Свобода как судьбоносная ценность бурятского народа

02 марта 2019, 23:41 2033 0 Автор: Золотая Орда

Свобода как судьбоносная ценность бурятского народа

фото: Олег Жук

Все, что происходит в современном бурятском обществе, многие политики и эксперты связывают с политикой, проводимой руководством, и экономическими условиями республики. Они делают упор на внешние факторы, не учитывая при этом внутреннее духовное состояние, историю развития и становления бурятского народа.

Буряты являются одним из самых древних свободолюбивых народов Циркумбайкалья, которые выжили как этнос, сохраняя при этом свои ценности, традицию и язык среди других народов.

Центральной идеей бурятского героического эпоса «Гэсэр» является свобода бурятского народа. Буряты дорожат и чтят свою многовековую национальную историю и достояния, связанные с кочевым периодом жизни предков. Постоянное стремление к лучшей жизни и поиск счастья характерны для свободолюбивого и мобильного народа.

Свобода всегда была судьбоносной ценностью для бурятского общества. Буряты как самостоятельный этнос смогли сохраниться до сегодняшних дней именно благодаря традициям, языку и своему неуклонному стремлению к свободе. Это качество своими корнями уходит в глубь веков и объясняется историческими условиями кочевой демократии.

Кочевник исторически всегда был свободен в мыслях, стремлениях и действиях. У бурята-кочевника всегда существовал принцип свободы. Свобода для кочевника понималась, во-первых, как свобода своего рода, племени, своих территорий «Тоонто нютаг» от более сильных и могущественных соседей, а во-вторых, как свобода передвижения, кочевки.

Однако, не всегда кочевник был свободен в своих высказываниях и действиях, так как существовали традиционные нормы поведения, уважения и гостеприимства. Позитивная свобода бурята ограничивалась особенностями кочевого быта и родоплеменной организации социума. Отдельный представитель рода не мог не только существовать, но и представить себя вне рода.

Индивид мог быть свободным только вместе со своим родом, только в контексте рода. Такая форма свободы кочевника детерминировала его индивидуальную несвободу, невозможность самостоятельного выбора.

Ценность свободы предопределила у бурят номадов развитое чувство патриотизма к своему краю. Причем оно носит исторический характер и развивается вместе с эволюцией родоплеменных отношений у бурят.

Если идеи патриотизма вначале ограничивались лишь рамками интереса рода и племени, и проявлялись в любви к родному языку, уважении предков, в сплоченности членов рода, то на современном этапе, когда племена начали объединяться в единый бурятский народ, возникают патриотические чувства уже в целом к своему народу, к республике.

Безусловно, свобода, являясь универсальной вневременной духовной ценностью, высоко ценится в современном бурятском обществе. После ценности семьи и жизни человека у бурят усиливается патриотизм.

На протяжении многих веков буряты жили в условиях кочевой демократии, сохраняя свои традиции и ценности. Сложные условия жизни кочевников вынуждали придерживаться жесткой дисциплины и порядка. Естественно, в таких случаях возрастало чувство ответственности каждого кочевника, независимо от социального и материального положения и каждый становился защитником.

В силу естественных условий кочевого образа жизни, кочевники были готовы как всадники защищать семью (род) и скот. В отличие от оседлых племен, имели естественное преимущество в сплоченности, организованности, а также в стратегии и тактике.

Специфика социальной структуры кочевого рода, помимо иерархии и тесной соподчиненности, предполагала и взаимную спаянность, ответственность каждого субъекта не только за свою собственную судьбу, но также и судьбу ближайших сородичей и в целом за социальную гармонию, единство внутри клана. Буряты всегда считали обязательным знание своих корней и родовых связей.

Кочевой род имел иерархию, которая складывалась из естественно-физиологических условий, в соответствии со способностями и возможностями каждого конкретного члена коллектива выполнять определенную функцию обеспечения сохранности и преумножения скота - основного продукта кочевого способа производства.

Когда возникали недовольства к правителю или правящему режиму, рядовые племена всегда могли откочевать и создать новую иерархию. Это считалось свободой выбора своей судьбы, свободой воли к самоутверждению. Быть свободным означало возможность жить по своей воле, не стесненными никакими социальными узами и целями.

На современном этапе объединение бурятских племен в единый народ становится воплощением символа свободы и справедливости, небесного покровительства и спасения.

Сегодня трайбализм, клановость, местничество не нужны нашему народу. Если раньше во власти были алчные недалекие нойоны, действовавшие только в своих интересах и в интересах своего клана, то сегодня таких нойонов общество презирает.

Сергей Будаев

Свобода как судьбоносная ценность бурятского народа

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    499 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    715 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2801 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ
    10341 1
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ

    Кочевая цивилизация Великой степи, охватывающая территорию современного Казахстана, сформировалась в результате длительных этнокультурных взаимодействий. Однако именно в XIII–XIV веках под влиянием Монгольской империи и её наследников на территории будущего Казахского ханства произошёл качественный цивилизационный сдвиг.

    05 июня 2025
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    64 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму
    214 0
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму

    О формировании Калмыцкого ханства в Прикаспийских степях — как ойраты, покинув Джунгарию, отстаивали своё место под солнцем среди могущественных соседей.

    22 ноября 2025
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х
    249 0
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х

    Эта статья рассказывает, как дзэн-буддизм, интеллектуально открытый для Америки японскими мастерами и мыслителями, стал духовной основой для революции свободы 1960-х годов.

    18 ноября 2025
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире
    318 0
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире

    Как Сингапур превратился из бедной коррумпированной колонии в один из самых честных и процветающих финансовых центров мира.

    15 ноября 2025
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду
    342 0
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду

    Статья посвящена проблеме инбридинга (близкородственных браков) в тюркских странах. В работе анализируются масштабы явления, его причины и возможные пути решения.

    15 ноября 2025
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи
    198 0
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи

    Эта статья подробно исследует, как монгольское нашествие в XIII веке стало поворотным пунктом в истории Казахстана.

    12 ноября 2025
    Статьи
    Почему монголы не оккупировали Русь
    375 0
    Почему монголы не оккупировали Русь

    Русь и Орда: форма зависимости, которая сформировала российскую государственность.

    08 ноября 2025
    История