Взгляд буддизма на проблему войны

25 июня 2022, 22:36 786 0 Автор: Золотая Орда

Взгляд буддизма на проблему войны

Ваджра и колокольчик, обозначают твёрдость, неколебимость буддийского учения

Буддизм провозглашает ценность ахимсы, то есть непричинение вреда живым существам. Буддизм – это мирная религия, в которой нет технического термина священная война. Однако внимательное исследование буддийских текстов, а именно «Калачакра тантры» обнаруживает как внешние, так и внутренние уровни битвы, которые легко можно назвать «священными войнами».

Будда Шакьямуни родился в касте индийских воинов и часто использовал военные образы для описания духовного путешествия. Он был Победоносным, одержавшим верх над демоническими внешними и внутренними силами (мару).

Индийский буддийский мастер VIII века н. э. Шантидева неоднократно применял метафору войны в труде «Вступая на путь поведения бодхисаттвы»: настоящие враги, которых следует победить, – это скрытые в уме беспокоящие эмоции и состояния. Впоследствии тибетский буддизм развил эту идею и заложил, что предсказанная война между Шамбалой и неиндийским войсками – это метафора, не имеющая отношения к будущей исторической действительности. Отсюда может сложиться впечатление, что в буддизме призыв к «священной войне» относится исключительно к внутреннему, духовному миру. Однако «Калачакра тантра» раскрывает дополнительный, внешний уровень.

Предсказания Калачакры

Согласно тантрическим писаниям, на следующий год после Пробуждения, Будда Шакьямуни даровал учение «Калачакра тантры» по просьбе короля Шамбалы Сучандры. Вернувшись в Шамбалу, Сучандра написал Коренную тантру Калачакры в 12 000 строф. Последующий король Шамбалы, Яшас, написал сокращённую форму Тантры, Калачакра Лагхутантра. Она составляет примерно четверть объёма оригинальной Тантры. Этот текст сохранился в наши дни, и сейчас известен как «Калачакра тантра».

Согласно предсказаниям «Калачакры тантры» в будущем на Шамбалу нападут внешние агрессоры, враждебно настроенные к буддизму, и что против них будет необходима внешняя «священная война». Война будет вестись с применением неиндийских принципов ненависти, злости, недовольства и предубеждения.

Чтобы противостоять угрозе, царь Шамбалы объединит народы в одну касту, даровав им посвящение Калачакры. Как единое общество, народ Шамбалы сможет в будущем следовать за буддийским мессией-царём, который разгромит войска захватчиков и начнёт новый Золотой Век.

Описание в Калачакре войны Шамбалы – это защитная тактика, цель которой – остановить нападение внешних враждебных сил. Это вовсе не наступательные кампании по обращению других в свою веру. Войну необходимо вести, опираясь на этические принципы, а не на предрассудки и ненависть.

«Даже если ты на войне, перед тобой в качестве врага такое же живое существо, как и ты. И необходимо испытывать к нему сострадание, какой бы ни была трагичной эта ситуация», – говорит Будда.

Монголы традиционно считали царя Шамбалы Сучандру и Чингисхана – инкарнациями Ваджрапани. Битва за Шамбалу, таким образом, представляет собой сражение во славу Чингисхана и Монголии. Во время оккупации японцами Внутренней Монголии в 30-х годах XX века, японские военные предводители в свою очередь попытались заручиться лояльностью и военной поддержкой Монголии, пропагандируя, что Япония является страной Шамбалы.

Взгляд буддизма на проблему войны

Ваджрапани

Будда о том, как победить врага и противостоять внешней угрозе

Известна история, как однажды к Будде пришёл военный советник одного правителя и спросил у него, победит ли он в войне с противником или нет. И Будда расписал ему несколько принципов управления, соблюдая которые его правитель победит кого угодно. Среди этих принципов, была свобода собрания и свобода самовыражения. Потом, правитель должен принимать как можно меньше законов, а те законы, которые он принимает, были ясными и справедливыми. Важной частью, ведущей к сильному государству, является почитание родителей и уважение к старшим. Следить за тем, чтобы женщины не развращались, ибо нравственное здоровье женщин – основа нации и другие.

Взгляд буддизма на проблему войны

В то же время в «Чаккаватти-сиханада сутре» («Львиный рык миродержца) Будда говорит о том, что правитель государства должен иметь армию, обеспечивающую защиту и безопасность для народа страны от внутренней и внешней угрозы. В сутре Будда, объясняя обязанности благородного государя, указывает на необходимость обеспечения защиты подданных. Он говорит, что, полагаясь на буддийское Учение - Дхарму, царь должен обеспечить защиту, охрану и безопасность в своих владениях:

«Устрой себе по дхарме защиту, охрану и оборону своих людей, военной силы, кшатриев, князей, брахманов и домовладык, горожан и селян, шраманов и брахманов, зверей и птиц».

В «Сутре о военачальнике Синхе» говорится о том, борьба должна быть, ибо вся жизнь — борьба. Но тот, кто борется, должен следить за тем, чтобы не сражаться ради своих интересов, против истины и справедливости.

«Борющийся ради своих интересов, сколько бы он ни был велик, или силен, или знаменит, не получит воздаяние, но тот, кто борется за справедливость и истину, обретет великое воздаяние ибо даже его поражение будет победой», — говорится в сутре.

Связь буддизма и пути воина в Японии

Буддизм точно так же как и все другие религии находится в условиях человеческого общества, в условиях нормальной цивилизации, где льётся кровь как и везде. Поэтому в Японии в VIII веке сложился культ Хатиман (яп. 八 幡 神) – божества войны или покровителя воинов.

Взгляд буддизма на проблему войны

Божество Хатиман в Японии

На разных этапах это божество считалось охранителем от внешних врагов, защитником буддизма, хранителем Императорского Дома и большинство самураев поклонялись ему.

Поклонение Хатиману распространилось по Японии не только среди самураев, но и среди крестьян. Сейчас насчитывается около 2500 синтоистских святилищ, посвящённых Хатиману, которому посвящено больше святынь, чем любому другому божеству, кроме Инари.

Главная роль буддизма в формировании культа отмечена Такэдзоно Кэнрё в труде «Божество Хатиман и его взаимодействие с буддизмом» (1959), где автор подчеркивает, что универсальная охранительная функция Хатиман сложилась из его изначальной роли защитника буддизма, когда в святилищах Хатиман читались буддийские сутры об охране государства и Закона Будды.

И тем не менее, в характере его просматриваются специфически японские черты. Японский воин, проявивший в сражении отвагу и храбрость, покрывал великой славой не только себя, но и свою семью и свой клан. Многие молодые воины предпочитали славную смерть в битве долгой жизни труса, лишённого всякого смысла.

Взгляд буддизма на проблему войны

Доспехи самурая

Главным достоинством японского воина (буси) была верность своей семье и господину (даймё). Преданная служба последнему порой продолжалась в течение многих поколений. Более никаких обязательств воин не имел. Если в ходе войны господин менял предпочтения и сегодняшние союзники назавтра становились врагами, самурай без колебаний сражался с ними и убивал их.

«Буси (воин, самурай) был по преимуществу выходцем из провинциальной аристократии, посвятившим себя делу оружия... Его в первую очередь занимали вопросы, земли и меча... Поэтому буси, в противоположность благовоспитанным кугэ – землевладельцам, жившим при дворе, прежде всего ценил такие качества, как умение управлять лошадью, стрелять из лука, сражаться на мечах и вести за собой людей. Он превозносил преданность, честь, бесстрашие и скромность. Причём скромность признавалась, пожалуй, самым главным достоинством, и не только потому, что буси жил на не столь уж обильные дары земли, но потому, что роскошь неотвратимо приводила к слабости и немощи. Вот почему он считал блага жизни при дворе бесполезными... Ведь от него требовались жёсткость, прямота и, прежде всего, действие...» [Холл].

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    О спектре предковых компонентов бурят, тувинцев и алтайцев
    1136 1
    О спектре предковых компонентов бурят, тувинцев и алтайцев

    Один конкретный результат касается происхождения бурят.

    18 июня 2022
    Что необходимо знать о землетрясениях в Байкальской сейсмической зоне
    1136 0
    Что необходимо знать о землетрясениях в Байкальской сейсмической зоне

    Берега Байкала хранят следы древних катастрофических землетрясений силой до 11–12 баллов.

    11 июня 2022
    Почему Турция попросила ООН изменить название страны
    1281 0
    Почему Турция попросила ООН изменить название страны

    Эта просьба была удовлетворена, и соответствующие изменения начали действовать с 1 июня 2022 г.

    05 июня 2022
    Кто такие кипчаки и куда они делись
    1390 0
    Кто такие кипчаки и куда они делись

    История кипчаков с VII века и до наших дней. Золотой век кипчаков в Дешт-и Кипчак (IX-ХII вв.). Генотип, внешность и язык кипчаков.

    04 июня 2022