и ведет его к Угэдэю под предлогом, что мужчина не уважает Ясу. Оценив ситуацию, хан сказал: «Этот бедный человек уважает предписания нашей Ясы, тогда как этот турок их нарушил». Он был приговорен к смерти «из-за своего дурного нрава (bad sirat)» [Al-Juvayni 1912: 1,163].

Рассказ ал-Джувейни отличается назидательным характером, но он свидетельствует о толерантности монголов в религиозных делах, подчеркиваемую всеми источниками, даже теми, в которых сквозит неприязнь к монголам. Иначе говоря, позволялось делать все, что хочется у себя дома, когда это не наносило ущерба порядку в государстве. Напротив, при дворе хана требовалось уважение к этим запретам, особенно тем, которые имели отношение к духам, которых боялись монголы. Спутник Гийома де Рубрука едва не был казнен, поскольку задел порог юрты Мункэ. Ему сохранили жизнь, но он больше не имел права заходить в жилище хана [Rubruck 1929: 262]. Традиция не наступать при входе на порог юрты, а также садиться на него, распространена у монгольских народов.

Заключение

Чингисхан играл ключевую роль в границах Монгольской империи, которая охватывала огромную территорию в Средней Азии и многие тюркские народы, находясь в этой зоне, подверглись влиянию монгольских завоевателей.

В некоторых случаях такие исторические лидеры, как Чингисхан, могут считаться героями и символами единства, могущества и независимости некоторых новых тюркских государств. Принятие Чингисхана, как части своей исторической идентичности, может быть связано с поисками этничности и желаниями возвеличивания своего народа. Однако, стоит отметить, что восприятие Чингисхана представителями тюркских народов может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей и контекста. Не все они разделяют однозначное и позитивное отношение к Чингисхану, как к своему историческому лидеру.

Переход от военно-экспансионистского этапа доминирования монголов к организационно-административному политическому доминированию был направлен на экономическое объединение народов в рамках единой империи и образование региональных династийных ветвей чингисидов на покоренных территориях. Постепенное сращивание завоевателей и местной элиты естественно вело к преобразованию представлений о законности, появлению регионально-территориальных, локальных вариантов – малых «Яс», более приспособленных к мирному правлению.

Монгольские завоевательные походы способствовали массовым миграционным процессам большого числа народонаселения в границах великой империи и, в конечном итоге, привели к формированию ряда новых народов и этносов в Центральной Азии.

Монгольская империя сыграла значительную роль в формировании ландшафта современного населения. Многие популяции, живущие в Евразии, являются результатом смешения населения между древними монголами и коренными жителями после расширения Монгольской империи. Генетики обнаружили, что большинство этих популяций несут монгольские гаплогруппы, которые внесли важный генетический вклад по отцовской линии в генофонд современных тюркоязычных популяций.

Таким образом, монгольские завоевания, включая более поздние джунгарские, способствовали возникновению общих тюрко-монгольских культурных, языковых и генетических элементов.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)
    171 0
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)

    Прокрутите вниз, чтобы увидеть Авраама Линкольна, Чингисхана, Боба Марли и других известных людей прошлого в новом свете!

    05 мая 2024
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции
    394 0
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции

    Родословная за 250 лет, адаптация на новой территории, традиции, антропология и археогенетика аваров.

    01 мая 2024
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной
    1134 0
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной

    По виду они напоминают домашних, но их поведение значительно отличается.

    03 апреля 2024
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК
    1625 0
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК

    Где находится изначальная родина тюрков? Кем были древние тюрки, монголоидами или европеоидами?

    22 февраля 2024
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)
    171 0
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)

    Прокрутите вниз, чтобы увидеть Авраама Линкольна, Чингисхана, Боба Марли и других известных людей прошлого в новом свете!

    05 мая 2024
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов
    176 0
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов

    Международный коллектив ученых (N. Balinova et al.) в исследовании, опубликованном 11.04.2024 в European Journal of Human Genetics, генерировали новые данные полногеномной и митохондриальной ДНК современных ойратов.

    04 мая 2024
    Статьи
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции
    394 0
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции

    Родословная за 250 лет, адаптация на новой территории, традиции, антропология и археогенетика аваров.

    01 мая 2024
    Судьба енисейских кыргызов
    342 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    445 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны
    463 0
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны

    За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.

    21 апреля 2024
    История
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    631 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024