Эвенки Забайкалья полностью утратили свой язык

15 сентября 2019, 11:29 2432 0 Автор: Золотая Орда

Эвенки Забайкалья полностью утратили свой язык

фото: из открытых источников

Всего три человека осталось в Тунгиро-Олёкминском районе Забайкальского края, умеющих говорить на эвенкийском языке, и все трое – старики, сообщается в районной газете «Северная правда» от 4 сентября со ссылкой на учительницу эвенкийского Викторию Дармаеву.

«На весь Тунгиро-Олёкминский район всего лишь трое стариков, говорящих на эвенкийском. Но они слишком дряхлые, их невозможно привлекать к работе с детьми», – рассказала Дармаева.

Как уточняет издание, в соседнем Тунгокоченском районе осталось 8-10 носителей языка, а в Каларском эвенкийский изучается лишь факультативно, что может привести к утрате языка на территории Забайкалья.

«В школе-интернате для детей-эвенков в посёлке Куанда преподаватель национального языка уволилась посреди учебного года, сейчас факультативов не ведётся. Лишь в одной северной школе, в селе Тупик Тунгиро-Олёкминского района, в начальных классах преподаётся эвенкийский язык – обучаются девять ребятишек из 35», – пишет «Северная правда».

Между тем, коренные жители забайкальского севера — эвенки — перестали заниматься оленеводством. Оленеводство Забайкалья оказалось на грани исчезновения из-за сокращения пастбищ за счёт лесо- и горнодобывающих предприятий, сообщается в газете «Северная правда» от 4 сентября.

«Самая большая головная боль оленьих пастухов: пастбища выводятся из оборота. Аппетиты у лесозаготовителей и горнодобывающих компаний растут, им нужны новые земли», – пишет издание.

В частности, уточняется в тексте, оленьих пастухов уже не осталось в Тунгокоченском районе: «В Тунгиро-Олёкминском районе молодые люди хотели бы приобрести своё стадо, для начала голов 20, да денег нет».

«Глава Тунгиро-Олекминского района Михаил Ефанов рассказал, что в настоящее время в пяти населенных пунктах района живут всего 1370 человек. Несмотря на то, что район по-прежнему считается эвенкийским, представителей этого народа насчитывается всего 290 человек. Оленеводством они заниматься перестали, живут за счёт тайги — добывают зверя и пушнину», — пишет издание.

По информации Чита ру, три села района не имеют постоянной связи с большой землей — добраться туда можно только по реке — по зимнику или на лодках. Нет также и постоянного энергоснабжения — свет в селах появляется на несколько часов. Кроме того, Тупик испытывает трудности с водоснабжением — администрация воду и лёд берет в реках и доставляет до двора.

Эвенки Забайкалья полностью утратили свой язык

эвенки Тунгиро-Олекминского района Забайкальского края, фото: moyaokruga.ru

Согласно данным «Википедии», эвенки в России проживают в основном в Якутии и Красноярском крае. В Забайкальском крае их численность не превышает 1,5 тысячи человек – по итогам переписи 2010 года число эвенков в регионе составило 1492 человека.

Авторы статьи про эвенков в «Энциклопедии Забайкалья» отмечали, что социальные изменения XX века, как коллективизация 30-х годов, так и новейшие реформы привели к разорению общественных и личных хозяйств эвенков и почти полному исчезновению оленеводства. В статье, написанной в 2000-х годах, было отмечено, что только отдельные семьи эвенков кочуют по тайге с небольшим количеством оленей.

В 2014-м году три жителя Забайкальского края, которые не были эвенками, пытались создать Эвенкийскую родовую общину коренного малочисленного народа Севера «Алтама» («Золото»), чтобы разводить оленей и заниматься рыболовством. Их деятельность была пресечена прокуратурой, которая сочла, что подобные организации могут учреждать только представители малочисленных народов, и создание эвенкийской общины не являющимися эвенками людьми, создавало угрозу настоящим эвенкам. Организацию ликвидировали.

Ежегодно власти Забайкалья тратят на поддержку коренных малочисленных народов севера около 1 миллиона рублей, субсидии направлены в основном на проведение национальных фестивалей.

Эвенки Забайкалья полностью утратили свой язык

эвенк приехал в Читу, фото: Андрея Козлова, Чита ру.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения
    3187 0
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения

    Джучи-хан – старший сын Чингисхана, сыграл важную роль в завоеваниях Монгольской империи и управлял западными территориями. Однако его внезапная смерть, а также отсутствие точных сведений о месте его захоронения породили множество гипотез.

    23 февраля 2025
    Чингисхан и Гитлер: генетическое и историческое наследие двух правителей
    3526 0
    Чингисхан и Гитлер: генетическое и историческое наследие двух правителей

    Исторические параллели и антитеза двух правителей.

    08 февраля 2025
    2025: Агафья Лыкова вновь осталась зимовать одна
    2665 0
    2025: Агафья Лыкова вновь осталась зимовать одна

    Агафье Карповне этой весной исполнится 80 лет.

    02 февраля 2025
    Леонард Пелтиер: «Наконец-то всё кончено — я иду домой»
    2462 0
    Леонард Пелтиер: «Наконец-то всё кончено — я иду домой»

    После почти 50-летнего заключения из тюрьмы в США выпустили борца за права американских индейцев Леонарда Пелтиера.

    26 января 2025
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью
    159 0
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью

    Герой или каратель: судьба Дугара Тапхаева (1884—1934).

    23 апреля 2025
    История
    Происхождение русских: антропологический взгляд Станислава Дробышевского
    247 0
    Происхождение русских: антропологический взгляд Станислава Дробышевского

    В своей лекции «Происхождение русских» антрополог Станислав Дробышевский рассматривает формирование русского народа с точки зрения антропологии, генетики и истории. Приводим новейшие данные о генетической структуре русских популяций по регионам.

    19 апреля 2025
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации
    263 0
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации

    Монгольская экспансия XIII века оказала глубокое влияние на формирование татарской нации, создав политические, социальные и культурные условия для консолидации тюркских и иных народов Поволжья.

    17 апреля 2025
    Статьи
    «Консервы» вечной мерзлоты: почему копальхен убивает приезжих, но даёт силу северным народам
    357 0
    «Консервы» вечной мерзлоты: почему копальхен убивает приезжих, но даёт силу северным народам

    Почему северяне едят копальхен и не травятся? Смертельный эксперимент: трагедия советской экспедиции.

    12 апреля 2025
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения
    3187 0
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения

    Джучи-хан – старший сын Чингисхана, сыграл важную роль в завоеваниях Монгольской империи и управлял западными территориями. Однако его внезапная смерть, а также отсутствие точных сведений о месте его захоронения породили множество гипотез.

    23 февраля 2025
    Сохранение древних черт монгольского языка XIII века в халхасском, калмыцком и бурятском языках
    1375 0
    Сохранение древних черт монгольского языка XIII века в халхасском, калмыцком и бурятском языках

    Какой из современных монгольских языков сохранил наиболее архаичные черты языка монголов XIII века.

    20 февраля 2025
    Статьи
    Чингисхан и Гитлер: генетическое и историческое наследие двух правителей
    3526 0
    Чингисхан и Гитлер: генетическое и историческое наследие двух правителей

    Исторические параллели и антитеза двух правителей.

    08 февраля 2025