Монгольская империя впервые заложила основы евразийской модели толерантности

15 ноября 2021, 00:49 478 0 Автор: Золотая Орда

Монгольская империя впервые заложила основы евразийской модели толерантности

Genghis Khan and his Mongol horde

Немногочисленные монголы, которых было не более полумиллиона человек, завоевали полмира со 100-миллионным населением. Функционирование Монголосферы между 1250-м и 1350 годом привело к существованию мир-системы, соединившую Восточную Азию и Европу.

Монгольская империя впервые заложила основы евразийской модели толерантности

В масштабах общечеловеческой истории не стоит отрицать того, что монгольские завоевания впервые заложили основы евразийской модели толерантности, сместили центры экономической активности в торговую систему Евразии.

Из-за проживания в экстремальных условиях и кочевого образа жизни монголы весьма толерантны. Они терпеливы и добры друг к другу.

Монгольская империя впервые заложила основы евразийской модели толерантности

Steppes of Eastern Mongolia

Монгольская имперская идея по замыслу Чингисхана должна была способствовать установлению «существенной гармонизации межчеловеческих отношений по всему миру через механизм тотальной власти, основанный на законах Ясы».

Монгольская империя впервые заложила основы евразийской модели толерантности

Безусловно, только на военном терроре Монгольская империя (Yeke Mongɣol ulus) не могла бы просуществовать столь долго. Успеху чингисхановской имперской идеи способствовали религиозный плюрализм, толерантность, наднациональная и надрелигиозная политика властей. На евразийском пространстве это стало изначальной цивилизационной сущностью.

Имперская политика веротерпимости исходила вовсе не из духовной отсталости монголов, как трактуется в западной историографии, а из синкретизма идей тэнгэрианства и «Великой Ясы», предписания которых неукоснительно соблюдались как великими ханами улусов, так и нижестоящими нойонами и вассалами.

В представлении кочевников Небо — Тэнгэри — было главным божеством, источником жизни, вечным правосудным правителем мира, которому подчинялось всё.

Монгольская империя впервые заложила основы евразийской модели толерантности

Как свидетельствуют источники, «Чингисхан не являлся убеждённым приверженцем какого-либо вероисповедания, не выделял одну веру из других и не оказывал предпочтения какой-то одной, наоборот, он воздавая почести и превозносил богословов и подвижников всех учений, считая их посредниками (в общении) с Вечным Синим небом, и относился с равным уважением к христианам, мусульманам, буддистам и язычникам».

Толерантность соблюдали и преемники Чингисхана на ханском престоле. Лучше всех имперскую позицию выразил внук Чингисхана Мункэ, который сравнил все веры с пальцами на руке, как разные пути, ведущие к Небу. Своим приверженцем Мункэ считали и христиане, и мусульмане, и буддисты.

В улусах империи предписания Великой Ясы по религиозно-политическим вопросам соблюдались столь же строго, несмотря на личные симпатии или антипатии правителей.

Монгольская империя впервые заложила основы евразийской модели толерантности

Мирное сосуществование религий было неразрывным элементом государственной идеи и базовым принципом государственного управления в Великой Монгольской империи. Это позволяло избегать серьёзных конфликтов на религиозной почве как между правящим слоем и обществом, так и среди самого многоконфессионального населения империи и её улусов.

Монгольская империя впервые заложила основы евразийской модели толерантности

Sarai Batu: The Reconstructed 13th Century Capital City of The Golden Horde

В империи духовенство всех религий, равно как и церковное имущество, было освобождено от налогов и имело судебный иммунитет. Взамен обязанностью священнослужителей по отношению к монгольской власти были молитвы за правящего хана и весь род Чингисидов, помощь в дипломатических вопросах и поддержании внутреннего порядка.

Важным аспектом реализации имперской идеи являлось то, что политика веротерпимости сохранялась даже при переходе ханов в буддизм в Китае или в ислам в Иране, Средней Азии и Золотой Орде.

Современные исследователи приводят факты мирного сосуществования в империи ислама, христианства разных конфессий (православные, католики, монофизиты, несториане, григориане), буддизма, конфуцианства и тэнгэрианства.

Монгольская империя впервые заложила основы евразийской модели толерантности

Независимо от национальности и вероисповедания можно было сделать карьеру в монгольской армии или в имперской администрации. Христианский священник несторианского толка из Северного Китая назначался митрополитом Сирии. Мусульманин из Ирана — губернатором вьетнамской провинции, русский князь командовал войсками при штурме осетинского города в предгорьях Северного Кавказа, русские, осетинские, кипчакские войска составляли гвардию империи Юань вплоть до её падения.

«Рассматривая конфессиональную политику как в Монгольской империи, так и в её улусах в период расцвета, и в Золотой Орде (Улусе Джучи) в частности, можно констатировать, что религиозная толерантность была неразрывным элементом государственной идеи и базовым принципом госуправления», — считает руководитель Центра Евразийских исследований им. Г.В. Вернадского Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, к.и.н. Олег Лушников.

Оба компонента — кочевая степь и осёдлые зоны — дополняли и взаимно поддерживали друг друга, тем самым обеспечивая государству важные для его существования условия. В многонациональной империи материальная и духовная культура развивалась как результат синтеза многочисленных частей, привнесённых разными народами.

Монгольская империя впервые заложила основы евразийской модели толерантности

Города, особенно имперские столицы и крупные торговые центры Китая, Центральной Азии, Ирана, Кавказа, Ближнего Востока и Восточной Европы (Каракорум, Шанду, Ханбалык, Тебриз, Алмалык, Самарканд, Бухара, Ургенч, Багдад, Марага, Сарай-Бату, Булгар и др.), стали местом переплетения культур, языков, нравов, обычаев, архитектурных решений и стилей, сосредоточием ремесла, изящных искусств, храмов, академий, обсерваторий, мавзолеев, шедевров архитектуры.

Монгольская империя впервые заложила основы евразийской модели толерантности

Sarai Batu

Однако неизбежные процессы аккультурации Чингисидов среди населения улусов и постепенный отход от принципов Ясы Чингисхана в управлении государством стали причиной кризиса этой евразийской империи и появления на её осколках новых государственных образований.

Источник : realnoevremya.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Могла ли Орда «затормозить» развитие Руси
    1843 1
    Могла ли Орда «затормозить» развитие Руси

    С лёгкой руки отечественных историков ещё с XIX века принято винить «монголо-татарское иго» в отставании России от «цивилизованного мира».

    20 ноября 2021
    Древняя кельтская традиция — развешивание полосок ткани на ветвях деревьев: в чём смысл этого обычая?
    196 0
    Древняя кельтская традиция — развешивание полосок ткани на ветвях деревьев: в чём смысл этого обычая?

    Эта традиция, насчитывающая десятки веков, распространена в Шотландии, Ирландии и Англии, где сохранились древние кельтские традиции. Она известна как Clootie Wells.

    12 ноября 2021
    Жаксылык Сабитов развеял миф о древних голубоглазых казахах
    934 0
    Жаксылык Сабитов развеял миф о древних голубоглазых казахах

    Насколько казахи генетически близки к андроновцам — представителям европеоидного антропологического типа.

    04 ноября 2021
    Что будет дальше с отправленными в 1977 году в космос зондами «Вояджер»?
    198 0
    Что будет дальше с отправленными в 1977 году в космос зондами «Вояджер»?

    Где они сейчас? Как поддерживается “жизнь” аппаратов? Что с аппаратами будет дальше?

    31 октября 2021