Эвенки Забайкалья полностью утратили свой язык

15 сентября 2019, 11:29 2614 0 Автор: Золотая Орда

Эвенки Забайкалья полностью утратили свой язык

фото: из открытых источников

Всего три человека осталось в Тунгиро-Олёкминском районе Забайкальского края, умеющих говорить на эвенкийском языке, и все трое – старики, сообщается в районной газете «Северная правда» от 4 сентября со ссылкой на учительницу эвенкийского Викторию Дармаеву.

«На весь Тунгиро-Олёкминский район всего лишь трое стариков, говорящих на эвенкийском. Но они слишком дряхлые, их невозможно привлекать к работе с детьми», – рассказала Дармаева.

Как уточняет издание, в соседнем Тунгокоченском районе осталось 8-10 носителей языка, а в Каларском эвенкийский изучается лишь факультативно, что может привести к утрате языка на территории Забайкалья.

«В школе-интернате для детей-эвенков в посёлке Куанда преподаватель национального языка уволилась посреди учебного года, сейчас факультативов не ведётся. Лишь в одной северной школе, в селе Тупик Тунгиро-Олёкминского района, в начальных классах преподаётся эвенкийский язык – обучаются девять ребятишек из 35», – пишет «Северная правда».

Между тем, коренные жители забайкальского севера — эвенки — перестали заниматься оленеводством. Оленеводство Забайкалья оказалось на грани исчезновения из-за сокращения пастбищ за счёт лесо- и горнодобывающих предприятий, сообщается в газете «Северная правда» от 4 сентября.

«Самая большая головная боль оленьих пастухов: пастбища выводятся из оборота. Аппетиты у лесозаготовителей и горнодобывающих компаний растут, им нужны новые земли», – пишет издание.

В частности, уточняется в тексте, оленьих пастухов уже не осталось в Тунгокоченском районе: «В Тунгиро-Олёкминском районе молодые люди хотели бы приобрести своё стадо, для начала голов 20, да денег нет».

«Глава Тунгиро-Олекминского района Михаил Ефанов рассказал, что в настоящее время в пяти населенных пунктах района живут всего 1370 человек. Несмотря на то, что район по-прежнему считается эвенкийским, представителей этого народа насчитывается всего 290 человек. Оленеводством они заниматься перестали, живут за счёт тайги — добывают зверя и пушнину», — пишет издание.

По информации Чита ру, три села района не имеют постоянной связи с большой землей — добраться туда можно только по реке — по зимнику или на лодках. Нет также и постоянного энергоснабжения — свет в селах появляется на несколько часов. Кроме того, Тупик испытывает трудности с водоснабжением — администрация воду и лёд берет в реках и доставляет до двора.

Эвенки Забайкалья полностью утратили свой язык

эвенки Тунгиро-Олекминского района Забайкальского края, фото: moyaokruga.ru

Согласно данным «Википедии», эвенки в России проживают в основном в Якутии и Красноярском крае. В Забайкальском крае их численность не превышает 1,5 тысячи человек – по итогам переписи 2010 года число эвенков в регионе составило 1492 человека.

Авторы статьи про эвенков в «Энциклопедии Забайкалья» отмечали, что социальные изменения XX века, как коллективизация 30-х годов, так и новейшие реформы привели к разорению общественных и личных хозяйств эвенков и почти полному исчезновению оленеводства. В статье, написанной в 2000-х годах, было отмечено, что только отдельные семьи эвенков кочуют по тайге с небольшим количеством оленей.

В 2014-м году три жителя Забайкальского края, которые не были эвенками, пытались создать Эвенкийскую родовую общину коренного малочисленного народа Севера «Алтама» («Золото»), чтобы разводить оленей и заниматься рыболовством. Их деятельность была пресечена прокуратурой, которая сочла, что подобные организации могут учреждать только представители малочисленных народов, и создание эвенкийской общины не являющимися эвенками людьми, создавало угрозу настоящим эвенкам. Организацию ликвидировали.

Ежегодно власти Забайкалья тратят на поддержку коренных малочисленных народов севера около 1 миллиона рублей, субсидии направлены в основном на проведение национальных фестивалей.

Эвенки Забайкалья полностью утратили свой язык

эвенк приехал в Читу, фото: Андрея Козлова, Чита ру.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    113 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    644 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    835 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2924 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    37 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    113 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2
    237 0
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2

    Статья 2025 г. А.М. Тюрина устанавливает, что монгольский компонент в генофонде казахов имеет исключительно ойратское (западномонгольское) происхождение, а не халхаское, и объясняет это социальным механизмом добровольного перехода ойратских родов в казахские общины.

    13 декабря 2025
    Статьи
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    256 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ
    245 0
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ

    Проблемы и перспективы института территорий традиционного природопользования в российском праве.

    06 декабря 2025
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории
    324 0
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории

    Согласно исследованиям В.В. Трепавлова, Русь XIII–XV веков являлась не вассалом, а внутренним «Русским улусом» Золотой Орды, будучи частью её административной, военной и фискальной систем.

    06 декабря 2025
    Статьи
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    259 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025