Агинские буряты: власть сакральна
21 сентября 2018, 15:56 3924 0
На фото скульптура "Бальжин-хатан", установленная на въезде в пос. Агинское Забайкальского края
На прошлой неделе СМИ Забайкальского края разнесли новость о том, что Агинский округ принёс «Единой России» победу на выборах и больше голосов, чем Чита. При этом необходимо отметить, что население Агинского округа составляет около 77 тыс. человек, Читы - 350 тыс.
В посёлке Агинское, Агинском, Могойтуйском и Дульдургинском районах единороссы получили 11 тысяч голосов — от 45 до 55% при высокой явке во всех муниципалитетах. Результат партии по всему краю оказался почти вдвое ниже — 28,3% голосов. При этом, Агинский округ принёс единороссам почти четверть результата — 6,56%.
На фоне округа, 80,35% читинцев вовсе проигнорировали выборы, правящую партию поддержали только 8,2 тысячи жителей краевого центра. Самый густонаселённый и развитый город Забайкалья дал «Единой России» только 4,7% в итоговый результат. Одномандатники от партии власти выиграли лишь в двух округах из семи.
«Единая Россия» формально выиграла выборы в Законодательное собрание с 28,3% голосов, но впервые потеряла большинство в парламенте.
20 сентября Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова посетила Агинский Бурятский округ и пообещала его жителям лояльность со стороны правительства региона за самую высокую в крае явку на выборах в региональное заксобрание, сообщается на сайте администрации АБО.
«Всем агинцам ещё раз говорю спасибо. Выражаем самую искреннюю, сердечную, большую благодарность. В свою очередь заверяем, что все ответные действия с пониманием и учётом позиции и поведения агинцев будут со стороны правительства Забайкальского края», — сказала Жданова.
Между тем, истоки лояльности агинских бурят к власти необходимо искать в истории этого анклавного народа.
Агинские буряты в ходе исторического развития сформировали локальную этническую группу. Своеобразие агинских бурят связано с природным ландшафтом и территориальной оторванностью от основных групп бурят. Агинские буряты представляют, как пишет Ж. Тумунов, локальное подразделение бурятского народа, отличающееся от остальных его территориальных групп некоторыми особенностями в языке, культуре, образе жизни и хозяйственном быте.
По материалам, собранным С.П. Балдаевым, буряты расселились в агинских степях задолго до их официального переселения. Первым в агинские степи в 1745 г. прибыл сын Баяра Ургэдэла Харганатского рода из местности Ульдурга (ныне Еравнинский район Бурятии).
Расселению хоринцев в юго-восточном направлении от Селенги, Уды, Хилка способствовали правовые установления. Так, указ 1749 г. подтвердил дозволение хоринским бурятам иметь кочевье «за Байкалом по сю сторону границы», с условием, что это кочеванье никому «помешательства не производило».
В «Записке о границах земель, занимаемых хоринскими бурятами» от 10 июля 1816 г. земли между Ингодой и Ононом указаны как хоринские.
В летописи «Прошлая история хоринских и агинских бурят», составленной Тугулдуром Тобоевым, говорится о том, что в 1796 г. во время правления статского советника Лабы 15 тыс. десятин земли по рекам Ингода, Урульга и Тура были отданы в фонд русских переселенцев и после возникновения поселений жившие там буряты откочевали далее на берега Аги и Онона.
Буряты вели кочевую жизнь, меняя место с огромными табунами и стадами по pекам Онон, Ингода, Тура, Ага, Бырка, Урульга и Борзя.
Первым из Шарайтского рода в агинские степи пришел Бойhор. Шарайтцы расселились в местности Тала и Хилэ. Люди Шарайтского рода административно подчинялись «Шалын родовой» (Шалайское родовое управление), затем они расселились по разным местностям.
Из Хубдутова рода первыми пришел Улалзай Хубдутов, его потомки живут в улусах Сундунте и Хальбине.
Буряты Худайского и Хальбинского родов переселились в Агу из-за земельного стеснения в 1800 г. Ими руководил зайсан Маху Унаганов Саганова рода.
Крупное переселение бурят в Агу произошло по указанию Восточно-Сибирского генерал-губернатора графа Н.Н. Муравьева-Амурского, который для укрепления границ решил заселить долину р. Ингоды казаками.
Бурятам, кочевавшим в долине Ингоды, было предложено переселиться в свободные степи по рекам Онон и Ага. В Агу переселилась часть бурят из родов Галзут, Бодонго, Хоацай, Хальбин, Хубдут, Саган, Шарайт и Харгана. Дата начала переселения в разных источниках указана разная, вероятнее всего можно определить 1819 г.
По материалам С.П. Балдаева, в Агу в 1806 г. приезжал представитель Хоринской степной думы зайсан Жигжит и уговаривал агинцев не отделяться от Хоринской степной думы. Поэтому 18 апреля 1824 г. при Хоринской степной думе была создана Агинская инородная управа, в составе 37 родовых управлений. Головой был избран Тугултур Тобоев. Управа подчинялась Хоринской степной думе. Поскольку до нее было далеко ездить, то агинцы выступили с инициативой о создании самостоятельного управления. В 1823 г. Агинская инородная управа насчитывала 7830 душ мужского пола, 1831 г. - 7997, 1837 г. - 8802 душ мужского пола.
Самостоятельная Агинская степная дума была создана лишь в 1839 г. на основании приказа нерчинского окружного начальника во исполнении указа Иркутского губернского правления от 26 мая 1839 г.
Таким образом, агинские буряты административно отделились от Хоринской степной думы. Из Верхнеудинского уезда они были переведены в Нерчинский уезд и с тех пор они стали официально называться нерчинскими бурятами.
Агинская степная дума стала результатом борьбы агинских бурят за право самостоятельного принятия решения в своем анклаве под предлогом усовершенствования местного административного управления, в ходе которой родоначальниками инициировались сугланы, сборы подписей, выборы уполномоченных и представление ими прошения вышестоящим чиновникам.
В 1858 г. в Агинском ведомстве насчитывалось 37 улусов, из них только 9 были однородными, т.е. происшедшими от одного предка, остальные 28 улусов были разнородными. Большинство родов расселились по разным улусам. Например, шарайтцы селились в тех улусах, где их примут.
С появлением новой Агинской степной думы начался новый процесс переселения хоринцев в Агу, а также других групп бурят, в частности эхиритов. Так, в 1871 г. в Агу переселились 300 баргузинских бурят во главе с Суманом Сайхаровым. Они поселились рядом с тунгусами Урульгинской степной думы и административно вошли в ее состав. В 1895 г. они создали свою Урульгинскую инородную управу и стали жить независимо от тунгусов. В состав управы вошли улусы Н. Жупкошинский, Ясутинский, Усуглинский, Утатуевский, Инхэйский, Улунтуевский, Элэмэрский, Жарчинский, Кучегерский, Шорголжанский.
В начале XX в. степные думы были ликвидированы, вместо них было введено волостное управление, т.е. была проведена унификация административного аппарата. Волостная реформа окончательно уничтожила нормы обычного права бурят.
В 1903 г. была создана Агинская волость. Из Агинской волости была выделена Цугольская волость, это было сделано, по мнению С.П. Балдаева, с целью разъединения бурят.
Хозяйство агинских бурят было практически полностью животноводческим. Промышленный и национальный пролетариат вообще отсутствовал. Поэтому образ жизни агинских бурят полностью зависел от земельно-административных реформ того времени.
Аграрная политика того времени выстраивалась в русле общего колонизационного курса правительства, которое рассматривало занимаемые бурятами земли как собственность Казны (государства), Кабинета (царя и его семьи) и Забайкальского казачьего войска. Поэтому земельные наделы отводились бурятам в пользование, а не в собственность, что позволяло изымать необходимое количество земли в колонизационный фонд, а также увеличивать с инородцев сборы государственной оброчной подати за пользование землей.
Добиваясь возвращения изъятых земель агинские буряты подавали прошения, проводили сугланы (собрания), съезды, проходившие под руководством родовой аристократии и буддийского духовенства.
Особенно показательным в этом отношении является прошение царю, поданное в декабре 1901 г., в котором от имени 10 тысяч забайкальских бурят высказывалась просьба «освободить их от... тяжкой участи, в крайнем случае повелев отложить реформу на 50–60 лет, пока буряты не примирятся с мыслью о реформе».
«Скотоводство, составлявшее единственное богатство бурят, с ограничением земельного надела, безусловно, уничтожится, – указывалось в прошении. – А так как нет земли, годной для занятия хлебопашеством, и, кроме того, буряты ведут искони кочевой образ жизни, то, естественно, столь неожиданная реформа может погубить еще неокультуренных бурят».
Этот документ, очевидно, в силу своей убедительности, привлек особое внимание правительства и был рассмотрен царем. Тем не менее просьбы учтены не были.
Не ограничиваясь прошениями, родоначальники стали посылать делегации от имени родовых сообществ к военному губернатору области, приамурскому генерал-губернатору, высокопоставленным чиновникам в Петербург и к самому царю в надежде добиться приостановления введения земельной и волостной реформы.
Одна из делегаций хоринских бурят, прибывшая в Читу в начале 1902 г. с ходатайством о сохранении Устава 1822 г., не добилась положительного результата ни у губернатора области, ни у приамурского генерал-губернатора. Тогда была направлена делегация в Петербург от имени почти всех забайкальских бурят. Но никакие попытки обращения к правительству и отдельным его членам успеха не имели.
В сентябре 1902 г., добиваясь встречи с Николаем II, группа бурят выехала в Ливадию, где он в то время отдыхал, но царь отказался принять делегацию, и она ограничилась подачей прошения дворцовому коменданту. Ответ на прошение последовал в ноябре. Царь отказался удовлетворить ходатайство об отмене закона о поземельном устройстве и волостной реформы.
Агинские буряты – скотоводы, в земельных и иных вопросах всегда надеялись и зависели от действий своей родовой аристократии, которая была объединена с буддийским духовенством. Именно движения родовой аристократии, возглавляемые ламским духовенством, приносили агинским бурятам результаты в земельных и административных вопросах.
Если у русских промышленный и народный пролетариат отстаивал свои права и принимал решения самостоятельно, то у агинских бурят – скотоводов, судьбоносные для них решения всегда принимались их нойонами, родовой аристократией и ламским духовенством. Поэтому для агинских бурят слово начальника закон, а власть сакральна исторически и традиционно.
При написании статьи были использованы следующие источники:
- Санжеева Т.Е. «История агинских бурят по материалам фонда С.П. Балдаева». В сборнике: Социально-экономическое и культурное развитие Приононья: история и современностьматериалы Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Агинского филиала БГУ. Администрация Агинского Бурятского округа, Министерство образования и науки Российской Федерации, Бурятский государственный университет, Монгольский государственный университет образования; Научный редактор Ц. Ч. Жимбаева. 2015. С. 3-5.
- Курас Л.В. «У истоков бурятской государственности». Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2013.№ 2 (10). С. 18-35.
Комментарии ()