Как выглядел на самом деле Чингисхан

29 октября 2022, 21:46 612 0 Автор: Золотая Орда

Как выглядел на самом деле Чингисхан

портрет Чингисхана был создан в 1278 году художником Хорихусуном при дворе Хубилай-хана.

В мире существует несколько сотен портретов Тэмуджина. Из них всех подлинным и правдиво изображающим первого хана Монгольской империи считается только один. Сейчас он находится в Тайвани, в музее при императорском дворце Тайбэй. Этот портрет посетители музея могут увидеть раз в 4-5 лет.

Этот знаменитый портрет в летописи эпохи Юань XIV века был написан под руководством внука правителя Хубилай-хана. И, видимо, был им одобрен. Последнему было 12 лет, когда умер дед. И он вполне мог его помнить, а также советоваться с теми, кто тоже видел хана.

Как написано в исторических документах «Синь Юань ши» («Новая история [династии] Юань»), портрет Чингисхана был создан в 1278 году художником Хорихусуном при дворе Хубилай-хана.

Как выглядел на самом деле Чингисхан

Высота портрета 59,4 см, а ширина 47 см. Сделан портрет на шелке, окантован бумагой, на правой стороне которой написана краткая биография великого хана.

Как выглядел на самом деле Чингисхан

Как выглядел на самом деле Чингисхан

750 лет назад Хубилай заказал портрет своего деда Чингисхана. А монгольский художник Т. Одон нарисовал по нему реалистичную реконструкцию.

В августе 1277 года по указу Хубилая был создан специальный монастырь для проведения ритуала почитания предков. В связи с этим монгольский художник Хорихусун со слов самого Хубилай-хана создал портрет его деда.

В феврале 1279 года портреты Чингисхана и Угэдэя были расположены в специально построенном молельном доме и им воздавались почести весной и осенью.

Как выглядел на самом деле Чингисхан

Портреты Чингисхана и Угэдэя из Национального дворца-музея в Тайбэе

На этом портрете изображен широколицый мужчина средних лет с узкими черными глазами и редкой бородой. Голова у него покрыта национальным монгольским убором. У Чингисхана на портрете высокий лоб, говорящий о незаурядных умственных способностях, и умный, проницательный взгляд державного мужа, а не только воина.

В русскоязычный сегмент интернета запущена ложная информация о недостоверности изображения в музее Тайбэя. Это связано из-за множества мистификаций, связанных с личностью монгольского предводителя.

Хубилай родился в 1215 году, когда его дед захватил Пекин. До 1241 г., года смерти великого хана Угэдэя, его влияние при монгольском дворе не было заметным, так как его отец Тулуй, самый младший сын Чингисхана, равно как и его потомки, не рассматривались в качестве претендентов на великоханский трон, потому сведений о ранних годах жизни Хубилая немного. Однако известно, что юный Хубилай старательно обучался наукам и военному делу. Он слыл среди потомков Чингисхана человеком умным и проницательным, за что его с юности называли Хубилай–Сэцэном (Хубилаем Мудрым).

После смерти своего старшего брата Мункэ – последнего хана единой Монгольской империи, которая распалась после его смерти в 1259 году, Хубилай не смог удержать империю от распада, но стал основателем монгольского государства в Китае – Юаньской империи, включившей в свой состав также Монголию, Маньчжурию, Восточный Туркестан, Тибет, Корею, которыми Хубилай правил в течение 35 лет.

Как выглядел на самом деле Чингисхан

В 1264 г. Хубилай-хан перенес столицу из Каракорума в Ханбалык или Дайду (на месте современного Пекина), город, построенный при Хубилай-хане вблизи бывшей чжурчжэньской столицы Чжунду. Административная структура империи Юань была создана из различных элементов традиционной китайской системы, широко использовавшейся Хубилай-ханом, сторонником умеренной политики по отношению к оседлому населению Китая.

Хубилай-хан, получивший великолепное образование, проявлял интерес к изобразительному искусству. Первый юаньский император имел собственную коллекцию произведений изобразительного искусства. Возможно, истоки этого интереса монгольского владыки Китая восходят к первой картине, с которой он ознакомился, когда китайский художник Люй Гуаньтао нарисовал его портрет.

Как выглядел на самом деле Чингисхан

Портрет Хубилай-хана в Национальном дворцовом музее, Тайбэй

Хубилай-хан оказывал внимание поэтам и писателям, художникам и каллиграфам, архитекторам, о творчестве которых их просвещенные современники говорили, как о «революции» в изобразительном искусстве того времени. Хотя некоторые китайские историки негативно оценивают влияние Хубилай-хана и юаньского двора, отмечая, что его покровительство распространялось только на портретистов и архитекторов. Тем не менее, многие китайские художники имели работу и сотрудничали с юаньским двором. Известно о проводившихся выставках произведений китайских живописцев. В эпоху Юань творили такие художники как Чэн Сысяо, Кун Кай, Цянь Сюань, хотя и были настроены критически к завоевателям. Хубилай-хан приглашал художников ко двору и даже в правительство, снабжал их всем необходимым для творчества.

Хубилай-хан специально посылал чиновников искать в стране талантливых людей «в разных искусствах» с целью привлечения их на службу юаньскому двору. В 1286 году он отправил с этой целью конфуцианского ученого Чэнь Чуфу в город Усин провинции Цзяннань. Конечно, Хубилай-хан и его окружение влияли на тематику произведений китайских представителей искусства, и последние были вынуждены учитывать их вкусы и пристрастия, в частности, любовь монгольской знати к лошадям, изображения которых на китайских картинах эпохи Юань столь часты. Но важной заслугой Хубилай-хана является его содействие отходу китайских художников от схоластического стиля сунского времени в изобразительном искусстве. К сказанному следует добавить, что юаньская живопись одна из наиболее совершенных страниц в истории китайского искусства. Живопись и каллиграфия этой эпохи явили необычайную тонкость, ясность и гармоничность восприятия мира, воплощенную в не имеющих себе равных пейзажах и «живописи бамбука» (хуа чжу) Ни Цзаня, У Чжэня, Хуан Гунвана и Чжао Мэнфу. Эти «четыре великих мастера периода Юань» сумели сочетать в своих творениях танскую ясность, сунскую индивидуальную значительность и техническую виртуозность.

К числу заслуг Хубилай-хана на культурном поприще можно также отнести учреждение в Китае в 1263 году академий Ханьлинь и Ханьлинь-гоши-юань (Академии государственной истории), о чем сообщает «Юань ши».

Император династии Юань Хубилай-хан лично уделял большое внимание проблемам письменности, в которой он видел один из признаков суверенитета в области культуры. Именно по его инициативе в юаньское государственное делопроизводство была внедрена новая монгольская «квадратная письменность», основоположником которой был тибетец Пагба-лама, просуществовавшая в Китае до падения династии Юань. Хубилай-хан поручил Пагба-ламе создать новую письменность для монгольского языка.

Хубилай-хан был щедрым ханом. Он жаловал своим гвардейцам–кешиктенам роскошные подарки, «каждому из них тринадцать одеяний, дорогих, расшитых жемчугом и всякими драгоценностями, дал по дорогому красивому золотому поясу… без записи и не сосчитаете, что они стоят», - писал Марко Поло. Щедрость его не знала границ в отношении военачальников и воинов, отличившихся в сражениях, которым он жаловал должности, титулы, знаки отличия, золотые изделия, бумажные деньги, драгоценности, одежду, серебро, поместья и участки плодородной земли с крестьянами, дорогое оружие. В «Юань ши», в биографиях военачальников разноплеменного происхождения, служивших Хубилай-хану, приведено о том немало свидетельств. Кроме того, в голодные годы по его указу правительство регулярно раздавало хлеб и зерна беднякам при ханском дворе в Ханбалыке, а также в других городах. Для него была традиционна практика оказания помощи своим соплеменникам в голодные годы. При восхождении на юаньский трон, Хубилай-хан устроил массовую раздачу подарков, на что ушла немалая доля бюджета империи. А по монгольским представлениям того времени разницы между казной государя и государства не существовало.

Во дворце Хубилай-хана были только самые качественные вещи, вызывавшие восторг у современников. К концу своей жизни хан создал портреты своих предков и установил их в специальных помещениях, где воздавались почести. Так были созданы портреты Чингисхана, Бортэ-ужин, отца Тулуя, матери Сорхагтан бэхи. И, как сообщают некоторые источники, были нарисованы также и портреты Есухэй-баатара и Оулэн. Понятно, что портреты стояли в разных монастырях.

Именно тогда и был создан почти единственный подлинный портрет Чингисхана, который был доверен монгольскому художнику.

Как выглядел на самом деле Чингисхан

Портрет Бортэ в Национальном дворцовом музее, Тайбэй

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Учёные: мы в первую очередь выбираем себе партнёра по запаху
    252 0
    Учёные: мы в первую очередь выбираем себе партнёра по запаху

    «Любовь с первого взгляда» действительно существует, уверяют иммунологи Манчестерского университета.

    23 ноября 2022
    Как Россия продавала Аляску
    346 0
    Как Россия продавала Аляску

    Крымская война разорила государственную казну – в ней гулял ветер. В сентябре 1866 г. Александр II получил записку, где сообщалось о дефиците бюджета и необходимости строжайшей экономии во всех государственных расходах.

    21 ноября 2022
    Чулымцы – исчезающий народ России
    493 1
    Чулымцы – исчезающий народ России

    Этот тюркоязычный народ предпочитал вести обособленный образ жизни в таёжных просторах Сибири.

    17 ноября 2022
    Почему у кочевников было родоплеменное деление, а у осёдлых нет
    432 0
    Почему у кочевников было родоплеменное деление, а у осёдлых нет

    Основные исторические факторы родового деления у номадов.

    16 ноября 2022