Почему у кочевников было родоплеменное деление, а у осёдлых нет

16 ноября 2022, 00:07 2211 0 Автор: Золотая Орда

Почему у кочевников было родоплеменное деление, а у осёдлых нет

Родовая сплочённость была важнейшим фактором выживания кочевников в средние века.

У многих кочевых народов, по установившейся традиции, незнакомого представителя своей национальности при встрече спрашивали, к какому роду он принадлежит. Каждый номад знал название своего рода, племени и мог перечислить предков по линии отца и матери до седьмого-девятого поколения. Почему так? Каковы истоки этого явления у многих кочевых народов?

Материальный фактор

Когда мы говорим про кочевой образ жизни, родовое деление, следует понимать, что многое зависит от исторических моментов.

С древних времён у кочевников форма собственности была родовая, то есть земли принадлежали роду. А у осёдлых земля принадлежала не роду, а конкретному человеку, например, султану, князю, царю. После их смерти происходила юридическая «перерегистрация» наследникам, которые могли изгнать свою родню и в конечном итоге утратить связь с родственниками. Поэтому у осёдлых родословная обычно ограничивается наследниками первой очереди: супругом, детьми и родителями.

В рамках кочевого хозяйствования семья скотоводов не была заинтересована в том, чтобы отпускать из семьи родственников, в отличие от земледельцев, у которых сыновья могли уйти на заработки в город.

Для кочевой общины чем больше семья, тем лучше, ведь тогда можно эффективнее защищать стада, территорию, объединяться и предпринимать агрессивные действия в отношении соседей. При слаженной и большой семье, при удачном стечении обстоятельств, этот семейный клан превращался в род, потом – племя.

Таким образом, в чисто кочевом обществе знание родословной – основа для владения землёй.

«Знание своих предков было фактически документом, который свидетельствовал о том, что ты относишься к этому роду и имеешь право кочевать на землях этого рода», – пояснил историк Жаксылык Сабитов.

У каждого рода были свой клич, родовой знак, знамя. Часто родовыми знаками помечали скот, выбивали на камнях, чтобы обозначить принадлежность территорий. Территориальный фактор был главным при делении по родам. Кочевники, двигаясь за скотом в рамках определённой территории, строго соблюдали районы своего передвижения.

То есть для кочевников принадлежность к определённому роду, племени было материально выгодно, а осёдлым нет. Поэтому у осёдлых не развились этнокультурные родовые традиции и родоплеменное деление как у номадов.

По мнению историка, кочевник – это своего рода дворянин. В Европе для того, чтобы стать дворянином, нужно уметь воевать и иметь генеалогию. Те же исландцы берегут как достояние своё многовековое родословное древо, а шотландцы хранят память о своей принадлежности к различным кланам. Условно говоря, когда кочевники захватывали территории осёдлых народов, они в этом обществе становились главенствующей военной кастой, а территории улусов распределялись по родоплеменному укладу.

Фактор продолжения рода

Во-вторых, в кочевом обществе при постоянных движениях и миграциях знание родословной исключало браки между близкими родственниками. Если вспомнить определение американского историка Льюиса Генри Моргана (1818—1881), то он родом называл такой коллектив, между членами которого было запрещено заключение брачных союзов.

Вообще, нельзя воспринимать роды и племена у кочевников как некую статичную картину. Ситуация постоянно менялась, кто-то делился, кто-то объединялся, кто-то исчезал, кто-то появлялся. Одни роды и племена возникали на базе больших семей, многие роды восходят к единому предку.

В средние века принадлежность к сильному роду многократно увеличивало у его членов продолжительность жизни и её качество. То есть опять же чисто практический фактор. Благополучие рода было прежде всего связано с запретом на близкородственные браки до 7-го колена. Поэтому прежде чем свататься, узнавали, к какому роду принадлежит избранница (избранник). Как правило, этим занимались родители молодых и старейшины рода.

Сакральный фактор

Кочевники поклонялись Вечному Синему Небу и традиционно считают, что у каждого из них на родовых землях есть Хранители (заяаны, аруахи) – духи великих предков, поскольку история родов тесно связана с именами предводителей этих родов.

Знания о своей родословной и родовых землях являлись залогом полноценного и успешного обряда. Ведь чем больше количество великих предков призвано, тем больше будет задействовано Хранителей. Поэтому знание родословной также имеет сакральное значение. Знание своего рода всегда было большой силой.

Как узнать свою родословную

Сегодня те, кто не знают своего происхождения, могут исправить ситуацию. Родословные древа, которые были утеряны, можно восстановить. На помощь могут прийти архивные данные и наука. Генетическая экспертиза дополнит данные о предках, а генеалоги могут собрать недостающий пазл. Восстановление родословных и заполнение «белых пятен» может соединить семейные кланы и восстановить традиционные ценности.

Заключение

Сегодня многие кочевые народы перешли на осёдлый образ жизни, роды распадаются, поэтому изучение именно истории родов и племён как субъектов истории могут пролить свет на то, как разные сообщества занимали те или иные земли, взаимодействовали с другими объединениями и ханской властью, какова была внутренняя иерархия и внутренние противоречия. И, поскольку история родов тесно связана с именами предводителей этих родов, необходимо освещать деятельность этих личностей.

Сплочённый родовой коллектив представлял определённую угрозу порядку, и во время административно-территориального разделения земель кочевых народов власть сознательно дробила роды, смешивала их, стремясь искоренить родоплеменное разделение общества. В то же время многие представители власти этот фактор использовали, чтобы играть на противоречиях между разными родами и настраивать их друг против друга.

Все права защищены, любое копирование текста без активной ссылки на сайт "Золотая Орда" (zolord.ru) в начале и конце текста запрещено © 2022.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    37 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    256 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму
    429 0
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму

    О формировании Калмыцкого ханства в Прикаспийских степях — как ойраты, покинув Джунгарию, отстаивали своё место под солнцем среди могущественных соседей.

    22 ноября 2025
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х
    491 0
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х

    Эта статья рассказывает, как дзэн-буддизм, интеллектуально открытый для Америки японскими мастерами и мыслителями, стал духовной основой для революции свободы 1960-х годов.

    18 ноября 2025
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    37 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    113 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2
    237 0
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2

    Статья 2025 г. А.М. Тюрина устанавливает, что монгольский компонент в генофонде казахов имеет исключительно ойратское (западномонгольское) происхождение, а не халхаское, и объясняет это социальным механизмом добровольного перехода ойратских родов в казахские общины.

    13 декабря 2025
    Статьи
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    256 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ
    245 0
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ

    Проблемы и перспективы института территорий традиционного природопользования в российском праве.

    06 декабря 2025
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории
    326 0
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории

    Согласно исследованиям В.В. Трепавлова, Русь XIII–XV веков являлась не вассалом, а внутренним «Русским улусом» Золотой Орды, будучи частью её административной, военной и фискальной систем.

    06 декабря 2025
    Статьи
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    261 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025