Мифы о бурятах в Монголии
16 октября 2018, 20:51 6001 0
На фото бурятский национальный театр песни и танца «Байкал»
По данным Национального статистического комитета Монголии к концу 2017 года население страны составляет 3.2 млн.чел. Буряты (45087 чел., 1.4%) являются пятым по численности этносом Монголии после халха 82.04%, казахов 5.39%, дэрбэтов 2.7% и баятов 2.05%.
По неофициальным данным бурят в Монголии может быть от 80000 до 100000 человек. С ними согласуется мнение большинства информантов как халха, так и бурят, которые считают, что официальные данные статистки не соответствуют действительности.
По материалам антропологических опросов, проведенных автором статьи в Улан-Баторе в среднем примерно 50-70 процентов бурят Улан-Батора записаны халха-монголами. Некоторые респонденты рассказывали, что требовали, чтобы их переписали бурятами в советское время. Многим было безразлично, что записано в паспорте:
«Главное, что сами знаем, что мы буряты. Иногда даже легче с халхасским паспортом, меньше вопросов».
В сельской местности также встречались буряты, осознающие свою принадлежность к бурятскому этносу, однако по документам проходившие халха-монголами. Обратного явления, т.е. запись халха-монголов бурятами не отмечается.
При этом высказывания на эту тему информаторов халха и бурят отличаются – в представлениях халха наблюдается легкий налет фобии:
«Буряты замечены практически во всех областях деятельности Улан-Батора»; «В Улан-Баторе стало слишком много бурят»; «В настоящее время более половины бурят Монголии сосредоточены в Улан-Баторе».
В предположениях бурят звучат нотки горечи и надежды: «бурят в Монголии больше чем в официальной статистике» – это мнение обосновывается тем, что «существуют реально крупные сельские массивы бурятского населения», «Дорнод и Хэнтэй – бурятские аймаки, но буряты живут и в других местах».
Из интервью Д. Бямбасурэна (первый премьер-министр государства Монголия):
«Когда в 1921 году Сухэ-батор встречался с Лениным, он предложил обсудить семь вопросов, один из них касался бурят. Монгольская делегация настаивала на том, чтобы Советы не препятствовали их переселению в Монголию. Примерно 100 тысяч тогда откочевали из России. В 30-е годы большинство были репрессированы: одних казнили, других отправили в ГУЛАГ. Мой дед был казнен, отца матери отправили в лагерь на 25 лет. Поэтому после репрессий люди боялись называть себя бурятами… По моим данным сегодня в Монголии живет 80 тысяч бурят».
С ошибочными представлениями о численности бурят в Монголии тесно связан другой миф – о бурятах во власти.
В современной Монголии часто муссируется вопрос о том, что власть в Монголии принадлежит бурятам, имеет место экспансия бурят в государственную, общественно-политическую, финансово-промышленную элиты Монголии. Это мнение поддерживается в основном среди монгольского населения небурятского происхождения.
Сами буряты считают, что бурят в правительстве очень мало, но буряты имеют сильные рычаги давления на власть.
Основу подобных предположений, получивших широкое распространение, составляют, очевидно, ключевые моменты в истории Монголии, оставившие большой след в социальной памяти монголов, связанные с деятельностью бурятской политической элиты (Ричино, Жамсарано, Бутухан и др.).
Другим фактором, очевидно, является существовавшая фобия по отношению к бурятам как к японским агентам, т.е. как к людям «умевшим влиять на политику» и «имевшим связи и возможности».
В настоящее время в Монголии широко распространен миф о том, почему буряты смогли «первыми расхватать портфели».
Когда при Чойбалсане расстреляли мужчин бурят, остались лишь женщины и дети. После войны ввели всеобщее образование и интернаты. Халхасцы не отдавали своих детей, а откупались скотом, так как помощь детей нужна была для ведения традиционного хозяйства.
Бурятские женщины не могли противостоять властям и вынуждены были отдавать детей в интернаты. Так буряты раньше смогли получить образование и соответственно занять хорошие должности. Поэтому сейчас на главных и высоких постах находятся в основном буряты.
Анализ этого мифа поднимает ряд вопросов, с которыми не согласуются официальные данные статистки:
1) непонятно почему представители этноса, представляющего собой менее 2% населения, смогли занять много хороших должностей и даже превышать в числе халха-монголов, численность которых практически более 80% процентов от населения Монголии, во многих областях трудовой деятельности. Если в основе мифа лежит даже небольшая толика правды, то становится очевидным условность переписи бурятского населения Монголии.
2) Почему буряты, обучившиеся в интернатах в сельской местности вдруг в огромном числе оказались в Улан-Баторе, а численность сельских бурят при этом не изменялась. Допускается ли, в связи с этим, версия, что буряты покинувшие Россию, минуя «сельский» этап адаптации в Монголии, селились в г. Урга (Улан-Батор)?
В настоящее время идея о приоритете бурят во власти порождает другие, трансформируясь в общие представления о бурятах, как богатых, хитрых, ловких людях, тесно связанных с понятиями «власть» и «бизнес».
«Бурят в Мунгэнморьте много. Вообще наш сомон бурятским называют. Хотя халхов здесь тоже много. Буряты здесь разные, есть агын буриад, хори буриад, сонгоол буриад. Еще хамниганы живут, они вроде тоже буряты, только говорят по-другому, у них диалект свой. Буряты в сомоне живут богато, у них скота много обычно. Образование получают, потом в банке сидят. Много магазинов буряты держат. В администрации буряты сидят. Буряты любят у власти быть. В Монголии бурят много в правительстве».
Источники:
- Нанзатов Б. З. Монгольские буряты: диаспора в ситуациях вызова Трансграничные миграции в пространстве монгольского мира: история и современность: сб. науч. ст. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН.
- Дашийн Бямбасүрэн: “Ничего плохого буряты российскому государству не сделали” http://www.moscowmongols.com
Комментарии ()