Джунгары и их кочевое ханство
6 часов назад 22 0
Горы Саур-Тарбагатай и их окрестности
В начале XVII века на территории, находящейся между Саяно-Алтаем и Тянь-Шанем, западные монголы, именовавшие себя «ойрат» (ойрад значит находящиеся рядом к основной массе монголов), создали Джунгарское ханство, просуществовавшее с 1635 г. по 1758 г. Его основное население составляли западно-монгольские племена чоросов, дэрбэтов, олётов, хошутов и торгутов.
Во времена Чингисхана ойраты составляли тумен левого крыла (дзун гар – букв. левая рука) монгольского войска и поэтому сами монголы их именовали по-монгольски «дзунгар, дзунгарнууд».
В 1635 году торгуты, в результате межплеменных разногласий и переполненности, ушли по степной полосе на запад, обосновавшись в приволжских степях. Там они создали Калмыцкое ханство. Самоназвание возникшего этноса «калмык» происходит от слова халих (переполнение, через край), от этого слова возникло самоназвание этноса «хальмг» (хальмгууд).
После откочёвки торгутов племя чорос стало главенствующим в Джунгарии, и из него выбирались правители ойратов.
В период своего могущества (XVIII – начало XVIII вв.) под властью ойратов находились значительные части казахов, кыргызов Тянь-Шаня, полностью кыргызы Енисея, алтайцы и тувинцы.
Так, Кыргызстан в русских документах XVII в. назывался также «Бурутской землей», ибо тянь-шаньских кыргызов джунгары именовали «бурутами» (неправильные).
Джунгарское ханство окрепло в период правления Эрдэни-Батора-хунтайши (1635–1653 гг.), старшего сына князя Хара-Хула, из племени чорос.
В 1640 году Эрдэни-Батор у себя в ставке на р. Эмэл-гол (Емиль) в Тарбагатае (ныне территория Восточно-Казахстанской области) провёл всемонгольский съезд, на котором было принято «Великое степное уложение монголо-ойратских законов» (Их Цааз-бичиг). В исторических записях того времени указано, что Долина Тарбагатай и дельта реки Емиль являются одними из самых ранних мест обитания джунгар.
«Сие уложение есть зеркало, на поверхности коего со всею ясностью изображаются нравы, обычаи, образ мыслей, способы жизни и степень просвещения у монгольского народа», – отмечал русский миссионер и востоковед Н.Я. Бичурин [Бичурин. 1991. с. 39.].
Монголо-ойратские законы действовали не только на территории Джунгарии и Монголии, но и в восточном Казахстане, на Тянь-Шане, Алтае и в кыргызском Хонгорае, укрепляя позиции ойратского правителя [Бутанаев, Худяков. 2000].
После смерти Эрдэни-Батора власть перешла к его сыну Сэнгэ (1654–1670 гг.). В 1670 году Сэнгэ-тайша был убит в результате возникшей вражды со своими сводными братьями Цэцэном и Зодбо-Батором. Убийцы были казнены, по другой версии бежали в Монголию.
Трон достался его брату Галдан-Бошогту-хану (1671–1697 гг.), который до момента смерти Сэнгэ учился в Тибете. Галдан-Бошогту, будучи образованным и понимавшим разобщённость монгольских народов на огромных территориях, начал проводить масштабную политику объединения всех монгольских земель. В 1680 году Галдан-Бошогту-хан присоединил к Джунгарии Восточный Туркестан. В 1690 году понимая, что южные монголы и халхи находятся под разлагающим влиянием Китая, он начал войну с маньчжурской империей Цин, но в 1697 году потерпел полное поражение от объединённых цинско-халхских войск и покончил жизнь самоубийством.
На ойратском престоле воцарился Цэвэн-Рабдан (1697–1727 гг.) – сын Сэнгэ и племянник Галдана- Бошогту. В 1697 году Цэвэн-Рабдан перенёс свою ургу (ставку правителя) в долину реки Или на территории современной Алматинской области Казахстана. Старую ставку на реке Эмэл-гол он передал двоюродному брату Цэрэн-Дондобу, старшему наместнику Северо-Восточной Джунгарии.
В начале XVIII в. Цэвэн-Рабдан, чтобы потеснить влияние ислама, переселяет кыргызов Хонгорая, телеутов Северного Алтая, мингатов и оржаков из Тувы в центр своих владений, создав из них новые отоки.
Кроме того, на территорию Алтая он переселил часть тянь-шаньских кыргызов, под названием «буруты» (буруутан, значит неверные), оторвав их от их культурных связей.
После смерти Цэвэн-Рабдана правление перешло к его старшему сыну Галдан-Цырену (1727–1745 гг.). Это был период расцвета Джунгарского ханства. В 1716 году ойраты совершили военный поход в Тибет и заняли священную Лхасу, но в 1720 году цинские войска вытеснили их оттуда. В 1725 году ойраты захватили Ташкент, Туркестан и почти весь Казахстан.
После смерти Галдан-Цырена в 1745 году разгорелась борьба за власть. За короткое время на троне сменили друг друга четыре хана: Цэвэн-Доржо (1746–1749 гг.), Лама-Доржо (1749–1753 гг.), Давааша (Даваци, 1753–1756 гг.) и Амарсана (Амур-Сана, 1756–1757 гг.).
Необходимо отметить, что все девять правителей, побывавшие на троне Джунгарии, происходили из династии чоросов. Только последний, Амур-Сана (Амарсана - букв. «благонамеренный»), принадлежал к чоросам по женской линии.
За весь период своего существования Джунгарское ханство было полностью независимым государством, которое не подчинялось ни России, ни Китаю. В начале XVIII в. вооружённые отряды джунгарских воинов постоянно атаковывали создаваемые в Сибири российские военные укрепления и заставы, разоряя их и тормозя дальнейшее продвижение России на восток. Для пресечения нападений на них со стороны Джунгарского ханства, Пётр I отправил в тот район большой разведывательный отряд, который сразу столкнулся с ожесточённым противостоянием джунгар. Получив об этом донесение, Пётр I не стал с помощью ружей и пушек подавлять их сопротивление. Русский царь направил в Джунгарию своих дипломатов, которые предложили Цэвэн-Рабдану заключить с ним мирный договор. Цэвэн-Рабдан сказал русскому послу, что граница между Россией и Джунгарией должна проходить по реке Омь и жаловался ему: «Ныне де на меня восстал китайской царь, и возносится китайской царь, что де я над всеми царями царь и на всей земле нет меня больше и чтоб государь не дал меня китайскому царю в обиду». Во время встреч он подробно расспрашивал русского посла об условиях жизни волжских калмыков, изъявлял желание с Россией «в дружбе жить и торги водить». Через И. Д. Чередова он обратился к Петру I с просьбой: «Оборонить бы его от китайцов и от мунгалцов; передать ему мангутов (ногайцев); чтоб ему с ясашных народов, с которых он имел ясак, по-прежнему брать; беглых бы ево калмыков не принимать и отдавать». Однако в ходе дальнейших переговоров Цэвэн-Рабдан не стал говорить ни о переходе Джунгарии в русское подданство, ни о разведке недр на территории ханства. Он лишь сказал только о том, чтобы Россия и Джунгарское ханство жили в дружбе и согласии [М.О. Акишин. 2012].
В 1719–1720 гг. по поручению императора Сюань Е китайские сановники вели переговоры с русским послом Л. Измайловым о совместных действиях против Джунгарии, но он отказал им даже в дипломатической поддержке.
В условиях мирного договора с русскими джунгары сосредоточили свои усилия на отражение вторжения китайцев на земли своего ханства и расширения своих владений в Туркестане.
В 1756 году Цинская империи ввела в Джунгарию полумиллионную цино-халхскую армию, которая в 1757–1759 гг. полностью уничтожила ойратское государство. Из 600-тысячного населения Джунгарского ханства уцелело 30–40 тысяч ойратов, которые бежали к берегам Байкала, другая часть на Волгу.
В 1760 году на территории Джунгарии и Восточного Туркестана было образовано китайское наместничество «Синьцзян» (букв. «Новая граница»).
Ведущей религией Джунгарского ханства был буддизм тибетского толка. Население Джунгарии делилось на родовую (природную) знать, носившую титул «тайша». Жалованная знать носила титул «зайсан». Простолюдины назывались «харачу», а рабы – «богол».
Простые скотоводы несли повинности «албан» в пользу государства и зайсанов. Во главе ханства стоял хан из племени чорос, носивший титул «хунтайша» (контайчи).
В административном отношении Джунгарское ханство разделялось на отоки, анги и засаги. Отоками назывались административно-хозяйственные единицы, составлявшие личный удел чоросского хана.
Ойраты кочевали «хотонами», то есть группами семей, связанных родством. Несколько хотонов объединялись в аймаки, а аймаки в отоки. В случае войны оток обязан был выставить до тысячи воинов сэрэгтэнов.
«Анги» обозначали уделы ближайших родственников хана и родовой знати. Засаки представляли небольшие уделы, отданные буддийскому духовенству для их содержания.
Все указанные административные единицы были разделены на роды, каждый из которых управлялся наследственным зайсаном. Всего в отоках, анги и засаках насчитывалось более 200 тыс. семей или около 1 млн. человек. Войска у хунтайши насчитывалось 60 тысяч человек. Во время войны ойраты могли выставить не менее 100 тыс. доблестных всадников [Очерки. 2008. С. 243.].
Комментарии ()