Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду
15 ноября 2025, 00:01 340 0
zolord.ru
Генетическое исследование, поразившее научное сообщество, выявило, что в половине геномов жителей Турции есть следы инбридинга. Эта цифра – не просто сухая статистика, а отражение глубоких социальных, экономических и культурных процессов, которые веками формировали брачные традиции в тюркских странах. Однако картина неоднородна: в то время как в Турции, Азербайджане и Узбекистане уровень близкородственных браков остается высоким, в Казахстане и Кыргызстане он значительно ниже. В чем же причина такого разрыва?
Генетическое эхо традиций: масштабы явления
Данные из Турции свидетельствуют: от 22% до 36% браков заключаются между родственниками, большинство из которых – двоюродные братья и сестры. При этом в Турции отсутствует отдельный закон, запрещающий инбридинг, что оставляет этот вопрос в сфере традиций и личного выбора. Это создает так называемую «турецкую головоломку», когда высокая младенческая смертность (повышающаяся на 45% в таких браках) соседствует с обычной для стран того же уровня развития продолжительностью жизни у взрослых.
Ситуация в Азербайджане и Узбекистане имеет схожие черты. В 2023 году в Азербайджане было официально зарегистрировано 1935 браков между родственниками, причем проблема особенно остра в южных и северных регионах, а также в Баку. В Узбекистане до четверти всех браков в сельской местности являются родственными, а в городах этот показатель достигает 10%. Важно отметить, что согласно законодательству Узбекистана 2021 года, запрещены только браки между членами одной семьи, а двоюродные братья и сестры по-прежнему могут вступать в брак без препятствий. Узбекские ученые, впервые проведя масштабное геномное исследование, обнаружили значительный факт: 28% выявленных генетических вариаций ранее не были известны мировой науке, а 86% обследованных детей являются носителями хотя бы одного патологического гена.
Мировая картина: от почти нуля до подавляющего большинства
Чтобы понять место тюркских стран в глобальном контексте, необходим широкий взгляд. Уровень близкородственных браков в мире крайне поляризован:
Крайне низкие показатели (менее 1%): для стран Запада, таких как США (0.1–0.2%), Великобритания (0.2–0.4%) и Австралия (0.23%), подобные союзы являются маргинальным явлением, во многом благодаря законодательным запретам, мощному просвещению и иной социальной структуре;
Очень высокие показатели (от 20% до 60% и выше) характерны для обширного региона, включающего Северную Африку, Ближний Восток и Южную Азию. У арабов и ряда иранских народов традиционно поощрялись браки между двоюродными родственниками по отцовской линии (для удержания имущества в семье). В арабских странах уровень инбридинга один из самых высоких в мире: в Саудовской Аравии он достигает 67%, в Кувейте – 64%, в Катаре и ОАЭ – около 54%. При этом безусловным лидером является Пакистан, где до 70% всех браков заключаются между кузенами.
Таким образом, Турция, Азербайджан и Узбекистан по уровню инбридинга входят в обширный пояс, где эта практика глубоко укоренена, в то время как Казахстан и Кыргызстан демонстрируют иную, отличную модель.

Инбридинг по странам
Контрастный ландшафт: почему Казахстан и Кыргызстан – исключение?
На фоне высоких показателей инбридинга в западной части тюркского мира и соседних регионах Казахстан и Кыргызстан демонстрируют разительный контраст. Их особенность проистекает не из современных законов, а из древнего культурного кода кочевых народов.
- «Жеты ата» – знание имен своих предков по мужской линии до седьмого колена. Эта система, испокон веков существующая у казахов и кыргызов, была важна для предотвращения близкородственных браков. Исторически её применение отличалось гибкостью, что демонстрирует казахская традиция: в конце XIX века при строгом запрете браков между детьми родных братьев союзы между детьми родных сестер не только допускались, но и были распространены, поскольку патрилинейный счет родства не признавал их кровными родственниками [Аргынбаев Х.А. Традиционные формы брака у казахов // Этническая история и традиционная культура народов Средней Азии и Казахстана. Нукус, 1989. С. 257]. Несмотря на действие этого защитного механизма, в современный период, согласно экспертным оценкам, в сельской местности южного Кыргызстана уровень близкородственных браков может достигать 10-15%.
- Историческая экзогамия. Кочевой образ жизни способствовал более широким контактам между разными родами и племенами, практиковавшими брачный обмен. Это было необходимо для выживания, установления союзов и поддержания генетического разнообразия. В то время как в Узбекистане и Азербайджане оседлый, земледельческий уклад способствовал замкнутости общин, кочевая культура казахов и кыргызов, наоборот, поощряла экзогамию, что и предопределило их современное генетическое отличие в тюркском мире.
Вековые причины: почему родственные браки сохраняются
У этого явления есть несколько глубоких исторических корней, уходящих в разные социально-экономические уклады:
- Экономическая выгода и сохранение имущества. Этот фактор особенно характерен для оседлых земледельческих обществ, где ценность накопленного капитала, земли и недвижимости была абсолютной. Свадьба в Узбекистане или других оседлых культурах может стоить десятки тысяч долларов, включая калым и приданое. Брак внутри семьи позволял не только избежать этих значительных расходов, но и сохранить землю, капитал и другое имущество в рамках одного клана, что было особенно важно в обществах с традициями наследования по мужской линии.
- Социальное доверие и контроль. В патриархальном оседлом обществе, где социальные связи были более фиксированными, семья стремилась сохранить контроль над судьбой детей. «Своя» невестка или зять, выросшие на глазах, воспринимались как надежный и предсказуемый вариант, в отличие от «чужаков» с их неизвестной репутацией. Эта традиция укрепилась в обществах с ограниченной социальной мобильностью.
- Клановость и укрепление связей. Исторически оседлые тюркские общества имели жесткую племенную структуру, где браки между двоюродными родственниками служили инструментом укрепления альянсов внутри крупных родов и кланов. В отличие от кочевых народов, где союзы заключались между разными племенами для расширения пастбищных территорий, оседлые общины предпочитали "замыкать" социальные связи внутри известного круга.
- Культурная инерция и давление старших. Традиции оседлого мира, ориентированные на преемственность и сохранение устоявшегося уклада, поддерживались старшим поколением. Как показывают опросы в Узбекистане, в 58% случаев инициаторами родственных браков выступают бабушки и дедушки, являющиеся хранителями традиций, сложившихся в условиях оседлого земледельческого общества с его акцентом на стабильность и преемственность.
Эти различия в исторически сложившихся социально-экономических моделях во многом способствовали формированию современных брачных практик в различных тюркских сообществах, где каждая из традиций имеет свои уникальные особенности и обоснования.
Исламский фактор: дозволено, но нежелательно
С религиозной точки зрения ислам прямо не запрещает браки между двоюродными братьями и сестрами. Пророк Мухаммад был женат на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахш, что служит для многих верующих доводом в пользу дозволенности.
Однако многие современные исламские богословы и ученые подчеркивают, что такие браки являются нежелательными (макрух). Они ссылаются на дух Корана и хадисы, призывающие мусульман жениться на «чужих», чтобы потомство было здоровым и сильным. На практике же религиозное разрешение часто используется для обхода светских запретов через заключение никяха (религиозного брака), не имеющего юридической силы, но легитимирующего союз в глазах общины.
Последствия и будущее: между запретом и просвещением
Цена родственных браков трагична. Они вдвое увеличивают риск мертворождения и перинатальной смертности, в несколько раз повышают вероятность рождения детей с умственной отсталостью, шизофренией, аутизмом, тяжелыми генетическими заболеваниями (муковисцидоз, спинальная мышечная атрофия) и врожденными пороками.
Осознавая эту угрозу, власти пытаются реагировать. Азербайджан с 1 июля 2025 года ввел прямой запрет на браки между двоюродными родственниками и cодействие педофилии. В Узбекистане и Турции обсуждаются законопроекты о запрете и введении обязательного медико-генетического консультирования для пар. Опыт Саудовской Аравии и Ирана показывает, что обязательный добрачный скрининг позволяет значительно снизить число детей с наследственными заболеваниями.
Однако один лишь закон не является панацеей. Пока существуют мощные экономические стимулы и давление традиций, люди будут искать обходные пути. Ключ к решению проблемы лежит в комплексном подходе: законодательный запрет + доступное генетическое консультирование + масштабная просветительская работа через школы, мечети, махалли и СМИ.
Традиции, веками скреплявшие общества, сегодня столкнулись с вызовом со стороны науки. Будущее генофонда тюркских народов зависит от того, смогут ли они найти баланс между уважением к прошлому и ответственностью за здоровье грядущих поколений.





Комментарии ()