Айшолпан объединяет Монголию
12 июня 2018, 10:37 3644 0
фото: The New York Times
После выхода в 2016 году документального фильма "Беркутчи" (Eagle Huntress), повествующей об этнической казашке Айшолпан Нургайып из Монголии, она получила всемирную известность.
Этот документальный фильм рассказывает о жизни этнических казахах, проживающих в самом западном аймаке страны Баян-Улгий, расположенном в горах Монгольского Алтая. И этот фильм про девочку, охотницу по имени Айшолпан. Она родилась в семье кочевников, где охота с орлами была семейной традицией. С детских лет, очарованная этими гордыми птицами, Айшолпан решила непременно стать охотницей с орлом. А ведь это удел исключительно только мужчин. И что бы доказать, что она достойна стать настоящей охотницей, ей надо было пройти через множество испытаний. Было интересно смотреть, как проходило обучение, как ловят молодых орлят для того, чтобы сделать из них помощников в охоте, как прошло соревнование.
Потрясающие, уникальные кадры. Не тронутые цивилизацией горы Монгольского Алтая, покрытые снегом равнины, потрясающие горные плато, скалы и орлы... Интересно было смотреть на быт и жизнь этих людей, узнать о культурных ценностях этого народа.
Фильм, увиденный во всем мире, попал в шорт-лист кинопремии "Оскар", как лучший документальный фильм 2016 года.
Но Айшолпан, которой сейчас 16 лет, сделала гораздо больше, чем помогла сломать гендерные стереотипы. Она помогла сгладить этнические разделения в Монголии между казахами, составляющими всего 0,4 % населения страны, и монголами, на долю которых приходится 95 %. Она также помогла изменить отношение доминирующей этнической группы Монголии к казахскому меньшинству страны, частью которого она является.
Большинство казахов Монголии говорят на казахском языке и являются мусульманами, некоторые из них даже не знают монгольский язык, что часто вызывает неприятие со стороны этнических монголов. Неприятию также способствовало то, что многие монгольские казахи уехали в Казахстан по программе переселения. В период 1991 - 1993 гг. мигрировало в Казахстан около 30 тыс. человек. В последующие годы, столкнувшись с трудностями адаптации и проблемами экономического плана, определенная часть репатриантов вернулась в Монголию. Айшолпан смогла уменьшить предрассудки и пробудить интерес этнических монголов к ее народу.
В 1940 году Монголия создала провинцию Баян-Улгий - родину Айшолпан, которая на 93% населена казахами. Казахи пришли сюда в 1860-х годах из Синьцзяна, спасаясь от тамошних смут, и Монгольский Алтай оказался для них скотоводческим раем. Создание провинции способствовало тому, что казахи сохранили свою отличительную культуру и родной язык. Но создание самостоятельного административно-территориального деления также способствовало изоляции казахского населения, сделало ненужным для местных жителей изучение монгольского языка. С годами это вызвало к ним негативное отношение со стороны этнических монголов.
Эти барьеры заставили казахов выйти из руководящих должностей. Этнические монголы также не забыли, что многие казахские семьи покинули страну 25 лет назад. Все эти факторы привели к тому, что оставшиеся казахи считались непатриотичными и ненадежными гражданами, которые в любой момент могут отказаться от Монголии.
Дискриминационные отношения к этническим казахам также проявляются в средствах массовой информации. В марте этого года новостной портал Монголии Zindaa.mn опубликовал статью подобного содержания.
Статья возмутила бизнесмена, этнического казаха Нурболата Бахытжана.
Он отправился в редакцию газеты Zindaa.mn со своим другом, снял видео этой акции и выложил в Facebook с требованием удалить статью. Это был первый публичный акт, направленный против дискриминации по этническому признаку в Монголии.
Нурболат выразил надежду на создание в стране неправительственной организации по защите прав нацменьшинств Монголии и продвижению казахской культуры в стране.
Однако история Айшолпан гораздо сильнее помогла изменить предубеждение этнических монголов. После выхода фильма «Беркутчи» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил семье Айшолпан переехать на постоянное жительство в Казахстан, где им были гарантированы комфортные условия, однако Айшолпан и ее отец Нургайып отказались.
Отец Айшолпан тогда сказал журналистам:
"Хотя мы казахи, мы родились в Монголии, имеем монгольскую кровь. Мои предки тоже родились и жили здесь. Поэтому я горжусь тем, что родился и живу в Монголии, на этой земле. Мы приняли эту прекрасную судьбу от Аллаха. Никогда не забудем об этом. Нас просили стать гражданами Казахстана, но нас это не интересует. Потому что наша Родина – Монголия".
Хотя большинство монголов не видели "Охотницу орлов", которая была показана только дважды в кинотеатре Улан-Батора и несколько раз по телевидению, многие, кто прочитал в новостях о решении Айшолпан и ее семьи, были удивлены их отказу от казахстанского гражданства.
Многие в соцсетях называли Айшолпан патриотом и выражали ей свою признательность. «Никогда не думал, что казахи так заботятся и ценят Монголию», - писали в соцсетях.
Прошедшее в марте соревнование беркутчи собрало рекордное количество посетителей – 3500 человек по сравнению с 1500 в прошлом году.
Айшолпан сказала, что хочет «развивать мою Монголию и привлекать в страну инвестиции». Завораживающий фильм с ее участием и решение ее семьи остаться "в родной Монголии" побудила большое количество этнических монголов исследовать казахскую культуру, а также одну из самых уникальных особенностей казахской жизни - охоту с беркутом. В Монголии Фестиваль орла проводится дважды в год, один - в столице в марте, а другой в Баян-Улгие в октябре.
Раньше такие праздники посещались преимущественно иностранными туристами или казахами, но весенний фестиваль в этом году в Улан-Баторе привлек большое количество этнических монголов, чем раньше. В этом году фестиваль привлек в два раза больше зрителей, чем в прошлом году.
Нэргуй Сухбат привез на фестиваль всех своих троих дочерей, чтобы они увидели орлов и охотников.
"Я никогда раньше не интересовался этим фестивалем, пока не посмотрел фильм с Айшолпан. Когда я смотрел фильм, я подумал, что я должен обязательно увидеть этих орлов воочию, поскольку мы не можем отправиться в Баян-Улгий", - сказал Нэргуй.
Многие другие родители также привели своих детей на фестиваль, чтобы показать им грациозных птиц и сфотографировать их с Айшолпан. После фестиваля Айшолпан, одетая в красивый национальный наряд из лисьего меха и держащая своего питомца - беркута Ақ Қанат (Белый Глаз), сказала, что она никогда не сожалела о своем решении остаться в Монголии.
В знак уважения к охотникам с орлами из Баян-Улгий, Бюро туризма г. Улан-Батора заказало из Баян-Улгий самолет до столицы, места проведения фестиваля.
На самолете прилетело 20 участников фестиваля, в том числе Айшолпан. Раньше охотники прибывали на фестиваль в город автобусом. Расстояние от Улгия до Улан-Батора по автодороге составляет 1637 км. Автобус до Улан-Батора едет двое суток с лишним и стоит 80 тысяч тугриков (2000 рублей), самолёт же довезёт за 2 часа.
«Я надеялась, что сюда придет огромное количество людей, возможно, потому, что они посмотрели мой фильм», - сказала Айшолпан на фестивале. «Я хочу, чтобы монголы увидели нашу казахскую культуру, нашу историю, связь между отцом и дочерью и наше терпение. Я рада, что монголы гордятся мной».
Ранее в 2017 году чиновники из самого западного аймака Монголии сообщили, что после показа документального фильма, фестиваль орла в Баян-Улгие собрал на 40% больше посетителей.
В том же году Айшолпан получила престижную награду Азии "Asia Game Changer Awards 2017" за вклад в преодоление гендерных барьеров. Накануне девочку принял премьер-министр Монголии Ухнаагийн Хурэлсух. Он поздравил школьницу от имени правительства и выразил признательность родителям девочки за воспитание такой доблестной дочери.
"Охотница с беркутом - прекрасный фильм. Вы демонстрируете храбрость и настойчивость женщин и прославляете Монголию на международной арене", - заявил премьер-министр.
Айшолпан сказала премьер-министру, что ее мечта - стать врачом. "Хотя играть в кино весело, я все еще хочу быть врачом", - сказала она. Девочка добавила, что ее мечта – внести вклад в развитие своей родной Монголии.
«Айшолпан превосходно служит своей стране, продвигая Монголию за рубежом», - говорит Бакей Агипар, бывший член Парламента Монголии от провинции Баян-Улгий. «Она должна была быть награждена государством небольшим призом, титулом или медалью. Ее награждение означало бы признание ее заслуг, а также явилось бы вкладом правительства в сохранение национальной традиции охоты с орлом».
Нурболат Бахытжан в свою очередь сказал, что решение Айшолпан остаться в Монголии может помочь сохранить эту уникальную казахскую культуру охоты с орлом. «Если Айшолпан переедет в Казахстан, она будет жить в городе и превратится в городского обывателя», - сказал он.
Комментарии ()