Камню предка бурят Чингисхана исполнилось 795 лет

16 февраля 2019, 22:33 5080 0 Автор: Золотая Орда

Камню предка бурят Чингисхана исполнилось 795 лет

Ононские степи (фото: из открытых источников)

Камню Чингисхана, который был вывезен из Забайкалья и сейчас хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, исполнилось 795 лет.

Чингисов камень самый ранний из хорошо датируемых письменных памятников монгольского языка. Современная датировка определила, что он был воздвигнут примерно в 1224 или 1225 году.

Камню предка бурят Чингисхана исполнилось 795 лет

Споров о содержании надписи на камне по сути нет, поскольку 95% слов были прочитаны на монгольском языке, без каких-либо разночтений.

Учеными установлено, что надпись на этом камне рассказывает, как во время пира по поводу победы Чингисхана над сартулами племянник Чингиса Есунке отличился в стрельбе из лука, пустив стрелу на расстояние в 335 саженей.

Так как первооткрыватели памятника легко читали первые два слова на камне «Чингисхан» на монгольском языке, то камень получил название Чингисова.

Первым о нем сообщил в печати в 1818 году Г.С. Спасский, который затем возбудил ходатайство о его переносе. В 1832 году в Нерчинский округ Забайкалья была отправлена экспедиция, которая выкопала стеллу. Чингисов камень два месяца доставлялся из далекого Забайкалья. Сначала камень хранили в министерстве финансов, потом его поместили в Азиатском музее Академии наук. В настоящее время Чингисов камень находится в коллекции государственного Эрмитажа.

Камню предка бурят Чингисхана исполнилось 795 лет

Необходимо отметить, что в то время забайкальские буряты Нерчинского округа хорошо знали не только о существовании этого камня, но и о его содержании.

Задолго до появления русских в этих краях буряты Забайкалья были достаточно грамотным народом. Население того времени обучалось монгольской грамоте у частных учителей, и их усилиями некоторые представители бурятского этноса получали неплохое образование для своего времени хорошо владея письменной монгольской грамотой, а также различными профессиями: учителя, лекаря, писаря, священнослужителя, переводчика и др.

Так, например, еще в 1790 г. учителем монгольского языка и монгольской письменности в Иркутском главном народном училище работал Федор Санжихаев, в 1805 г. о первом бурятском враче Дамбе Хуреганове упоминается в труде «Описание Иркутской губернии» и т.д.

В начале 18 века местное бурятское население крайне отрицательно относилось к миссионерским школам, потому что не видело в них пользы из-за плохой постановки учебного дела, низкой квалификации учителей, неудовлетворительных условий, в которых находились дети.

Надпись на камне транслитерирована следующим образом:

«Cinggis qani Sartagul irgen daquliju baguju xamug mongol ulus un arad i Buqa Sociqai xurigsan tur Esunke qongodorun gurban jagud gucin tabun alda tur ontudlu ga».

Первый полный перевод надписи был сделан Иринчином Ванчиковым:

«Когда Чингис-хан соизволил овладеть сартольским народом и присоединить к древнему становищу всего монгольского народа, находящиеся вообще по Онону побеждены тремя стами тридцатью пятью посланными».

Транслитерация Доржи Банзарова:

«Чингисъ-хани Сартагулъ иргэнъ таулиджу багуджу хамукъ монголъ улусунъ арат-и Буга-Сучигай хуриксанъ-дуръ Исункэ Хонгодор-унъ гурбанъ дзагунъ гучинъ табунъ алтакъ туръ ондулага».

Перевод Доржи Банзарова:

«Когда Чингис-хан после нашествия на город Сартагул (хивинцев), возвратился, и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Сучигае, то Исунке получил в удел триста тридцать пять воинов хондогорских».

После того как текст стеллы первым перевел первый учитель Доржи Банзарова по Троицкосавской школе Иринчин Ванчиков, это не понравилось академику Шмидту, который оказался вторым.

Он назвал перевод Ванчикова «вздорной болтовней сумасшедшего», а свой перевод – «имеющим логический смысл».

Когда стелла была привезена в Петербург, Шмидт издал описание его и перевод надписи. Трудности и отсутствие смысла его не останавливали, и он самоуверенно выдал за Чингис-ханову эту надпись, переведенную им «без труда» на немецкий язык следующим образом:

«От Чингис-хана, когда он, покорив сартагольский народ, воротился и положил конец вражде от прежних времен всех монгольских народов, всем тремстам тридцати демонам, в знак изгнания».

Напрасно логика недоумевала в смысле, приданном столь важному памятнику, Шмидт уверил, что перевод его «верен» и не терпел возражений.

Доржи Банзаров не стал с ним вступать в спор и самостоятельно прочел весь текст надписи памятника, в частности, имя собственное Исунке, тогда как академик Шмидт неверно прочитал это слово (вместо Исунке - Ирунке) и переводил его словом «вообще», Банзаров писал, что в надписи «очень явственно виднеется Исунке, собственное имя одного из племянников Чингис-хана: он-то и есть главное лицо в нашей надписи...».

Банзаров не сумел закончить в Петербурге работу над этим текстом, но собрал все необходимые материалы, сделал собственноручно снимок в подлинную величину и увез все это с собой в Казань.

В Казани и Иркутске, куда прибыл Банзаров на службу в 1849 году, он окончательно обработал свое исследование «О монгольской надписи с именем Чингис-хана», начатое им в Петербурге.

Статья эта была напечатана в третьем томе "Записок археологического общества" вместе со снимком, уменьшенным посредством обскур-камеры и переведенным на бумагу по способу Тальбодта. Этот снимок был первым в России приложением фотографии к научным статьям по археологии.


Источники:

  1. Доржи Банзаров. Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-хана //Записки Императорского археологического общества, т. III, СПб 1851 г., стр. 268-292.
  2. «Доржи Банзаров» (Воспоминания, отзывы, рассказы современников, ученых, общественных деятелей XIХ – начала ХХ в.), издательство БНЦ, Улан-Удэ, 1997 г.

Камню предка бурят Чингисхана исполнилось 795 лет

река Онон возле села Кункур Агинского района ЗК

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    500 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    715 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2801 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ
    10341 1
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ

    Кочевая цивилизация Великой степи, охватывающая территорию современного Казахстана, сформировалась в результате длительных этнокультурных взаимодействий. Однако именно в XIII–XIV веках под влиянием Монгольской империи и её наследников на территории будущего Казахского ханства произошёл качественный цивилизационный сдвиг.

    05 июня 2025
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    64 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму
    214 0
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму

    О формировании Калмыцкого ханства в Прикаспийских степях — как ойраты, покинув Джунгарию, отстаивали своё место под солнцем среди могущественных соседей.

    22 ноября 2025
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х
    249 0
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х

    Эта статья рассказывает, как дзэн-буддизм, интеллектуально открытый для Америки японскими мастерами и мыслителями, стал духовной основой для революции свободы 1960-х годов.

    18 ноября 2025
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире
    318 0
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире

    Как Сингапур превратился из бедной коррумпированной колонии в один из самых честных и процветающих финансовых центров мира.

    15 ноября 2025
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду
    342 0
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду

    Статья посвящена проблеме инбридинга (близкородственных браков) в тюркских странах. В работе анализируются масштабы явления, его причины и возможные пути решения.

    15 ноября 2025
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи
    198 0
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи

    Эта статья подробно исследует, как монгольское нашествие в XIII веке стало поворотным пунктом в истории Казахстана.

    12 ноября 2025
    Статьи
    Почему монголы не оккупировали Русь
    376 0
    Почему монголы не оккупировали Русь

    Русь и Орда: форма зависимости, которая сформировала российскую государственность.

    08 ноября 2025
    История