Родина Великого хана
13 апреля 2018, 02:39 8465 0
фото: река Онон из открытых источников
«Предком Чингис-хана был Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее море). Кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-халдуне, а потомком их был Бата-Чино»
(«Сокровенное сказание монголов», § 1)
На сегодняшний день существуют две научные версии о географическом месте рождения Великого хана (1155 - 1227) и обе они, бесспорно, связаны с рекой Онон. В названии места рождения разногласий не существует, это место называется урочище Делюн-Болдок (монг./бур. Дэлүүн Болдог, что в переводе на русский «селезенка-бугор»).
Обе версии основаны на двух фундаментальных первоисточниках – «Сокровенном сказании монголов» и «Сборнике летописей» Рашид-ад-Дина.
Река Онон берёт начало в Монголии в восточной части нагорья Хэнтэй в месте сочленения хребтов Хэнтийн-Нуруу и Их-Хэнтэй на территории национального парка Хан-Хэнтэй-Нуруу, течёт пересекая монголо-российскую границу по территории Ононского и Агинского районов Забайкальского края и далее сливаясь с рекой Ингодой, образует реку Шилку, которая впадает в Аргунь и Амур.
По мнению монгольских учёных, Чингисхан родился в верховье реки Онон, при слиянии его с рекой Бальжин, у трёх небольших озёр, в местности Дэлүүн Болдог на территории сомона Дадал Хэнтий аймака.
Согласно российской версии - в местности Делюн-Болдог около села Икарал возле реки Онон (недалеко от села Кункур Агинского Бурятского округа).
Вплоть до 1930 годов на картах Российской империи место рождения Чингисхана было обозначено в среднем течении Онона, вблизи села Нижний Цасучей Ононского района Забайкальского края. Село Нижний Цасучей и село Кункур Агинского района являются соседями и расположены на разных берегах реки Онон.
Основным источником о Чингисхане и империи монголов является обширный труд персидского историка Рашид-ад-Дина (1247-1318) трехтомный «Сборник летописей», написанный в начале XIV века при Газан-хане.
Рашид-ад-Дин вел свои летописи на основании монгольских источников и преданий того времении, рассказов хранителей и знатоков монгольской старины, заставших годы правления Чингисхана. Дед Рашид-ад-Дина врач Муваффик ад-Доулэ вместе со своим сыном (отцом Рашида) после падения исмаилитских крепостей в конце 1256 года перешёл на службу к монгольскому хану Хулагу (1217-1265). С 9-ти лет юный Рашид впитывал язык, предания, образ жизни и обычаи монголов, а также самого Хулагу - внука Чингисхана, сына Толуя и его ближайшего монгольского окружения.
Чтобы понять в каком окружении рос юный Рашид-ад-Дин необходимо немного рассказать о его сюзерене Хулагу.
Хулагу со своим войском в возрасте 36 лет покинул монгольские степи в октябре 1253 года и двинулся в уже захваченную монголами Среднюю Азию. В сентябре 1255 г. его принимал близ Самарканда монгольский наместник Мавераннахра Масудбек. В своем походе Хулагу столкнулся с противодействием Бату-хана (1208 - 1256), сыном Джучи, который не желал пускать армию Хулагу за Амударью. Бату-хан уже опробовал вкус захваченных земель с мягким климатом и поэтому очень ревностно охранял их границы от своих амбициозных соплеменников из суровых степей Монголии.
В монгольских степях того времени царил бум походов по следам Великого Хана и его сыновей на запад, до них постоянно доходили вести о сказочном богатстве и красоте захваченных территорий. Каждый монгольский подросток и воин в седле рвались на запад.
После переговоров с ханом Берке (1209 - 1266), братом Бату, Хулагу все же пересек Амударью и в январе 1256 года, пополнив свою армию джучидскими подразделениями, разгромил низаритов и осадил крепость Гирдкух, расположенную в горах Эльбурса в 18 км к западу от иранского города Дамган. После взятия Гирдкуха, в начале 1258 года Хулагу двинулся дальше на юг и осадил Багдад, который оказал яростное сопротивление. К середине февраля город был в руках монголов. Оставив в Багдаде своего наместника, которому приказал восстановить Багдад, очистить город от убитых и мёртвых, и вновь открыть базары, Хулагу двинулся на северо-запад Ирана и дальше в Сирию. Покорив Сирию и обезопасив себе границы с юга, Хулагу вернулся в Марагу и Тебриз, где осел и основал ханскую ставку. По сути Хулагу самовольно создал себе государство Хулигуидов во время своего завоевательного похода 1256-1260 годов. Это государство было признано ханом Монгольской империи Хубилаем лишь в 1261 году, даровавшему Хулагу титул улусного хана.
Хулагу умер в возрасте 48 лет, в расцвете сил, его не отпустили ранения и болезни полученные в ходе неустанных переходов и боев. В последние годы своей жизни, Хулагу, не смотря на тоску по своей родине, до конца своих дней оставался в своем уделе - ближневосточном государстве Хулагуидов. Вечное синее небо его встретило летом 1265 г. и гонцы Хулагу тут же отправили эту весть его дяде Хубилай-хану в Китай, в столицу Ханбалык.
У Хулагу было четырнадцать сыновей и семь дочерей, и больше половины из них были метисами.
Таким образом, Рашид-ад-Дин жил в государстве Хулагуидов в эпоху процветания монгольского могущества, где все его окружение было пронизано страхом, почтением и уважением к монголам. Рашид-ад-Дин писал, что монгольский лик был символом уважения и власти.
Рашид-ад-Дин был для того времени глубоко образованным ученым, который хорошо изучил арабский, персидский и монгольский языки. Его интеллект, энергия и способности сделали его ханским министром в Иране, который входил тогда в состав Монгольской империи. Имея пытливый ум и обладая аналитическими способностями, Рашид-ад-Дин все время пытался понять: кто такие эти чужестранцы монголы? Как им удалось захватить столь обширные территории? Из каких они мест? Конечно, больше всего его интересовала личность самого Великого Хана, память о котором на тот момент была практически осязаемой.
Имея доступ к ханским книгохранилищам он надолго закрывался в них, разбирал и изучал монгольские первоисточники, включая Алтан-дебтер (Золотую тетрадь), Сокровенное монгольское сказание, арабские источники Ибн-аль-Асира, персидские Джузани 1260 г. Думал, размышлял, делал записи, которые со временем стали именоваться «Сборником летописей Рашид-ад-Дина». Историю делают великие правители, но сохраняют их пытливые умы исследователей и летописцев.
Рашид-ад-Дин писал: «В середине лета «гаха» (свиньи) он появился на свет и в год же гаха 15-го числа по лунному исчислению он скончался... Темучин, будущий Чингис-хан, родился на берегу реки Онон, в урочище Делюгюн Болдок, отцом был Исугей-багатур…».
Эренжен Хара-Даван (1883-1942) - известный калмыцкий историк, политический публицист, общественный деятель, представитель движения евразийства, в своем сочинении «Чингисхан как полководец и его наследие. Культурно-исторический очерк Монгольской империи XII—XIV вв.», изданном в 1929 году в Белграде, в результате своих исследований установил, что местность Делюн Болдок расположена на реке Онон, немного выше крепости Чиндант, на правом берегу, против селения Ихе-Арал, около 50 градусов северной широты и 132 градусов восточной долготы.
По современным данным сегодняшние географические координаты селения Ихе-Арал (сегодня с. Икарал) составляют: широта 50°32′5″ с. ш., долгота 115°17′37″ в. д.
Село Икарал находится возле бурятского села Кункур, что на Ононе, и сегодня каждый житель этого села укажет вам местность Дэлюн-Болдог.
В сборнике летописей Рашида ад-Дина говорится: «В Монголии есть большая гора, которую называют Бурхан-Халдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам - бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех местах живут племена тайчиутов. Летние и зимние кочевья Чингисхана находились в тех же пределах, а родился он в местности Булуг-болдог, в низовьях реки Онона, оттуда до горы Бурхан-Халдун будет шесть дней пути».
Расстояние от села Кункур до центра горного массива Хэнтэй (Бурхан-Халдун), расположенного на территории Монголии, составляет 480 км. С учетом рельефа местности (сопки и степные увалы) это расстояние монголы проходили как раз за 6 дней. Монголы верхом за день проходили значительные расстояния, в необходимых случаях они могли пройти свыше 100 км. в день.
Что же касается местности Дэлюн-Болдог Дадал-Сомона Монголии, то эта местность прилегает к Хэнтэйскому горному массиву на расстоянии 100 км. Это растояние для монголов не являлось шестидневным расстоянием.
На самом деле урочища Делюн-Болдог на территории современной Монголии не существовало. Письменные источники о Делюн-Болдог в границах России появились гораздо раньше монгольских. Такое урочище по письменным источникам всегда находилось возле села Нижний Цасучей на территории России. Делюн-Болдок на территории Монголии появился, видимо, не так давно. Коммунистической России такое место было не нужно, а монголам в современных границах оно просто необходимо.
В Забайкалье также распространено предание о том, что Великий хан был погребен на своей Родине, на дне реки Онон, в районе горы Малый Батор, которая находится возле с. Кункур Агинского Бурятского округа.
Таким образом, наиболее вероятным местом рождения Чингисхана является местность Делюн-Болдог возле реки Онон, находящаяся возле села Икарал Ононского района Забайкальского края России. Село Чиндант расположено чуть ниже, а село Кункур чуть выше. В настоящее время село Икарал практически исчезнувшее село. В тех местах я был летом прошлого года. Статья "Забайкалье - родина монгольского суперэтноса в XIII веке" здесь.
Комментарии ()