Свобода как судьбоносная ценность бурятского народа
02 марта 2019, 23:41 1357 0
фото: Олег Жук
Все, что происходит в современном бурятском обществе, многие политики и эксперты связывают с политикой, проводимой руководством, и экономическими условиями республики. Они делают упор на внешние факторы, не учитывая при этом внутреннее духовное состояние, историю развития и становления бурятского народа.
Буряты являются одним из самых древних свободолюбивых народов Циркумбайкалья, которые выжили как этнос, сохраняя при этом свои ценности, традицию и язык среди других народов.
Центральной идеей бурятского героического эпоса «Гэсэр» является свобода бурятского народа. Буряты дорожат и чтят свою многовековую национальную историю и достояния, связанные с кочевым периодом жизни предков. Постоянное стремление к лучшей жизни и поиск счастья характерны для свободолюбивого и мобильного народа.
Свобода всегда была судьбоносной ценностью для бурятского общества. Буряты как самостоятельный этнос смогли сохраниться до сегодняшних дней именно благодаря традициям, языку и своему неуклонному стремлению к свободе. Это качество своими корнями уходит в глубь веков и объясняется историческими условиями кочевой демократии.
Кочевник исторически всегда был свободен в мыслях, стремлениях и действиях. У бурята-кочевника всегда существовал принцип свободы. Свобода для кочевника понималась, во-первых, как свобода своего рода, племени, своих территорий «Тоонто нютаг» от более сильных и могущественных соседей, а во-вторых, как свобода передвижения, кочевки.
Однако, не всегда кочевник был свободен в своих высказываниях и действиях, так как существовали традиционные нормы поведения, уважения и гостеприимства. Позитивная свобода бурята ограничивалась особенностями кочевого быта и родоплеменной организации социума. Отдельный представитель рода не мог не только существовать, но и представить себя вне рода.
Индивид мог быть свободным только вместе со своим родом, только в контексте рода. Такая форма свободы кочевника детерминировала его индивидуальную несвободу, невозможность самостоятельного выбора.
Ценность свободы предопределила у бурят номадов развитое чувство патриотизма к своему краю. Причем оно носит исторический характер и развивается вместе с эволюцией родоплеменных отношений у бурят.
Если идеи патриотизма вначале ограничивались лишь рамками интереса рода и племени, и проявлялись в любви к родному языку, уважении предков, в сплоченности членов рода, то на современном этапе, когда племена начали объединяться в единый бурятский народ, возникают патриотические чувства уже в целом к своему народу, к республике.
Безусловно, свобода, являясь универсальной вневременной духовной ценностью, высоко ценится в современном бурятском обществе. После ценности семьи и жизни человека у бурят усиливается патриотизм.
На протяжении многих веков буряты жили в условиях кочевой демократии, сохраняя свои традиции и ценности. Сложные условия жизни кочевников вынуждали придерживаться жесткой дисциплины и порядка. Естественно, в таких случаях возрастало чувство ответственности каждого кочевника, независимо от социального и материального положения и каждый становился защитником.
В силу естественных условий кочевого образа жизни, кочевники были готовы как всадники защищать семью (род) и скот. В отличие от оседлых племен, имели естественное преимущество в сплоченности, организованности, а также в стратегии и тактике.
Специфика социальной структуры кочевого рода, помимо иерархии и тесной соподчиненности, предполагала и взаимную спаянность, ответственность каждого субъекта не только за свою собственную судьбу, но также и судьбу ближайших сородичей и в целом за социальную гармонию, единство внутри клана. Буряты всегда считали обязательным знание своих корней и родовых связей.
Кочевой род имел иерархию, которая складывалась из естественно-физиологических условий, в соответствии со способностями и возможностями каждого конкретного члена коллектива выполнять определенную функцию обеспечения сохранности и преумножения скота - основного продукта кочевого способа производства.
Когда возникали недовольства к правителю или правящему режиму, рядовые племена всегда могли откочевать и создать новую иерархию. Это считалось свободой выбора своей судьбы, свободой воли к самоутверждению. Быть свободным означало возможность жить по своей воле, не стесненными никакими социальными узами и целями.
На современном этапе объединение бурятских племен в единый народ становится воплощением символа свободы и справедливости, небесного покровительства и спасения.
Сегодня трайбализм, клановость, местничество не нужны нашему народу. Если раньше во власти были алчные недалекие нойоны, действовавшие только в своих интересах и в интересах своего клана, то сегодня таких нойонов общество презирает.
Сергей Будаев
Комментарии ()