Как Монголия писала новую историю страны
07 февраля 2019, 21:15 1472 0
фото: из открытых источников
Начало реформ в Монголии фактически было объявлено сразу же вслед за провозглашением в СССР в 1985 г. курса на перестройку. Справедливости ради, следует отметить, что у истоков этого процесса стояла Монгольская народно-революционная партия. Решения XIX съезда МНРП в 1986 г., и особенно решения V Пленума ЦК МНРП в 1988 г. свидетельствуют об этом.
В эти переломные, кризисные периоды, в монгольском обществе активно обсуждаются вопросы - «кто мы такие?», «откуда пришли?» и «что нас ожидает?»
Процесс обращения к истокам национального самосознания монголов был поддержан и ЮНЕСКО. На 131 сессии Исполнительного Совета этой организации (июнь 1989 г.) было принято решение о праздновании юбилея «Сокровенного сказания», так как в 1990 г. исполнялось 750 лет с момента создания этого выдающегося эпоса монгольских народов. Вполне естественно, что главной фигурой, которая определяла монгольскую ментальность, выступал Чингисхан.
Наконец в Монголии настало время, когда без опасения можно было обращаться к образу великого завоевателя и основателя империи и изучать эпоху, в которой он жил.
Большинство монгольских исследователей стали опираться на «Сокровенное сказание» как на главный источник, где были сформулированы духовные устои средневековой Монголии.
Если ещё в 1920-1930-х гг. некоторые государственные деятели и исследователи позволяли себе весьма смелые оценки роли Чингисхана, то с 1940-х гг., с утверждением в стране социалистической идеологии, подобное стало практически невозможным.
27 октября 1947 г. вышло постановление Политбюро ЦК МНРП, в котором заслуги Чингисхана ограничивались лишь военной областью. Тем, кто хотел представить Великого хана в качестве национального символа, грозило обвинение в национализме.
Подтверждением тому служит 1962 год, когда по инициативе ряда партийных руководителей и деятелей культуры Монголии были намечены мероприятия в связи с 800-летним юбилеем Чингисхана. Летом 1962 г. в стране велась активная подготовительная работа к этому мероприятию. В Хэнтэйском аймаке был установлен памятник Великому хану, были выпущены специальные юбилейные марки.
Такая широкая подготовка вызвала настороженность Москвы. В итоге по инициативе Ю. Цэдэнбала дальнейшее празднование юбилея было запрещено, а член Политбюро ЦК МНРП Д. Тумур-Очир, поддерживавший эти настроения, был обвинён в «разжигании националистических страстей», «нигилистических нападках на успехи нашего народа», «гнусной клевете и интригах против руководящих партийных и государственных кадров» и в сентябре 1962 г. снят с партийных постов и исключён из партии.
Но со второй половины 1980-х гг. всё что было связано с именем Чингисхана начинает приобретать необычайную популярность. Деятели науки и культуры всё чаще стали обращаться к сюжетам из истории своей страны в расчёте, что их произведения проявят, особенно у молодого поколения, интерес к «правдивому изложению истории Монголии», помогут возрождению забытых традиций и норм морали, будут воспитывать чувство национальной гордости.
С 1987 г. в Монголии начинает выходить серия книг под общим названием «Сто монгольских ханов и восемь святейших». К настоящему времени издано более 30 томов, из которых свыше 20 посвящены теме Чингисхана.
В январе 1999 г. президент Монголии Н. Багабанди издал указ о написании новой истории страны, так как со времени издания предыдущего трёхтомника прошло уже более 40 лет. В редакционный совет вошли профессор А. Очир, академики Ч. Далай, Б. Ширэндэв, Ш. Нацагдорж, Н. Ишжамц, доктора, профессора Ж. Болдбаатар, Д. Цэвээндорж, Л.Жамсран, кандидат наук Ц. Ишдорж.
Работа над пятью томами новой истории МНР продолжалась в общей сложности три года. Учёные получили уникальную возможность внести существенные коррективы в историю своего государства.
Чем же отличалась от прежней новая история страны?
Весьма значительно, в глубь тысячелетий, было отодвинуто время появления человека на территории Монголии, подверглась коренному пересмотру оценка деятельности Чингисхана, ушла однобокость в освещении истории ламаизма - храмы и монастыри предстали читателю в качестве культурно-просветительских центров в ХVII-ХХ веках.
Самой же серьёзной переработке подверглась история XX века, которой был отведён весь пятый том. Национально-освободительное движение 1911-1912 гг. получило трактовку национальной революции. В значительной степени уточнено определение революции 1921 года. В новой трактовке она приобрела название национально-демократической.
Своё достойное место в истории государства заняли такие деятели, как Бодоо, Данзан, Амар и другие.
Таким образом, официальная история Монголии претерпела не только фактические, но и концептуальные изменения. Забытая история готова была «выплеснуться» на монгольскую столицу, в печати появились предложения о переименовании улиц, площадей, зданий Улан-Батора.
В то время в городе шло строительство самой большой гостиницы страны и поначалу было несколько вариантов названия будущего отеля. Но стоило газете «Унэн» опубликовать статью писателя Л. Хушана, в которой предлагалось присвоить гостинице имя Чингисхана, как предложение получило массовую поддержку. Безусловно, что имя великого хана послужило важным стимулом для скорейшего ввода в эксплуатацию этого «долгостроя».
Chinggis Khaan Hotel
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что открывшаяся в те годы свобода слова на ранее запрещённые темы дала толчок к развитию и современного чингисоведения.
Заслуги в развитии чингисоведения среди монгольских учёных принадлежат Ш.Нацагдоржу, Х.Пэрлээ, Ш.Бира, Н.Ишжамцу, Ч.Далаю, Д.Тонгору, Ч.Жугдэру, Д.Майдару и др. С 1990-х гг. в этот процесс включились Ж.Болдбаатар, Ц.Ишдорж, X.Шагдар, Н.Ням-Осор, многие публицисты.
В течение ряда лет в Монголии работают такие структуры, как университет «Их засаг» имени Чингисхана, Центр чингисоведения, Академия Чингисхана, Институт «Чингис» и др.
В 2001 г. был издан указ президента Монголии об образовании национальной комиссии по празднованию 840-летия Чингисхана в 2002 г. и 800-летия создания Монгольского государства, которое отмечалось в 2006 году.
На сюжеты из жизни великого хана в Монголии пишутся стихи и романы, ставятся пьесы и оперы, снимаются фильмы, создаются художественные картины и памятники, его именем называются музыкальные группы и спиртные напитки.
К концу 1980-х гг. в стране явно обозначилась тенденция к формированию новой свободной литературы и искусства. Население с большим интересом воспринимало появлявшиеся романы на национальную историческую тематику. Огромный успех был у фильма «Мудрая княгиня Мандухай», в основу которого были положены исторические сюжеты из жизни монгольского государства после распада империи.
Источник: Лиштованный Е.И. «Политические процессы в Монголии в конце ХХ века: начало монгольской перестройки». Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2007. № 1. С. 55-76.
Комментарии ()