Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность
31 января 2024, 21:54 1561 0
фото: ГБУДО «СШОР по адаптивным и нац. видам спорта», Забайкальский край, пгт. Агинское
У монгольских народов, традиционно играющих в шахматы, есть свой, «национальный», вид шахмат. У монголов он называется хиа-шатар, у бурятов шатар, у калмыков шатр.
История происхождения шатар
Слово «шатар» происходит от персидского «шатранж» (شَطْرَنْج). В VI веке персы (совр. Иран) заимствовали из Индии её древнейшую игру чатуранга, которую видоизменили и назвали шатранж (упоминается в 600 г. в персидской рукописи «Карнамук»). Именно популярный в Персии шатранж стал предшественником современных шахмат. В шатранже впервые появилась основная часть фигур, такие как король, ферзь, слон, конь, ладья и пешка.
После арабского завоевания Персии в VII веке шатранж распространился в пределах арабского халифата, а от арабов стал известен европейцам. Однако в исламском мире шахматы не получили большого распространения, так как приравнивались к азартным играм (араб. харам, حرام). К монгольским народам игра попала в XIII—XIV вв. из улуса Хулагу, который существовал на Ближнем и Среднем Востоке с 1256 по 1335 гг.
Древние монгольские шахматы, выполненные в буддийском стиле, были обнаружены на Северном Кавказе.
Монгольские шахматные фигуры, обнаруженные на Северном Кавказе (литьё, латунь, XIII в.). Латунные фигурки монгольских шахмат 1247-1253 гг. посажены на лотосовые постаменты, на таких обычно изображаются буддийские божества и культовые предметы. Прекрасно вылепленное лицо нойона имеет портретное сходство с Угэдэй-ханом (1186-1241). Его сын Годан-хан инициировал укрепление связей с буддийским Тибетом. Примерно с 1247 г., с дружбы Годана и Сакья-пандиты (1182-1251) началось покровительство монгольской правящей элиты школе Сакья и вхождение чингисидов в буддийскую практику сакьяской традиции. Поэтому вполне вероятно, что шахматы были отлиты по заказу Годана в память о покойном отце, мудром Угэдэй-хане.
Происхождение обнаруженных шахматных фигурок восходит к середине XIII в., периоду похода монгольских войск Хулагу-хана (1217—1265) на Ближний Восток. Монголы адаптировали шахматы ещё до того, как в улусе Хулагу укрепил позиции ислам, запретивший изображения живых существ. На монгольских шахматных фигурах изображены нойоны, дети, лошади, верблюды, повозки с волами и другие характерные черты монгольской жизни. Историки шахмат полагают, что в те времена монгольская игра шатар использовалась для разработки военной тактики и стратегии завоеваний.
«У монгольских народов игра шатар обрела невероятную популярность, шахматы были практически в каждой юрте. Обнаружение монгольских шахмат XIII в. свидетельствует о большой древности у монгольских народов шахматной традиции, сохраняющей, в частности, устойчивую популярность у бурят и калмыков до настоящего времени», — писал историк шахмат С. Кондратьев в своей статье «Шахматная игра у монголов» [«Шахматы в СССР», 1931, №13, с. 216–18, №14, с. 232–34].
Основным каналом популяризации игры разума, вероятно, был буддизм, так как именно в странах буддизма эта игра получила наибольшую популярность и прочно укоренилась. Оправданным представляется мнение, что изобретение игры связано с расцветом буддийской философии и являлось одним из методов её объяснения и популяризации [А. Шиляев "Древность шахматных игр", 2018 г.].
Воспоминания декабристов
Древняя игра шатар со своими национальными правилами и фигурами пользовалась у монгольских народов большим почётом. У бурят в неё играли все: и дети и старики.
В хрониках начала XIX в. отмечены многочисленные воспоминания декабристов, которые встречаясь за шахматной доской с бурятскими любителями, не раз были вынуждены признать превосходную игру местных шахматистов. Вот что рассказывал декабрист Николай Иванович Лорер (1797—1873):
«На одном из переходов мы встретили отличную коляску, запряжённую шестёриком. В коляске сидел мальчик в зелёной шёлковой шубе, в шапочке, отороченной бобровым мехом. На боку его болталась сабля с серебряным темляком, на шее — золотая медаль на анненской ленте. Нам сказали, что это сын хана... На дневках дикие буряты постоянно были с нами и напряжённо следили за игрою в шахматы. Раз один из наших игроков уступил ему своё место, и бурят стал играть с Трубецким и, к удивлению нашему, отлично. Буряту, сильно нападавшему на Трубецкого, который начал рокировать, очень не поправилась эта манера игры, и он, в знак неудовольствия, качал головою, однако выиграл партию (в шатар рокировка запрещена – прим. автора). На другой день я искал этого славного игрока, чтоб снова с ним сразиться, и с огорчением узнал, что он лежит больной, получив за какой-то неважный проступок от своего хана пятьдесят плетен» [Н.И. Лорер, «Записки моего времени», 1867, действие происходит на пути из Читы в Петровский Завод, действующие лица буряты и декабристы, время – 1830 г.].
Вот так «дикий» бурят поставил мат в 1830 году цивилизованному князю Сергею Петровичу Трубецкому.
В своём воспоминании другой декабрист Александр Петрович Беляев (1802—1887) писал:
«Из Читы мы шли бурятскими степями; подводчики и провожатые наши тоже были буряты. Буряты имеют страсть к шахматной игре, и на дневках около юрт всегда составлялись шахматные партии, окружённые толпою азиатцев, следивших с величайшим интересом за игрой, нетерпеливо высказывая играющим свои взгляды. Некоторые из зайсанов играли с нами и играли так хорошо, что один из наших лучших игроков Ник. Вас. Басаргин первую партию проиграл. Нужно было видеть общий восторг, когда буряты увидели своего победителем... Вообще говоря, азиатцы играли так, что могли играть с хорошими игроками» [«Своей судьбой гордимся мы: Декабристы в Сибири» / сост. М. Сергеев. Иркутск, 1973].
А писатель Алексей Толстой в своём дневнике в апреле 1897 года сделал запись, что играл в шахматы со студентом Казанского императорского университета бурятом Галсаном Гомбоевым и проиграл, поэтому «надобно у него взять реванш».
Правила шатар
Традиционные бурятские шахматы «шатар» по правилам больше похожи на персидскую версию шатранжа, чем на арабские и китайские шахматы. Однако по сравнению с шатранжем есть заметные различия в фигурах. В шатаре фигуры частично отражают кочевой образ жизни монголов: нойон — король, бэрсэ (тигр) — ферзь, тэргэ (повозка на колёсах) — ладья, морин — конь, тэмээн (двугорбый верблюд) — вместо боевого слона, хубуун (мальчик) — пешка и так далее.
Бурятские шахматы отличаются от международных шахмат рядом правил. Например, по-другому ходят пешки и ферзь, нет рокировки, для мата и шаха совсем другие условия. Это существенно меняет не только ход игры, но и её эстетику. Если в международных шахматах любой выигрыш считается окончательной целью игры, то в бурятских шахматах разные ситуации шаха и мата обладают и разной эстетической ценностью. Например, шах пешкой обычно объявлялся с особым удовлетворением — «сод!», а всеми остальными фигурами — «шаа!» (ударь кулаком); поставить мат конём считался дурным тоном — такое могли позволить только детям.
В бурятском шатар и калмыцком шатр правила и фигуры совершенно идентичны. Для их игры используется обычная шахматная доска 8x8. Однако в монгольском хиашатар игра производится на доске 10х10. В хиашатаре у каждого игрока на четыре фигуры больше, чем в шатаре: добавляются две пешки и две новые фигуры, называемые по-монгольски хиа, что переводится как охранник (кит. 页), при идентичности остальных правил игры.
Заключение
Буряты жадно любят эту игру, в которой побеждает преимущество интеллекта, помимо игры буряты занимались анализом шахматной политики и этюдов по конкретным позициям. В Монголии интерес к хиашатару незначителен, в Бурятии проводятся турниры по шатару. Именно внутри бурятского народа он обрёл свои отличительные черты.
Существуют китайские шахматы, японские, грузинские, корейские. Так что иметь «свои шахматы» — это вопрос престижа для народа, сохранение его культуры, подарок одного поколения другому.
фото: egov-buryatia.ru
Сегодня у бурят игра в шатар имеет статус национального вида спорта. С 2020 года в Забайкалье спортивную классификацию получили борьба (бухэ барилдаан), стрельба из лука (Һур харбаан), бурятские шахматы (шатар), игра (шагай наадан) и состязания по разбиванию хребтовой кости (Һээр шаалга).
Комментарии ()