Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

14 ноября 2019, 00:44 4085 0 Автор: Золотая Орда

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

фото: ЯСИА

В продолжение темы о менталитете якутов учёный-этнолог Людмила Егорова рассказала корреспонденту SakhaDay о том, чем различаются якутские улусы и как Якутии стать флагманом России.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

Людмила Егорова, фото: сахадэй ру

Три группы

- Людмила Ивановна, заметно, что многие всё чаще стали использовать слово «менталитет», значение его известно многим, а, по-вашему, что оно означает?

- Во-первых, у нас в республике очень большой разрыв между наукой, публицистикой и популяризаторами, и термином “менталитет” пользуются в основном психологи. У нас популяризаторы не любят ссылаться на научные исследования нашего региона, нашей республики, и любят выражать мысли, созданные в своей голове из отрывочных сообщений или заголовков в СМИ. Более того, очень многие наши «общественные лидеры» любят высказывать именно какие-то непроверенные свои домыслы.

Менталитет – это склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.

Менталитет саха можно разделить на три большие группы. Это деление очень сильно проявляется по группам улусов в типе хозяйствования, предпочтениях и поведении.

К первой группе относится «скифский менталитет» (то есть скифский тип хозяйствования), который близок к русским, поскольку у нас есть общие скифские архетипические пласты. Он представлен мифологией малочисленных народов и вилюйских улусов, которые являются наследниками более древней мифологии тун уус, о котором писал Илья Гурвич в своей монографии «Оленные якуты». Кроме вышеназванных, скифский менталитет существует, например, и в Амгинском улусе.

Я ездила по многим тюркским странам и поняла, что наиболее близкий менталитет у саха, оказывается, с анатолийскими турками, поскольку они тоже сохранили скифский пласт.

Там есть фамилия Сака, есть город Сакарья, там очень хорошо представлена скифская культура, курганные захоронения тумулус и так далее. Эта тема начала изучаться только в последние годы.

Ко второй группе относится кыпчакский менталитет, близкий к киргизам и казахам, очень ярко представленный хангаласскими саха.

И, наконец, монгольский менталитет, родственный тунгусо-маньчжурам, это Чурапча, к примеру, усть-алданцы обладают смешанным менталитетом.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

Клановость – очень печальное наследие

- И в чём отличие менталитетов по группам улусов?

- Различие в том, что в некоторых улусах сохранился чисто кочевой тип, есть полукочевой, полуосёдлый и осёдлый. Это до сих пор сохраняется и видно, когда ездишь по улусам. Наши улусы можно разделить по этим особенностям.

Когда я была в Монголии и Бурятии, заметила очень странную особенность. Постараюсь объяснить на примере – дрова для топки печи. У нас дрова сначала завозят, потом их колют, затем складывают, а после – уже готовые поленца заносят и растапливают печку. В Монголии и Бурятии как завезли бревна во двор... так и лежат эти чурки, пока их не заколют и не занесут на растопку. Это меня вначале очень сильно удивило, потом я поняла, почему они так делают.

Оказывается, это отголосок классического кочевого хозяйствования. Они впрок почти ничего не готовят, используют только то, что есть “здесь и сейчас”. Поэтому они очень умело используют ситуацию, а у саха этого нет – увы как всегда палка о двух концах... А в современном мире надо быть готовым ко всему и уметь правильно пользоваться сложившейся ситуацией, как кочевники, «здесь и сейчас», и вести экономичный образ жизни, как осёдлый народ.

Мы жили в зимниках и летниках (кыстык и сайылык), поэтому у нас кочевого менталитета особенно-то не существовало.

Мы полукочевые, полуосёдлые, что досталось нам в наследство от тех племён, которые остались от скифского прошлого. В тех местах, где проживали скифы, у народов очень чётко прослеживается полуосёдлость, полукочевой образ жизни.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»


Скифский менталитет, благодаря суровому климату, не исчез, а наоборот закостенел, и поэтому он в Якутии стал преобладающим, поскольку кочевой менталитет может быть лишь в тех местах, где тепло и можно обойтись без хозяйственных и продовольственных запасов: дров, льда, еды и так далее.

У нас, у саха, хозяйственные и съестные припасы готовились заранее, и это говорит о том, что мы не кочевники.

Монгольский менталитет близок к классическому кочевому, благодаря которому процветает клановость (как мы убедились на примере президентства БЕА); среднеазиатский (кыпчакский) менталитет также более родственен кочевому, потому что, судя по кыпчакским тюркам Киргизии и Казахстана, у них кочевой менталитет так и остался.

Кочевой менталитет сохраняет родоплеменную самоидентификацию, и поэтому сейчас в среднеазиатских странах очень сильно развита клановость – очень печальное наследие: нет понятий нации, этноса, суперэтноса.

У нас сейчас есть шанс выработать в себе не только этническую самоидентификацию, но и суперэтническое самосознание, суперэтническую самоидентификацию, но мы пока не можем сформулировать и актуализировать его. Зачатки есть, но пока в республике в этом направлении работа не ведётся.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

- И какой менталитет нужно развить Якутии?

- Конечно же, усилить скифский, чтобы быть актуальными в мире, потому что мы живём в России рядом с русскими. Это задача для Ил Дархана. Есть сфера культуры, духовного развития, академики.

Кавказские тюрки и тюрки малой Азии очень развитые, в некоторых сферах они даже сильнее России, и поэтому это очень необходимый для нас вектор развития.

Если говорить о скифах, то, очевидно, Скифская Империя простиралась от Ближнего Востока да Курильских островов, имела свои ставки в Африке и Европе. Некоторые называют это Тартарией. Поэтому скифский менталитет проявляется и у русских. Русские тоже ведь наследники скифской культуры, поэтому нам повезло, что мы живем в России и что у нас есть общие точки соприкосновения с большинством населения России. Это очень большой шанс, потому что население в Якутии очень маленькое, поэтому мы чисто количественно не можем стать флагманами, но мы можем быть флагманами в качественном смысле, поскольку очень хорошо, просто отлично сохранили скифский пласт культуры. Мы должны использовать то, что у нас есть общие точки соприкосновения со многими регионами Мира, где когда-то жили скифы.

Что касается вектора развития – как считают современные философы, психологи и даже финансисты, в том числе и известный политолог Андрей Фурцев, необходимости в религиях больше не будет. Это тоже очень важно, потому что Россия начнёт вспоминать свои дорелигиозные корни, свой исконный менталитет, и, соответственно, мы будем развиваться в контексте скифских архетипов, потому что большинство населения у нас имеет эти архетипы. Когда в России не будет религиозного диктата, она будет развиваться в контексте скифского менталитета.

Изучая дорелигиозные верования народа саха, я ездила в Подмосковье к славянским неоязычникам. Было очень заметно, что архетипы у нас одинаковые. Они так же, как и мы, ставят украшенные столбы, приносят дары костру.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

Из всего этого понятно, что дорелигиозные верования народов Евразии одинаковые и проявляются в почитании небесного божества в виде солярного и лунного Высших Сил, поклонении солнцу и луне, природе и духам. Поэтому можно сказать, что архетипы у нас одинаковые, соответственно и менталитет аналогично развивается.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»


Религии создали условия для раздробления народов Евразии и подчиненности центрам вне евразийского континента, потому что все религиозные центры находятся за рубежом; например, христианство появилось в Византии и сейчас как духовный центр находится в Греции. Греческая церковь является как бы костяком, все христианские и исламские культовые сооружения, и священные места находятся тоже вне наших границ, поэтому это очень большой минус для развития России.

Надо открыться миру

- Кстати, как вы относитесь к теме алаасного менталитета?

- Этот термин появился в середине 90-х годов, как наследие советского исторического периода, когда население Якутии было под очень большим прессом. Мы являлись национальным меньшинством, в некоторых регионах о нас даже не слышали, что есть саха, и это наложило определённый отпечаток на нашем самосознании и мировоззрении, поэтому термин «алаасный менталитет» непонятен и неточен.

Под этим термином что подразумевается? Это этническое самосознание? В какую категорию относят его – психологическую, философскую, социологическую или этнологическую, совершенно не понятно.

Оно появилось у популяризаторов, которые совсем не разбираются в этнических процессах, истории, и использовали его для того, чтобы раздробить наш якутский, очень многонациональный народ. У нас в Якутии живёт более 30-ти национальностей, и термин «алаасный менталитет» слишком грубый.

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

Если говорить конкретно о народе саха, то в различных улусах разные уровни развития, и поэтому говорить о каком-то едином аласном менталитете очень сложно. К примеру, есть мнение, что, к сожалению, там, где живут малочисленные народы Севера, алкоголизм в процентном соотношении очень высок. Почему? А от того, что жить и не пить алкоголь в таком холоде раньше было просто невозможно, живя в таких домах дюкча (дю) – зимой жили в чумах из оленьей шкуры, летом в урасах из бересты, древесной коры или ровдуги. Вот и спивались... Когда царская Россия, чтобы собирать ясак, прописала их в Якутии, бедным людям ничего не оставалось, как пить горячительное, чтобы чувствовать себя нормально. Только представьте, какие условия жизни им предлагались.

Возвращаясь к термину “алаасный менталитет», хочу отметить, что это регресс ужасный, надо усиливать свою веру и открыться миру. Замкнутая система всегда проигрывает.

Ксения АВЕРА

Якутский учёный-этнолог: «Народу саха нужно развить скифский менталитет»

Фото: Якуты 1880-x. Иллюстрация "Этнографическое описание народов России”

Источник : sakhaday.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Найманы: происхождение, история и современные носители этнонима
    751 0
    Найманы: происхождение, история и современные носители этнонима

    Найманы сыграли важную роль в истории Центральной Азии, пройдя путь от независимого государства до включения в состав различных этносов.

    11 января 2025
    Судьба енисейских кыргызов
    5020 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    4897 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    5052 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Империя Юань – монгольское государство, основной частью территории которого был Китай
    395 0
    Империя Юань – монгольское государство, основной частью территории которого был Китай

    Почти сто лет на территории Китая существовало монгольское государство Великая Юань.

    Вчера
    История
    Опубликован новый рейтинг «силы паспортов». На каком месте оказались постсоветские страны?
    525 0
    Опубликован новый рейтинг «силы паспортов». На каком месте оказались постсоветские страны?

    Индекс паспортов ранжирует страны по количеству безвизовых направлений, доступных их гражданам в 2025 году.

    12 января 2025
    Уровень IQ у монголов оказался выше, чем у жителей многих других стран
    348 0
    Уровень IQ у монголов оказался выше, чем у жителей многих других стран

    Монголия занимает 7-е место в международном рейтинге «International IQ Test».

    11 января 2025
    Найманы: происхождение, история и современные носители этнонима
    751 0
    Найманы: происхождение, история и современные носители этнонима

    Найманы сыграли важную роль в истории Центральной Азии, пройдя путь от независимого государства до включения в состав различных этносов.

    11 января 2025
    Джунгары и их кочевое ханство
    949 0
    Джунгары и их кочевое ханство

    В XVII–XVIII веках на значительной части Центральной Азии существовало Джунгарское ханство, которое было полностью независимым государством. Оно не подчинялось ни России, ни Китаю.

    22 декабря 2024
    Статьи
    787 лет назад началось монгольское нашествие на Русь
    969 0
    787 лет назад началось монгольское нашествие на Русь

    Декабрь 1237 года — один из первых эпизодов монгольского вторжения на Русь и западного похода монголов.

    21 декабря 2024
    История
    Самые умные страны мира в 2023 году
    4596 0
    Самые умные страны мира в 2023 году

    Исследователи указали исторический эпицентр максимума IQ на планете.

    12 мая 2024