Монгольская империя впервые заложила основы евразийской модели толерантности
15 ноября 2021, 00:49 2330 0
Genghis Khan and his Mongol horde
Немногочисленные монголы, которых было не более полумиллиона человек, завоевали полмира со 100-миллионным населением. Функционирование Монголосферы между 1250-м и 1350 годом привело к существованию мир-системы, соединившую Восточную Азию и Европу.
В масштабах общечеловеческой истории не стоит отрицать того, что монгольские завоевания впервые заложили основы евразийской модели толерантности, сместили центры экономической активности в торговую систему Евразии.
Из-за проживания в экстремальных условиях и кочевого образа жизни монголы весьма толерантны. Они терпеливы и добры друг к другу.
Steppes of Eastern Mongolia
Монгольская имперская идея по замыслу Чингисхана должна была способствовать установлению «существенной гармонизации межчеловеческих отношений по всему миру через механизм тотальной власти, основанный на законах Ясы».
Безусловно, только на военном терроре Монгольская империя (Yeke Mongɣol ulus) не могла бы просуществовать столь долго. Успеху чингисхановской имперской идеи способствовали религиозный плюрализм, толерантность, наднациональная и надрелигиозная политика властей. На евразийском пространстве это стало изначальной цивилизационной сущностью.
Имперская политика веротерпимости исходила вовсе не из духовной отсталости монголов, как трактуется в западной историографии, а из синкретизма идей тэнгэрианства и «Великой Ясы», предписания которых неукоснительно соблюдались как великими ханами улусов, так и нижестоящими нойонами и вассалами.
В представлении кочевников Небо — Тэнгэри — было главным божеством, источником жизни, вечным правосудным правителем мира, которому подчинялось всё.
Как свидетельствуют источники, «Чингисхан не являлся убеждённым приверженцем какого-либо вероисповедания, не выделял одну веру из других и не оказывал предпочтения какой-то одной, наоборот, он воздавая почести и превозносил богословов и подвижников всех учений, считая их посредниками (в общении) с Вечным Синим небом, и относился с равным уважением к христианам, мусульманам, буддистам и язычникам».
Толерантность соблюдали и преемники Чингисхана на ханском престоле. Лучше всех имперскую позицию выразил внук Чингисхана Мункэ, который сравнил все веры с пальцами на руке, как разные пути, ведущие к Небу. Своим приверженцем Мункэ считали и христиане, и мусульмане, и буддисты.
В улусах империи предписания Великой Ясы по религиозно-политическим вопросам соблюдались столь же строго, несмотря на личные симпатии или антипатии правителей.
Мирное сосуществование религий было неразрывным элементом государственной идеи и базовым принципом государственного управления в Великой Монгольской империи. Это позволяло избегать серьёзных конфликтов на религиозной почве как между правящим слоем и обществом, так и среди самого многоконфессионального населения империи и её улусов.
Sarai Batu: The Reconstructed 13th Century Capital City of The Golden Horde
В империи духовенство всех религий, равно как и церковное имущество, было освобождено от налогов и имело судебный иммунитет. Взамен обязанностью священнослужителей по отношению к монгольской власти были молитвы за правящего хана и весь род Чингисидов, помощь в дипломатических вопросах и поддержании внутреннего порядка.
Важным аспектом реализации имперской идеи являлось то, что политика веротерпимости сохранялась даже при переходе ханов в буддизм в Китае или в ислам в Иране, Средней Азии и Золотой Орде.
Современные исследователи приводят факты мирного сосуществования в империи ислама, христианства разных конфессий (православные, католики, монофизиты, несториане, григориане), буддизма, конфуцианства и тэнгэрианства.
Независимо от национальности и вероисповедания можно было сделать карьеру в монгольской армии или в имперской администрации. Христианский священник несторианского толка из Северного Китая назначался митрополитом Сирии. Мусульманин из Ирана — губернатором вьетнамской провинции, русский князь командовал войсками при штурме осетинского города в предгорьях Северного Кавказа, русские, осетинские, кипчакские войска составляли гвардию империи Юань вплоть до её падения.
«Рассматривая конфессиональную политику как в Монгольской империи, так и в её улусах в период расцвета, и в Золотой Орде (Улусе Джучи) в частности, можно констатировать, что религиозная толерантность была неразрывным элементом государственной идеи и базовым принципом госуправления», — считает руководитель Центра Евразийских исследований им. Г.В. Вернадского Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, к.и.н. Олег Лушников.
Оба компонента — кочевая степь и осёдлые зоны — дополняли и взаимно поддерживали друг друга, тем самым обеспечивая государству важные для его существования условия. В многонациональной империи материальная и духовная культура развивалась как результат синтеза многочисленных частей, привнесённых разными народами.
Города, особенно имперские столицы и крупные торговые центры Китая, Центральной Азии, Ирана, Кавказа, Ближнего Востока и Восточной Европы (Каракорум, Шанду, Ханбалык, Тебриз, Алмалык, Самарканд, Бухара, Ургенч, Багдад, Марага, Сарай-Бату, Булгар и др.), стали местом переплетения культур, языков, нравов, обычаев, архитектурных решений и стилей, сосредоточием ремесла, изящных искусств, храмов, академий, обсерваторий, мавзолеев, шедевров архитектуры.
Sarai BatuОднако неизбежные процессы аккультурации Чингисидов среди населения улусов и постепенный отход от принципов Ясы Чингисхана в управлении государством стали причиной кризиса этой евразийской империи и появления на её осколках новых государственных образований.
Комментарии ()