Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

30 ноября 2023, 02:12 453 0 Автор: Золотая Орда

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Kalash people, 2023

На северо-западе Пакистана, в горах Гиндукуша, проживает уникальное племя калаши, которое привлекает внимание учёных и путешественников своими необычными внешними чертами и культурой. Светловолосые, с голубыми глазами, они отчётливо выделяются среди темнокожих и темноволосых пакистанцев. Они выглядят настолько необычно, что возникает вопрос: откуда же они взялись?

Жители племени калаш, проживающие в пакистанском районе Читрал, считают себя потомками войск Александра Македонского, поселившихся в этом районе около 300 г. до н.э. Их уникальная культура, насчитывающая всего около 4000 человек, находится под угрозой исчезновения.

Географическое положение и климат

Калаши проживают в Пакистане, на самой границе с Афганистаном, в районе Читрал провинции Хайбер-Пахтунхва. Они живут в трёх изолированных горных долинах: Румбуре, Брамбрете и Бирире. Эти долины открываются в сторону реки Кунар, ниже Читрала. Деревни калашей во всех трёх долинах расположены на высоте от 1900 до 2200 метров. Калаши Румбура и Брамбрета образуют единую культуру из-за их очень схожих культурных обычаев. Калаши Бирира, будучи самыми труднодоступными и традиционными, имеют свою отдельную культуру.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Красным помечен район Читрал в Пакистане

Климат типичен для северных районов Пакистана. Лето мягкое с максимальной температурой от 23° C до 27° C. Зимы могут быть суровыми с минимальной температурой от 0°C до 2°C.

Район проживания калашей чрезвычайно плодородный.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Долина Аюн, Читрал, Хайбер-Пахтунхва, Пакистан

Склоны гор покрыты дубовыми лесами, что позволяет им вести интенсивное сельское хозяйство. Пшеница и кукуруза выращиваются в излишках. Кроме того, виноград (обычно используемый для изготовления вина), яблоки, абрикосы и грецкие орехи являются одними из многих продуктов питания, выращиваемых в этом районе. Также выращивается достаточное количество кормов для скота. Реки, протекающие через долину, используются для питания мельниц и для орошения сельскохозяйственных полей.

Непростая судьба

Первое исторически задокументированное вторжение мусульман на территорию калашей произошло со стороны Махмуда Газневи в XI веке. В 1339 году в эти благодатные и мирные места вторглись войска Тимура и ушли дальше в Индию.

На протяжении XVIII—XIX веков малочисленные калаши подверглись гонениям со стороны афганцев-мусульман. Исламисты жестоко уничтожали калашей, проживающих на территории Нуристана — исторического региона на границе между Афганистаном и Пакистаном. Эту территорию мусульмане называли Кафирстан (земля неверных). Калашей выгоняли с насиженных мест, преследовали, уничтожали и угоняли в рабство.

Во время трёх англо-афганских войн (1838—1842, 1878—1880, 1919) эмир Кабула Абдур-Рахман проводил на захваченных землях калашей политику тотальной исламизации. Сопротивлявшиеся истреблялись, остальные под угрозой смерти обращались в мусульманство. Именно в то время многие люди бежали в Читрал, в заснеженные горы Гиндукуша, чтобы избежать обращения. Нельзя сказать, что калаши не оказывали сопротивление, это очень добрый и в то же время воинственный народ, у которого есть божество войны.

Геноцид калашей продолжался до конца XIX века, до тех пор, пока территория, где жили калаши, не попала под протекторат Великобритании по линии Дюранда 1896 года. Таким образом, лишь небольшая часть этого исчезающего народа сохранилась в трёх изолированных долинах гор — территории, которая позже станет частью Пакистана. В тот период значительная часть калашей была уничтожена, другая растворилась среди соседних племён, утратив свою национальную идентичность.

Первые знания о культуре калашей связаны главным образом с работами английского полковника Джорджа Скотта Робертсона, который был первым европейцем, исследовавшим их территорию. Он собрал материал по обрядам и традициям калашей в 1890—1891 годах и был последним европейцем, посетившим регион до его последнего завоевания афганцами.

В середине ХХ века были предприняты новые попытки заставить несколько деревень калашей в Пакистане принять ислам, но люди с трудом обращались, и когда официальное давление было снято, большинство вернулось к своим религиозным убеждениям.

Регион проживания калашей неспокойный до сих пор. В 2001 году долина Сват провинции Хайбер-Пахтунхва некоторое время служила убежищем Усаме бен Ладену, когда он бежал из Афганистана в ходе операции «Несокрушимая свобода». В 2007 году долина Сват стала оплотом пакистанских талибов (террористическая организация, запрещена в РФ). Талибы жестоко завоевали эту прекрасную, похожую на Альпы долину, и навязали местному населению пуританскую версию ислама. Они также использовали долину как плацдарм для отправки террористов-смертников по всему Пакистану.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Пакистанские талибы

Сегодня в районах проживания необращённых калашей, которых мусульмане часто называют «Калаш Кафир», нередки случаи их убийств, изнасилований и захватов земель. Несмотря на все разногласия со своими мусульманскими соседями, калаши находятся под угрозой поглощения ими. Их традиции быстро вымирают, поскольку многие принимают ислам. По мнению калашей, насильственное обращение в другую веру, грабежи и набеги ставят под угрозу их культуру и убеждения.

Религия и обычаи

С приходом глобализации и осознав своё положение в мире, калаши стали чрезвычайно разборчивыми в своей религии и обычаях. Теперь любой, кто обращается в ислам, избегается соплеменниками и изгоняется из общества. Таким образом, они сохраняют свою индивидуальность.

Лидер калашей Сайфар Джан сказал: «Если калаш примет ислам, то он больше не сможет жить среди нас. Мы вынуждены сохранять свою идентичность». Ситуация обстоит так, что сейчас в сообществе калашей, которых всего составляет около 4000 человек, около 3000 человек приняли ислам или являются потомками обращённых, но всё ещё живут в соседнем селе Калаш, сохраняя многие аспекты своего языка и древней культуры.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

фото: Павло Морковкин

Окружённые мусульманскими общинами, около тысячи калашей, тем не менее, сохраняют свои древние обычаи. Они многобожники, поклоняются 12 богам и богиням, а природа играет важную духовную роль в их повседневной жизни. Мифологию калашей сравнивают с мифологией Древней Греции. Однако Ричард Стрэнд, известный лингвист и антрополог, который свыше 50 лет изучает языки и этнографии Нуристана и соседствующих с ним областей, считает, что калаши исповедуют древнюю форму индуизма, наполненную местными верованиями (камвири д'э лу; дэва лока). Вера калашей длительное время развивалась изолировано и находилась под влиянием соседних областей доисламского Нуристана.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Деревянные идолы калашей

Некоторые из их божеств — Махандео, бог урожая и войны. Он также является переговорщиком с высшим божеством. Джестак — богиня домашнего быта, семьи и брака. Мунджем Малек — бог Средиземья. Существует также общая схема веры в горных фей, Сучи, которые помогают охотиться и убивать врагов, и Вароти, жестокого мужчину, партнера Сучи. Они живут в высоких горах, таких как гора Кайлас. У этих божеств есть святилища и алтари по всей долине, где им часто приносят в жертву коз и овец. Во время праздников калаши верят, что божества — их временные гости.

Ещё одна особенность: в их религиозности лошадь имеет особое значение. На калашских святилищах установлены их деревянные головы.

Традиционно умерших не хоронили, а оставляли в надземных гробах на отведённых кладбищах, которые окружены различными деревянными фигурами людей.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

На старых кладбищах калашей до сих пор можно увидеть человеческие скелеты, лежащие под открытым небом (фото: Павло Морковкин)

Фестивали

В рамках их религиозной традиции калаши отмечают три фестиваля в год, чтобы выразить благодарность за обильные ресурсы трёх долин. Они стали туристической достопримечательностью региона. Во время праздников калаши пьют домашнее вино и танцуют под звуки барабанов — занятия, строго запрещённые мусульманам.

Вот краткие сведения о некоторых крупных фестивалях:

Весенний фестиваль Джоши/Чилимджушт

Чилимджушт, проводимый в середине мая с наступлением весеннего сезона, является самым красочным из фестивалей. Он длится четыре дня и является лучшим временем для посещения туристами.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Весенний фестиваль организуется не только для того, чтобы попрощаться с суровой зимой и поприветствовать весну, но также в честь фей и защиты коз и пастухов перед тем, как они отправятся на пастбища. Девушки собирают первые весенние цветы и дарят друг другу, эти дни калаши проводят в танцах, ходят в гости друг к другу, обмениваются подарками и цветами, молоком и молочными продуктами.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Перед фестивалем женщины и девушки со всей долины украшают свои дома. Гостей угощают домашним вином и молочными продуктами. Затем женщины окропляют молоком божество Джестак (защитника своих детей и домов). Фестиваль начинается в долине Румбур, где вожди племён возглавляют процессию к «алтарю Малоша» и приносят в жертву козлов. Позже фестиваль перемещается в самую большую долину Бумбурет и завершается в самой маленькой долине Бирир.

Каждая религиозная церемония сопровождается танцами и ритмичными песнопениями под бой барабана. Женщины танцуют в кругу в традиционных чёрных одеждах, богато украшенных головных уборах из ракушек каури и ярких ожерельях. Мужчины присоединяются, одной рукой обнимая партнёра за талию, а другой за плечи. Вожди племен в ярких одеждах рассказывают истории давно минувших дней и событий.

Летний фестиваль Утчал

Утчал празднует сезон сбора урожая, когда собирают урожай пшеницы и ячменя, а с горных пастбищ привозят сыр. Празднование длится два дня с танцами, пением и застольем. Выпивается много вина. Утчал также знаменует собой кульминацию Раната — двухмесячного мероприятия, во время которого молодые девушки и юноши поочерёдно танцуют, чтобы защитить свой урожай.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Осенний фестиваль вина Фу

Фу проводится в конце сентября в честь сбора урожая винограда и грецких орехов. Виноград собирают по всей долине в определённый день, и это повод для веселья. Жители приветствуют пастухов, возвращающихся с высокогорных пастбищ с наступлением зимы. Вино употребляют по любому поводу, будь то смерть, свадьба, рождение ребёнка или даже простое собрание. Его также предлагают посетителям. Вероятно, это единственный район в Пакистане, где разрешено варить вино в домах. Калаши верят, что если виноград — священный плод, то и вино, приготовленное из него, тоже является священным. Виноград, собранный с лоз, прессуют только дети мужского пола.

Зимний фестиваль Чавмос

Чавмос проводится в середине декабря, когда калаши приветствуют новый год и молятся за свое благополучие и благополучие своих коз. В суровую зиму долины покрываются обильным снегом, и калаши замыкаются в своих домах. Они также приводят в порядок и очищают свои дома, деревни и долины, чтобы защитить их от любых непредвиденных бедствий зимой.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Большая часть зимних гуляний проводится в закрытых помещениях. Выпивается много вина, а танцы вокруг костра продолжаются до поздней ночи.

Старейшины племён на рассвете сидят на вершинах холмов, наблюдая за восходом солнца и объявляют наступление нового года. Затем божеству Джастаку приносят в жертву козла и кровью животного окропляют храм. В это снежное время калаши верят, что Балимин, ещё одно божество, посещает долины. Жертвоприношения также приносятся на его малоше или алтаре.

Посетители редко бывают свидетелями этого фестиваля, поскольку добраться до этих долин практически невозможно из-за обильных снегопадов, перекрывающих дороги.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Пение и танцы, как часть религии

Для калашей пение и танцы — не просто развлечение, а часть их религии. Музыка является частью их существования. Мужчины и женщины, молодые и старые, представители элиты и простолюдины собираются вместе, чтобы петь и танцевать в Джастакхане — священной танцевальной арене. Это комната площадью около 75 кв. м., его ещё называют «религиозным домом». На дверях и стенах имеются различные изображения и резьба.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Джастакхан (фото: Павло Морковкин)

Вся деревня несёт ответственность за поддержание Джастакхана. Специалисты считают, что во время танцев в Джастакхане калаши практикуют древнюю практику молитвы в движении, которая направлена на очищение сознания и осознание вселенской любви.

Гендерные отношения и социальные обычаи

У калашей нет строгого разделения на мужчин и женщин. Женщинам разрешено поддерживать с людьми контакты и свободно общаться без осуждения. Женщины свободны и не носят чадры. В нежном возрасте 4—5 лет девочек посвящают в женственность. Замуж их отдают рано, в 14—15 лет.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Кроме того, в отличие от мусульманок, калашским женщинам не только разрешено выбирать себе мужей, но и развестись с ними и даже сбежать. Она пишет письмо своему будущему мужу, сообщив ему, сколько её нынешний муж заплатил за неё выкуп. Это потому, что новый муж должен заплатить вдвое больше, если он хочет на ней жениться. Браки через побег довольно распространены, фактически побег жены считается одним из «великих обычаев» (gōna dastur) наряду с крупными праздниками. Побег жены в редких случаях может привести к псевдовражде между кланами в форме двойного выкупа за невесту, выплачиваемого новым мужем бывшему мужу до тех пор, пока арбитр не заключит мирные переговоры. В сообществе калашей любые споры внутри общины проходят через совет старейшин, прежде чем передаваться в суды штата.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Женщины калашей до сих пор носят традиционную одежду, которая состоит из длинных чёрных свободных мантий с красочной вышивкой и раковинами каури. Они дополняют свои одежды разноцветными бусами и ожерельями, что является довольно отличительной чертой, а также яркими длинными плетёными головными уборами.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Мужчины калаши уже давно переняли популярную в Пакистане одежду шалвар-камиз. Они также носят шляпы, распространённые в северной части Пакистана.

Калаши следуют различным социальным обычаям и ритуалам, которые остальному миру могут показаться странными. Один из них, который широко обсуждался, это обычай отправлять менструирующих, а также беременных женщин в здание, удалённое от главной деревни. Это общежитие называется Башалени. Они остаются там, пока не восстановят свою «чистоту». В случае родов проводится ритуал, чтобы восстановить «чистоту» матери, прежде чем она сможет вернуться к своему мужу. Современные интерпретаторы культуры часто называют её формой угнетения. Но, по мнению калашей, этот тайм-аут — их способ дать женщинам отдохнуть от повседневных хлопот. Поскольку они обычно выполняют основную часть повседневной работы.

Вдовцы

Быть вдовцом в обществе калашей – не что иное, как проклятие. Мужчина, у которого умирает жена, должен провести не менее пяти месяцев в трауре и изолироваться от общества. Его голову и лицо бреют, как только умирает его жена, и ему не разрешается бриться или подстригать волосы в течение пятимесячного периода траура.

Ему также не разрешается использовать воду, кроме как для питья. Никто не обменивается с ним любезностями, и ему не разрешается делиться едой с другими. Все предметы его повседневного использования, включая стакан, тарелку, «чарпай» (традиционную кровать), изолированы. Ему также не разрешается к кому-либо прикасаться и с кем-либо разговаривать во время траура. Он не может ни с кем поделиться своей болью, поэтому ему приходится переносить потерю самому. Ему также не разрешается нюхать цветы или прикасаться к фруктам.

После истечения срока траура приносят в жертву козла и льют на его отсечённую голову кровь. Мясо жертвенного животного не едят. После этой церемонии мужчина считается очищенным и ему разрешается жить нормальной жизнью.

Вдовы

Если женщина теряет мужа, её считают «неприкасаемой». Срок её траура составляет три месяца. Во время траура ей не разрешается ни с кем разговаривать. Её посуда изолирована, и ей приходится есть и спать одной в отведённом для этого углу дома. Она не может мыться и расчёсываться. Никто из общества с ней не разговаривает.

В период траура проводятся различные ритуалы для её очищения. Она должна прожить в доме мужа три месяца, и ей не разрешается посещать дом родителей. В конце траура приносят в жертву козу.

По истечении траура вдова должна принять решение, хочет ли она жить вдовой в доме умершего мужа, вернуться в дом родителей или снова выйти замуж. Её ценят и уважают, если она решит остаться в доме мужа. Но если она решит вернуться к родителям, она должна будет вернуть родителям мужа все вещи/товары, подаренные ими в период замужества. Если она и её родители не могут позволить себе вернуть эти вещи, сообщество помогает ей сделать это.

Туризм

Туризм в настоящее время является основной частью экономической деятельности калашей. Для обслуживания этих новых посетителей были построены небольшие магазины и гостевые дома, предлагающие посетителям долины новую роскошь. Желающие попасть в долину должны заплатить пакистанскому правительству пошлину, которая используется для сохранения и заботы о народе калаш и его культуре. После строительства первой автодороги в долине Калаша в середине 1970-х годов люди занялись другими профессиями, в том числе туризмом и поступлением в армию, полицию и пограничники. Автомобильные дороги сделали отдалённые деревни доступными. В долинах открылись магазины, благодаря которым мясо и другие продукты питания стали легкодоступны. Электрификация провела в дома телевизоры, мобильные телефоны и компьютеры.

Туризм также стал популярным в деревнях калашей. Сельские жители рассматривают туризм как способ заработка и обустраивают дома и отели, и магазины, торгующие изделиями местных ремесленников.

Район, известный как долина Калаш, отличается безмятежной красотой, пышными зелёными долинами и фруктовыми фермами, что делает его идеальным туристическим местом не только с точки зрения живописной красоты, но и культурного разнообразия и религиозных мест. Кроме того, калаши очень дружелюбны.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Отец семейства с дочерьми

Они, как правило, обслуживают туристов и заставляют их чувствовать себя желанными. Дети калашей красивы, с загорелой кожей и цветными глазами, они любят туристов и помогают, показывая им окрестности. Люди в основном посещают долину Калаш, когда проходят их фестивали, чтобы увидеть, как красота Калаша расцветает в полной мере.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Культурные представления народа калашей в последнее время получили широкую огласку, когда Британский герцог и герцогиня Кембриджские (принцы Уильям и Кейт) посетили деревню Бомбаре в октябре 2019 года. Они были одеты в традиционные калашские головные уборы и смотрели представления, сидя рядом с местными жителями. Кстати, мать Уильяма, принцесса Диана, тоже посещала долину калашей в 1991 году.

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Герцог и герцогиня кембриджские посетили долину Калаш и посетили их фестиваль в 2019 году. Image Credit: AFP

Язык

Язык калашей (калаша-мун) представляет большой интерес для лингвистов. Он принадлежит к дардской подгруппе индоиранской группы индоевропейской семьи. У него несколько нетипичная фонология. На этом языке говорит в целом горстка людей, около 5000 человек. Это привело к тому, что он находится под угрозой исчезновения, как объявлено ЮНЕСКО. Калаша-мун не имеет своей письменности, однако в конце XX века лингвисты для калашей разработали формальные сценарии для языка на основе латинской письменности.

Являются ли калаши потомками армии Александра Македонского? Исследование генетиков

Калаши считаются потомками армии Александра Македонского. Об этом впервые написал в 1899 году британский писатель Редьярд Киплинг в своей повести «Человек, который хотел быть королём» повествуя о жителях «Кафиристана». В 1975 году по мотивам литературного произведения режиссёром Джоном Хьюстоном был снят одноимённый фильм. Некоторые учёные приходят к выводу, что именно история Киплинга породила миф о том, что они являются потомками армии Александра.

Наряду с этим мифом сами калаши также верят в местную легенду, что они являются выходцами из далекой страны Циям в Южной Азии. В народных сказках и песнях калашей упоминается о существовании Цияма и о том, что их корни принадлежат этому не существующему на карте региону.

Чтобы проверить эти утверждения исследователи из Великобритании, Италии и Пакистана проанализировали образцы ДНК. Под руководством Касима Аюба из Института генетики «The Wellcome Trust Sanger Institute» в Кембридже они проанализировали выборку из 23 калашей, жителей трёх разных долин. Исследование было опубликовано в 2015 году в журнале «Американский журнал генетики человека». В исследовании утверждается, что калаши жили практически изолированно на протяжении многих тысяч лет, будучи отрезанными от общего предка в Евразии. Учёные не нашли доказательств того, что они произошли от солдат Александра. Однако это исследование показало, что они разделили значительную часть своего генетического дрейфа с древними северными евразийцами (ANE, МА-1) и людьми ямной культуры. Линия ANE определяется связью с «мальтийским мальчиком» (МА-1), останками человека, жившего во время последнего ледникового максимума, 24 000 лет назад, в центральной Сибири (возле села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой, западнее озера Байкал). Поэтому исследователи полагают, что калаши представляют собой древнюю евразийскую линию, от которой также произошли некоторые современные популяции Европы и Ближнего Востока. Исследователи также установили, что митохондриальная линия калашей происходит преимущественно из Западной Евразии. Исследователи полагают, что они были самой ранней группой, отделившейся от предковой линии современных популяций на Индийском субконтиненте примерно 11 800 лет назад.

Утверждение о том, что калаши содержат 20–40% греческих смесей, ранее было отвергнуто Кивисилдом, Роотси и др. (2003). Они неоднократно приводят информацию, свидетельствующую о том, что калаши являются частью южноазиатского генетического континуума, пусть и со сдвигом в сторону иранцев, но без македонской примеси.

Таким образом, легенды недавнего происхождения, согласно которым калаши являются потомками воинов Александра Македонского, которые отдали долину Читрал своему генералу Шалак Шаху, совершенно необоснованны.

Генетический анализ Y-хромосомы калашей, проведённый Firasat et al. (2007) показывает высокие и различные частоты следующих гаплогрупп Y-ДНК: L3A (22,7%), H1* (20,5%), R1a (18,2%), G (18,2%), J2 (9,1%), R* (6,8), R1* (2,3%) и L* (2,3%).

Калаши: история, культура, современность, язык, ДНК

Ареал распространения основных гаплогрупп калашей L и Н (Y-ДНК)

Генетический анализ митохондриальной ДНК (мтДНК), проведённый Quintana-Murci et al. (2004) привёл к выводу, что «западноевразийское присутствие в популяции калашей достигает частоты 100%» со следующими наиболее распространёнными гаплогруппами мтДНК: U4 (34%), R0 (23%), U2e (16%) и J2 (9%). В этом исследовании не было обнаружено никаких восточных и южноазиатских линий, утверждая, что популяция калашей по материнской линии состоит из западноевразийских линий (поскольку родственные линии редки или отсутствуют в окружающих популяциях).

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»
    147 0
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

    Колониальный порядок Российской империи в Туркестане.

    12 февраля 2024
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность
    359 0
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность

    Буряты жадно любят эту игру, в которой побеждает преимущество интеллекта.

    31 января 2024
    Происхождение сяньби связали с популяциями Большого Хингана и бассейна Амура
    444 0
    Происхождение сяньби связали с популяциями Большого Хингана и бассейна Амура

    Палеогенетики прочитали ДНК людей, останки которых нашли в древнем некрополе сяньби.

    16 января 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    177 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»
    147 0
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

    Колониальный порядок Российской империи в Туркестане.

    12 февраля 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    188 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Статьи
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
    221 0
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

    Николай Цыремпилов - ассоциированный профессор Назарбаев университета, на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внёс ясность в этот вопрос.

    05 февраля 2024
    Статьи
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность
    359 0
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность

    Буряты жадно любят эту игру, в которой побеждает преимущество интеллекта.

    31 января 2024
    Названы самые криминальные регионы ДФО
    351 0
    Названы самые криминальные регионы ДФО

    Ведущий аналитический центр России составил рейтинг российских регионов по уровню преступности.

    23 января 2024